Европейский совет и Совет Европейского Союза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Европейский совет и Совет Европейского Союза институты ЕС, представляющие интересы государств-членов этой организации. Европейский совет возник в середине 1970-х годов в качестве регулярной встречи в верхах руководителей всех государств-членов (глав государств или правительств) с участием Председателя Комиссии. Совет Европейского Союза (Совет) функционирует с момента основания Европейских сообществ в 1950-е годы и объединяет представителей национальных правительств на министерском уровне.

Функции Европейского совета определяются следующим образом: давать Союзу необходимые «побудительные импульсы» для его развития и определять для него общие политические ориентиры и приоритеты (параграф 1 статьи 15 Договора о Европейском Союзе).

Упомянутые импульсы, ориентиры и приоритеты традиционно оформляются документом под названием «заключения» Европейского совета. Заключения принимаются по итогам каждой сессии Европейского совета, которые отныне должны проводиться не реже двух раз в полугодие.

Заключения Европейского совета не имеют юридически обязательной силы и не входят в систему правовых актов Союза. В то же время, вследствие высокого должностного положения членов Европейского совета эти документы на практике имеют огромную политическую роль и предопределяют дальнейшие шаги по развитию европейской интеграции.

Признание Европейского совета институтом ЕС послужило предпосылкой для наделения его полномочиями издавать правовые акты Союза в форме решений. Последние имеют юридически обязательную силу, но не должны быть направлены на унификацию или гармонизацию национального права государств-членов — в отличие от регламентов и директив ЕС.

В «новом» ЕС решениями Европейского совета определяются стратегические интересы и цели деятельности Союза на международной арене (внешнеполитической деятельности ЕС), а также специальные принципы и ориентиры для общей внешней политики и политики безопасности Союза (статьи 22 и 26 Договора о Европейском Союзе);

На усмотрение Европейского совета оставлено издание некоторых решений организационного характера, которые направлены на уточнение и дополнение правил учредительных документов ЕС и имеют для Союза конституционно-правовой характер.

Сюда относится, например, определение квот государств-членов при выборах Европарламента, системы ротации государств-членов после того, как Европейская комиссия будет включать граждан не всех стран ЕС или распространение полномочий Европейской прокуратуры на иные преступления помимо тех, которые непосредственно посягают на финансовые интересы ЕС (параграф 4 статьи 86 Договора о функционировании ЕС).

Европейскому совету также отводится ключевая роль в процедуре пересмотра учредительных документов ЕС. Именно на основании его решения будет производиться созыв специального «конвента», призванного разрабатывать проекты дальнейшего пересмотра Договора о Европейском Союзе и (или) Договора о функционировании Европейского Союза.

В рамках «упрощенных процедур пересмотра» (параграфы 6—7 статьи 48 Договора о Европейском Союзе) Европейскому совету предоставлено право самостоятельно, без созыва конвента и межправительственной конференции, принимать решения о пересмотре отдельных положений учредительных документов. Речь идет, во-первых, о нормах, касающиеся внутриполитической компетенции Союза (часть третья «Внутренняя политика и деятельность Союза» Договора о функционировании ЕС), во-вторых, о процедурных правилах.

В обоих указанных случаях решения Европейского совета должны быть подтверждены государствами-членами. В первом случае необходима последующая ратификация всеми странами ЕС, во втором достаточно молчаливого одобрения.

Лиссабонский договор также расширил возможности Европейского совета выступать в качестве арбитра по урегулированию разногласий между государствами-членами, в том числе разногласий при обсуждении проектов новых законодательных актов ЕС.

В отношении законопроектов по некоторым вопросам (например, координация режимов социального обеспечения или гармонизация уголовного и уголовно-процессуального права) представители государств-членов вправе требовать передачи их на рассмотрение Европейского совета. В этом случае нормативный акт может быть принят, только если Европейский совет поддержит его на основе консенсуса (то есть с одобрения руководителей всех стран ЕС). При отсутствии консенсуса законопроект может быть принят и получит обязательную силу лишь в отношении заинтересованных в нем государств-членов (в рамках механизма «продвинутого сотрудничества»).

Второй межправительственный институт ЕС Совет Европейского Союза (Совет) осуществляет более разнообразный круг задач тактического характера, относящихся к текущему управлению ЕС и правовому регулированию интеграционных процессов.

Учредительные документы «нового» Европейского Союза возложили на Совет четыре функции (параграф 1 статьи 16 Договора о Европейском Союзе):

· Законодательная функция;

· Бюджетная функция;

· Функция определения политики;

· Координационная функция.

Две последние функции тесно связаны друг с другом благодаря составу Совета как межправительственной инстанции. Именно в рамках этого института, состоящего из национальных министров разного профиля (иностранных дел, экономики и т. д.), производится координация действий правительств государств-членов и вырабатывается общая политика Союза в соответствующих областях.

Круг полномочий Совета в рамках указанных функций широк и разнообразен. Он затрагивает практически все сферы компетенции ЕС. С некоторыми оговорками к полномочиям Совета в рамках функции определения политики и координационной функции могут быть отнесены и такие его традиционные прерогативы, как:

· заключение международных соглашений (статья 218 Договора о функционировании ЕС);

· назначение членов ряда институтов и органов ЕС (члены Счетной палаты, Комитета регионов, судьи Трибунала по делам публичной службы и других специализированных трибуналов);

· применение мер, в том числе санкций к государствам-членам, допускающим серьезное и устойчивое нарушение демократических ценностей Союза (параграф 3 статьи 7 Договора о Европейском Союзе) или имеющим чрезмерный бюджетный дефицит (статья 126 Договора о функционировании ЕС);

· принятие документов нормативного или индивидуального характера, которые не относятся к законодательным актам ЕС (например, регламенты, директивы и решения по отдельным вопросам политики конкуренции ЕС) и др.

Состав Совета Европейского Союза основывается на равноправном представительстве правительств всех государств-членов ЕС (один представитель от каждого национального правительства).

В «новом» ЕС общим правилом принятия решений в Совете Европейского Союза становится квалифицированное большинство, сфера использования которого еще более возрастает. По вопросам своей внутренней процедуры, а также по некоторым другим вопросам организационно-процедурного характера (например, учреждение консультативных комитетов ЕС по вопросам занятости и социальной защиты) Совет принимает решения простым большинством, то есть абсолютным большинством от своего состава.

Пост Председателя Совета традиционно выступает одной из главных руководящих должностей Европейского Союза в целом, которая играет существенную роль, как во внутренней политике ЕС, так и в его международных отношениях. С момента основания Европейских сообществ в 1950-е председательство в Совете является прерогативой государств-членов в целом.

Государства-председатели Совета через своих министров или иных должностных лиц руководят заседаниями Совета, а равно его вспомогательными подразделениями (Комитет постоянных представителей правительств государств-членов, специальные комитеты и рабочие группы из национальных экспертов).

В «новом» ЕС пост Председателя Совета становится коллективной должностью. Ее совместно занимают сразу три государства-члена на протяжении 18 месяцев и с соответствующим распределением обязанностей между собой.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 241.