1. По соотношению компетенции Европейского Союза с компетенцией государств-членов:
· исключительная компетенция (полномочия могут осуществляться исключительно органами Союза);
· совместная компетенция (полномочия могут осуществляться и Европейским Союзом и государствами-членами, но в случае принятия Союзом нормативно-правового акта, государства-члены не могут издавать противоречащий ему акт);
· остаточная компетенция, предоставляемая государствам-членам (формируется по остаточному принципу, и детально не конкретизируется в учредительных договорах);
2. По направленности регулирования: внутренняя и внешняя компетенция Европейского Союза.
3. По особенностям реализации компетенции:
· компетенция, которая реализуется по типу международной организации (согласование воль государств-членов, необходимость единогласия для принятия решении, их равноправие и отсутствие «жестких» юридических механизмов принуждения). Наиболее характерным примером компетенции Европейского Союза, которая реализуется по типу международной организации, является Общая внешняя политика и политика безопасности.
· компетенция федеративного типа (наличие властных полномочий, возможность издавать нормативно-правовые акты, принятие решений большинством голосов, использование императивного и диспозитивного методов регулирования общественных отношений). В качестве основного примера федеративного типа компетенции Европейского Союза следует признать его компетенцию в рамках регулирования единого экономического пространства.
· компетенция переходного типа, сочетающая в себе черты первых двух типов компетенции. Примером компетенции переходного типа является компетенция Европейского Союза в области Сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правой сфере.
Принципы реализации компетенции Европейским Союзом
Наряду с положениями о категориях компетенции ЕС Лиссабонский договор осуществил систематизацию основных принципов компетенции Союза, регулирующих вопросы ее приобретения и реализации в жизнь.
Первый принцип получил название «принцип наделения компетенцией». В соответствии с этим принципом, указывающим на договорное происхождение Союза, компетенция ЕС проистекает от государств-членов. Именно государства-члены предоставляют компетенцию Союзу, делая это посредством учредительных документов, которые заключаются и изменяются с их общего согласия.
Второй принцип (принцип субсидиарности) служит отражением политической концепции, в соответствии с которой распределение компетенции и ответственности между разными уровнями политической власти должно строиться «снизу вверх», а не наоборот. Все проблемы, которые могут эффективно решаться на местном уровне, должны находиться в ведении муниципальных властей, наиболее близких к гражданам. Лишь в случае, если общественные проблемы имеют региональный, общегосударственный или «европейский» масштаб, то их решение должно быть отнесено к компетенции более крупных административно-территориальных образований, государства в целом или наднациональных инстанций Европейского Союза.
Систему основных принципов компетенции ЕС завершает принцип пропорциональности (соразмерности), закрепленный в параграфе 4 статьи 5 Договора о Европейском Союзе. Применительно к реализации компетенции Союза этот общеправовой принцип требует, чтобы действия ЕС по содержанию, форме и интенсивности предпринимаемых мер не выходили за рамки того, что является необходимым для достижения его целей.
В соответствии с принципом пропорциональности содержание и форма действий Союза не должны превосходить того, что необходимо для достижения целей Договора.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие компетенции Европейского Союза.
2. Внутренняя и внешняя компетенция Европейского Союза.
3. Виды и объем полномочий Европейского Союза.
4. Категории компетенции, определяемые учредительными договорами.
5. Исключительная компетенция Европейского Союза.
6. Совместная компетенция Европейского Союза с государствами-членами.
7. Основные принципы реализации компетенции Союза.
8. Значение принципа пропорциональности.
Рекомендуемые источники
1. Введение в право Европейского Союза : учеб. пособие для вузов / отв. ред. С. Ю. Кашкин. — М. : ЭКСМО, 2006. — 365 с.
2. Витвицкая, О. Право Европейского Союза / О. Витвицкая, Г. Горниг. — СПб. : Питер, 2005. — 256 с.
3. Капустин, А. Я. Европейский союз : интеграция и право : Монография / А. Я. Капустин. — М. : Изд-во РУДН, 2000. — 436 с.
4. Марченко, М .Н. Право Европейского Союза. Вопросы истории и теории : учеб. пособие / М. Н. Марченко. — М. : Проспект, 2010 — 432 с.
5. Право Европейского Союза : Учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. С. Ю. Кашкина. — М. : Юристъ, 2009. — 1054 с.
6. Топорнин, Б. Н. Европейское право : Учебник / Б. Н. Топорнин ; Ин-т гос-ва и права РАН. — М. : Юристъ, 2001. — 455 с.
Тема 6
Институты, органы, ведомства и учреждения Европейского Союза
Содержание
1.1 Понятие и структура институционного механизма Европейского Союза
1.2 Европейский парламент: состав, порядок формирования и внутренняя организация
1.3 Европейский совет и Совет Европейского Союза
1.4 Европейская комиссия: порядок формирования, полномочия
1.5 Судебная система Европейского Союза
1.6 Другие институты и консультативные органы Европейского Союза
Дата: 2016-10-02, просмотров: 221.