В России молодежь не торопится вступать в брак и регистрировать отношения, на сегодняшний день большое количество россиян предпочитают форму совместного проживания – сожительство. Такие браки (сожительства, свободные союзы) существовали всегда, но в последние десятилетия они встречаются все чаще и во многих западных странах становятся статистически значимой альтернативой официальной семье, основанной на зарегистрированном браке. Популярным становится «пробный» брак в возрасте 18-25 лет. При распространении сожительств сокращается число официальных заключенных браков и происходит увеличение среднего возраста вступления в брак.
Также, исходя из незарегистрированной формы совместного проживания людей, следует внебрачная рождаемость. Особую обеспокоенность специалистов повышение количества в последние десятилетия внебрачных детей. Россия находится по данному показателю уже впереди многих европейских стран.
В современном обществе происходит смена ценностных ориентаций, касающихся сторон семейной жизни, и само слово семья для многих уже не несет прежнего глубокого смысла.
Изменение структуры внутрисемейных отношений. Исторически сложилось так, что в большинстве культур женщины и мужчины выполняют разные роли в семье. Об этом свидетельствует, в частности, то, что среди молодого поколения и женщин, и мужчин в сравнении с «советским» гораздо реже встречаются такие стереотипы, как «долг каждой женщины быть матерью, а мужчины – отцом», «дети должны непременно жить с матерью после развода» и т.д.
Современные же тре6ования к отцовской роли значительно трансформировались. Нормативная модель современного отцовства предполагает гибкое сочетание роли кормильца и роли чуткого, компетентного наставника и друга ребенка и включает в себя, по меньшей мере, три функции: материального обеспечения; эмоциональной поддержки, участия в жизни детей. От отца ожидают эмоциональности, теплоты в отношениях с ребенком, большей вовлеченности в его жизнь. Это приводит к столкновению с традиционными стереотипами мужского поведения, а значит, увеличивает число про6лем и конфликтов при реализации отцовской роли.
Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере системы воспитания. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается количество детских внешкольных творческих учреждений, многие из них функционируют на платной основе, закрываются развивающие и реабилитационные центры для детей. Всё более острой становится проблема социализации, воспитания детей.
- Далее подводятся итоги, делаются выводы.
- Игра в мяч «Желаю тебе» (У кого мяч, тот бросает его своему однокласснику и при этом что-нибудь желает).
Список литературы
4. http://www.fw.ru/main.htm - Интернет-система «Мир семьи».
5. http://www.vospitanie-detey.ru - Энциклопедия семьи.
Занятие №5 «Трансформация института семьи»
Цель:просвещение учащихся по вопросам современного состояния института семьи и брака, управление процессом мышления учащихся и генерация идей по проблеме современной и традиционной семьи.
:
Форма занятия:дискуссия -«Шесть шляп мышления».
Средства:мяч, шесть картонных шляп, жребии.
Время проведения: 40 мин.
План занятия:
1. Приветствие «Мое настроение», «Что хорошего у меня произошло».
2. Повторение основных характеристик современной и традиционной семьи.
3. Методика «Шесть шляп»: переход от традиционной к современной модели
семьи: «+» и «-».
Для данного занятия класс разбивается на 2 подгруппы, и оно проводится в разное время (в одной шляпе может сидеть два человека), или некоторые учащиеся участвуют в обсуждении вопроса, остальные являются зрителями.
Ход занятия
–Здравствуйте, уважаемые ребята! Сейчас я буду бросать мячик, а вы, поймав его, скажите какое у вас настроение и, что хорошего произошло за то время, что мы не виделись.
– Назовите, пожалуйста, основные характеристики традиционной и современной семьи, почему произошел переход от одной модели семьи к другой?
– Давайте сядем в круг, и попробуем поразмышлять о происходящей на сегодняшний день ситуации с институтом семьи, о всех положительных и отрицательных моментах перехода от традиционной модели семьи к современной. Каждый из вас будет в образе шляпы.
– Прошу вас вытянуть жребий, на котором стоит пометка цвета шляпы. Если по характеру кому-то ближе не тот цвет, который достался, возможен обмен с другим участником обсуждений.
Методика «Шесть шляп мышления» автор – Эдвард де Боно.
Каждому учащемуся выдается листочек с расшифровкой его роли.
Белая шляпа. Это значит, что от него ожидается полная беспристрастность и объективность, призыв выкладывать лишь голые факты и цифры, как это делает компьютер или свидетель в суде. Нужно очистить свои высказывания от любых эмоций и легковесных суждений. Например: Переход к современной модели семьи повлек за собой следующие изменения – констатация фактов.
Черная шляпа предназначена для того, чтобы представлять все в черном свете. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться. Пример: Называет негативные последствия, которые привнесла современная модель семьи, обосновывая их.
«Миссия» черной шляпы – нанести на карту как можно больше зон риска.
Желтая шляпа – антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать (кстати, как и в случае с черной шляпой).
Но при этом мыслительный процесс в желтой шляпе непосредственно с творчеством не связан. Все изменения, нововведения, рассмотрение альтернатив происходят в зеленой шляпе.
Зеленая шляпа – это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы в сложившейся ситуации. В зеленой шляпе имеет смысл использовать методы латерального мышления. Пример: рассмотреть возможные пути поправки положения института современной семьи.
Синяя шляпа управляет процессом мышления, благодаря ей все действия участников стремятся к единой цели. Для этого существует руководитель или ведущий, он все время в синей шляпе. Подобно дирижеру, он управляет оркестром, дает команды надеть ту или иную шляпу. «Мне не нравится ваш подход к делу. Отложите-ка на время вашу черную шляпу и наденьте зеленую».
Красную шляпу надевают, чтобы группа могла выразить свои эмоции. Ведущий периодически предоставляет собравшимся возможность выпустить пар: «Наденьте-ка свою красную шляпу и скажите, что вы думаете о моем предложении». В отличие, скажем, от черной и желтой шляпы свои эмоции никак обосновывать не нужно. «Я думаю это полный абсурд и не правда».
После того как проблема рассмотрена со всех сторон и собран материал для анализа, пора надевать зеленую шляпу, чтобы генерировать идеи, которые могут усилить положительные моменты и нивелировать отрицательные. Руководитель, мысленно сидящий, в синей шляпе, внимательно контролирует процесс – не отклонилась ли группа от заданной темы, не ходят ли участники в двух шляпах одновременно, а также периодически разрешает им выпустить пар в красной шляпе. Новые идеи опять-таки анализируются в черной и желтой шляпе. А в конце подводится итог дискуссии. Таким образом, мыслительные потоки не пересекаются и не запутываются, как клубок шерсти.
Очередность
1 белая
2 черная
3 желтая
4 красная
5 зеленая
6 черная
7 желтая.
Подведение итогов, формулируется вывод.
Домашнее задание:
1. Найти, к следующему занятию, литературу (периодические издания), содержащую информацию о ранних браках (от 14 до 20 лет), проблемах, положительных аспектах, рождении ребенка в раннем возрасте и т.д.
Список литературы:
1. http://www.debono.ru/index.htm.
1. http://galactic.org.ua/Prostranstv1/pcix4.htm.
2. http://www.management.com.ua/hrm/hrm101.html.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 250.