Разработать самопрезентацию (немного о себе, своем жизненном «кредо», о своих умениях).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2. Написать сочинение «Мой идеал юноши/девушки» (перечислить качества, черты характера, умения, которыми должен обладать будущий супруг/супруга).

3. Привести примеры функций, которые выполняются в семье у учащихся (с жизненными примерами).

Сделать генеалогическое древо своей родословны.

5. Диагностика «Несуществующее животное», направленная на выявление личностных особенностей, помогающая учащимся в большей степени узнать себя (интерпретировать диагностику помогает педагог). Приложение 1

Опросник «Шкала любви и симпатии» (3. Рубин, модификация Л. Я. Гозмана и Ю. Е. Алешиной). Приложение 2

Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) А.Н. Волкова. Приложение 3

Тест для девушек: «Хорошей ли Вы будите женой?» Приложение 4

Ожидаемые результаты реализации элективного курса

Личность, обладающая системой знаний о брачно-семейных отношениях.

2. Сформированные практические умения учащихся, относящиеся к планированию семейного бюджета, составлению брачного договора.

Учащийся, способный анализировать жизненные ситуации и находить из них оптимальный выход.

Умение учащихся высказывать, обсуждать и доказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение.

Учащийся, обладающий знаниями о правах и обязанностях супругов.

Данный элективный курс был апробирован в 11-ом классе МОУ СОШ №64, г. Нижний Тагил, Свердловской области.

Занятия курса вызывали повышенный интерес учащихся, в связи с необычными формами их проведения. Именно включенность школьников в процесс проведения занятия, занимаемая ими активная позиция сделали занятия «живыми», продуктивными. Ребятам нравилось высказывать и доказывать свое собственное мнение, повышенный интерес вызвали такие занятия, как «проблемы трансформации института семьи», «планирование бюджета семьи», «супружеская совместимость», «права и обязанности супругов», «брачный договор: за или против?», «телегония «Закон Ритта» - закон о передачи наследственных признаков».

Для учащихся были ранее не знакомы некоторые активные формы проведения занятий, такие как «Шесть шляп мышления», дебаты, устный журнал, что позволяло еще в большей степени завоевывать внимание и повысить мотивацию учащихся к рассматриваемым проблемам.

На первых занятиях учащиеся чувствовали себя скованно, не могли обосновать свои высказывания, к концу же проведения элективного курса они охотно и свободно высказывали и доказывали свое мнение. Данный элективный курс позволил учащимся приобрести необходимые для создания собственной будущей семьи знания и умения. Если до этого школьники не задумывались вообще о своей семейной жизни, то проведенные занятия помогли ученикам с другой позиции посмотреть на свою родительскую семью, сформировать свою четкую позицию, определить собственный уровень готовности к созданию будущей семьи. Учащиеся активно писали записки по интересующим их вопросам в функционирующую психологическую почту. После урока ребята складывали записки в коробочку, далее психолог или социальный педагог вызывали их на индивидуальную беседу, содержащую ответ на поставленный ими вопрос, или данная проблема затрагивалась на уроке, относилась к теме занятий.

Данный курс, при его практической реализации, показал свою необходимость и значимость для школьников. Занятия помогли расширить кругозор учащихся по вопросам семьеведения, снять барьеры, связанные с обоснованием собственного мнения, стимулировали к размышлениям над вопросами семейных взаимоотношении, помогли учащимся в позиционировании себя в системе будущих брачно-семейных отношений.

Планы-конспекты занятий элективного курса

«Формирование готовности старшеклассников к семейной жизни»

Занятие №1 «Любовь – высшее человеческое чувство»

 

Цель: раскрыть личностную и социальную значимость любви как высшего человеческого чувства и важнейшей основы вступления в брак; подвести учащихся к размышлению о прекрасном чувстве, показать возможность любви как источника духовного обогащения человека.

Форма проведения:тренинг, решение и анализ ситуаций.

Средства:заранее подготовленный плакат (сердце с направляющими стрелками),стулья, поставленные по форме круга, листы бумаги (на человека 1 лист), прописанные на бумаге афоризмы.

Время проведения: 40 мин.

План занятия:

1. Знакомство с группой.

2. Понятие любовь и дружба.

3. Упражнение «Разговор пальчиками».

4. Разыгрывание ситуаций.

Ход занятия

­Все садятся в круг. Занятия начинается с игры «Снежный ком».

– Добрый день, ребята! Я буду проводить у вас необычный элективный курс, который называется «формирование готовности к семейной жизни». Для начала давайте познакомимся. Первый человек называет свое имя, рассказывает немного о себе и говорит нам какое у него сегодня настроение и чем оно вызвано, следующий учащийся повторяет, что сказал предыдущий и говорит свое и т.д. до последнего человека.

– Тема нашего занятия: Любовь – высшее человеческое чувство.

Ребята, назовите, какую любовь вы знаете, к кому, к чему?

Вывешивается плакат сердце со стрелками, в процессе рассуждения учащихся открываются правильные ответы, если они были произнесены.

 

Скажите, пожалуйста, что вы понимаете под каждым видом любви?

 

Материнская любовь - это любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к неимущему.

Любовь к Богу, вбирает в себя все другие виды любви, в том числе описанные выше, поскольку Бог в душе верующего означает Высшую Добродетель. Невозможно верить в Бога и не любить человека — его главное творение, равно как и обратное: любить — значит верить в Высшую Добродетель и в меру своих жизненных сил и возможностей стараться на деле ее реализовать в своем отношении к людям и к самому себе. Бог выступает как символ и воплощение принципов добра, справедливости, истины и любви, поэтому понятно появление у человека аналогичного чувства к нему.

Задание. Расположите, пожалуйста, виды любви по степени важности для вас, аргументируйте свой ответ.

– Ребята ответьте, пожалуйста, на вопрос что такое дружба?

Дружбу можно определить как положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. В отличие от любви, дружба — это в основном отношения между людьми одного и того же пола.
Давние друзья могут заранее предсказывать реакции и поведение друг друга в различных жизненных ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу придут в голову в том или ином эпизоде.

– Задание. Разделить лист бумаги на две части, в одной написать свое определение любви, в другой определение дружбы. Далее выявить есть ли в определениях что-либо общее. Аргументировать ответ..

Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею. (философский словарь)

Если дружба — первый акт душевного сближения людей, то любовь — заключительный, составляющий вершину человеческой интимности.

– Многие мыслители утверждают, что любовь начинается с дружбы.

Сейчас я вам зачитаю правила дружбы:

Ø помогать друг другу;

Ø не помнить долго обиду;

Ø делиться друг с другом;

Ø не мелочиться;

Ø доверять друг другу;

Ø защищать друг друга;

Ø быть терпимым;

Ø быть доброжелательным;

Ø уметь прощать;

Ø быть сдержанным;

Ø не завидовать;

Ø быть честным;

Ø быть преданным.

Скажите, у любящих друг друга людей должны присутствовать данные правила?

Значит, любящие люди должны быть в первую очередь друг другу друзьями.

Педагог читает стихотворение.

Она пришла негаданно, незвано,

Разрушив все

И все, построив вновь,

Преображая капли в океаны,

Всепобеждающая первая любовь.

Неясное все стало несомненным,

Стал шторм девятибалльным ветерком,

Любое море стало покалено

И расстояние любое - пустяком….

 

– Сейчас, я предлагаю вам вытянуть афоризм и попробовать объяснить его, рассказать про что он, с Вашей точки зрения, какую мысль автор хотел донести до нас?

1. Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,—

Потому что если не любил —

Значит, и не жил, и не дышал!

В.Высоцкий

2. Как получиться в мире так могло?

Забыв про смысл ее первопричинный,

Мы женщину сместили. Мы ее

унизили до равенства с мужчиной. (Е. Евтушенко)

 

3. Любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении. Сент-Экзюпери

5. Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит. Л. Толстой

6. Отношение к женщине - тончайший измеритель чести, совести, порядочности, благородства, высокая школа воспитания чуткости. (В.А. Сухомлинский).

7. Долг честного мужчины защищать женщину, а не пользоваться ее слабостью.

( А.М. Горький)

8. Я дышу и значит я люблю,
Я люблю и значит я живу.
Свежий ветер избранных пленил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал.
Потому что, если б не любил
Значит бы не жил,
Значит, не дышал. В.Высоцкой.

Упражнение «Разговор пальчиками».Вы сидите по кругу, соедините пожалуйста руки, закройте глаза. Сейчас мы будем разговаривать пальчиками. Главное слушайте мои слова и старайтесь их передать партнёру пальчиками.

«Наши пальчики встретились, познакомились, начали общаться. Они заинтересовались друг другом, начали рассказывать о себе, договариваются о встрече. Пальчики разругались, бранятся, обиделись, они хотят помириться, делают первый шаг, прощают друг друга, радуются».

Обратная связь:

1. Что вы чувствовали, какие эмоции вызывало у вас знакомство пальчиков?

2. Опишите свои чувства, когда они начали ругаться?

3. Что вы чувствовали, какие эмоции вызывало у вас примирение?

– Сейчас я вам предлагаю разыграть ситуации:

1. Вы опаздываете в театр. Ваша спутница в красивом светлом платье. Вдруг проезжающая машина обрызгала девушку. Ваши действия.

2. Вы гуляете по парку зимним вечером, неожиданно на девушку с дерева обрушился ком снега, она смущена, косметика размазалась, шапка упала, волосы растрепались. Ваши действия.

3. Во время прогулки ваша спутница неожиданно подвернула ногу. Ваши действия?

4. Молодой человек забыл билеты в театр, стоите уже рядом с театром.

– Ребята наше занятие подошло к концу, скажите, что вы узнали нового на занятии, по очереди.

Домашнее задание

1. Написать «Мой идеал юноши (девушки)» (перечислить качества, которыми должен обладать будущий супруг/супруга).

2. Сделать «Самопрезентацию» на компьютере.

 

Список литературы:

1. Кузнецова Н.В. Подготовка к семейной жизни. – Н. Салда: 1999 г, 85 с.

2. Ермолаева С.С. Любовью дорожить умейте // Классный руководитель// №1, 2007 г. С 41-49.

Занятие № 2 «Любовь и влюбленность – не ошибись!»

Цель: ознакомить учащихся с отличительными особенностями любви и влюбленности, научить различать два похожих друг на друга чувства.

:

Форма работы:тренинг

Средства:резиновый мячик, листы бумаги по количеству человек.

Время проведения:40 мин.

План занятия:

1. Приветствие.

2. Признаки «любви» и «влюбленности».

3. Задание «Мои достоинства и недостатки».

4. Упражнение «Пожелай мне удачи».

Ход занятия

– Здравствуйте, уважаемые ребята! (все садятся в круг) Сейчас мы поиграем в игру «Как дела?», я вам буду бросать мячик, а вы, поймав его, говорите какое у Вас сегодня настроение и что хорошего произошло за неделю, затем бросаете мячик своему однокласснику, и так пока все не ответят.

– Тема нашего занятия «Любовь или влюблённость».

Древнегреческие философы утверждали: «Влечения человека имеют три источника– душу, разум, тело». Влечение души порождает дружбу (друг никогда не подведет, не предаст, всегда придет на помощь). Влечение ума – уважение (это признание прав другого человека, мыслить и поступать самостоятельно). Влечение тела – желание… Соединение этих трех влечений порождает настоящую любовь.

– Иногда молодые люди путают два схожих чувства: любовь и влюбленность.

Как вы считаете, чем отличаются друг от друга «любовь» и «влюбленность»?

Между данными понятиями имеются свойственные различия, сейчас мы их рассмотрим.

На доске две колонки: «любовь» и «влюбленность».

Признаки влюбленности:

1. Эгоизм. Влюбленность часто является проявлением эгоизма. Человек стремиться подобрать для себя самое лучшее. Например, мужчина выбирает женщину самую красивую, стройную, умную и наоборот женщина выбирает сильного, храброго, умного, богатого мужчину, чтобы подруги завидовали. Соответственно на таком чувстве крепкая семья быть построена, не может, и отношения быстро прекращаются, т.к. нет чувств, и хочется все лучшего и лучшего.

2. Влюбленность во что-то. Человек влюбляется в лицо, ум или веселый характер. Многим мужчинам нравится женщина из-за фигуры, но фигура имеет свойство со временем меняться, особенно после родов. Тогда и вся «любовь» проходит.

3. Пылкость чувств. Николай Васильевич Гоголь утверждал, что глубина переживания, внутренняя сила чувств никак не зависят от силы их внешнего проявления. Как правило, влюбленность характеризует пылкость чувств, многословие. Истинное же чувство любви, как правило, выглядит тихо, скромно, неприметно.

Проявления у человека данных качеств, характеризует, как правило,

влюбленность.

Отличительные признаки «любви» и «влюбленности»:

1. При влюбленности роман начинается очень быстро, при любви медленно.

2. При влюбленности больший интерес вызывают внешние качества человека, при любви индивидуальность и вся личность человека.

3. Влюбленность не выдерживает разлук и расстояний, а настоящая любовь в большинстве случаев становится даже крепче.

4. При влюбленности мало чувства целостности, в основном проявляется эгоцентризм, а при любви человек думает за двоих, как одно целое с супругом.

– Один из признаков любви - это умение принять человека таким какой он есть, с его недостатками и достоинствами. А каждый ли человек сам умеет принимать свои недостатки и как-то с ними бороться?

– Задание. Перед Вами лист бумаги, расчертите его на две половины. В первой колонке перечислите все свои недостатки, касающиеся вашего «внутреннего мира» (не менее 3). Не жалейте себя, не стесняйтесь, у каждого человека есть недостатки и в этом ничего страшного нет, чтобы от них избавиться нужно сначала понять, что они у Вас есть.

Далее во второй колонке, напротив каждого недостатка напишите достоинство, перечислите все свои достоинства.

Взгляните на свои недостатки и напишите, что можно сделать, чтобы их не стало.

Сидя в кругу, учащиеся могут назвать один недостаток и способ его решения, все корректно выслушивают, по возможности предлагают другие варианты в решении вопросов. Далее все берут в руки листок, разрывают и выкидывают его, вместе с недостатками.

– Обратная связь:

1. Были ли трудности в выполнении упражнения.

2. Стало ли легче, когда выбросили лист бумаги с недостатками.

3. Сможете ли вы преодолеть выявленные в себе недостатки.

– Сейчас я вам прочитаю историю, а вы должны определить о любви или влюбленности в ней говориться.

(рассказ).

– Сидя в кругу, ребята бросают друг другу мяч, при этом высказывают пожелания друг другу.

– Спасибо за занятие, ребята, до свидания!

Список литературы:

1. Фисиенко Л. А. Семейное право Российской Федерации: учебное пособие для учащихся юридических факультетов колледжей и средних специальных учебных заведений. Ростов н/Д: «Феникс», 2001 г.–320 стр. (91-97)

2. Семейный кодекс Российской Федерации. Екатеринбург: Ажур, 2009 г. – 74 стр.

3. Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации. Отв. ред. Кузнецова И.М.. М.: Юристъ, 2000 г. – 567 стр.

4. Грудцына Л.Ю. Семейное право: в таблицах и схемах с комментариями. – М.: Эксмо, 2006 г. – 256 с. (38-41)

5. Мурадьян Э.М. Образцы гражданско-правовых документов. М.: Юристъ, 2001 г. – 764 с . ( 393 - 400 с.)

1. Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации. Отв. ред. Кузнецова И.М.. М.: Юристъ, 2000 г. – 567 стр.

1. Гребенников И.В. Этика и психология семейной жизни.– М.: Просвещение, 1984 г 256 с.(121 с.)

1. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. М.: Владос 2006 г. стр. 102-106.

2. Татарникова Л.Г. Нетрадиционные методики обучения в практике преподавания школьного интегрированного курса «Этика и психология семейных отношений». – Ленинград: Ленинградский городской институт усовершенствования учителей, 1991 г. стр. 48-52

Журнал Воспитание школьников Илья Шугаев Избранник один и на всю жизнь (беседа 2) Как вступить в брак? № 4, 2006 г. стр. 40

1. Белкин А.С., Катаев А.В., Попков К.В. Нравственность. Здоровье. Семья. Екатеринбург: Урал 2001, 320 стр.

2. Бестужев С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников. Воспитание школьников.– Москва, 2008, №10. – С. 6-15.

3. Н. Ю. Егорова. Современная семья. Социально-гуманитарные знания 2008 № 4. – С. 44

Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании Россиян

1. (по данным социологических опросов) //Воспитание школьников №10, 2008 г. С 9-14.

1. Шугаев И. «Избранник один на всю жизнь» //Воспитание школьников// стр.58-61

2. Чемекова Е. «Я не жертвую собой – я люблю!» //Воспитание школьников// стр. 50-55

3. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий. / авт. сост. Ю.А Голубева и др. –Волгоград: Учитель, 209 г., –206 с. (62 с)








Дата: 2016-10-02, просмотров: 237.