Программа элективного курса «Формирование готовности старшеклассников к семейной жизни»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разработать самопрезентацию (немного о себе, своем жизненном «кредо», о своих умениях).

2. Написать сочинение «Мой идеал юноши/девушки» (перечислить качества, черты характера, умения, которыми должен обладать будущий супруг/супруга).

3. Привести примеры функций, которые выполняются в семье у учащихся (с жизненными примерами).

Сделать генеалогическое древо своей родословны.

5. Диагностика «Несуществующее животное», направленная на выявление личностных особенностей, помогающая учащимся в большей степени узнать себя (интерпретировать диагностику помогает педагог). Приложение 1

Опросник «Шкала любви и симпатии» (3. Рубин, модификация Л. Я. Гозмана и Ю. Е. Алешиной). Приложение 2

Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) А.Н. Волкова. Приложение 3

Тест для девушек: «Хорошей ли Вы будите женой?» Приложение 4

Ожидаемые результаты реализации элективного курса

Личность, обладающая системой знаний о брачно-семейных отношениях.

2. Сформированные практические умения учащихся, относящиеся к планированию семейного бюджета, составлению брачного договора.

Учащийся, способный анализировать жизненные ситуации и находить из них оптимальный выход.

Умение учащихся высказывать, обсуждать и доказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение.

Учащийся, обладающий знаниями о правах и обязанностях супругов.

Данный элективный курс был апробирован в 11-ом классе МОУ СОШ №64, г. Нижний Тагил, Свердловской области.

Занятия курса вызывали повышенный интерес учащихся, в связи с необычными формами их проведения. Именно включенность школьников в процесс проведения занятия, занимаемая ими активная позиция сделали занятия «живыми», продуктивными. Ребятам нравилось высказывать и доказывать свое собственное мнение, повышенный интерес вызвали такие занятия, как «проблемы трансформации института семьи», «планирование бюджета семьи», «супружеская совместимость», «права и обязанности супругов», «брачный договор: за или против?», «телегония «Закон Ритта» - закон о передачи наследственных признаков».

Для учащихся были ранее не знакомы некоторые активные формы проведения занятий, такие как «Шесть шляп мышления», дебаты, устный журнал, что позволяло еще в большей степени завоевывать внимание и повысить мотивацию учащихся к рассматриваемым проблемам.

На первых занятиях учащиеся чувствовали себя скованно, не могли обосновать свои высказывания, к концу же проведения элективного курса они охотно и свободно высказывали и доказывали свое мнение. Данный элективный курс позволил учащимся приобрести необходимые для создания собственной будущей семьи знания и умения. Если до этого школьники не задумывались вообще о своей семейной жизни, то проведенные занятия помогли ученикам с другой позиции посмотреть на свою родительскую семью, сформировать свою четкую позицию, определить собственный уровень готовности к созданию будущей семьи. Учащиеся активно писали записки по интересующим их вопросам в функционирующую психологическую почту. После урока ребята складывали записки в коробочку, далее психолог или социальный педагог вызывали их на индивидуальную беседу, содержащую ответ на поставленный ими вопрос, или данная проблема затрагивалась на уроке, относилась к теме занятий.

Данный курс, при его практической реализации, показал свою необходимость и значимость для школьников. Занятия помогли расширить кругозор учащихся по вопросам семьеведения, снять барьеры, связанные с обоснованием собственного мнения, стимулировали к размышлениям над вопросами семейных взаимоотношении, помогли учащимся в позиционировании себя в системе будущих брачно-семейных отношений.

Планы-конспекты занятий элективного курса

«Формирование готовности старшеклассников к семейной жизни»

Занятие №1 «Любовь – высшее человеческое чувство»

 

Цель: раскрыть личностную и социальную значимость любви как высшего человеческого чувства и важнейшей основы вступления в брак; подвести учащихся к размышлению о прекрасном чувстве, показать возможность любви как источника духовного обогащения человека.

Форма проведения:тренинг, решение и анализ ситуаций.

Средства:заранее подготовленный плакат (сердце с направляющими стрелками),стулья, поставленные по форме круга, листы бумаги (на человека 1 лист), прописанные на бумаге афоризмы.

Время проведения: 40 мин.

План занятия:

1. Знакомство с группой.

2. Понятие любовь и дружба.

3. Упражнение «Разговор пальчиками».

4. Разыгрывание ситуаций.

Ход занятия

­Все садятся в круг. Занятия начинается с игры «Снежный ком».

– Добрый день, ребята! Я буду проводить у вас необычный элективный курс, который называется «формирование готовности к семейной жизни». Для начала давайте познакомимся. Первый человек называет свое имя, рассказывает немного о себе и говорит нам какое у него сегодня настроение и чем оно вызвано, следующий учащийся повторяет, что сказал предыдущий и говорит свое и т.д. до последнего человека.

– Тема нашего занятия: Любовь – высшее человеческое чувство.

Ребята, назовите, какую любовь вы знаете, к кому, к чему?

Вывешивается плакат сердце со стрелками, в процессе рассуждения учащихся открываются правильные ответы, если они были произнесены.

 

Скажите, пожалуйста, что вы понимаете под каждым видом любви?

 

Материнская любовь - это любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к неимущему.

Любовь к Богу, вбирает в себя все другие виды любви, в том числе описанные выше, поскольку Бог в душе верующего означает Высшую Добродетель. Невозможно верить в Бога и не любить человека — его главное творение, равно как и обратное: любить — значит верить в Высшую Добродетель и в меру своих жизненных сил и возможностей стараться на деле ее реализовать в своем отношении к людям и к самому себе. Бог выступает как символ и воплощение принципов добра, справедливости, истины и любви, поэтому понятно появление у человека аналогичного чувства к нему.

Задание. Расположите, пожалуйста, виды любви по степени важности для вас, аргументируйте свой ответ.

– Ребята ответьте, пожалуйста, на вопрос что такое дружба?

Дружбу можно определить как положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. В отличие от любви, дружба — это в основном отношения между людьми одного и того же пола.
Давние друзья могут заранее предсказывать реакции и поведение друг друга в различных жизненных ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу придут в голову в том или ином эпизоде.

– Задание. Разделить лист бумаги на две части, в одной написать свое определение любви, в другой определение дружбы. Далее выявить есть ли в определениях что-либо общее. Аргументировать ответ..

Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею. (философский словарь)

Если дружба — первый акт душевного сближения людей, то любовь — заключительный, составляющий вершину человеческой интимности.

– Многие мыслители утверждают, что любовь начинается с дружбы.

Сейчас я вам зачитаю правила дружбы:

Ø помогать друг другу;

Ø не помнить долго обиду;

Ø делиться друг с другом;

Ø не мелочиться;

Ø доверять друг другу;

Ø защищать друг друга;

Ø быть терпимым;

Ø быть доброжелательным;

Ø уметь прощать;

Ø быть сдержанным;

Ø не завидовать;

Ø быть честным;

Ø быть преданным.

Скажите, у любящих друг друга людей должны присутствовать данные правила?

Значит, любящие люди должны быть в первую очередь друг другу друзьями.

Педагог читает стихотворение.

Она пришла негаданно, незвано,

Разрушив все

И все, построив вновь,

Преображая капли в океаны,

Всепобеждающая первая любовь.

Неясное все стало несомненным,

Стал шторм девятибалльным ветерком,

Любое море стало покалено

И расстояние любое - пустяком….

 

– Сейчас, я предлагаю вам вытянуть афоризм и попробовать объяснить его, рассказать про что он, с Вашей точки зрения, какую мысль автор хотел донести до нас?

1. Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,—

Потому что если не любил —

Значит, и не жил, и не дышал!

В.Высоцкий

2. Как получиться в мире так могло?

Забыв про смысл ее первопричинный,

Мы женщину сместили. Мы ее

унизили до равенства с мужчиной. (Е. Евтушенко)

 

3. Любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении. Сент-Экзюпери

5. Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит. Л. Толстой

6. Отношение к женщине - тончайший измеритель чести, совести, порядочности, благородства, высокая школа воспитания чуткости. (В.А. Сухомлинский).

7. Долг честного мужчины защищать женщину, а не пользоваться ее слабостью.

( А.М. Горький)

8. Я дышу и значит я люблю,
Я люблю и значит я живу.
Свежий ветер избранных пленил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал.
Потому что, если б не любил
Значит бы не жил,
Значит, не дышал. В.Высоцкой.

Упражнение «Разговор пальчиками».Вы сидите по кругу, соедините пожалуйста руки, закройте глаза. Сейчас мы будем разговаривать пальчиками. Главное слушайте мои слова и старайтесь их передать партнёру пальчиками.

«Наши пальчики встретились, познакомились, начали общаться. Они заинтересовались друг другом, начали рассказывать о себе, договариваются о встрече. Пальчики разругались, бранятся, обиделись, они хотят помириться, делают первый шаг, прощают друг друга, радуются».

Обратная связь:

1. Что вы чувствовали, какие эмоции вызывало у вас знакомство пальчиков?

2. Опишите свои чувства, когда они начали ругаться?

3. Что вы чувствовали, какие эмоции вызывало у вас примирение?

– Сейчас я вам предлагаю разыграть ситуации:

1. Вы опаздываете в театр. Ваша спутница в красивом светлом платье. Вдруг проезжающая машина обрызгала девушку. Ваши действия.

2. Вы гуляете по парку зимним вечером, неожиданно на девушку с дерева обрушился ком снега, она смущена, косметика размазалась, шапка упала, волосы растрепались. Ваши действия.

3. Во время прогулки ваша спутница неожиданно подвернула ногу. Ваши действия?

4. Молодой человек забыл билеты в театр, стоите уже рядом с театром.

– Ребята наше занятие подошло к концу, скажите, что вы узнали нового на занятии, по очереди.

Домашнее задание

1. Написать «Мой идеал юноши (девушки)» (перечислить качества, которыми должен обладать будущий супруг/супруга).

2. Сделать «Самопрезентацию» на компьютере.

 

Список литературы:

1. Кузнецова Н.В. Подготовка к семейной жизни. – Н. Салда: 1999 г, 85 с.

2. Ермолаева С.С. Любовью дорожить умейте // Классный руководитель// №1, 2007 г. С 41-49.

Занятие № 2 «Любовь и влюбленность – не ошибись!»

Цель: ознакомить учащихся с отличительными особенностями любви и влюбленности, научить различать два похожих друг на друга чувства.

:

Форма работы:тренинг

Средства:резиновый мячик, листы бумаги по количеству человек.

Время проведения:40 мин.

План занятия:

1. Приветствие.

2. Признаки «любви» и «влюбленности».

3. Задание «Мои достоинства и недостатки».

4. Упражнение «Пожелай мне удачи».

Ход занятия

– Здравствуйте, уважаемые ребята! (все садятся в круг) Сейчас мы поиграем в игру «Как дела?», я вам буду бросать мячик, а вы, поймав его, говорите какое у Вас сегодня настроение и что хорошего произошло за неделю, затем бросаете мячик своему однокласснику, и так пока все не ответят.

– Тема нашего занятия «Любовь или влюблённость».

Древнегреческие философы утверждали: «Влечения человека имеют три источника– душу, разум, тело». Влечение души порождает дружбу (друг никогда не подведет, не предаст, всегда придет на помощь). Влечение ума – уважение (это признание прав другого человека, мыслить и поступать самостоятельно). Влечение тела – желание… Соединение этих трех влечений порождает настоящую любовь.

– Иногда молодые люди путают два схожих чувства: любовь и влюбленность.

Как вы считаете, чем отличаются друг от друга «любовь» и «влюбленность»?

Между данными понятиями имеются свойственные различия, сейчас мы их рассмотрим.

На доске две колонки: «любовь» и «влюбленность».

Признаки влюбленности:

1. Эгоизм. Влюбленность часто является проявлением эгоизма. Человек стремиться подобрать для себя самое лучшее. Например, мужчина выбирает женщину самую красивую, стройную, умную и наоборот женщина выбирает сильного, храброго, умного, богатого мужчину, чтобы подруги завидовали. Соответственно на таком чувстве крепкая семья быть построена, не может, и отношения быстро прекращаются, т.к. нет чувств, и хочется все лучшего и лучшего.

2. Влюбленность во что-то. Человек влюбляется в лицо, ум или веселый характер. Многим мужчинам нравится женщина из-за фигуры, но фигура имеет свойство со временем меняться, особенно после родов. Тогда и вся «любовь» проходит.

3. Пылкость чувств. Николай Васильевич Гоголь утверждал, что глубина переживания, внутренняя сила чувств никак не зависят от силы их внешнего проявления. Как правило, влюбленность характеризует пылкость чувств, многословие. Истинное же чувство любви, как правило, выглядит тихо, скромно, неприметно.

Проявления у человека данных качеств, характеризует, как правило,

влюбленность.

Отличительные признаки «любви» и «влюбленности»:

1. При влюбленности роман начинается очень быстро, при любви медленно.

2. При влюбленности больший интерес вызывают внешние качества человека, при любви индивидуальность и вся личность человека.

3. Влюбленность не выдерживает разлук и расстояний, а настоящая любовь в большинстве случаев становится даже крепче.

4. При влюбленности мало чувства целостности, в основном проявляется эгоцентризм, а при любви человек думает за двоих, как одно целое с супругом.

– Один из признаков любви - это умение принять человека таким какой он есть, с его недостатками и достоинствами. А каждый ли человек сам умеет принимать свои недостатки и как-то с ними бороться?

– Задание. Перед Вами лист бумаги, расчертите его на две половины. В первой колонке перечислите все свои недостатки, касающиеся вашего «внутреннего мира» (не менее 3). Не жалейте себя, не стесняйтесь, у каждого человека есть недостатки и в этом ничего страшного нет, чтобы от них избавиться нужно сначала понять, что они у Вас есть.

Далее во второй колонке, напротив каждого недостатка напишите достоинство, перечислите все свои достоинства.

Взгляните на свои недостатки и напишите, что можно сделать, чтобы их не стало.

Сидя в кругу, учащиеся могут назвать один недостаток и способ его решения, все корректно выслушивают, по возможности предлагают другие варианты в решении вопросов. Далее все берут в руки листок, разрывают и выкидывают его, вместе с недостатками.

– Обратная связь:

1. Были ли трудности в выполнении упражнения.

2. Стало ли легче, когда выбросили лист бумаги с недостатками.

3. Сможете ли вы преодолеть выявленные в себе недостатки.

– Сейчас я вам прочитаю историю, а вы должны определить о любви или влюбленности в ней говориться.

(рассказ).

– Сидя в кругу, ребята бросают друг другу мяч, при этом высказывают пожелания друг другу.

– Спасибо за занятие, ребята, до свидания!

Список литературы:

1. Фисиенко Л. А. Семейное право Российской Федерации: учебное пособие для учащихся юридических факультетов колледжей и средних специальных учебных заведений. Ростов н/Д: «Феникс», 2001 г.–320 стр. (91-97)

2. Семейный кодекс Российской Федерации. Екатеринбург: Ажур, 2009 г. – 74 стр.

3. Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации. Отв. ред. Кузнецова И.М.. М.: Юристъ, 2000 г. – 567 стр.

4. Грудцына Л.Ю. Семейное право: в таблицах и схемах с комментариями. – М.: Эксмо, 2006 г. – 256 с. (38-41)

5. Мурадьян Э.М. Образцы гражданско-правовых документов. М.: Юристъ, 2001 г. – 764 с . ( 393 - 400 с.)

1. Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации. Отв. ред. Кузнецова И.М.. М.: Юристъ, 2000 г. – 567 стр.

1. Гребенников И.В. Этика и психология семейной жизни.– М.: Просвещение, 1984 г 256 с.(121 с.)

1. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. М.: Владос 2006 г. стр. 102-106.

2. Татарникова Л.Г. Нетрадиционные методики обучения в практике преподавания школьного интегрированного курса «Этика и психология семейных отношений». – Ленинград: Ленинградский городской институт усовершенствования учителей, 1991 г. стр. 48-52

Журнал Воспитание школьников Илья Шугаев Избранник один и на всю жизнь (беседа 2) Как вступить в брак? № 4, 2006 г. стр. 40

1. Белкин А.С., Катаев А.В., Попков К.В. Нравственность. Здоровье. Семья. Екатеринбург: Урал 2001, 320 стр.

2. Бестужев С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников. Воспитание школьников.– Москва, 2008, №10. – С. 6-15.

3. Н. Ю. Егорова. Современная семья. Социально-гуманитарные знания 2008 № 4. – С. 44

Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании Россиян

1. (по данным социологических опросов) //Воспитание школьников №10, 2008 г. С 9-14.

1. Шугаев И. «Избранник один на всю жизнь» //Воспитание школьников// стр.58-61

2. Чемекова Е. «Я не жертвую собой – я люблю!» //Воспитание школьников// стр. 50-55

3. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий. / авт. сост. Ю.А Голубева и др. –Волгоград: Учитель, 209 г., –206 с. (62 с)

План занятия

1. История создания семьи.

2. Зачем нам нужна семья? (мозговой штурм)

3. Функции семьи.

Занятие сопровождается презентацией.

Ход занятия

– Здравствуйте ребята, тема нашего занятия сегодня: Семья, ее назначение и функции. Вы становитесь год от года взрослее, и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.

Для начала возьмите, пожалуйста, у меня со стола сердечко, цвет которого вам сегодня по душе и оставьте его у себя до конца занятия.

Сейчас я хотела бы прочитать Вам историю, которая раскроет вам актуальность изучаемого элективного курса. (Зачитывается история девушки, которая столкнулась в семейной жизни с рядом проблем, которые в дальнейшем привели брак к разводу. Девушка в своей истории жизни указывает на актуальность подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. «Если бы меня заранее научили и рассказали, я бы смогла сохранить брак» - говорит героиня.)

– Сегодня наш урок пройдет в форме устного журнала.

И первая рубрика – история создания семьи (слайд презентации)

В ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к своему Дому. На протяжении всей жизни люди стремятся найти свою вторую половину. Некоторые изначально пытаются построить карьеру, для того чтобы их дети жили в достатке, а кто-то очень рано вступает в брачные отношения. Так посмотрим, как все начиналось.

Славянское слово “семья” родилось во времена Древней Руси. Есть несколько толкований его происхождения. Связывают его и со словом “семя”, от которого зарождается новая жизнь, и с понятием “я”, повторенного семь раз: родители супруга, родители супруги – это четверо, сами супруги – ещё двое и ребёнок. “Семья – я. То есть я повторён в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Потому что издавна цифра “семь” считается цифрой многозначительной и особо счастливой, потому как означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Основные исторические формы семьи: (презентация)

  • эндогамия (брачные связи внутри группы, рода);
  • групповой брак (мужчины определенного рода/группы являются коллективными супругами женщин другой группы/рода);
  • полигамия – многобрачие (полигиния- многоженство, полиандрия – многомужество);
  • моногамия (один муж и одна жена), возникла в первобытное общество и стала нормой брака;

Типы семьи:

1. Сложная (многопоколенная, традиционная) – семья в которой совместно проживают представители нескольких поколений: бабушки, дедушки, дети, внуки, данный тип семьи был характерен до 70-х годов ХХ века.

2. Простая (нуклеарная) – семья, состоящая из двух поколений: супруги и их дети.

Отношение к семье в нашей стране было разным. До 1917 г. семья существовала не вызывая не у кого особо пристального интереса. Проблемами рождаемости никто не озадачивался: Бог дал, Бог взял. Но бездетная семья считалась несчастной и явно наказанной Богом.

Гражданская война и эмиграция развали или физически уничтожили 10 млн. семей из примерно 50 млн., насчитавшихся до этих трагических событий. Каждая пятая семья оказалась похоронена революцией. Сотни тысяч беспризорных детей стали теми «кирпичиками», из которых стало строиться новое общество.

Когда начались массовые репрессии, семья бала признана «ячейкой общества». «Ячейки» убирали полностью: мужа посылали в один лагерь, жену в другой, а ребенка в третий, так, чтобы они больше не встретились. Спастись можно было только ценой предательства – отречения от семьи. В этот период времени все члены семьи несли ответ за своих родственников, т.е. сын за отца. дед за внука и т.д. И таким образом людям пришлось замалчивать свою семью. Советских людей научили бояться семейных связей, которые также как и происхождение, зачастую определяли судьбу человека. Создание семьи автоматически уменьшало возможность сделать карьеру и жить полноценной жизнью. Но все-таки люди не отошли от нормального образа жизни, в котором человек должен жить в семье и рожать детей.

Далее обнаружилось, что раскрепощенные женщины стали меньше рожать, а абортов делать значительно больше. Решили запретить аборты. За аборт полагалось уголовное наказание – 3 года лишение свободы. (1936 г.) Через 20 лет потеряв сотни тысяч женщин – жертв подпольных абортов или каторжной работы в лагерях, власти разрешили вновь аборты.

С 1936 г. детям родившимся в не зарегистрированном браке, в графе отец ставили прочерк. Родит ребенка в не брака было постыдно и осуждалось всем обществом.

В это же время появилась традиция жаловаться на своих мужей/жен в местком и партком. Жизнь в семье перестала быть личным делом каждого, теперь она стала делом общественным.

На сегодняшний день как вы видите, ситуация координально изменилась. Матери-одиночки стали вполне естественным явлением, распространена форма «гражданского сожительства», неполных семей становится год от года больше, молодежь развращается, люди предпочитают в начале построить карьеру, а только потом заводить семью и т.д.

Рубрика №3 - Функции семьи

Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции.

– Сейчас ребята давайте разгадаем кроссворд, из ответов которого вы узнаете функции выполняемые семьей в процессе свой жизнедеятельности (все ответы в имени прилагательном).

Каждому ребенку выдается кроссворд с вопросами.

                                                           
                                                             
                                                           
                                                             
                                                           
                                                             
                                                           
                                                           
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                           
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                           
                                                             
                                                             
                                                             

Вопросы:

1. Биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода (репродуктивная).

2. Духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воздействие на каждого члена в течение всей жизни; состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества (воспитательная).

3. Получение материальных средств одних членов семьи для других, поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества (экономическая).

4. Удовлетворение ее членами потребнос­тей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологичес­кой защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию чле­нов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья (эмоциональная).

5. Организация рационального отдыха, взаимообогащение интересов (досуговая).

6. Удовлетворение потребно­стей в совместном проведении досуга, взаимном нравственном обогащении, она играет значительную роль в развитии членов общества (духовная).

7. Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи ее же называют бытовой (хозяйственная).

8. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами (социализации).

 

– Далее каждому учащемуся выдается карточка с заданием.

Вам предлагаются различные семейные дела, занятия. Определите, какие из них относятся к хозяйственным (Х), воспитательным (В), психологическим (П) функциям.

 

Соответственно поставьте напротив каждой функции знак (Х), (В), или (П)

№ п/п Содержание семейных дел Вид функции
1. Уборка квартиры х
2. Проверка домашнего задания у ребенка в
3. Мытье посуды х
4. Обсуждение с членами семьи событий дня п
5. Приготовление обеда х
6. Игры с ребенком в
7. Сочувствие тому, у кого неприятности п
8. Чтение книги (сыну, дочери) в
9. Доставка продуктов х
10. Разговор с сыном (дочерью) о взаимоотношениях со сверстниками в
11. Уход за цветами х
12. Благодарность супруга за помощь п
13. Просмотр и обсуждение с ребенком телефильма в
14. Уход за домашними животными х
15. Похвала за хорошо выполненное дело в

 

Обсуждение, количество ошибок.

– Далее учащимся предлагается, по желанию поменять цвет сердечек, и озвучивается значение каждого цвета, т.е. его настроение.

Цвета:

  • Красный (восторг)
  • Оранжевый (радость, тепло)
  • Желтый (светлое, приятное)
  • Зеленый (спокойствие)
  • Синий (грустное, неудовлетворенное)
  • Фиолетовый (тревожное, напряженное)
  • Черный (упадок, уныние)

Педагог сможет отследить, с каким настроением ребенок пришел к нему на занятие, и с каким уходит.

Домашнее задание

Привести примеры выполняемых функций в семье учащегося.

 

Список литературы:

2. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006 г – 10-16 с.

3. Бестужев С. Семья в нашей стране:историческая правда //Воспитание школьников №10, 2008 г. С 6-9.

4.

План занятия

1. Работа в группах.

2. Выступление, обсуждение результатов.

 

Ход занятия

-Здравствуйте ребята! Начнем наше занятие. Давайте сейчас

Дата: 2016-10-02, просмотров: 225.