Цель:сформировать у учащихся знания о ролевой структуре семейных отношений, и распределении обязанностей в семейной жизни.
:
Форма проведения: беседа с элементами сюжетно-ролевой игры.
Средства:карточки с ситуациями, плакат «Ролевая структура семьи».
Время проведения: 40 мин.
План занятия:
1. Понятие семейных ролей, их виды и характеристика.
2. Разыгрывание ролевых ситуаций.
Ход занятия
– Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия сегодня - это «Ролевая структура семьи и распределение хозяйственно – бытовых обязанностей».
– Скажите, пожалуйста, что такое «роль»? Какие семейные роли Вам знакомы?
Роль — это социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений (Психологический словарь).
Семьянин — одна из социальных ролей человека в обществе. Причем в семье каждый может выполнять несколько ролей одновременно: супружеские роли — жена, муж; родительские — мать, отец и т.д. Любой человек в семейной структуре является и ребенком (сыном, дочерью), и супругом (мужем или женой), и родителем и т.д.
Мужчина Женщина
жених невеста
муж жена
отец мать
(данные роли вывешиваются в напечатанном варианте или /выписываются на доску)
– Вступать в брак очень сложно. Я бы даже сказала так: брак — это всегда риск, брак - это всегда шаг с закрытыми глазами.
При вступлении в брак человек сталкивается с определенным парадоксом, с двумя несовместимыми условиями, которые влияют на выбор. Вот в чем заключается парадокс.
- Необходимо как можно лучше узнать будущего супруга до брака.
Но в то же время глубоко узнать будущего супруга до брака невозможно.
Начну со второго высказывания. Почему же невозможно по-настоящему узнать своего будущего супруга? Прежде всего, замечу, что вообще познать другого человека и даже себя до конца практически невозможно. А если мы говорим с вами сейчас о семье, то надо сказать, что в каждой женщине находятся три совершенно разные женщины и в каждом мужчине находятся три совершенно разных мужчины.
По мере развития отношений между мужчиной и женщиной эти отношения проходят три основные стадии:
Изменение структуры семьи: (плакат на доску)
муж ––––––––––– жена
ребенок
отец ребенка ––––––––––– мать ребенка
отец ––––––––––– мать
Жених, муж и отец — это совершенно разные люди; хотя и сидят они в одном человеке, у каждого своя логика поведения. Сам жених еще не знает, каким он будет мужем или каким он будет отцом. То же самое можно сказать и о невесте. Итак, рассмотрим все эти этапы.
Жених и невеста. Для этого этапа характерны две следующие черты: во-первых, каждый из влюбленных пытается всеми силами скрыть свои недостатки; во-вторых, каждый пытается выставить напоказ все свои достоинства, даже те, которых нет, но могли бы быть.
Например, молодой человек приглашает свою невесту к себе на день рождения. Мама жениха при этом ликует: наконец-то из комнаты ее дорогого сына пропали рваные носки, лежавшие посреди комнаты, и тот хлам, что образовывал «художественный беспорядок» на его письменном столе, равномерно раскидан по ящикам.
Действительно, мы практически все и всегда скрываем свои недостатки от чужих людей.
Когда молодая пара будет прогуливаться по вечернему городу, из их уст будет литься милая беседа, все грубые слова будут изъяты на время из лексикона и обсуждаться будут такие возвышенные, благородные темы, которые могут прийти на ум только влюбленным. И в этом желании выглядеть лучше ни у кого из влюбленных может совершенно не быть ни грамма лукавства, желания обмануть или обвести вокруг пальца. Просто в это время действительно хочется выглядеть лучше даже перед самим собой.
Став мужем и женой, молодожены очень многое узнают друг о друге, узнают то, что прежде тщательно скрывалось и сейчас скрывается от чужих людей. Но сейчас они уже не чужие, они — близкие родственники, жена ближе матери, а муж ближе отца. Теперь уже к жене будут обращены слова: «Сама не зашила, теперь смотри, как я хожу в рваном». Именно после вступления в брак из человека вылезают все его дурные привычки. Теперь можно во время обеда взять половник и почесать им спину, несмотря на удивленный взгляд жены, можно вилкой ковырять в ухе. Теперь все это можно. Трудно представить, чтобы жених, сидя с невестой в кафе и там, галантно ухаживая за ней, вдруг начинал бы вилкой ковыряться в зубах или пальцем в носу.
Русский язык очень мудр и богат, в нем отражено много духовных истин. Кто может сказать, что означает слово «невеста»? Это слово образуется от корня «ведать», «весть». Так вот, «невеста» — значит «неизведанная», «неизвестная». До брака ни один жених не может похвастаться, что он знает все о своей невесте. Пока не породнишься с человеком, его не изведаешь
Многие браки распадаются очень скоро, как только молодожены хоть чуть-чуть раскроются друг перед другом, так как оказывается, что вообще не совместимы характерами, ее раздражает все, что делает он, а его наоборот.
Но предположим, что супруги имеют мало вредных привычек или они получили схожее воспитание и ничем не шокируют друг друга. Тогда переход от жениха и невесты к мужу и жене проходит относительно легко. Проходят два-три года, и, как правило, муж и жена переходят в новую стадию своих отношений. Рождается ребенок, и они становятся совершенно другими людьми — отцом и матерью.
Отец и мать. Отношения между мужчиной и женщиной вновь меняются, и очень серьезно. Появление ребенка можно сравнить с новым рождением семьи.
Что же меняется? Начну, быть может, даже с не очень характерного на первый взгляд, но вполне возможного явления. В книгах для молодых мам, где даются инструкции специалистов по уходу за ребенком, можно встретить описание такого явления, как ревность отца: он ревнует свою жену к ребенку. Спрашивается, чего ревновать? Твой ребенок, не на стороне же нагуляла его жена! Но на самом деле явление это возникает не на пустом месте. Подумаем вместе. Муж до рождения ребенка каждый вечер приходил с работы и точно знал: его дома ждут, жена уже приготовила его любимую яичницу с ветчиной и готова слушать супруга обо всех происшествиях на его работе. Но вот рождается ребенок, муж приходит домой и видит: ужин не готов, жена не спрашивает его о том, как прошел день, и вообще обращает на него мало внимания, поскольку оно целиком сосредоточено на ребенке. До серьезной ревности с выяснением отношений и предъявлением претензий, конечно, доходит не так часто, но некую работу над собой, чтобы смириться с этими переменами, должен проделать каждый отец.
Запомним это. С появлением детей дом становится местом второй работы. Мужчестно отпахал восемь часов у станка, приходит домой, а там начинается новая работа – мыть, стирать, убирать, читать книжки, играть с детками и тд. и т.п. И эта работа намного ответственнее. Если на заводе ты и допустишь брак, то его можно исправить, а если не исправишь, то все равно пострадаешь не ты, а тот, кто будет пользоваться твоим изделием. Но если ты плохо воспитаешь детей, то страдать от этого придется именно тебе, и до конца твоей жизни.
Поэтому, выбирая себе мужа, надо постараться остановиться и спросить себя: «А хочу ли я, чтобы этот человек был отцом моего ребенка? Хочу ли я, чтобы он воспитывал моего сына? Хочу ли я, чтобы мой сын был похожим на него?»
Вопрос женщина, действительно должна ставить только так. «Я ищу не мужа для себя, а отца для своих детей». Для себя обычно ищут того, с кем интересно сходить на дискотеку, с кем можно пройтись по улице, чтобы подруги завидовали. А для своих детей мы найдем все-таки кого-нибудь получше, может быть, не самого богатого и красивого, зато самого надежного.
– Рассмотренные нами роли далеко не все, которые выполняют люди, состоящие в браке. В научной литературе представлена следующая классификация основных ролей в семье, хотя это далеко, опять же не полный перечень того, какие роли выполняют в современной семье ее члены:
1. Ответственный за материальное обеспечение.
2. Хозяин – хозяйка.
3. Ответственный по уходу за младенцем, маленьким ребенком.
4. Воспитатель.
5. Сексуальный партнер.
6. Организатор досуга, развлечений.
7. Организатор семейной субкультуры.
8. Ответственный за поддержание родственных связей.
9. «Психотерапевт».
Распределение и исполнение ролей в семье зависит от типа семьи.
В современной эгалитарной (равноправной) семье оба супруга имеют равные права и обязанности по материальному обеспечению семьи, ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей, их роли пересекаются, каждый может в любой момент принять на себя роль другого и это не отразится на нормальном течении жизни семьи.
Человек, имеющий семью, должен осознавать свою роль в семейной структуре и представлять, какого поведения ждут от него, какие правила и нормы диктует ему семейная роль. Кроме того, он должен уметь легко выходить из одной семейной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация (жена уехала в командировку и муж полностью взял на себя ее роль).
При выполнении в семье каких-либо ролей, частым явлением стало – возникновение «ролевого конфликта»:
Ролевой конфликт:
конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи (муж считает, что его положение в семье не предполагает помощь по хозяйству, хотя жена в этой помощи нуждается и ждет);
И.В. Гребенников считает, что важное место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и в первую очередь родительских ролей
Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами будем проигрывать некоторые ситуации, связанные с обыденной семейной жизнью.
– Сейчас мы с вами попробуем разыграть несколько обыденных ситуаций. Прошу поделиться на 2 команды.
Команда.
Роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери).
Атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме- бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей сестре - телефон.
Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.
Ситуация.
Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:
Папа – лежа на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка - на кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за игрой на компьютере, сестра - у телефона. Принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?
Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:
а) агрессивном
б) доброжелательном
Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными. (Обсужение.)
Команда.
Ситуация.
Роли: мама, папа, сестра, младший брат.
Вечер, вся семья собралась на семейный совет. Младший ребенок получил «2».
Разыграть ситуацию, продумать поведение каждого члена семьи и выход из сложившейся ситуации.
Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.
Домашнее задание:
1. Генеалогическое древо.
Как создать ГЕНЕАЛОГИЧЕСКУЮ КАРТОЧКУ?
Существует 2 вида выполнения генеалогического древа.
Кругообразный
В центре помещаетесь вы, сверху предки по отцовской линии, снизу – по материнской и т.д.
Вертикальный
Составляется в виде дерева. Вы можете начать составление с современности или, наоборот, из глубины веков.
Карточки с родственниками.
- ФИО или фотография
- важные данные из жизни
Список литературы:
1. 2. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. М.: 2006 г. стр. 91.
3.http://www.vlivkor.com/2010/09/30/dom-kotoryy-postroim-my.html (Валиуллина Дилара Данировна, учитель Английского языка МОУ "Лицей № 14" г. Нижнекамск).
4. Татарникова Л.Г. Нетрадиционные методики обучения в практике преподавания школьного интегрированного курса «Этика и психология семейных отношений». – Ленинград: Ленинградский городской институт усовершенствования учителей, 1991 г.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 250.