Занятие №8 «Ролевая структура семьи и распределение хозяйственно – бытовых обязанностей»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель:сформировать у учащихся знания о ролевой структуре семейных отношений, и распределении обязанностей в семейной жизни.

:

Форма проведения: беседа с элементами сюжетно-ролевой игры.

Средства:карточки с ситуациями, плакат «Ролевая структура семьи».

Время проведения: 40 мин.

План занятия:

1. Понятие семейных ролей, их виды и характеристика.

2. Разыгрывание ролевых ситуаций.

Ход занятия

– Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия сегодня - это «Ролевая структура семьи и распределение хозяйственно – бытовых обязанностей».

– Скажите, пожалуйста, что такое «роль»? Какие семейные роли Вам знакомы?

 

Роль — это социальная функция личности, соответствую­щая принятым нормам, способ поведения людей в зависимос­ти от их статуса или позиции в обществе, в системе межлично­стных отношений (Психологический словарь).

 

Семьянин — одна из социальных ролей человека в общест­ве. Причем в семье каждый может выполнять несколько ролей одновременно: супружеские роли — жена, муж; родитель­ские — мать, отец и т.д. Любой человек в семейной структуре является и ребенком (сыном, дочерью), и супругом (мужем или женой), и родителем и т.д.

 

Мужчина Женщина

жених невеста

муж жена

отец мать

(данные роли вывешиваются в напечатанном варианте или /выписываются на доску)

– Вступать в брак очень сложно. Я бы даже сказала так: брак — это всегда риск, брак - это всегда шаг с за­крытыми глазами.

При вступлении в брак человек стал­кивается с определенным парадоксом, с двумя несовместимыми условиями, кото­рые влияют на выбор. Вот в чем заключа­ется парадокс.

- Необходимо как можно лучше узнать будущего супруга до брака.

Но в то же время глубоко узнать будущего супруга до брака невозможно.

Начну со второго высказывания. Поче­му же невозможно по-настоящему узнать своего будущего супруга? Прежде всего, замечу, что вообще познать другого чело­века и даже себя до конца практически невозможно. А если мы говорим с вами сейчас о семье, то надо сказать, что в каж­дой женщине находятся три совершенно разные женщины и в каждом мужчине на­ходятся три совершенно разных мужчины.

По мере развития отношений между мужчиной и женщиной эти отношения проходят три основные стадии:

 

Изменение структуры семьи: (плакат на доску)

 

муж ––––––––––– жена

 

ребенок

 

отец ребенка ––––––––––– мать ребенка

 

отец ––––––––––– мать

 

 

Жених, муж и отец — это совершенно разные люди; хотя и сидят они в одном человеке, у каждого своя логика поведе­ния. Сам жених еще не знает, каким он будет мужем или каким он будет отцом. То же самое можно сказать и о невесте. Итак, рассмотрим все эти этапы.

Жених и невеста. Для этого этапа ха­рактерны две следующие черты: во-пер­вых, каждый из влюбленных пытается всеми силами скрыть свои недостатки; во-вторых, каждый пытается выставить на­показ все свои достоинства, даже те, ко­торых нет, но могли бы быть.

Например, молодой человек приглаша­ет свою невесту к себе на день рождения. Мама жениха при этом ликует: наконец-то из комнаты ее дорогого сына пропали рваные носки, лежавшие посреди комна­ты, и тот хлам, что образовывал «художе­ственный беспорядок» на его письменном столе, равномерно раскидан по ящикам.

Действительно, мы практически все и всегда скрываем свои недостатки от чужих людей.

Когда молодая пара будет прогуливаться по вечернему городу, из их уст будет литься милая беседа, все грубые слова бу­дут изъяты на время из лексикона и об­суждаться будут такие возвышенные, бла­городные темы, которые могут прийти на ум только влюбленным. И в этом жела­нии выглядеть лучше ни у кого из влюб­ленных может совершенно не быть ни грамма лукавства, желания обмануть или обвести вокруг пальца. Просто в это вре­мя действительно хочется выглядеть луч­ше даже перед самим собой.

Став мужем и женой, молодожены очень многое узнают друг о друге, узнают то, что прежде тщательно скрывалось и сейчас скрывается от чужих людей. Но сейчас они уже не чужие, они — близкие родственни­ки, жена ближе матери, а муж ближе отца. Теперь уже к жене будут обращены слова: «Сама не зашила, теперь смотри, как я хожу в рваном». Именно после вступления в брак из человека вылезают все его дурные при­вычки. Теперь можно во время обеда взять половник и почесать им спину, несмотря на удивленный взгляд жены, можно вилкой ковырять в ухе. Теперь все это можно. Трудно представить, чтобы жених, сидя с невестой в кафе и там, галантно уха­живая за ней, вдруг начинал бы вилкой ковыряться в зубах или пальцем в носу.

Русский язык очень мудр и богат, в нем отражено много духовных истин. Кто мо­жет сказать, что означает слово «невеста»? Это слово образуется от корня «ведать», «весть». Так вот, «невеста» — значит «не­изведанная», «неизвестная». До брака ни один жених не может похвастаться, что он знает все о своей невесте. Пока не породнишься с человеком, его не изведаешь

Многие браки распадаются очень скоро, как только молодожены хоть чуть-чуть раскроются друг перед другом, так как оказывается, что вообще не совместимы характерами, ее раздражает все, что делает он, а его наоборот.

Но предположим, что супруги имеют мало вредных привычек или они получи­ли схожее воспитание и ничем не шоки­руют друг друга. Тогда переход от жениха и невесты к мужу и жене проходит отно­сительно легко. Проходят два-три года, и, как правило, муж и жена переходят в но­вую стадию своих отношений. Рождается ребенок, и они становятся совершенно другими людьми — отцом и матерью.

Отец и мать. Отношения между муж­чиной и женщиной вновь меняются, и очень серьезно. Появление ребенка мож­но сравнить с новым рождением семьи.

Что же меняется? Начну, быть может, даже с не очень характерного на первый взгляд, но вполне возможного явления. В книгах для молодых мам, где даются ин­струкции специалистов по уходу за ребен­ком, можно встретить описание такого явления, как ревность отца: он ревнует свою жену к ребенку. Спрашивается, чего ревновать? Твой ребенок, не на стороне же нагуляла его жена! Но на самом деле явление это возникает не на пустом мес­те. Подумаем вместе. Муж до рождения ребенка каждый вечер приходил с работы и точно знал: его дома ждут, жена уже приготовила его любимую яичницу с вет­чиной и готова слушать супруга обо всех происшествиях на его работе. Но вот рож­дается ребенок, муж приходит домой и видит: ужин не готов, жена не спрашива­ет его о том, как прошел день, и вообще обращает на него мало внимания, по­скольку оно целиком сосредоточено на ребенке. До серьезной ревности с выяс­нением отношений и предъявлением пре­тензий, конечно, доходит не так часто, но некую работу над собой, чтобы смирить­ся с этими переменами, должен проделать каждый отец.

Запомним это. С появлением детей дом становится местом второй работы. Мужчестно отпахал восемь часов у станка, при­ходит домой, а там начинается новая рабо­та – мыть, стирать, убирать, читать книж­ки, играть с детками и тд. и т.п. И эта работа намного ответственнее. Если на заводе ты и допустишь брак, то его можно исправить, а если не исправишь, то все равно пострада­ешь не ты, а тот, кто будет пользоваться тво­им изделием. Но если ты плохо воспитаешь детей, то страдать от этого придется именно тебе, и до конца твоей жизни.

Поэтому, выбирая себе мужа, надо по­стараться остановиться и спросить себя: «А хочу ли я, чтобы этот человек был от­цом моего ребенка? Хочу ли я, чтобы он воспитывал моего сына? Хочу ли я, что­бы мой сын был похожим на него?»

Вопрос женщина, действитель­но должна ставить только так. «Я ищу не мужа для себя, а отца для своих детей». Для себя обычно ищут того, с кем интересно сходить на дискотеку, с кем можно прой­тись по улице, чтобы подруги завидова­ли. А для своих детей мы найдем все-таки кого-нибудь получше, может быть, не са­мого богатого и красивого, зато самого надежного.

 

– Рассмотренные нами роли далеко не все, которые выполняют люди, состоящие в браке. В научной литературе представлена следующая классификация основных ролей в семье, хотя это далеко, опять же не полный перечень того, какие роли выполняют в со­временной семье ее члены:

1. Ответственный за материальное обеспечение.

2. Хозяин – хозяйка.

3. Ответственный по уходу за младенцем, маленьким ребенком.

4. Воспитатель.

5. Сексуальный партнер.

6. Организатор досуга, развлечений.

7. Организатор семейной субкультуры.

8. Ответственный за поддержание родственных связей.

9. «Психотерапевт».

Распределение и исполнение ролей в семье зависит от типа семьи.

В современной эгалитарной (равноправной) семье оба су­пруга имеют равные права и обязанности по материальному обеспечению семьи, ведению домашнего хозяйства и воспи­танию детей, их роли пересекаются, каждый может в любой момент принять на себя роль другого и это не отразится на нормальном течении жизни семьи.

Человек, имеющий семью, должен осознавать свою роль в семейной структуре и представлять, какого поведения ждут от него, какие правила и нормы диктует ему семейная роль. Кроме того, он должен уметь легко выходить из одной семей­ной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует си­туация (жена уехала в командировку и муж полностью взял на себя ее роль).

При выполнении в семье каких-либо ролей, частым явлением стало – возникновение «ролевого конфликта»:

Ролевой конфликт:

конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи (муж считает, что его положение в семье не пред­полагает помощь по хозяйству, хотя жена в этой помощи нуждается и ждет);

 

И.В. Гребенников считает, что важное место среди предпо­сылок ролевого конфликта занимают трудности с психологи­ческим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоцио­нальная зрелость, неподготовленность к исполнению супруже­ских и в первую очередь родительских ролей

Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами будем проигрывать некоторые ситуации, связанные с обыденной семейной жизнью.

 

– Сейчас мы с вами попробуем разыграть несколько обыденных ситуаций. Прошу поделиться на 2 команды.

 

Команда.

Роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери).

Атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме- бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей сестре - телефон.

Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.

Ситуация.

Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:

Папа – лежа на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка - на кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за игрой на компьютере, сестра - у телефона. Принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?

Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:

а) агрессивном

б) доброжелательном

Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными. (Обсужение.)

 

Команда.

Ситуация.

Роли: мама, папа, сестра, младший брат.

Вечер, вся семья собралась на семейный совет. Младший ребенок получил «2».

Разыграть ситуацию, продумать поведение каждого члена семьи и выход из сложившейся ситуации.

 

Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.

 

Домашнее задание:

1. Генеалогическое древо.

Как создать ГЕНЕАЛОГИЧЕСКУЮ КАРТОЧКУ?

Существует 2 вида выполнения генеалогического древа.

Кругообразный

В центре помещаетесь вы, сверху предки по отцовской линии, снизу – по материнской и т.д.

Вертикальный

Составляется в виде дерева. Вы можете начать составление с современности или, наоборот, из глубины веков.

 

Карточки с родственниками.

- ФИО или фотография

- важные данные из жизни

 

Список литературы:

1. 2. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. М.: 2006 г. стр. 91.

3.http://www.vlivkor.com/2010/09/30/dom-kotoryy-postroim-my.html (Валиуллина Дилара Данировна, учитель Английского языка МОУ "Лицей № 14" г. Нижнекамск).

4. Татарникова Л.Г. Нетрадиционные методики обучения в практике преподавания школьного интегрированного курса «Этика и психология семейных отношений». – Ленинград: Ленинградский городской институт усовершенствования учителей, 1991 г.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 250.