Рубрика №2 - “Зачем современному человеку нужна семья?”.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

– А ведь и вправду, для чего нужна современному человеку семья? Давайте попросим каждого познакомить присутствующих со своей позицией. Итак, по очереди отвечают на вопрос, зачем нужна семья.

Рубрика №3 - Функции семьи

Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции.

– Сейчас ребята давайте разгадаем кроссворд, из ответов которого вы узнаете функции выполняемые семьей в процессе свой жизнедеятельности (все ответы в имени прилагательном).

Каждому ребенку выдается кроссворд с вопросами.

                                                           
                                                             
                                                           
                                                             
                                                           
                                                             
                                                           
                                                           
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                           
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                           
                                                             
                                                             
                                                             

Вопросы:

1. Биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода (репродуктивная).

2. Духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воздействие на каждого члена в течение всей жизни; состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества (воспитательная).

3. Получение материальных средств одних членов семьи для других, поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества (экономическая).

4. Удовлетворение ее членами потребнос­тей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологичес­кой защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию чле­нов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья (эмоциональная).

5. Организация рационального отдыха, взаимообогащение интересов (досуговая).

6. Удовлетворение потребно­стей в совместном проведении досуга, взаимном нравственном обогащении, она играет значительную роль в развитии членов общества (духовная).

7. Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи ее же называют бытовой (хозяйственная).

8. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами (социализации).

 

– Далее каждому учащемуся выдается карточка с заданием.

Вам предлагаются различные семейные дела, занятия. Определите, какие из них относятся к хозяйственным (Х), воспитательным (В), психологическим (П) функциям.

 

Соответственно поставьте напротив каждой функции знак (Х), (В), или (П)

№ п/п Содержание семейных дел Вид функции
1. Уборка квартиры х
2. Проверка домашнего задания у ребенка в
3. Мытье посуды х
4. Обсуждение с членами семьи событий дня п
5. Приготовление обеда х
6. Игры с ребенком в
7. Сочувствие тому, у кого неприятности п
8. Чтение книги (сыну, дочери) в
9. Доставка продуктов х
10. Разговор с сыном (дочерью) о взаимоотношениях со сверстниками в
11. Уход за цветами х
12. Благодарность супруга за помощь п
13. Просмотр и обсуждение с ребенком телефильма в
14. Уход за домашними животными х
15. Похвала за хорошо выполненное дело в

 

Обсуждение, количество ошибок.

– Далее учащимся предлагается, по желанию поменять цвет сердечек, и озвучивается значение каждого цвета, т.е. его настроение.

Цвета:

  • Красный (восторг)
  • Оранжевый (радость, тепло)
  • Желтый (светлое, приятное)
  • Зеленый (спокойствие)
  • Синий (грустное, неудовлетворенное)
  • Фиолетовый (тревожное, напряженное)
  • Черный (упадок, уныние)

Педагог сможет отследить, с каким настроением ребенок пришел к нему на занятие, и с каким уходит.

Домашнее задание

Привести примеры выполняемых функций в семье учащегося.

 

Список литературы:

2. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006 г – 10-16 с.

3. Бестужев С. Семья в нашей стране:историческая правда //Воспитание школьников №10, 2008 г. С 6-9.

4.

Занятие №4 «Традиционная и современная семья»

Цель:расширить представления учащихся о традиционном и современном укладе жизнедеятельности семьи, актуализировать потребность высказывания собственного мнения.

:

Форма занятия:мозговой штурм

Средства:две коробки, два информационных письма, мяч.

Время проведения:40 мин.

План занятия

1. Работа в группах.

2. Выступление, обсуждение результатов.

 

Ход занятия

-Здравствуйте ребята! Начнем наше занятие. Давайте сейчас каждый из вас выскажется о своем самочувствии и настроении! (кидается мяч, у кого мячик тот и рассказывает).

– Тема нашего занятия сегодня: Традиционная и современная семья.

Давайте познакомимся с данными понятиями.

Традиционная семья, была свойственна для времени СССР, ваши бабушки и дедушки придерживались традиционного типа создания семьи. Для нее характерна патриархальная система взаимоотношений, т.е. мужчина в семье занимал главную позицию, женщина в большинстве случаев посвящала свою жизнь воспитанию детей и сохранению домашнего очага, по структуре была сложная (многопоколенная), ее характерной чертой являлась стабильность.

Современная же семья впитала в себя все особенности экономического, политического положения в государстве, культуру Запада (Европы). Явилась следствием запущенного механизма для разрушения традиционного уклада жизни.

– Сейчас поделитесь на 2 команды (методом жребия). У каждой команды на столе табличка – традиционная или современная семья.

В команде выбирается капитан. Им раздаются листочки с критериями, по которым они должны расписать особенности того или иного вида семьи.

Критерии:

- тип семьи (патриархальная/матриархальная, сложная/нуклеарная, моногамная/полигамная);

- количество детей, в большинстве случаев;

- какие преобладают ценности;

- форма заключения брака;

- взаимоотношения (кто зарабатывал, кто воспитывал детей)

- характерные особенности.

В помощь у каждой команды имеется коробочка с вспомогательным письмом, из которого они могут получить информацию для ответов на критерии.

Содержание письма:

В ХХ столетии институт семьи в России под воздействи­ем целого ряда факторов и со6ытий претерпел значитель­ные изменения. В годы реформ произошло резкое снижение статуса семьи. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и пр. За последние полтора-два десятилетия произошло сокращение числа заключаемых браков. Наблюдается увеличение возрастного периода вступления в брак среди мужчин, они предпочитают вести свободный образ жизни, максимально увеличивая возраст вступления в брак.

Рассмотрим более подробно изменения, произошедшие в сфере брачно-семейных отношений в наши и состояние семьи в целом.

Изменение структуры семьи. Одной из тенденций, имеющей долгосрочный ха­рактер, является снижение среднего размера семьи. Умень­шение размера семьи связано с процессом ее нуклеаризации и снижением уровня рождаемости.

Традиционная семья, как правило, была многодетной и состояла из нескольких поколений, что являлось отличительной чертой большинства населения СССР. Мужчина в таких семьях считался кормильцем и главой. Важным качеством традиционной семьи был высокий уровень ее интегрированности в системе родства и в территориальной сословной общине. Преемственность образа жизни, профессий, хозяйственной деятельности, культуры, традиций, родственная солидарность и обязательства были основным препятствием к превращению членов семьи в индивидуальную, готовую к любому месту приложения труда рабочую силу.

Сегодня большинство семей в России имеют нуклеар­ную структуру, т.е. состоят из супружеской пары с детьми или без них.

Процесс нуклеаризации в России связан с рядом причин:

- общим ростом материального обеспечения;

- возможностью решить жилищный/квартирный вопрос;

- укоренением практики отдельного проживания молодоженов;

- возросшей спосо6ностью старшего поколения к самообеспечению.

Данные перемены внесли ряд негативных последствий. Наблюдается разрыв ценностей между поколениями, утрата ин­тереса молодых к опыту старших, неприятие пожилыми людьми образа жизни молодежи и т д. Нуклеаризация семьи также сопровождается ее малодетностью, снижением рождаемости с постоянной занятостью женщины вне семьи и колоссальным ростом требований к воспитанию и образованию подрастающего поколения.

Снижение уровня рождаемости. Снижение уровня рождаемости и высокий уровень разводов - показатели кризиса семьи.

Серьезные социально-политические и экономические преобразования в стране в 90-е годы не могли не сказаться на показателях рождаемости. Именно с начала 90-х годов фикси­руется их резкое снижение. Чувство неуверенности в завт­рашнем дне, страха за свое будущее и за будущее своих детей не давало людям возможности в полной мере реали­зовать свои репродуктивные возможности. Некоторая стаби­лизация ситуации в стране в начале ХХI в. способствовала увеличению коэффициентов рождаемости, но в связи с возникшим в стране экономическим кризом вновь заставила людей повременить с рождением детей. Наблюдается также увеличение среднего возраста родителей при рождении ребенка. Если в 1989 г средний возраст матери при рождении ребенка со­ставлял 25,5 лет, то в 2002 г - 26,2 года.

Увеличение количества разводов. Особенностью современного брака является его нестабильность, о чем свидетельствуют высокие показатели разводимости, характерные для последних десятилетий. По общему мнению, брак среди молодежи оказывается хрупким из-за завышенных ожиданий, которые разбива­ются о настоящую жизнь. Это свидетельство инфантильности, 6ез­волия, эгоистических установок вступающих в брак молодых людей.

Во многих странах достаточным основани­ем и одним из самых частых мотивов при разводе служит супру­жеская неверность. В нашей стране примерно четверть всех при­чин разводов связанно с нарушением супружеской верности.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 389.