– А ведь и вправду, для чего нужна современному человеку семья? Давайте попросим каждого познакомить присутствующих со своей позицией. Итак, по очереди отвечают на вопрос, зачем нужна семья.
Рубрика №3 - Функции семьи
Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции.
– Сейчас ребята давайте разгадаем кроссворд, из ответов которого вы узнаете функции выполняемые семьей в процессе свой жизнедеятельности (все ответы в имени прилагательном).
Каждому ребенку выдается кроссворд с вопросами.
Вопросы:
1. Биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода (репродуктивная).
2. Духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воздействие на каждого члена в течение всей жизни; состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества (воспитательная).
3. Получение материальных средств одних членов семьи для других, поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества (экономическая).
4. Удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья (эмоциональная).
5. Организация рационального отдыха, взаимообогащение интересов (досуговая).
6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном нравственном обогащении, она играет значительную роль в развитии членов общества (духовная).
7. Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи ее же называют бытовой (хозяйственная).
8. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами (социализации).
– Далее каждому учащемуся выдается карточка с заданием.
Вам предлагаются различные семейные дела, занятия. Определите, какие из них относятся к хозяйственным (Х), воспитательным (В), психологическим (П) функциям.
Соответственно поставьте напротив каждой функции знак (Х), (В), или (П)
№ п/п | Содержание семейных дел | Вид функции |
1. | Уборка квартиры | х |
2. | Проверка домашнего задания у ребенка | в |
3. | Мытье посуды | х |
4. | Обсуждение с членами семьи событий дня | п |
5. | Приготовление обеда | х |
6. | Игры с ребенком | в |
7. | Сочувствие тому, у кого неприятности | п |
8. | Чтение книги (сыну, дочери) | в |
9. | Доставка продуктов | х |
10. | Разговор с сыном (дочерью) о взаимоотношениях со сверстниками | в |
11. | Уход за цветами | х |
12. | Благодарность супруга за помощь | п |
13. | Просмотр и обсуждение с ребенком телефильма | в |
14. | Уход за домашними животными | х |
15. | Похвала за хорошо выполненное дело | в |
Обсуждение, количество ошибок.
– Далее учащимся предлагается, по желанию поменять цвет сердечек, и озвучивается значение каждого цвета, т.е. его настроение.
Цвета:
Педагог сможет отследить, с каким настроением ребенок пришел к нему на занятие, и с каким уходит.
Домашнее задание
Привести примеры выполняемых функций в семье учащегося.
Список литературы:
2. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006 г – 10-16 с.
3. Бестужев С. Семья в нашей стране:историческая правда //Воспитание школьников №10, 2008 г. С 6-9.
4.
Занятие №4 «Традиционная и современная семья»
Цель:расширить представления учащихся о традиционном и современном укладе жизнедеятельности семьи, актуализировать потребность высказывания собственного мнения.
:
Форма занятия:мозговой штурм
Средства:две коробки, два информационных письма, мяч.
Время проведения:40 мин.
План занятия
1. Работа в группах.
2. Выступление, обсуждение результатов.
Ход занятия
-Здравствуйте ребята! Начнем наше занятие. Давайте сейчас каждый из вас выскажется о своем самочувствии и настроении! (кидается мяч, у кого мячик тот и рассказывает).
– Тема нашего занятия сегодня: Традиционная и современная семья.
Давайте познакомимся с данными понятиями.
Традиционная семья, была свойственна для времени СССР, ваши бабушки и дедушки придерживались традиционного типа создания семьи. Для нее характерна патриархальная система взаимоотношений, т.е. мужчина в семье занимал главную позицию, женщина в большинстве случаев посвящала свою жизнь воспитанию детей и сохранению домашнего очага, по структуре была сложная (многопоколенная), ее характерной чертой являлась стабильность.
Современная же семья впитала в себя все особенности экономического, политического положения в государстве, культуру Запада (Европы). Явилась следствием запущенного механизма для разрушения традиционного уклада жизни.
– Сейчас поделитесь на 2 команды (методом жребия). У каждой команды на столе табличка – традиционная или современная семья.
В команде выбирается капитан. Им раздаются листочки с критериями, по которым они должны расписать особенности того или иного вида семьи.
Критерии:
- тип семьи (патриархальная/матриархальная, сложная/нуклеарная, моногамная/полигамная);
- количество детей, в большинстве случаев;
- какие преобладают ценности;
- форма заключения брака;
- взаимоотношения (кто зарабатывал, кто воспитывал детей)
- характерные особенности.
В помощь у каждой команды имеется коробочка с вспомогательным письмом, из которого они могут получить информацию для ответов на критерии.
Содержание письма:
В ХХ столетии институт семьи в России под воздействием целого ряда факторов и со6ытий претерпел значительные изменения. В годы реформ произошло резкое снижение статуса семьи. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и пр. За последние полтора-два десятилетия произошло сокращение числа заключаемых браков. Наблюдается увеличение возрастного периода вступления в брак среди мужчин, они предпочитают вести свободный образ жизни, максимально увеличивая возраст вступления в брак.
Рассмотрим более подробно изменения, произошедшие в сфере брачно-семейных отношений в наши и состояние семьи в целом.
Изменение структуры семьи. Одной из тенденций, имеющей долгосрочный характер, является снижение среднего размера семьи. Уменьшение размера семьи связано с процессом ее нуклеаризации и снижением уровня рождаемости.
Традиционная семья, как правило, была многодетной и состояла из нескольких поколений, что являлось отличительной чертой большинства населения СССР. Мужчина в таких семьях считался кормильцем и главой. Важным качеством традиционной семьи был высокий уровень ее интегрированности в системе родства и в территориальной сословной общине. Преемственность образа жизни, профессий, хозяйственной деятельности, культуры, традиций, родственная солидарность и обязательства были основным препятствием к превращению членов семьи в индивидуальную, готовую к любому месту приложения труда рабочую силу.
Сегодня большинство семей в России имеют нуклеарную структуру, т.е. состоят из супружеской пары с детьми или без них.
Процесс нуклеаризации в России связан с рядом причин:
- общим ростом материального обеспечения;
- возможностью решить жилищный/квартирный вопрос;
- укоренением практики отдельного проживания молодоженов;
- возросшей спосо6ностью старшего поколения к самообеспечению.
Данные перемены внесли ряд негативных последствий. Наблюдается разрыв ценностей между поколениями, утрата интереса молодых к опыту старших, неприятие пожилыми людьми образа жизни молодежи и т д. Нуклеаризация семьи также сопровождается ее малодетностью, снижением рождаемости с постоянной занятостью женщины вне семьи и колоссальным ростом требований к воспитанию и образованию подрастающего поколения.
Снижение уровня рождаемости. Снижение уровня рождаемости и высокий уровень разводов - показатели кризиса семьи.
Серьезные социально-политические и экономические преобразования в стране в 90-е годы не могли не сказаться на показателях рождаемости. Именно с начала 90-х годов фиксируется их резкое снижение. Чувство неуверенности в завтрашнем дне, страха за свое будущее и за будущее своих детей не давало людям возможности в полной мере реализовать свои репродуктивные возможности. Некоторая стабилизация ситуации в стране в начале ХХI в. способствовала увеличению коэффициентов рождаемости, но в связи с возникшим в стране экономическим кризом вновь заставила людей повременить с рождением детей. Наблюдается также увеличение среднего возраста родителей при рождении ребенка. Если в 1989 г средний возраст матери при рождении ребенка составлял 25,5 лет, то в 2002 г - 26,2 года.
Увеличение количества разводов. Особенностью современного брака является его нестабильность, о чем свидетельствуют высокие показатели разводимости, характерные для последних десятилетий. По общему мнению, брак среди молодежи оказывается хрупким из-за завышенных ожиданий, которые разбиваются о настоящую жизнь. Это свидетельство инфантильности, 6езволия, эгоистических установок вступающих в брак молодых людей.
Во многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов при разводе служит супружеская неверность. В нашей стране примерно четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 389.