Анализ банковской деятельности для целей банковского надзора. Основополагающие принципы эффективного банковского надзора (Базельские принципы).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе проведения финансового состояния банка следует различать дистанционный надзор и инспекторские проверки на местах.

Дистанционный надзор, или мониторинг, - это метод раннего распознавания негативного поведения банка и раннего оповещения о сложившейся негативной ситуации в банке органов банковского надзора. В основе дистанционного надзора лежит анализ финансовой отчетности банка. Дистанционный надзор осуществляет центральный банк, с одной стороны, а также коммерческие банки осуществляют межбанковский надзор. Причем для выявления проблем в деятельности банков, как подчеркивают западные эксперты, необходимо использовать разумный банковский надзор. Мировая практика свидетельствует о росте популярности дистанционного надзора.

Основные объекты дистанционного надзора за деятельностью банка:

- структурный анализ балансового отчета;

- структурный анализ отчета о прибылях и убытках. Коммерческая эффективность (рентабельность) деятельности банка и его отдельных операций;

- анализ достаточности капитала;

- анализ кредитного риска;

- анализ рыночного риска;

- анализ риска ликвидности.

Результаты дистанционного надзора используют органы банковского надзора, руководство банков для анализа и принятия управленческих решений, их используют при проведении инспекторских проверок на местах, для сравнительной оценки эффективности работы данного банка по отношению к другим банкам (региона, сопоставимой группы банков и т.д.). В мировой банковской практике в настоящее время существуют сложные и простые системы дистанционного анализа, что зависит от реальной экономической обстановки и прочих факторов.

В международной практике используются разные методики составления банковских рейтингов.

Базельское соглашение 1988 г. представляет собой попытку применить единые правила регулирования банковской деятельности в индустриально развитых странах Запада, разработанные Банком международных расчетов (БМР) в Базеле, - это общий подход, но каждая страна имеет определенную свободу, так как центральные банки каждой из стран сами устанавливают экономические нормативы с учетом рекомендаций БМР.

Основные цели Базельского соглашения:

- консолидация загранотделений с головной конторой банка;

- координация степени риска в разных странах;

- унификация требований достаточности капитала банка с учетом степени риска.

Центральное место в современных системах оценочных показателей деятельности коммерческих банков принадлежит показателю достаточности собственного капитала. Принципиальная новация Базеля I, принятого в 1988 г., заключалась в том, что вместо традиционного измерения достаточности капитала - отношения капитала к активам - было введено более совершенное - отношение капитала к активам с учетом риска. Различные категории активов умножались на весовые коэффициенты (0, 10, 20, 50 или 100) в зависимости от принадлежности заемщика банка к той или иной группе контрагентов.

Заемщики банка подразделялись на группы: правительства государств и центральные банки, государственные организации, банки (стран ОСЭР и пр.), нефинансовые предприятия и физические лица. Внутри каждой из этих групп за резким исключением применялся одинаковый коэффициент риска. В прошлом Инструкция № 1 Банка России также была основана на принципах этого соглашения.

Со временем стали очевидны существенные недостатки этого соглашения, суть которых в основном сводилась к чрезмерной приблизительности групп риска, установленных соглашением.

Достаточность капиталаопределяется при помощи коэффициентов, учитывающих кредитный риск заемщика, банковские рыночный и операционный риски. Новая методика позволяет более тонко дифференцировать риски и является центральным элементом соглашения.

Надзор за достаточностью капитала предполагает эффективный контроль за адекватностью и функционированием внутренних методик банка.

Рыночная дисциплина, то есть раскрытие банком полной информации о составе капитала и принятых рисках, на основании которой клиенты, банки и эксперты могли бы вынести собственное суждение о достаточности капитала.

В отличие от Базеля I Базель II создавался как соглашение, направленное на максимальное дифференцирование коэффициентов достаточности капитала в зависимости от конкретных рисков. Именно поэтому из ряда нововведений нового соглашения наиболее концептуальным является использование кредитных рейтингов внешних агентств для определения весов риска, при помощи которых рассчитывается итоговый коэффициент достаточности капитала.

Единую позицию по применению новых рекомендаций Базельского соглашения в России должна выработать рабочая группа по Базелю II, созданная Комитетом по финансовым рынкам и кредитным организациям. Базель II предлагает кардинальные изменения, направленные на дальнейшую стабилизацию международной банковской системы и повышение безопасности ее функционирования. Рабочая группа определит российские возможности, хотя следует отметить, что в России реальное применение положений Базеля II может начаться только к концу текущего десятилетия.

В предполагаемом соглашении предусмотрены новые количественные требования по банковскому капиталу, по организации надзорной банковской деятельности и по рыночной дисциплине. Базель II - это учет с целью определения достаточности капитала не только кредитных, как было раньше, но и всех отрицательных рисков, а также необычайно высокая информационная открытость банков, транспарентность капитала.

Переход на новую систему добровольный и не регламентируется жесткими сроками, хотя в Евросоюзе полагают, что крупные кредитно-финансовые учреждения сделают это до конца 2006 г.

Перед российским банковским сообществом стоит задача приведения действующих норм к базельским для ускорения интеграции с мировой финансово-кредитной системой, а с другой - необходимо найти наиболее приемлемое оптимальное решение имеющихся проблем самого Базеля II в условиях российской действительности.

 

10.Процентная политика банка, ее содержание и задачи анализа.

Процентная политика банка находит свое выражение в динамике процентных ставок по его пассивным и активным операциям. Пассивные операции банка связаны с привлечением ресурсов. Ресурсная база формируется за счет таких привлеченных ресурсов, как вклады (депозиты) до востребования и срочные депозиты физических и юридических лиц, межбанковские кредиты, депозитные сертификаты, векселя. Устойчивую базу для развития активных операций банка составляют депозитные операции, поэтому при оценке процентной политике коммерческого банка анализируется стоимость всех ресурсов и депозитных операций.

Основные направления такого анализа: изучение величины и динамики ссудного и депозитного процента, процента по межбанковским полученным и выданным кредитам, учетного процента.

Анализ ведется, как правило, в разрезе кратко- и долгосрочных кредитов, а также по срокам привлечения ресурсов. Изучаются факторы, повлиявшие на различные формы процентов. Затем анализируется динамика банковской маржи. Направления ее анлиза следующие:

- Анализ динамики абсолютной величины процентной маржи (разница между процентами полученными и уплаченными банком).

- Анализ динамики спрэда (разницы между процентными ставками по активным и пассивным операциям банка); анализ коэффициента процентной маржи; динамики коэффициента; влияние только инфляции на динамику коэффициента

- Сравнение коэффициента с нормативным уровнем и с достаточной маржей; по факторный анализ изменения коэффициента

- Анализ коэффициента процентной маржи по кредитному портфелю: при анализе % маржи следует находить и ее назначения: маржа предназначена для покрытия издержек банка и рисков, включая инфляционные создания прибыли, покрытие договорных скидок. При анализе динамики маржи важен не только абсолютный, но и относительный ее размер.

К1=(Процентный доход–Процентный расход) / Средний остаток активов, приносящих доход

Снижение абсолютного размера и коэффициента процентной маржи является одним из признаков угрозы банкротства. Причины сокращения процентной маржи - падение процентных ставок по активным операциям, удорожание ресурсов, сокращение доли активов, приносящих доход, в общем объеме активов, неплатежи по процентам, неправильная процентная политика банка. Нормативный уровень К1 в мировой банковской практике составляет от 3,2% до 4,6%. Другой относительной величиной маржи по кредитному портфелю является:

К2=(Проценты, полученные за выданные ссуды - Проценты, уплаченные за кредитные ресурсы) / Средний размер оплаченных пассивов в виде процентов * 100%

Динамика К2 зависит от изменения процентных ставок по ссудам, стоимости кредитных ресурсов, размера кредитного портфеля, доли платежных кредитных ресурсов, неплатежей по начисленным процентам.

Уровень К1 характеризует среднюю прибыльность активных операций банка: предоставление ссуд, вложения в ценные бумаги, другие предприятия, в факторинговые и лизинговые операции. Кредитные операции – часть активных операций, приносящих процентный доход.

К2 – характеризует прибыльность кредитных операций. Сравнение его с К1 – позволяет сравнить прибыльность этой сферы деятельности банка со средней прибыльностью активов, приносящих доход. Сравнение К1 и К2 с Мд (достаточная маржа) позволяет оценить, как фактическая прибыльность активных и кредитных операций отличается от минимального необходимого уровня.

Для минимизации процентного риска должна быть взаимоувязана процентная политика по активным и пассивным, депозитным и кредитным операциям. Степень такой согласованности характеризует коэффициент спрэда:

К3=(Процентные доходы/ Средний размер активов, приносящих доход - Процентные расходы/ Средний размер оплаченных пассивов в виде процентов ) Х 100%

Нормативный уровень К3 - 1.25%. Этот нормативный уровень не учитывает возможных высоких темпов инфляции.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 204.