Основные угрозы экономической безопасности— это такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность для национальных ценностей и образа жизни.
В самомобщем виде экономические угрозы подразделяются на внешние и внутренние.
К внутренним угрозам экономической безопасности можно отнесли следующие:
• нарастание структурной деформации экономики страны;
• снижение инвестиционной и инновационной активности;
• разрушение научно-технического потенциала страны;
• действие устойчивой тенденции к превращению страны в топ-
ливно-сырьевую периферию развитых стран;
• усиление имущественного расслоения общества;
• криминализация экономики и общества.
К внешним угрозам экономической безопасности относятся следу.-ющие:
• «утечка умов» за границу;
• «бегство капитала» за рубеж;
• рост государственного долга;
• нарастание импортной зависимости по продовольствию и потре-
бительским товарам;
• излишняя открытость экономики;
• утрата рынков сбыта военной продукции;
^у • скупка иностранным капиталом предприятий в целях вытеснения национальной продукции и с внешнего, и с внутреннего рынков;
• низкий уровень развития транспортной инфраструктуры экспорт-
но-импортных операций.
Внешние угрозы воздействуют на усиление опасности некоторых внутренних угроз. Внешние угрозы экономической безопасности охватывают:
• экономическую;
• социальную;
• военную;
• экологическую;
• информационную и другие сферы общественной жизни.
Из названных выше внутренних угроз экономической безопасности особо выделим нарастание структурной деформации экономики, ибо чтобы обеспечить экономический рост в стране, необходимо прежде всего провести структурные модификации в экономике, суть которых заключается в соответствии структуры производства и структуры спроса. Основные направления перестройки экономики следующие:
• признание целесообразности сохранения функционирующих пред-
приятии в экономике;
• определение предприятий, работающих по военному заказу и не
подлежащих конверсии;
• использование зарубежного капитала в тех сферах и отраслях эко-
номики, которые в значительной степени влияют на структурные
сдвиги;
• определение в законодательном порядке тех сфер и отраслей экономики, которые содействуют созданию оптимальной структуры народного хозяйства.
Серьезной экономической безопасности является снижение инвестиционной и инновационной активности. Известно, что без значительных инвестиционных вложений в стратегические сферы и отрасли экономики нельзя обеспечить экономический рост. Между тем экономическая политика последнего десятилетия в нашей стране не только не создала условий для инвестиционного процесса, а наоборот, не способствовала восстановлению экономического потенциала.
Серьезной угрозой экономической безопасности выступает разрушение научно-технического потенциала. Обеспечение экономической безопасности предполагает ускоренное развитие наукоемких отраслей и производств (приборостроение, электронное машиностроение, электротехническая промышленность), способствующих укреплению материально-технической базы организаций науки, создание тем самым предпосылок для развития естественнонаучного и технического знания.
Одной из существенных угроз экономической безопасности является действие устойчивой тенденции к превращению страны в топливно-сырьевую периферию. Эта угроза может быть снята на основе стратегии структурной перестройки экономики. Речь, разумеется, не идет о резком сокращении экспорта топлива и сырья в настоящее время, ибо это также резко снизит поступления средств в государственный бюджет.
Наиболее опасной угрозой экономической и социальной безопасности является усиление имущественного расслоения общества, глубокая поляризация благосостояния и дезинтеграция общества. В нашей странеежегодно, по данным налогового ведомства России, число миллионеров оценивалось в сотни тысяч. Наряду с этим примерно треть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Базой воспроизводства бедного населения является низкий уровень развития экономики. Поэтому для снижения уровня бедности необходимо повысить темпы экономического роста.
В настоящее время большую угрозу экономической безопасности представляет криминализация экономики. Криминализация экономики - это процесс формирования экономики, в которой существенную роль играют преступные элементы и формы хозяйствования, мафиозные структуры, занимающиеся, например, наркобизнесом, торговлей людьми, ввозом за рубеж запрещенных веществ, подпольной добычей и торговлей драгоценными металлами и камнями, осуществляющие махинации и спекуляции на биржах, в банках и т. д.
Опасность расширения криминальной экономики для общества со-стоит в том, что она значительно сокращает налогооблагаемую базу и сумму собираемых налогов. Для борьбы против криминализации экономики необходима эффективная законодательная база.
Из внешних угрозэкономической безопасности выделим некоторые. Начнем с одной из важных опасностей — «утечки умов»или «утечки мозгов»,эмиграцию населения, как правило, его интеллектуального слоя, что ведет к сокращению интеллектуального потенциала, и, следовательно, к сдерживанию экономического роста. Основными причинами интеллектуальной эмиграции являются:
• крайне низкая оплата научного труда в стране выбытия;
• очень низкий уровень оснащенности научных исследований;
• политическая нестабильность в странах, из которых выбывают
квалифицированные кадры.
В качестве мер,направленных на предотвращение «утечки умов» за границу можно предложить следующие:
• резко повысить оплату труда высококвалифицированным специ-
алистам и ученым;
• резко увеличить финансирование науки из государственного
бюджета;
• осуществление экономических, социальных, политических, юри-
дических, организационных, информационных и других мер,
имеющих глобальный и международный характер;
• вопросы «утечки умов» поставить на один уровень с важнейши-
ми проблемами государственной политики.
Важным обстоятельством, негативно воздействующим на экономическую безопасность, является так называемое «бегство капитала» за рубеж.Эта одна из ключевых угроз экономической безопасности. Что и понятно, ибо инвестиции в национальную экономику способствуют развитию народного хозяйства данной страны, ее экономическому росту, повышению уровня и качества жизни ее населения. То есть вывезенный за границу капитал «работает» на ту страну, в которую он ввезен-
Специфика «бегства капитала» из России состоит в следующем:
• коренной характер ускоренной трансформации экономической
и политической системы;
• низкий уровень доверия инвесторов к национальной валюте,
обусловивший «бегство» от рубля к доллару;
• высокий уровень инфляции в стране.
Важной угрозой экономической безопасности выступает внешний государственный долг.
Государственный долг — эта сумма накопленной задолженности государства, образовавшейся в результате кредитного финансирования его бюджетных расходов. Государственный долг ложится дополнительным бременем на экономику и увеличивается по мере ухудшения экономической конъюнктуры. Однако выделяют и его стабилизирующую роль в стимулировании экономического роста. Вместе с тем чрезмерная внешняя задолженность, не учитывающая реальной возможности его обслуживания, грозит государству банкротством, утратой государственного суверенитета.
Практически все страны мира прибегают к внешним источникам финансирования, ибо большинство из них имеет дефицитные бюджеты и испытывает недостаток собственных ресурсов для внутренних капитальных вложений, проведения социально-экономических реформ, выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.
Одной из существенных угроз экономической безопасности страны выступает излишняя открытость экономики.Открытая экономика — это экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда. Она противостоит автаркическим экономическим системам, развивающимся обособленно на основе самообеспеченности. Поэтому открытость экономики — явление нормальное и объективно необходимое. Однако, ориентируясь на открытие экономики, следует исходить из уровня защищенности отечественного производства, финансов, банковской системы,денежного обращения, стратегических отраслей и сфер производства.
Степень открытостиэкономики определяется следующими индикаторами:
• экспортнаяквота, т, е. отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП;
• объем экспорта на душу населения и др.
Открытость экономики не элиминирует действие двух основных тенденций в развитиивсемирного хозяйства:
• ориентация на свободную торговлю (фритридерство);
• защита внутреннего рынка (протекционизм).
В регулировании процессов движения российское государство должно учитывать обе тенденции, сочетать их.
Следует отметить, что все перечисленные разновидности угроз экономической безопасности характерны и для современной России.
В качестве мер обеспечения экономической безопасности могут быть действия, нацеленные на предотвращение внутренних и внешних угроз безопасности. В связи с этим государство должно разработать стратегию экономической безопасности и успешно реализовать ее.
Основными мерами, содержащимися в государственной стратегии экономической безопасности, являются:
• мониторинг факторов, определяющих экономические угрозы;
• разработка критерия и индикаторов пороговых значений эконо-
мической безопасности;
• деятельность государственной власти по обеспечению экономи-
ческой безопасности общества.
Обеспечение экономической безопасности страны — исключительная прерогатива государства.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 216.