ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Безопасность это когда знаешь, как увернуться от опасности.

Эрнест Хемингуэй

Экономическая безопасность: понятие, объекты, субъекты, виды, индикаторы, критерий

Экономическая безопасность— это экономическая категория, характеризующая такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.

Экономическая безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности, ее материальным фундаментом. Эконо-

мическая безопасность как экономическая категория зародилась со временисоздания государственности, осознания обществом своих

экономических интересов.

Под объектамиэкономической безопасности понимаются как эко-номическая система страны в целом, так и ее составляющие элементы:

• природные богатства;

• людские ресурсы, особенно функционирующее трудоспособное население;

• производственные фонды;

• непроизводственные фонды;

• недвижимость;

• финансовые ресурсы;


 



Глава 3


 



 


• хозяйственные структуры;

• регионы;

• предприятия;

• семья;

• человек.

Субъектамиэкономической безопасности выступают:

• функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

• налоговые службы;

• таможенные службы;

• банки;

• биржи;

• страховые компании;

. • соответствующие комитеты и комиссии Федерального собрания (в России);

• производители и продавцы продуктов, работ, услуг;

• общества потребителей.

Выделяют следующие основные виды экономической безопасности:

• производственно-технологическая;

• промышленная;

• продовольственная;

• демографическая;

• экологическая;

• финансовая;

• информационная;

• внешнеэкономическая и др.

Различают следующие индикаторы экономической безопасности:

• рост валового внутреннего продукта (ВВП);

• уровень и качество жизни населения;

• темп инфляции;

• норма безработицы;

• структура экономики;

• государственный долг;

• имущественное расслоение общества;

• криминализация экономики и общества;

• техническое состояние производства;


• конкурентоспособность;

• импортная зависимость;

• деятельность теневой экономики;

• состояние золотовалютных резервов и др.

Критерийэкономической безопасности — это обобщающая оценка состояния экономики:

• ресурсного потенциала и возможности его развития;

• уровня эффективности использования ресурсов;

• конкурентоспособности;

• социальной стабильности и др.

Для каждой страны объективно существуют реальные и потенциальные экономические угрозы, под которыми понимаются явления и процессы, отрицательно воздействующие на экономику страны и ограничивающие экономические интересы государства, регионов, предприятий, семьи, человеческой личности.

Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние.Считается, что наибольшая опасность исходит из внутренних угроз.

Для экономической безопасности принципиальную роль играют пороговые значения, т. е. предельные величины, несоблюдение которых грозит разрушением экономики, приводит к обострению социально-экономической и политической ситуации в стране. Экономическая безопасность достигается в том случае, когда вся система индикаторов соответствует уровню пороговых значений, которые, в свою очередь, обеспечиваются не посредством нанесения ущерба другим. Пороговые значения могут изменяться вместе с уровнем развития экономики.

Экономическая безопасность в системе национальной безопасности

Поскольку экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности, то она должна рассматриваться в контексте зарождения и формирования системы национальной безопасности страны. Экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности, ее материальным фундаментом. Поэтому экономическая безопасность должна рассматриваться в контексте генезиса и формирования системы национальной безопасности страны.


 



Глава 3


 



 


В отечественной литературе отмечают следующие элементы фор­мирующейся новой парадигмы экономической безопасности:

• переход к системе международных отношений — от концепции
баланса сил к концепции баланса интересов;

• движение от идеологии и структуры экономической безопасно­-
сти конфронтационного типа в сторону моделей, базирующихся
на отношениях партнерства и международного экономического
сотрудничества;

• дополнение принципа защиты территорий принципом экономи­-
ческой безопасности регионов, предприятий, семьи, личности.

Закон РФ «О безопасности» был принят в 1992 г. В этом законе определены базовые понятия, категории и элементы безопасности, сформулированы понятия безопасности, жизненно важных интере­сов, а также триада основных объектов безопасности: личность, об­щество, государство.

Основным субъектом обеспечения безопасности было определе­но государство, выполняющее функции в данной сфере посредством органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

В Законе «О безопасности» определены угрозы безопасности, под ко­торыми понимается совокупность условий и факторов, создающих опас­ность жизненно важным интересам личности, общества, государства, разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, которые исходят от внутренних и внешних источников опасности.

Обеспечение безопасности может быть достигнуто осуществлением единой государственной политики в сфере гарантии безопасности, си­стемы мер экономического, политического, организационного и друго­го порядка, соответствующих угрозам жизненно важным интересам личности, общества, государства.

Закон «О безопасности» определил следующие основные принци­пы обеспечения безопасности:

• законность;

• соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, об­-
щества, государства;

• взаимная ответственность личности, общества, государства по
обеспечению безопасности;

• интеграция с международными системами безопасности.
Формирование новой парадигмы безопасности вначале базировалось

на идеализированных представлениях об отсутствии фактических угроз в постсоветское время. Игнорировалась жесткая экономическая конку-


ренция на мировых рынках, конфликтность и противоречивость современной мировой системы. Стремление осуществлять политику баланса интересов, моделей партнерства и международного сотрудничества, принципов защиты прав человека в обеспечении безопасности личности обходилось для нашей страны крупными потерями в геополитической и геоэкономической сферах. В период экономических реформ в Россиипоявились принципиально новые серьезные угрозы в полити­ческой и экономической жизни страны, что инициировало необходимость в разработке концепции экономической безопасности в форме Государственной стратегии экономической безопасности РФ, которая была введена Указом Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608. Концепция национальной безопасности России была утверждена Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300. Новая концепция национальной безопасности РФ была утверждена Указом Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24. В ней дано более развернутое определение понятия национальных интересов по их основным направлениям, предложена более подробная классификация угроз, особенно в экономической области, детальнее разработаны механизмы обеспечения национальной безопасности.

В области экономики угрозы носят комплексный характер и объясняются в первую очередь значительным сокращением ВВП, снижением инвестиционной и инновационной активности и научно-технического потенциала, кризисом аграрного сектора, тенденцией к преобладанию в экспортетопливно-сырьевого и энергетического компонента, а в импорте - продовольствия и предметов потребления, в том числе предметов первой необходимости.

Защита национальных интересов России в экономической области выступает приоритетным направлением в государственной политике. Важными задачами во внешнеэкономической деятельности России являются:

· формирование благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

· расширение рынков сбыта продукции отечественных товаропроизводителей;

· создание единого экономического пространства с государствами-участниками СНГ;

· усиление защиты интересов российских товаропроизводителей;

· осуществление сбалансированной кредитно-финансовой поли­тики, преследующей уменьшение зависимости РФ от внешних кредитных заимствований;



Глава


 



 


• повышение роли государства в регулировании деятельности ино­-
странных банковских, страховых и инвестиционных компаний и др.

С точки зрения обеспечения внутриэкономической безопасности не­обходимо признать:

• правовое обеспечение реформ и соединение оптимального меха­-
низма контроля за соблюдением законодательства РФ;

• усиление государственного регулирования экономики;

• необходимость мер по преодолению последствий экономическою
кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологи­-
ческого и производственного потенциала, снижению вероятности
техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности оте­-
чественной промышленной продукции, уровня и качества жизни
населения;

• усиление государственной поддержки инвестиционной и иннова­ционной активности, расширение рынка наукоемкой продукции;

• необходимость мер по социально-экономическому развитию осо­-
бо кризисных регионов и районов Крайнего Севера.







































Дата: 2016-10-02, просмотров: 244.