Безопасность — это когда знаешь, как увернуться от опасности.
Эрнест Хемингуэй
Экономическая безопасность: понятие, объекты, субъекты, виды, индикаторы, критерий
Экономическая безопасность— это экономическая категория, характеризующая такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.
Экономическая безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности, ее материальным фундаментом. Эконо-
мическая безопасность как экономическая категория зародилась со временисоздания государственности, осознания обществом своих
экономических интересов.
Под объектамиэкономической безопасности понимаются как эко-номическая система страны в целом, так и ее составляющие элементы:
• природные богатства;
• людские ресурсы, особенно функционирующее трудоспособное население;
• производственные фонды;
• непроизводственные фонды;
• недвижимость;
• финансовые ресурсы;
Глава 3
• хозяйственные структуры;
• регионы;
• предприятия;
• семья;
• человек.
Субъектамиэкономической безопасности выступают:
• функциональные и отраслевые министерства и ведомства;
• налоговые службы;
• таможенные службы;
• банки;
• биржи;
• страховые компании;
. • соответствующие комитеты и комиссии Федерального собрания (в России);
• производители и продавцы продуктов, работ, услуг;
• общества потребителей.
Выделяют следующие основные виды экономической безопасности:
• производственно-технологическая;
• промышленная;
• продовольственная;
• демографическая;
• экологическая;
• финансовая;
• информационная;
• внешнеэкономическая и др.
Различают следующие индикаторы экономической безопасности:
• рост валового внутреннего продукта (ВВП);
• уровень и качество жизни населения;
• темп инфляции;
• норма безработицы;
• структура экономики;
• государственный долг;
• имущественное расслоение общества;
• криминализация экономики и общества;
• техническое состояние производства;
• конкурентоспособность;
• импортная зависимость;
• деятельность теневой экономики;
• состояние золотовалютных резервов и др.
Критерийэкономической безопасности — это обобщающая оценка состояния экономики:
• ресурсного потенциала и возможности его развития;
• уровня эффективности использования ресурсов;
• конкурентоспособности;
• социальной стабильности и др.
Для каждой страны объективно существуют реальные и потенциальные экономические угрозы, под которыми понимаются явления и процессы, отрицательно воздействующие на экономику страны и ограничивающие экономические интересы государства, регионов, предприятий, семьи, человеческой личности.
Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние.Считается, что наибольшая опасность исходит из внутренних угроз.
Для экономической безопасности принципиальную роль играют пороговые значения, т. е. предельные величины, несоблюдение которых грозит разрушением экономики, приводит к обострению социально-экономической и политической ситуации в стране. Экономическая безопасность достигается в том случае, когда вся система индикаторов соответствует уровню пороговых значений, которые, в свою очередь, обеспечиваются не посредством нанесения ущерба другим. Пороговые значения могут изменяться вместе с уровнем развития экономики.
Экономическая безопасность в системе национальной безопасности
Поскольку экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности, то она должна рассматриваться в контексте зарождения и формирования системы национальной безопасности страны. Экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности, ее материальным фундаментом. Поэтому экономическая безопасность должна рассматриваться в контексте генезиса и формирования системы национальной безопасности страны.
Глава 3
В отечественной литературе отмечают следующие элементы формирующейся новой парадигмы экономической безопасности:
• переход к системе международных отношений — от концепции
баланса сил к концепции баланса интересов;
• движение от идеологии и структуры экономической безопасно-
сти конфронтационного типа в сторону моделей, базирующихся
на отношениях партнерства и международного экономического
сотрудничества;
• дополнение принципа защиты территорий принципом экономи-
ческой безопасности регионов, предприятий, семьи, личности.
Закон РФ «О безопасности» был принят в 1992 г. В этом законе определены базовые понятия, категории и элементы безопасности, сформулированы понятия безопасности, жизненно важных интересов, а также триада основных объектов безопасности: личность, общество, государство.
Основным субъектом обеспечения безопасности было определено государство, выполняющее функции в данной сфере посредством органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
В Законе «О безопасности» определены угрозы безопасности, под которыми понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства, разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, которые исходят от внутренних и внешних источников опасности.
Обеспечение безопасности может быть достигнуто осуществлением единой государственной политики в сфере гарантии безопасности, системы мер экономического, политического, организационного и другого порядка, соответствующих угрозам жизненно важным интересам личности, общества, государства.
Закон «О безопасности» определил следующие основные принципы обеспечения безопасности:
• законность;
• соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, об-
щества, государства;
• взаимная ответственность личности, общества, государства по
обеспечению безопасности;
• интеграция с международными системами безопасности.
Формирование новой парадигмы безопасности вначале базировалось
на идеализированных представлениях об отсутствии фактических угроз в постсоветское время. Игнорировалась жесткая экономическая конку-
ренция на мировых рынках, конфликтность и противоречивость современной мировой системы. Стремление осуществлять политику баланса интересов, моделей партнерства и международного сотрудничества, принципов защиты прав человека в обеспечении безопасности личности обходилось для нашей страны крупными потерями в геополитической и геоэкономической сферах. В период экономических реформ в Россиипоявились принципиально новые серьезные угрозы в политической и экономической жизни страны, что инициировало необходимость в разработке концепции экономической безопасности в форме Государственной стратегии экономической безопасности РФ, которая была введена Указом Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608. Концепция национальной безопасности России была утверждена Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300. Новая концепция национальной безопасности РФ была утверждена Указом Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24. В ней дано более развернутое определение понятия национальных интересов по их основным направлениям, предложена более подробная классификация угроз, особенно в экономической области, детальнее разработаны механизмы обеспечения национальной безопасности.
В области экономики угрозы носят комплексный характер и объясняются в первую очередь значительным сокращением ВВП, снижением инвестиционной и инновационной активности и научно-технического потенциала, кризисом аграрного сектора, тенденцией к преобладанию в экспортетопливно-сырьевого и энергетического компонента, а в импорте - продовольствия и предметов потребления, в том числе предметов первой необходимости.
Защита национальных интересов России в экономической области выступает приоритетным направлением в государственной политике. Важными задачами во внешнеэкономической деятельности России являются:
· формирование благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
· расширение рынков сбыта продукции отечественных товаропроизводителей;
· создание единого экономического пространства с государствами-участниками СНГ;
· усиление защиты интересов российских товаропроизводителей;
· осуществление сбалансированной кредитно-финансовой политики, преследующей уменьшение зависимости РФ от внешних кредитных заимствований;
Глава
• повышение роли государства в регулировании деятельности ино-
странных банковских, страховых и инвестиционных компаний и др.
С точки зрения обеспечения внутриэкономической безопасности необходимо признать:
• правовое обеспечение реформ и соединение оптимального меха-
низма контроля за соблюдением законодательства РФ;
• усиление государственного регулирования экономики;
• необходимость мер по преодолению последствий экономическою
кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологи-
ческого и производственного потенциала, снижению вероятности
техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности оте-
чественной промышленной продукции, уровня и качества жизни
населения;
• усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, расширение рынка наукоемкой продукции;
• необходимость мер по социально-экономическому развитию осо-
бо кризисных регионов и районов Крайнего Севера.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 244.