Под системой обеспечения национальной безопасности (СОНБ) РФ понимается совокупность органов, сил и средств обеспечения нацио-
нальной безопасности, осуществляющих в соответствии с Конституцией и законодательством РФ меры политического, правового, организа-ционного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Главныефункции СОНБ РФ следующие:
• получение и оценка информации об угрозах национальной без-опасности в различных областях жизнедеятельности;
• выработка и принятие решений по реагированию и доведению их до исполнителей;
• организация конкретных действий по устранению, нейтрализа-ции и минимизации угроз.
В СОНБ РФ входят две системы:
а) государственная система — государственные институты (законодательные, исполнительные, судебные), участвующие в процессе выработки решений и реализации мер политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, нацеленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства;
б) негосударственная система включает в себя общественные объ-единения (средства массовой информации, частные лица), влияющие на формирование и реализацию политики обеспечения национальной безопасности.
Существование и одновременное функционирование названных двух систем СОНБ дают возможность обеспечивать в стране необхо-димое равновесие, способное сохранить общество и государство в целом.
Правовой основой функционирования СОНБ РФ являются:
· Конституция РФ;
· Законы РФ «О безопасности» (1992), «О государственной границе»{1993), «О государственной тайне» (1993) и др.
Основными концептуальными документами функционирования СОНБ РФ являются:
· Государственная стратегия экономической безопасности РФ (1996).
· Концепция государственной национальной политики РФ (1996).
· Концепция национальной безопасности РФ (2000).
· Военная доктрина РФ (2000).
· Доктрина информационной безопасности РФ (2000).
Глава 2
• Основы государственной политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (2002) и др.
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности РФ участвуют следующие органы.
Президент РФ как важнейший действующий институт СОНБ РФ. Он формирует и возглавляет Совет безопасности РФ (СБ РФ), санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности, реорганизует и упраздняет органы и силы обеспечения национальной безопасности, выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности. В военной области руководит строительством, подготовкой и применением военной организации государства, назначает на должность и освобождает от должности лиц высшего командного состава Вооруженных сил (ВС) РФ, в\:лучае агрессии против России или непосредственной военной угрозы вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение. При возникновении внутренних угроз национальной безопасности Президент РФ может вводить на территории РФ или отдельных ее местностях чрезвычайное положение и др.
Совет безопасности РФ (СБ РФ) — конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Совет безопасности (СБ) РФ образован 3 июня 1992 г. Он обладает обширными функциями, определяемыми указами Президента РФ на основе его конституционных полномочий. В состав СБ РФ помимо Президента РФ входят постоянные члены и члены СБ. Постоянные члены СБ: Председатель Правительства РФ, министры обороны, иностранных дел, директор Федеральной службы безопасности РФ, секретарь СБ; члены СБ: председатели обеих палат Федерального собрания РФ, руководитель Администрации Президента РФ, министры внутренних дел, юстиции, по делам гражданской обороны, чрезвычайные ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальник Генерального штаба ВС РФ, директор Службы внешней разведки РФ. Генеральный прокурор РФ, президент Российской академии наук, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.
Решения СБ принимаются на его заседаниях постоянными членами СБ простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем СБ — Президентом РФ.
СБ в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются основными рабочими органами СБ. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе.
С целью научного обеспечения решения проблем национальной безопасности при СБ создан научный совет, основными функциями которого являются:
· развитие и совершенствование методологии выявления, оценки и прогнозирования угроз безопасности личности, общества и государства, а также научная оценка проводимых мероприятий по обеспечению национальной безопасности РФ;
· изучение теоретических положений и практического опыта обеспечения национальной безопасности в высокоразвитых зарубежных странах;
· научная проработка вопросов и экспертизы проектов концепций, программ, аналитических и иных документов, предложений обеспечения национальной безопасности по ее отдельным направлениям и др.
Председателем научного совета является секретарь СБ. В Положении о Совете безопасности определены следующие основные задачи:
· определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
· разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;
· подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
· подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;
· подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении
или об отмене чрезвычайного положения;
· разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
Глава 2
власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности, • совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства и др.
Федеральное собрание РФна основе Конституции по представлению Президента и Правительства формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности РФ, принимает решение о возможности использования ВС за пределами территории РФ, а также утверждает указы Президента о введении военного или чрезвычайного положения на территории страны или в ее отдельных местностях.
Правительство РФкоординирует деятельность федеральных орга-нов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ по разработке и реализации мероприятий в области национальной безопасности. Обеспечивает выполнение федеральных целевых программ, планов и директив в этой области, осуществляет меры по обеспечению материальными и финансовыми ресурсами органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности и т. д.
Судебные органы РФобеспечивают защиту конституционного строя в РФ, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства и т. д.
Прокуратура РФосуществляет от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов.
Федеральные органы исполнительной властиобеспечивают исполнение законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области национальной безопасности. Основными из этих органов являются:
.• Министерство обороны (МО) РФ;
• Министерство иностранных дел (МИД) РФ;
• Министерство внутренних дел (МВД) РФ;
• Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай-
ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(МЧС России);
• Министерство юстиции (Минюст) РФ;
• Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ;
• Служба внешней разведки (СВР) РФ;
• Федеральная служба охраны (ФСО) РФ;
• Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средстви психотропных веществ;
• Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФвзаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РФ, решений Президента и Правительства в области национальной безопасности, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным главнокомандующим ВС РФ в области военной безопасности России.
К основным силамобеспечения национальной безопасности РФ относятся:
• Вооруженные силы (ВС) РФ;
• внутренние войска— войска, входящие в систему МВД России и предназначенные для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств;
• пограничныевойска— воинские формирования, предназначенные для защиты и охраны государственной границы, а также выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений в сфере защиты и охраны государственной границы;
• войска гражданской обороны— соединения, воинские части и подразделения, предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (аварий, катастроф, стихийных бедствий) и применения противником современных средств поражения, проведения спасательных, неотложных аварийно-восстановительных идругих работ;
• железнодорожные войска РФ— специальные войска, предназначенные для технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог в целях обеспечения боевой и мобилизационной деятельности ВС РФ и других войск, воинских формирований и органови т. д.
К средствамобеспечения национальной безопасности РФ относятся:
• политические меры(встречи глав государств, правительств, по-литических делегаций, переговоры и консультации по активиза-
Глава 2
ции межгосударственных отношений; совещания, конференции руководства военно-политических союзов по оценке угрозы и выработке рекомендаций для совместных действий; использование международных институтов — ООН, ОБСЕ и других для принятия санкций по отношению к государствам, дестабилизирующим международную обстановку);
• дипломатические меры(переговоры по вопросам, вызвавшим напряженность во взаимоотношениях государств; укрепление мер доверия; перенос, отмена визитов политических лидеров, государственных делегаций; передача руководству государств, дипломатическим службам нот, требований, меморандумов, разъяснений в связи с создавшейся ситуацией; разрыв дипломатических отношений);
• экономические меры(нейтрализация неблагоприятных воздействий на экономику страны посредством принятия ответных мер в торгово-экономической, научно-технической, финансовой сферах, введение эмбарго, принятие мер тарифного и нетарифного регулирования);
• правовые меры(требования соблюдения норм и международного права, положений договоров и соглашений; подписание двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по урегулированию правовых взаимоотношений и другие меры);
• военные меры(демонстрация перевода регулярных вооруженных сил на штаты военного времени, резерва на военное положение; формирование новых соединений и частей и другие меры);
• информационно-психологические меры(пропаганда необходимости соблюдения международных договоров и соглашений);
• военно-технические меры(создание и поддержание целостной системы вооружения РФ, представляющей собой взаимоувязанную совокупность вооружения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающей решение задач обороны и безопасности страны на должном уровне);
• научно-технологические меры(обеспечение на основе государственной инновационной политики реализации стратегических национальных приоритетов РФ, включающих повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны).
Глава 3
Дата: 2016-10-02, просмотров: 241.