Национальной безопасности России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под системой обеспечения национальной безопасности (СОНБ) РФ понимается совокупность органов, сил и средств обеспечения нацио-


нальной безопасности, осуществляющих в соответствии с Конституцией и законодательством РФ меры политического, правового, организа-ционного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Главныефункции СОНБ РФ следующие:

• получение и оценка информации об угрозах национальной без-опасности в различных областях жизнедеятельности;

• выработка и принятие решений по реагированию и доведению их до исполнителей;

• организация конкретных действий по устранению, нейтрализа-ции и минимизации угроз.

В СОНБ РФ входят две системы:

а) государственная система — государственные институты (законодательные, исполнительные, судебные), участвующие в процессе выработки решений и реализации мер политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, нацеленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства;

б) негосударственная система включает в себя общественные объ-единения (средства массовой информации, частные лица), влияющие на формирование и реализацию политики обеспечения национальной безопасности.

Существование и одновременное функционирование названных двух систем СОНБ дают возможность обеспечивать в стране необхо-димое равновесие, способное сохранить общество и государство в целом.

Правовой основой функционирования СОНБ РФ являются:

· Конституция РФ;

· Законы РФ «О безопасности» (1992), «О государственной границе»{1993), «О государственной тайне» (1993) и др.

Основными концептуальными документами функционирования СОНБ РФ являются:

· Государственная стратегия экономической безопасности РФ (1996).

· Концепция государственной национальной политики РФ (1996).

· Концепция национальной безопасности РФ (2000).

· Военная доктрина РФ (2000).

· Доктрина информационной безопасности РФ (2000).




Глава 2


 



 


• Основы государственной политики РФ в области развития на­уки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспекти­ву (2002) и др.

В формировании и реализации политики обеспечения националь­ной безопасности РФ участвуют следующие органы.

Президент РФ как важнейший действующий институт СОНБ РФ. Он формирует и возглавляет Совет безопасности РФ (СБ РФ), санк­ционирует действия по обеспечению национальной безопасности, ре­организует и упраздняет органы и силы обеспечения национальной безопасности, выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности. В военной области руко­водит строительством, подготовкой и применением военной органи­зации государства, назначает на должность и освобождает от долж­ности лиц высшего командного состава Вооруженных сил (ВС) РФ, в\:лучае агрессии против России или непосредственной военной уг­розы вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях воен­ное положение. При возникновении внутренних угроз национальной безопасности Президент РФ может вводить на территории РФ или отдельных ее местностях чрезвычайное положение и др.

Совет безопасности РФ (СБ РФ) — конституционный орган, осуще­ствляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспече­ния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государ­ственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Совет безопасности (СБ) РФ образован 3 июня 1992 г. Он обладает обширными функциями, определяемыми указами Президента РФ на основе его конституционных полномочий. В состав СБ РФ помимо Президента РФ входят постоянные члены и члены СБ. Постоянные члены СБ: Председатель Правительства РФ, министры обороны, ино­странных дел, директор Федеральной службы безопасности РФ, секре­тарь СБ; члены СБ: председатели обеих палат Федерального собрания РФ, руководитель Администрации Президента РФ, министры внут­ренних дел, юстиции, по делам гражданской обороны, чрезвычайные ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальник Генерального штаба ВС РФ, директор Службы внешней разведки РФ. Генеральный прокурор РФ, президент Российской академии наук, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

Решения СБ принимаются на его заседаниях постоянными члена­ми СБ простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем СБ — Президентом РФ.


СБ в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются основными рабочими органами СБ. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе.

С целью научного обеспечения решения проблем национальной безопасности при СБ создан научный совет, основными функциями которого являются:

· развитие и совершенствование методологии выявления, оценки и прогнозирования угроз безопасности личности, общества и государства, а также научная оценка проводимых мероприятий по обеспечению национальной безопасности РФ;

· изучение теоретических положений и практического опыта обеспечения национальной безопасности в высокоразвитых зарубежных странах;

· научная проработка вопросов и экспертизы проектов концепций, программ, аналитических и иных документов, предложений обеспечения национальной безопасности по ее отдельным направлениям и др.

Председателем научного совета является секретарь СБ. В Положении о Совете безопасности определены следующие основные задачи:

· определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

· разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

· подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия реше­ний по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

· подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным со­циально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

· подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении

или об отмене чрезвычайного положения;

· разработка предложений по координации деятельности федераль­ных органов исполнительной власти и органов исполнительной



Глава 2


 



 


власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности, • совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства и др.

Федеральное собрание РФна основе Конституции по представле­нию Президента и Правительства формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности РФ, принимает решение о возможности использования ВС за пределами территории РФ, а также утверждает указы Президента о введении военного или чрезвычайного положения на территории страны или в ее отдельных местностях.

Правительство РФкоординирует деятельность федеральных орга-нов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ по разработке и реализации мероприятий в области на­циональной безопасности. Обеспечивает выполнение федеральных целевых программ, планов и директив в этой области, осуществляет меры по обеспечению материальными и финансовыми ресурсами ор­ганов, сил и средств обеспечения национальной безопасности и т. д.

Судебные органы РФобеспечивают защиту конституционного строя в РФ, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, по­сягающих на безопасность личности, общества и государства и т. д.

Прокуратура РФосуществляет от имени РФ надзор за соблюдени­ем Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов.

Федеральные органы исполнительной властиобеспечивают ис­полнение законодательства РФ, решений Президента РФ и Прави­тельства РФ в области национальной безопасности. Основными из этих органов являются:

.• Министерство обороны (МО) РФ;

• Министерство иностранных дел (МИД) РФ;

• Министерство внутренних дел (МВД) РФ;

• Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­-
ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(МЧС России);

• Министерство юстиции (Минюст) РФ;

• Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ;

• Служба внешней разведки (СВР) РФ;


• Федеральная служба охраны (ФСО) РФ;

 

• Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средстви психотропных веществ;

• Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФвзаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РФ, решений Президента и Правительства в области национальной безопасности, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным главнокомандующим ВС РФ в области военной безопасности России.

К основным силамобеспечения национальной безопасности РФ относятся:

Вооруженные силы (ВС) РФ;

внутренние войска— войска, входящие в систему МВД России и предназначенные для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств;

пограничныевойска— воинские формирования, предназначенные для защиты и охраны государственной границы, а также выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений в сфере защиты и охраны государственной границы;

войска гражданской обороны— соединения, воинские части и подразделения, предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (аварий, катастроф, стихийных бедствий) и применения противником современных средств поражения, проведения спасательных, неотложных аварийно-восстановительных идругих работ;

железнодорожные войска РФ— специальные войска, предназначенные для технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог в целях обеспечения боевой и мобилизационной деятельности ВС РФ и других войск, воинских формирований и органови т. д.

К средствамобеспечения национальной безопасности РФ относятся:

политические меры(встречи глав государств, правительств, по-литических делегаций, переговоры и консультации по активиза-


 


 



Глава 2


 


ции межгосударственных отношений; совещания, конференции руководства военно-политических союзов по оценке угрозы и выработке рекомендаций для совместных действий; использова­ние международных институтов — ООН, ОБСЕ и других для принятия санкций по отношению к государствам, дестабилизи­рующим международную обстановку);

дипломатические меры(переговоры по вопросам, вызвавшим на­пряженность во взаимоотношениях государств; укрепление мер доверия; перенос, отмена визитов политических лидеров, государ­ственных делегаций; передача руководству государств, диплома­тическим службам нот, требований, меморандумов, разъяснений в связи с создавшейся ситуацией; разрыв дипломатических отноше­ний);

экономические меры(нейтрализация неблагоприятных воздей­ствий на экономику страны посредством принятия ответных мер в торгово-экономической, научно-технической, финансовой сфе­рах, введение эмбарго, принятие мер тарифного и нетарифного регулирования);

правовые меры(требования соблюдения норм и международно­го права, положений договоров и соглашений; подписание дву­сторонних и многосторонних договоров и соглашений по урегу­лированию правовых взаимоотношений и другие меры);

военные меры(демонстрация перевода регулярных вооружен­ных сил на штаты военного времени, резерва на военное положе­ние; формирование новых соединений и частей и другие меры);

информационно-психологические меры(пропаганда необхо­димости соблюдения международных договоров и соглаше­ний);

военно-технические меры(создание и поддержание целостной системы вооружения РФ, представляющей собой взаимоувязан­ную совокупность вооружения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающей решение задач обо­роны и безопасности страны на должном уровне);

научно-технологические меры(обеспечение на основе государ­ственной инновационной политики реализации стратегических национальных приоритетов РФ, включающих повышение каче­ства жизни населения, достижение экономического роста, разви­тие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспече­ние обороны и безопасности страны).


Глава 3


























Дата: 2016-10-02, просмотров: 241.