Стратегия экономической безопасности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Термин «стратегия»имеет дваосновных значения:

1) искусство ведения войны;

2) искусство руководства общественной жизнью.

Во втором значении этот термин выступает в различных видах:

• в теории игр — возможный способ действия игрока или коалиции;

• стратегия в ценообразовании;

• стратегия инновационная;

• стратегия конкурентная;

• стратегия импортозамещения;

• стратегия маркетинга широкого проникновения;


_________________________________________________________________ 53

· стратегия предприятия;

· стратегия региональная;

· стратегия экономическая и др.

Здесь речь пойдет о стратегии экономической. Выбор стратегии экономической безопасности должен исходить из ее целей и задач, которые она должна решать. Например, если цель нашей страны «вы-живание», то это одна стратегия. Если цель «Великая Россия», то это другая стратегия.

Вторая половина 90-х гг. XX в. ознаменована повышенным вниманием

властных структур и общественности к проблемам экономической безопасности. Проиллюстрируем это положение на примере нашей страны.

Доктрина экономической безопасности в России одобрена и введена Указом Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение и развитие данного указа 27.12.1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первооче-редных мерах по реализации Государственной стратегии экономической

безопасности Российской Федерации (Основные положения)».

В этихдокументах определены:

· цель и объекты государственной стратегии экономической без­опасности России;

· критерий и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности;

· механизмы и меры экономической политики, нацеленные на обеспечение экономической безопасности.

В декабре 1997 г. состоялась научно-практическая конференция «Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии». За 1997-2000 гг. вышел ряд научных работ по этой проблематике. И, наконец, в январе 2000 г. также Указом Президента была утверждена «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», в которой большое место занимают проблемы экономической безопасности.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации состоит из четырех разделов:

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

III.Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие тре­бованиям экономической безопасности Российской Федерации.


 



Глава 3


 



 


IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

В первом разделе констатируется, что цель Государственной стра­тегии — обеспечение такого развития экономики, при котором созда­лись бы приемлемые условия для жизни и развития личности, соци­ально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невоз­можно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутри­государственном, так и в международном плане.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации яв­ляются личность, общество, государство и основные элементы эконо­мической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает:

• характеристику внешних и внутренних угроз экономической без­
опасности Российской Федерации как совокупности условий и
факторов, создающих опасность для жизненно важных экономи­-
ческих интересов личности, общества и государства;

• определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчи­-
вость социально-экономической системы государства, на кратко­
срочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу;

• определение критериев и параметров, характеризующих нацио­-
нальные интересы в области экономики и отвечающих требова­-
ниям экономической безопасности Российской Федерации.

• формирование экономической политики, институциональных
преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или
смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость
национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться че­рез систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей — макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологи­ческих и других.

Во втором разделе отмечается, что наиболее вероятными угрозами являются следующие.

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и по­вышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира


и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

· расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;

· роста безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

· задержки выплаты заработной платы, остановки предприятий и т.д.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

· усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

· отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

· низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

· свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

· снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и, как следствие, подрыв научно-технического потенциала России и др.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:

· объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

· нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

· увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

· рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;



Глава 3


 



 


• влияние организованной преступности на некоторую часть чинов­-
ников госаппарата, возможность доступа криминальных структур
к управлению производством и их проникновения в различные
властные структуры;

• ослабление системы государственного контроля, что привело к
расширению деятельности криминальных структур на внутрен­-
нем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импор­-
тных операций и торговли.

Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприя­тий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфля­ционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой де­стабилизацией в экономике.

В третьем разделеуказывается, что состояние экономики, отвечаю­щее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемле­мые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политиче­скую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать:

• способность экономики функционировать в режиме расширен-
ного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть
достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно
важное значение для функционирования государства как в обыч-
ных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить про-
цесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.
Россия не должна допускать критической зависимости экономи-

ки от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.

Важнейшим требованием экономической безопасности России ской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в разме­рах, могущих причинить ущерб национальным интересам России;


 


· приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности.

Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условийэкономической безопасности России;

· устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижениемвнешнего и внутреннего долга, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности;

· рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом

региональных особенностей), обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья;

· сбалансированную внешнеэкономическую политику, предполагающую как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике мер;

· поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса;

· сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации;



Глава


 



 


создание экономических и правовых условий, исключающие
криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финан­-
совой деятельности, захват криминальными структурами про-
изводственных и финансовых институтов, их проникновение
в структуры власти;

• определение и обеспечение необходимого государственного ре­-
гулирования экономических процессов, способного гарантиро­-
вать нормальное функционирование рыночной экономики как
в обычных, так и в экстремальных условиях.

В четвертом разделе определены меры и механизмы экономиче­ской политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, которые должны быть направлены на предот­вращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности России названы мониторинг и прогнозирование факто­ров, определяющих угрозы экономической безопасности.

В этом разделе признано необходимым разработать количествен­ные и качественные параметры (пороговые значения) состояния эко­номики, а также определены следующие основные направления дея- тельности государства по обеспечению экономической безопасности России.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недоста­точности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

Это определяет возрастание требований к государственной стати­стике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов стати­стического наблюдения, качества и оперативности информации.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации


Должен производиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внут-ренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, обще-ства и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации.

Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

· динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. п.;

· состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

· способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т. п.);

· состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

· качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п.

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондироваться с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности Российской Федерации определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны.




Глава


 



 


3. Деятельность государства по обеспечению экономической без­опасности Российской Федерации.

Деятельность государства по обеспечению экономической безопас­ности Российской Федерации осуществляется по следующим основ­ным направлениям:

1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые пара­
метры экономического развития отклоняются от пороговых значении
экономической безопасности, и разработка комплексных государствен­-
ных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обес­-
печивающие экономическую безопасность Российской Федерации,
разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее со­
циально-экономического развития, а реализуются в программе соци­-
ально-экономического развития Российской Федерации.

2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по пре­-
одолению или недопущению возникновения угроз экономической
безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы:

 

• Совет безопасности Российской Федерации рассматривает кон­-
цепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения эко­-
номической безопасности государства;

• Правительство Российской Федерации координирует работу фе­-
деральных органов исполнительной власти, органов исполни­-
тельной власти субъектов Российской Федерации в целях реали­-
зации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз
экономической безопасности страны, в том числе при подготовке
законодательных и иных нормативных правовых актов.

3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйствен­ным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Фе­дерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Поря­док проведения указанной экспертизы определяет Президент Россий­ской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует системы контроля за их исполнени­ем. Система контроля должна учитывать права и ответственность соб­ственника.

Государственная стратегия экономической безопасности, как и на­циональной безопасности России в целом, должна исходить главным образом из идеологии экономического роста, промышленного и науч­но-технического прорыва, поскольку лишь на этой основе можно до-


стичь высокого уровня и качества жизни населения, его социальной защищенности.

Главная цельэкономической стратегии заключается в высоких темпах экономического роста на основе иной структуры экономики, широкого использования инноваций. Высокие темпы экономического роста возможны на базе эффективного совокупного спроса, включающего в себя потребительский и инновационный спрос, ибо низкий платежеспособный спрос вызовет утрату многих видов производства.

Обеспечение экономической безопасности— исключительная прерогативагосударства, его законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Согласно Конституции Российской Федерации, во главе всей системы национальной безопасности стоит Совет безопасности, руководимый Президентом РФ и осуществляющий координацию деятельности всех органов и институтов, входящих в эту систему.

Стратегическая цель экономической безопасности нуждается в конкретизации задач и мер по ее обеспечению. Эти меры должны охватывать все сферы экономики. В число этих мервходят:

· реализация структурной и социальной политики;

· усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, денежно-кредитной и внешнеэкономической сферах;

· продолжение институциональных преобразований.

В качестве важнейшей задачи в области структурной политики выступает на макроуровне.

· повышение совокупного спроса;

· нарастание нормы сбережения и формирование благоприятного инвестиционного климата;

· создание предпосылок для перелива финансовых и производственных ресурсов от неэффективных предприятий и секторов к эффективным предприятиям и секторам экономики;

· регулирование импорта в интересах защиты отечественного производителя и др.

На микроуровне:

· поддержка и стимулирование развития экономически эффективных предприятий и организаций;

· ликвидация либо реорганизация неэффективных экономических структур и др.

Необходимым условием экономической безопасности является реализация системы проектов и программ перспективных направлений: научных, инновационных, производственных и инвестиционных.



 


 



 


В решении этих мер должна быть повышена роль государства в сле­дующих формах:

• размещение федеральных заказов на поставку продукции для обще-
государственных нужд;

• участие в некоторых структурообразующих инвестиционных про-
ектах;

• осуществление государственной поддержки федеральных про­-
грамм регионального развития;

• взаимодействие федеральных и региональных бюджетных схем
по поддержанию депрессивых регионов.

Одним из существенных компонентов механизма обеспечения эко­номической безопасности выступает деятельность государства по вы­явлению и предупреждению внутренних и внешних угроз экономи­ческой безопасности.

Разработка теоретических и практических проблем совершен­ствования механизма обеспечения экономической безопасности страны должна базироваться на Концепции национальной безопас­ности РФ.























































































Дата: 2016-10-02, просмотров: 228.