Национальная безопасность государства. Концепция национальной безопасности России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Национальная безопасность — это защищенность жизненно важных интересов общества, государства, граждан, а также национальных цен­ностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз (политических, военных, экономических, информационных, экологических и др.).

Национальная безопасность находится в тесной связи с национальны­ми интересами страны, в том числе и за пределами ее территории.

Термин «национальная безопасность» был употреблен в 1904 г. в послании президента США Теодора Рузвельта Конгрессу США. Позд­нее проблема национальной безопасности была ключевой в исследо­ваниях американских политологов. При этом в качестве источника термина «национальная безопасность» американские ученые берут теорию национальных интересов и ценностей.

Категория «национальная безопасность государства» наиболее де­тально исследована японскими учеными, которые, выполняя заказ Национального управления экономического планирования, разрабо­тали и предложили концепцию «комплексной национальной силы».

 

являющейся синтезом традиционных и новых подходов. Согласно концепции «комплексной национальной силы», она включает в себя три крупных элемента. Ключевым из них является «способность вносить вклад в международное сообщество». Вторая категория характеризует «способность к выживанию в кризисных и экстремальных международных условиях». Третья категория определяет потенциал «возможного силового давления», т. е. способность государства навязывать другим странам свою волю. Каждое государство исходит из собственных национальных интересов. Средняя взвешенная трех компонентов «комплексной национальной силы» для каждой страны выступает индексом (показателем) этой силы.

Национальные интересы являются объективным фактором, обусловленным всей совокупностью потребностей данной страны. Важнейшими национальными интересами государства являются:

· территориальная целостность страны;

· государственное самоопределение и политическое самоуправле­ние народа;

· достойное место в мировом сообществе;

· процветание страны и ее населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп.

Интересы государства защищаются посредством системы мер, которая исходит из концепции национальной безопасности. Система национальной безопасности — это специально созданная и конституированная совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов и направлений, обеспечивающих надежную защиту национальных интересов. С позиции субъекта, выступающего организующим началом, различаются: а) государственная система безопасности; б) общественная система безопасности.

Обе эти системы дополняют и контролируют друг друга. Под объектами национальной безопасности понимаются фактически существующие явления, процессы и отношения, обеспечение за-щиты которых составляет стратегическую цель и основное содержание политики безопасности. Под политикой национальной безопасности понимается взаимосвязанная система целенаправленных усилий государства, других политических институтов общества, обеспечивающих их надежную деятельность.



Глава 2


 



 


Безопасность — это качественная определенность конкретного ис­торического комплекса (социума), функционирующего в конкретных территориях, периодах времени, географических условиях, составны­ми компонентами которого выступают общество, государство, человек.

Термин «национальная безопасность» в России вошел в научный оборот и практику в 1991 г. Концепция «национальной безопасности» в России приняла силу закона в начале 1992 г., когда был принят За­кон <Ю безопасности», однако сам термин в этом законе не был упот­реблен.

Концепция национальной безопасности России — это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государ­ства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельно­сти. В концепции сформулированы важнейшие направления государ­ственной политики.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понима­ется безопасность ее многонационального народа как носителя сувере­нитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Концепция включает в себя четыре раздела:

I. Россия в мировом сообществе.

П. Национальные интересы России.

III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федера­-
ции.

В разделе «Россия в мировом сообществе» отмечается, что в на­стоящее время в мире возобладали две взаимоисключающие тенден­ции.

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и по­литических позиций значительного числа государств и их интеграци­онных объединений, в совершенствовании механизмов многосторон­него управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, эко­логические и информационные факторы. Россия будет способство­вать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в между­народном сообществе развитых западных стран при лидерстве США. Она рассчитана на односторонние, прежде всего военно-силовые ре­шения ключевых проблем мировой политики в обход основополагаю­щих норм международного права.


Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе — более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной идругих областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации. В разделе «Национальные интересы России» дается определение национальных интересов России. Под ними понимается «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и




Глава 2


 



 


других сферах». Они носят долгосрочный характер и определяют ос­новные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются ин­ститутами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конститу­ции Российской Федерации и законодательства Российской Федера­ции общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном раз­витии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в поли­тической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные ин­тересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России со­стоят в сохранении стабильности конституционного строя.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патрио­тизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключа­ются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как ве­ликой державы.

Национальные интересы России в информационной сфере заключа­ются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных инфор­мационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в за­щите ее независимости, суверенитета, государственной и территори­альной целостности, в предотвращении военной агрессии против Рос-


сии и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В разделе «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации» ключевое значение придается угрозам в сфере экономики. Отмечается, что «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости».

Ослабление потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создает глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающуюмассу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.




Главз 2


 



 


Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое со­кращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, под­рыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества — семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Основные угрозы в международной сфереобусловлены следую­щими факторами:

• стремление отдельных государств и межгосударственных объ­-
единений принизить роль существующих механизмов обеспече­-
ния международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСН:

• опасность ослабления политического, экономического и военно-­
го влияния России в мире;

.1 • укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

• возможность появления в непосредственной близости от россий­-
ских границ иностранных военных баз и крупных воинских кон-
тингентов;

• распространение оружия массового уничтожения и средств его
доставки;

• ослабление интеграционных процессов в Содружестве Незави­-
симых Государств;

• возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной
границы Российской Федерации и внешних границ государств -участников Содружества Независимых Государств;

• притязания на территорию Российской Федерации.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Феде­рации представляет международный терроризм, а также усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в инфор­мационной, военной, пограничной, экологической сферах.

Большую часть концепции занимает раздел «Обеспечение нацио­нальной безопасности Российской Федерации»,в котором опреде­лены основные задачи, охватывающие:

• экономическую сферу как приоритетное направление политики
государства;

• внешнеэкономическую деятельность;

• защиту интересов отечественных товаропроизводителей;


• сбалансированную финансово-кредитную политику;

• валютное регулирование и контроль;

• внутриэкономическую деятельность государства;

• инвестиционную и инновационную активность;

• опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств;

• защитуконституционного строя;

• борьбус преступностью;

• соблюдение прав человека;

• защиту культурного, духовно-нравственного наследия, историческиx традиций и норм общественной жизни, сохранение культурногодостояния всех народов России;

• экологическую сферу;

• внешнююполитику;

• военнуюбезопасность;

• информационную безопасность и др. сферы.

Правовое обеспечение национальной безопасности Россиирегламентируется Законом «О безопасности», принятом 5 марта 1992 г. Этот закон установил, что безопасность - это состояние защищенности важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешнихугроз.

Под жизненно важными интересамиимеется в виду совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и развитие общества, государства иличности человека.

Основными объектамибезопасности являются: общество с его материальнымиидуховными ценностями, государство с его конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью, личность человека с ее правами и свободами.

Угрозы безопасностипредставляют собой совокупность условий и факторов,таящих опасность жизненно важным интересам общества, государства и человека.

Как реальные, так и потенциальные угрозы объектам безопасности, вытекающие из внутренних и внешних опасностей для жизненно важных интересов общества, государства и человеческой личности, предопределяютсодержание и характер деятельности, нацеленной на обеспечение внутренней и внешней безопасности.

Итак, в национальной безопасности России существуют триуровня безопасности:


Глава 2




 


человеческой личности;

• государства;

• общества.

Их взаимодействие, место и значение динамичны и предопределя­ются сущностью общественных отношений, а в их пределах — эконо­мических отношений, политическим устройством, мерой внутренних и внешних угроз. Так, в наиболее опасные для народа периоды време­ни может господствовать безопасность общества либо государства за счет безопасности человека. Безопасность государства может обеспе­чиваться посредством эффективного механизма управления и коорди­нации функционирования политических организаций и общественных групп, включая их институты защиты. Безопасность общества пред­полагает существование общественных институтов, соответствующих норм, развитое общественное сознание, что обеспечивает реализацию прав и свободу всех групп населения.

Безопасность человека заключается в создании правовых и нрав­ственных норм, общественных институтов и организаций, обеспечива­ющих развитие и реализацию социально важных способностей и по­требностей.

В указанном законе отмечаются ряд недостатков, среди которых:

• подчеркивается защита не всех, а лишь жизненно важных инте­ресов;

• термин «национальная безопасность» может использоваться для разжигания сепаратизма. Более того, этот термин трактуется не­ однозначно. Например, специалисты-международники говорят о «безопасности государства», политики — о «мире между наци­ями и народностями», национал-шовинисты — в своем духе.
Аналогичное положение в трактовке и категории «национальные интересы». В современных условиях России, когда еще не созда­но гражданское общество, целесообразно «национальную без­опасность» называть «государственной»;

• в законе отсутствует система целей обеспечения безопасности, нет также категории «политическая безопасность».

Система обеспечения







































Дата: 2016-10-02, просмотров: 207.