Вопрос 1. Основные этапы работы над сценарием массового праздника.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сценарий-это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действия. Обычно сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элементах действия, показывает авторские переходы от одной части действия к другой . Сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу режиссера, художника, организатора.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием массового праздника . Она начинается обычно с определения темы и идеи будущего сценария.

Тема-это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных режиссером. Идея-это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания сценария мало определить только тему и идею.

Поиски яркого, интересного сюжета- неотъемлемая часть работы над, сценарием, важное драматургическое требование. Избрав сюжет, нужно организовать художественный материал сценария так, чтобы он отвечал теме и идее.

Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие и развивается в виде драматического конфликта. Без него нет и не может быть драматургии. Конфликт, как гласит теория драмы, есть основа любого драматургического произведения, определяющая и сюжетное построение, и композицию. Иначе он не сможет выполнить нужное действие, сделать яркими образы своих героев, другое дело, что конфликт, особенно в драматургии массового праздника,- это не всегда столкновение антагонистических сил, он может выражать в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении тех или иных положительных целей. Конфликт нельзя понимать однозначно и прямолинейно. Удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет. Движимое конфликтом сюжетное построение должно иметь также сюжетный ход, красной нитью проходящий через всё действие и цементирующий воедино отобранный сценарный материал.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том , что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающим одновременно замыслу сценариста и режиссера.

Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы нанизывает все действие.

Итак, выбрана тема сценария, определены идея и конфликт, драматургический ход, найден сюжет . Как работать над сценарием дальше? Теперь речь должна идти о композиции будущего сценария.

Еще Аристотель выражал подобное требование и к драме, композиционной структуре произведения. Он писал, что в нем должны присутствовать как начало, так и конец. Это и его главное требование к композиции любого драматического произведения, в частности сценария массового праздника.

В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие которого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготавливают его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.

Основное действие- эта часть сценария должна подчиняться следующим основным требованиям:

1. Строгая логичность построения темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.

Нарастание действия. Заданное экспозицией- завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально более сильных к слабым эпизодам.

Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов.
Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию.

Контрастность построения. Это требование специфично для композиции массового театрального действа, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотребления той или иной краской, однообразия, монотонности.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. наивысшей точке в развитии действия. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея театрального сценарного произведения.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия. Это весьма важная часть композиции, её отсутствие или нечеткость отставляют ощущение незавершенности всего массового праздника. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным для проявления активности участников массового представления, праздника.

Важнейшими монтажными в режиссуре драматургии массового праздника выступают идейность, строгая логичность и последовательность построения сюжета, ассоциативность сопоставления реальных фактов и художественных эпизодов, внутренняя ритмическая контрастность.

Вопрос 2. Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей

Методы обучения.Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. По­стараемся, не загружая наше пособие излишней теоретизацией, кратко изложить наиболее традиционные из них.

Метод обученияпредставляет собой способ организации совме­стной деятельности педагога и учащихся, направленной на реше­ние образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным кри­териям (основаниям) — по источнику знаний, по характеру позна­вательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используе­мые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже — лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном исполь­зуются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практичес­кая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторенияизученного — наблюдение, устный конт­роль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выпол­нение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере до­полнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организа­ции учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый ма­териал всем учащимся одинаково, а для практической деятельнос­ти предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной груп­пы): при такой организации учебного процесса для каждого ребен­ка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творчес­кий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебно­го процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ста­вит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятель­ность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практи­ческие умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатыва­ют технологию его выполнения, оформляют необходимую доку­ментацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Средства обучения— это источники получения знаний и форми­рования умений. Выбор средств обучения определяется особенно­стями учебного процесса (целями, содержанием, методами и усло­виями).

В педагогической науке нет четкой классификации средств обу­чения. Мы попробуем дать представление об основных из них, ис­пользуя классификацию польского дидактата В.Оконя:

простые средства: а) словесные — учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, опи­саний и др.); б) визуальные — реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

сложные средства: а) механические визуальные приборы — диа­скоп, микроскоп, кодоскоп и др.; б) аудиальные — проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись; в) аудивизуальные — телевизор, видеомагнитофон, видеофильм; г) средства автоматизации процесса обучения — компьютеры, информационные системы, телекоммуни­кационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

Принципы обучения— основные руководящие идеи, норматив­ные требования к организации и проведению учебно-воспитатель­ного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогиче­ской концепции деятельности детского творческого объединения. Рассмотрим основные, сложившиеся в педагогической практике принципы и кратко раскроем их суть.

Принцип воспитывающего обучения— в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.

Принцип научности— в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления твор­ческой деятельности.

Принцип связи обучения с практикой— учебный процесс необхо­димо строить так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обуче­ния, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преоб­разовывать окружающую действительность, вырабатывая соб­ственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности— содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (по­рядке, системе), в соответствии со следующими правилами:

а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из
которых имеет определенную методику изучения;

б) в каждой теме выделяются смысловой центр, основные поня­
тия и идеи, продумывается последовательность изложения;

в) при изучении учебного курса в целом устанавливаются внеш­
ние и внутренние связи между фактами, законами, теориями.

Принципдоступности — содержание и изучение учебного матери­ала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных и фи­зических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблю­дать еще одно правило: в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом — то, что требует обобщения и анализа, для начала предлага­ем детям легкие учебные задачи, а потом — трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).

Принципнаглядности — в ходе учебного процесса нужно макси­мально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в вос­приятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать воз­можность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, исполь­зовать полученные знания и умения в практической деятельности).

Принцип сознательности и активности— результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами про­цесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют воз­можность самостоятельно планировать и организовывать свою де­ятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения. Добиться активности и сознательности детей в процессе учения можно, если:

— при определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;

— включать детей в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач;

— максимально активизировать процесс обучения (игровые и дискуссионные формы работы);

— стимулировать коллективные и групповые формы учебной работы.

Принцип прочности— полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:

— в процессе обучения ребенок проявлял познавательную ак­тивность;

— проводились в необходимом количестве и последовательнос­ти специально подобранные упражнения на повторение учебного материала;

— в структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами;

— систематически проводится контроль (проверка и оценка) ре­зультатов обучения.

Билет24. Вопрос 1.Сущность и специфика дополнительного образования в условиях образовательной школы.

Вопрос 2. Методика подготовки и проведения клубного дня

Клубный день— специально организованное массовое меропри­ятие для учащихся детского объединения дополнительного образо­вания, содержательно расширяющее тематику основного учебно-воспитательного процесса.

Содержанием клубного дня может стать интересная и необходи­мая детям информация, связанная с основной образовательной про­граммой, передача которой требует дополнительных условий (т.е. в основное учебное время не может быть полноценно изложена).

К таким дополнительным условиям можно отнести:

— длительное время на изложение информации (например,
30—45 мин), тогда как на одном учебном занятии теоретическая
часть не может превышать 25—30 мин;

—невозможность разделить информацию на отдельные части (например, при знакомстве детей с основными историческими эта­пами развития данного вида деятельности или обобщении различ­ных направлений творчества);

—необходимость включения в беседу просмотра или прослуши­вания аудио- или видеоматериалов, а также организации выставки или концертных выступлений;

— привлечение к работе с ребятами специалиста-практика в
данном виде деятельности (например, известного спортсмена или
тренера, композитора или музыканта-исполнителя, художника или
скульптора).

Клубный день может быть не только познавательного, но и до-сугово-развивающего характера (например, киноклуб, клуб игр и затей, день рождения и т.д.). Педагогическое назначение таких клубных дней — создание условий для содержательного досуга и общения воспитанников детского объединения.

Клубный день может стать мероприятием, позволяющим обоб­щить знания и умения, полученные детьми на занятиях (например, мастерская к празднику или выставка-рассказ). Такие клубные дни дают детям возможность творчески применить полученные на за­нятиях знания, умения и навыки.

Примерные формы и тематика клубных дней:

• клуб любителей или знатоков (музыки, книги, танца, живопи­си и т.д.);

• вечер (поэзии, музыки, танца и т.д.);

• мастерская (Деда Мороза, сувениров, Самоделкина и т.д.);

• игровой клуб;

• киноклуб (тематический, клуб любителей мультфильмов и т.д.);

• «Волшебный мир (цветов, игрушек, красок, музыки, танца и т.д.)»;

• «Наши (пернатые, домашние, четвероногие и т.д.) питомцы»;

• день рождения (огонек, праздник и др.);

• встреча с интересным человеком.
Формы клубного дня:

Лекция-концерт (рассказ-концерт), выставка-рассказ, темати­ческая игровая программа, тематическая программа мультфиль­мов, мастерская, клуб, тематический вечер или утренник, устный журнал, игра-спектакль, «Огонек», праздник и др.

Алгоритм подготовки и проведения клубного дня:

1) определить регулярность проведения клубных дней детского объединения в течение учебного года;

2) продумать тематику клубных дней на весь учебный год (соста­вить годовой план работы клуба);

 

3) по каждому клубному дню продумать (при необходимости уточнить) тему, дату, место и время проведения;

4) определить форму проведения клубного дня;

5) составить план (сценарий) проведения конкретного клубного дня;

6) продумать оформление, озвучивание и оборудование клубно­го дня;

7) составить план подготовки клубного дня, распределить обя­занности;

8) определить и подготовить ведущего клубного дня;

9) подготовить и распространить пригласительные билеты;

 

10) оформить и вывесить афишу (не позднее чем за 2 дня);

11) провести клубный день.

Ход клубного дня может быть следующим:

—объявляются тема клубного дня, его основное содержание и участники;

—выступления по ходу клубного дня желательно иллюстриро­вать (аудиоматериалом, видеоматериалом, концертными выступле­ниями и т.д.);

—для активизации всех участников клубного дня можно ис­пользовать такие формы, как викторина, творческое задание, рабо­та в командах и т.д.;

—общее время проведения клубного дня познавательно-разви­вающей тематики не должно превышать 1 ч для младших школьни­ков и 1 ч 20 мин для подростков и старшеклассников;

—завершить мероприятие можно чаепитием (если участников не слишком много);

—по окончании клубного дня необходимо подвести итоги, по­благодарить всех участников клубного дня (выступающих, зрите­лей, помощников), отметить активистов.

 

 

 











Дата: 2016-10-02, просмотров: 314.