Билет 3.
Вопрос 1. Психолого-педагогические условия реализации дополнительного образования.
Ценности, составляющие суть дополнительного образования, могут войти в реальную педагогическую практику при соблюдении ряда условий психолого-педагогического характера.
Среди таких ценностей наиболее значимыми являются следующие.
Доминирование воспитательных и развивающих возможностей образовательного материала над его информационной насыщенностью. Содержание образовательного материала должно быть в первую очередь ориентировано не на увеличение объема информации, а на дальнейшее совершенствование способностей ребенка приобретать знания. Если человек способен приобретать знания, то он способен находить свое место в динамичном информационном потоке.
Ориентация на интеллектуальную инициативу ребенка. Понятие «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне, либо с другой стороны.
Приоритет заданий открытого и закрытого типа. Задачи «открытого типа» - это задачи, допускающие возможность существования множества правильных ответов. Задачи «закрытого типа» предполагают действия по заранее заданной логике (алгоритму), а потому имеющие только один, как правило, выводимый из самих условий, ответ. Очевидно, что открытые задачи наиболее эффективны при развитии альтернативного, отступающего от жесткой формальной логики, мышления.
Ориентация на самостоятельность в поисково-проектной деятельности. С развитием рефлексии и у ребенка возникает повышенная критичность к оценке собственных идей и продуктов собственной деятельности. Ребенка нужно научить поддерживать самого себя, верить в свои успехи, относиться к творчеству не как быстрому успеху, а как к процессу.
Социальная предъявленность. У каждого ребенка имеется естественная потребность в предъявлении продуктов собственного творчества другим как потребность в самореализации. Если же обратиться к организации дополнительного образования как особого культурно-образовательного пространства, то следует выделить такие условия его функционирования, как:
- - открытость границ, позволяющая не только расширять и разнообразить физическое пространство, где проходят занятия с детьми, но и увеличивать его за счет организации встреч субъектов образования. Новые люди, несущие с собой новые образовательные возможности (идеи, опыт, интересы), увеличивают и обогащают мир общения ребенка;
- - вариативность среды, стимулирующая поиск различных ресурсов, связей, отношений, которые могут обогатить образовательную среду и тем самым стимулировать преобразующую деятельность педагога и ребенка;
- - «погружение» в культуру как возможность «проживания» событий истории и культуры и «знакомства» с людьми разных эпох, включения в диалог с ними;
- -эмоционально-художественная насыщенность среды, направленная на обогащение образовательного пространства предметами, несущими эстетическую нагрузку, стимулирующую творческую и познавательную активность (использование музыкальных и художественных материалов, видео- и мультимедийных средств).
Такова самая общая характеристика психолого-педагогических условий, способствующих эффективной реализации дополнительного образования Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.
Вопрос 2. Характеристика художественного направления классификации программ дополнительного образования.
Программы проектируются для детей всех возрастных категорий: дошкольников, учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, подростков. Программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. Все программы носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. В современной практике дополнительного образования закрепилось несколько наиболее широко представленных программ: программы музыкального творчества, программы театрального творчества, хореографического творчества, программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Объединяющей характеристикой всех программ художественного направления является их многоуровневость, ориентация на учащихся с различным познавательным, творческим потенциалом. Художественные программы в зависимости от познавательных потребностей и способностей детей могут иметь общекультурную или углубленную направленность; служить средством организации свободного времени, формировать процесс творческого самовыражения и общения детей и подростков, а могут проектироваться как программы развития одаренных детей, как программы допрофессиональной ориентации и подготовки.
Программы музыкального творчества обеспечивают образовательный процесс в духовых оркестрах и оркестрах народных инструментов, инструментальных ансамблях, хоровых коллективах. При наличии ресурсного обеспечения проектируются индивидуальные программы обучения одаренных детей. Важное место отводится развитию художественного вкуса, музыкального слуха, навыкам исполнительства. Программы театрального творчества обеспечивают образовательный процесс в театральных коллективах и студиях. Для этого направления проектируются в основном программы детских драматических театров, программы театра кукол. Программы ориентированы на развитие элементов культуры речи и движения, навыков эстетической оценки произведений театрального искусства. Программы органично соединяют в себе познавательную деятельность учащихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в репетиционном процессе, театральном показе. Как правило, эти программы обеспечивают готовность учащихся к представлению театрального спектакля в качестве исполнителей, выпускающих работников сцены.
Программы хореографического творчества обеспечивают образовательный процесс в ансамблях народного танца, хореографических ансамблях и студиях. Как и программы музыкального и театрального творчества, они носят комплексный характер, включая в себя дисциплины, направленные на развитие пластической, музыкальной, сценической выразительности. В программах по хореографическому искусству предусмотрены специальные развивающие занятия, необходимые для чувства ритма, творческого воображения. Как правило, программы предусматривают овладение основами классической хореографии, народно-характерного танца и включают коллективную и индивидуальную работу с учащимися, реализуемую через постановочную, репетиционную деятельность, творческие мастерские.
Программы по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству обеспечивают образовательный процесс в студиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, студиях и мастерских графики, скульптуры, архитектуры. Программы включают в себя занятия по истории и теории искусства, по специальным художественным дисциплинам (рисунку, живописи, лепке, композиции и другим дисциплинам), работу в творческих мастерских. Программы ориентированы не только на расширение уровня грамотности учащихся в области художественного, декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.
Создаваемые прежде всего для детских коллективов и объединений (студий, ансамблей, мастерских), программы художественного творчества в отдельных случаях проектируются и как самостоятельные локальные проекты. К ним относятся художественные программы, разрабатываемые для комплексных образовательных структур, решающих задачи общекультурного, творческого развития детей. Так, художественными программами обеспечиваются образовательные комплексы школ раннего развития .
Вопрос 3.
Билет № 4.
Вопрос 1. Возникновение внешкольного образования в России. Формы внешкольного образования
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.
Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.
В 60-70-х годах XX в. - время развития внешкольного образования прежде всего взрослых, а затем и детей. На этапе становления образовательной системы в России на рубеже веков возникло внешкольное образование взрослых. Внешкольное образование взрослых выполняло компенсаторные функции и было рассчитано на тех, кто не имел возможности получить образование в детском возрасте. Многие люди приобретали знания, умения и навыки, которые другие члены общества, их сверстники, уже освоили. В этом случае сравнивался массовый уровень образования населения и уровень образования конкретного человека. Внешкольная сфера образования решала задачу ликвидации неграмотности, повышения культурного уровня населения в целом и опиралась зачастую на самодеятельность самого населения.
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, направленная на удовлетворение образовательных запросов населения. Учреждения внешкольного образования (воскресные школы, вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, повторительные классы, народные университеты, а также народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, книжные склады, народные дома, народные театры и пр.) создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования.
Формы внешкольного образования в России (60-70-е гг. XIX в.)
Воскресные школы. Изучали более широкий круг предметов, чем в казенных школах.
Рабочие курсы. Программы обучения соответствовали низшей средней и высшей школе (например, Пречистинские курсы).
Народные чтения. В основном преобладала религиозно-нравственная, историческая, военная тематика.
Эти формы внешкольного образования способствовали повышению уровня грамотности населения и его культуры.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. сеть образовательных учреждений России представляла собой несколько типов учреждений: огромное разнообразие школ, училищ, лицеев, гимназий, институтов. Так, сеть образовательных учреждений Москвы была децентрализованной. Основная масса горожан не имела возможности получить начальное и, тем более, среднее образование. Сочувствуя им, лучшие представители российской интеллигенции предпринимали шаги по созданию образовательных курсов для малограмотной молодежи. Особую популярность получили курсы на заводах Бромеля, Михельсона, на Покровке (для рабочих сахарного завода), при типографии печатников. Наибольшей популярностью пользовались Пречистинские рабочие курсы, основанные в 1897 г. В разные годы здесь преподавали И.М. Сеченов, И.Е. Репин, Е.Б. Вахтангов, выступали перед слушателями такие выдающиеся артисты как А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Л.В. Собинов и другие.
Таким образом, возникновение внешкольного образования в России относится к концу XIX в., т.е. с момента возникновения кружков, курсов ликвидации неграмотности.
Идея демократизации образования, превращения его в действительно народное стала ведущей для прогрессивной педагогической мысли начала XIX в. На деле она реализовывалась в открытии новых типов образовательных учреждений, ориентированных на детей разночинцев, рабочих.
Вопрос 2. Характеристика эколого-биологического направления классификации программ дополнительного образования.
Программы отражают богатейший опыт юннатского движения, поиск методов повышения экологической культуры учащихся. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохранения живой природы, чрезвычайно многообразны по тематике, носят как теоретический, так и прикладной, практический, опытническо -исследовательский характер. Они обеспечивают деятельность клубов юннатов, юных экологов, биологов, объединений исследователей природы. В программах учитываются возрастные особенности учащихся, их познавательные и творческие возможности.
Для детей младшего школьного возраста программы направлены на наблюдения за живой природой, знакомство с элементными технологиями выращивания и сохранения растений, 'хода за животными. Значительное место занимает расширение базы знаний в области живой природы, выявление склонностей и способностей детей к видам и формам исследовательской, практической, опытнической деятельности.
Для подростков программы составляются с учетом современных научных представлений в области биологии и экологии. Нередко к их разработке и реализации привлекают ученых-специалистов в отдельных отраслях естественно -научного знания. Программы принимают во внимание познавательные интересы подростков и представляют собой отраслевые проекты изучения исследования природы. При наличии ресурсных возможностей предусматриваются проекты исследовательской, природоохранной деятельности, осуществляемые в экспедициях, полевых практиках. Широкое распространение в программах, ориентированных на учащихся среднего и старшего школьного возраста, получает развитие исследовательских способностей учащихся прежде всего средствами естественно- научного эксперимента, участие в социальных инициативах по природоохранной деятельности.
Билет № 5.
Вопрос 1. Формирование и становление государственной системы внешкольных учреждений 20 – 40 годы.
В период революционных преобразований в нашей стране серьезной проблемой была детская безнадзорность, в школах России по имеющимся данным обучалось всего около 9% детей соответствующего возраста, большинство подростков в возрасте 12-17 лет были заняты трудовой деятельностью, многие из них бродяжничали. В этой связи приоритетными задачами во внешкольной работе считалось не только воспитание и развитие социальной активности детей и подростков в свете революционных идей, но и их образование, повышение общего культурного уровня. Путем объединения детей в детской организации, в клубах, во внешкольных учреждениях решались социально-педагогические задачи преодоления и профилактики их безнадзорности.
После Октябрьской революции организуемое государством внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения. В 1917 году в Народном комиссариате просвещения был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году на Первом Всероссийском съезде по просвещению работала внешкольная секция, разработавшая основные положения организации внешкольного образования в тот период.
С 1918 года внешкольные учреждения стали неотъемлемой частью системы образования и общественного воспитания подрастающего поколения в нашей стране. Их работа дополняла, углубляла и развивала деятельность школы и воспитательные возможности семьи.
В качестве первых детских внешкольных учреждений историки называют дом ребенка «Пчелка», от которого ведут свою историю многопрофильные центры детского досуга, творчества и дополнительного образования, и Биологическую станцию юных любителей природы, опыт которой получил свое развитие в деятельности профильных детских внешкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Оба эти учреждения были созданы в г.Москве в 1918 году.
Интересна динамика развития образовательной, организационно-массовой и методической работы первой биологической станции юных любителей природы. Количество ее кружков, в которых осуществлялась образовательная деятельность воспитанников, за первые годы работы выросло от 15 до 40. В основе образовательной деятельности были экскурсионный и исследовательский методы. В кружках была организована опытническая работа, которая строилась с учетом возраста детей и полученных ими знаний в школе: кружковцы были обязаны помогать учителям биологии вести аналогичную работу в школах. Опытническая работа в кружках станции дала начало юннатскому движению, которое к 1924 году распространилось по всей республике. Размах и практическое значение опытнической работы школьников были столь значительны, что уже в 1924 году прошел слет юных натуралистов. В свою очередь, учителя биологии привлекались на курсы, работавшие на базе станции. В 1934 году Биологическая станция юных любителей природы была преобразована в Центральную станцию юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, ведущими направлениями деятельности которой стали организационная и инструктивно-методическая работа.
В этот же период открываются и другие профильные внешкольные учреждения.
В первой детской художественной школе действовали музыкальные, танцевальные, ИЗОкружки, был создан духовой оркестр. Художественная школа не ограничивала свою работу задачами эстетического воспитания, ее кружковцы участвовали в общественно полезной работе. К внешкольной работе с детьми привлекались видные деятели культуры. В 1920 году в Москве при активном участии и под руководством А.В.Луначарского, Н.И.Сац был создан первый Государственный театр для детей.
В 30-е годы зародились идеи проведения детских фестивалей искусств с бесплатным посещением школьниками театров, кинотеатров и музеев, организации встреч юных техников, отличников учебы с академиками и профессорами в лабораториях научно-исследовательских учреждений, лыжных пробегов, каникулярных праздников.
При Наркомпросе действовало бюро школьных экскурсий, на базе которого впоследствии возникла Центральная опытно-показательная экскурсионная база Наркомпроса.
Большую роль в организации воспитательной работы с детьми и их внешкольного образования, в изучении их читательских интересов и развитии интереса к книге сыграли детские библиотеки, которые в двадцатые годы были включены в единую государственную сеть и признаны педагогическими учреждениями.
Детские клубы постепенно приобретали популярность среди детей и взрослых. В некоторых городах сеть их росла довольно интенсивно. В стационарных детских клубах был постоянный штат сотрудников, но вместе с тем к работе с детьми широко привлекались общественники. Клубы вели массовую работу с детьми. Они организовывали загородные экскурсии и походы, лекции и доклады, диспуты и встречи, проводили праздничные утренники и вечера, привлекали детей и подростков к общественно полезной деятельности. «Клубы сделались необходимыми элементами советской жизни, и никто в СССР не может себе представить жизни без этих учреждений»,- писал А.С. Макаренко в работе «Дети в стране социализма». Кроме того, на клубной основе создавались школьные кооперативы, различные коммуны, советы содействия школе и т.п. Вся внешкольная воспитательная работа в рассматриваемый период часто называлась «клубной работой».
До Великой Отечественной войны развитие внешкольной работы детьми было связано с созданием и расширением сферы деятельности пионерской организации и других общественных объединений. Это привело к возникновению на базе детских клубов широкой сети Домов, Дворцов пионеров, которые стали и долгие годы оставались наиболее массовым типом комплексного многопрофильного внешкольного учреждения. Они проводили массовую организационную и культурно-просветительную работу среди детей, были базой пионерской организации.
Дома и Дворцы пионеров и школьников как многопрофильные внешкольные учреждения в Москве, Ленинграде, Туле, Орле, Пензе, Пскове, Иванове, Иркутске, Новосибирске и других городах привлекали большое количество детей и подростков. В 1923 году в Хамовническом районе Москвы был создан Центральный дом пионеров, а в 1925 году –открыт широко известный Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».
В этот период во внешкольную воспитательную работу с детьми постепенно входило плановое начало. Внешкольные детские учреждения принимались на бюджет органов народного образования, для них стали строиться профессиональные кадры.
Так, необходимость подготовки высококвалифицированных кадров технической интеллигенции ставила задачу формирования у молодежи. В октябре 1926 года в Москве открылась первая в стране детская техническая станция, ставшая крупным методическим центром в организации детского и юношеского технического творчества. В 1927 году технические станции были созданы в крупных промышленных городах РСФСР. Кружки радиолюбителей, авиа- и автомоделистов, машиностроения привлекали широкий круг подростков.
В 1936-1937 годах начинают в массовом порядке открываться детские спортивные школы и стадионы. Политическая ситуация в стране и на мировой арене стимулировала быстрое развитие прикладных видов оборонно-спортивных занятий: стрельбы, прыжков с парашютом, ориентирования на местности, автовождения и других. В практику вошли различные формы военизированных игр.
Вопрос 2. Дополнительное образование как составная часть образовательной системы России
Система ДО детей является приемником внешкольной работы, внешкольного воспитания.
В соответствии с законом РФ «об образовании» 1992 года этой системе был присвоен статус образовательной системы ДО - ведется также, как другие типы и виды образования по конкретным образовательным программам.
ДО детей стало сферой освоения учащимися личностно - значимого , ценностно -наполненного индивидуального опыта добровольно избранной образовательной деятельности по интересам.
Главные специфические особенности ДО - это:
добровольность получения детьми ДО;
индивидуализированность и вариантность программ ДО;
осуществление в сфере свободного времени детей, подростков.
ДО относится к категории тех педагогических феноменов, которые характеризуются интенсивным развитием практики при почти полном отсутствии адекватной ее содержанию теории.
Термин «образование» употребляется в значении процесса воспитания и обучения в интересах общества и государства.
Для того чтобы стать вполне эффективной в своем новом статусе система ДО должна сохранить свой опыт и традиции, с одной стороны и стать вполне образовательной системой.
Специфические условия ДО заключаются прежде всего в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбрать объем и тип освоения образовательной программы.
Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам - свободное время ребенка. Дополнительное образование – новый вид в структуре образовательной системы Росси.
Смысловое содержание его отражено в «Типовом положении об образовательном учреждении ДО детей».
(Рассмотрение типовых положений)
Развитие ребенка в процессе ДО осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:
- личностный рост ребенка
- совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности
- повышение его функциональной грамотности.
Соответственно каждое направление требует организации педагогически продуманных условий с учетом возможностей детей.
Система ДО переживает период своего становления. Не имея государственных стандартов, обязательных для исполнения она наделена правами самостоятельного определения деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфически свободного времени.
ДО - является составной частью всей образовательной системы, подчиняется общим законам и государственным требованиям, одним из которых это ответственность педагога ДО за качество образовательных услуг лицам от 6 до 18 лет.
Билет № 6.
Вопрос 1. Развитие системы внешкольного дополнительного образования в 50 – 70 годы
На рубеже 40 –х годов в нашей стране сложилась определенная и достаточно широкая сеть внешкольных детских учреждений в неё входили дома пионеров, детские дома культуры и клубы, специализированные учреждения технического, юннатского, художественного и спортивного профилей. Эта сеть расширялась за счет оздоровительных учреждений летнего отдыха.
В 1940 году сеть детских внешкольных учреждений в нашей стране насчитывала 1846 учреждений. По имеющимся данным в этот период в столице действовал Московский городской дом пионеров и октябрят, городской Дом юных натуралистов, городская Детская экскурсионно-туристическая станция, стадион «Юных пионеров», Детский театр теней, Театр кукол, городские клубы юных автомобилистов и юных моряков. Кроме того, насчитывалось 12 районных домов пионеров, 23 детских парка, 32 спортивные школы, 26 музыкальных школ, 4 районные станции юных натуралистов, 8 детских эксурсионно-туристских станций и 17 станций юных техников, 8 домов художественной самодеятельности, 7 детских театров и 13 детских кинотеатров, 585 детских уголков по месту жительства.
В годы Великой Отечественной войны для работы детских внешкольных учреждений и общественных объединений характерна линия на овладение подростками военным делом и активизация их социально полезной деятельности- тимуровское движение, помощь госпиталям, сбор лекарственных трав, сельскохозяйственные работы, сбор металлолома и другое.
В послевоенные годы система внешкольной работы с детьми приобрела более знакомые нам черты, которые можно увидеть, изучая современное состояние работы школ и различных детских учреждений образования, культуры, спорта. Период 40-70-х годов характеризуется усилением ведомственного подхода в организации внешкольной образовательной, культурно-досуговой, оздоровительной работы с детским населением.
По имеющимся данным, к 1973 году в СССР насчитывалось свыше 12 тысяч детских внешкольных учреждений системы Министерства просвещения. Детские театры и кинотеатры, библиотеки и парки, музыкальные и художественные школы действовали под руководством Министерства культуры. Детские железные дороги принадлежали Министерству путей сообщения, а профсоюзы предприятий обеспечивали свою сеть клубов, детских Домов культуры и детских здравниц.
Детские внешкольные учреждения в РФ (1970-1992гг.)
Многопрофильные | Специализированные |
- Дома, Дворцы пионеров (Дома, Дворцы творчества, Центры внешкольной работы) - Детские Дома культуры - Клубы, комнаты школьника, детские парки и городки, оздоровительные центры - Оздоровительные лагеря, детские театры и кинотеатры, детские библиотеки | - Станции юных натуралистов (Экологические центры) - Детские художественные, хореографические, музыкальные школы (Центры эстетического воспитания школы искусств) - Станции, базы (Центры) юных туристов - Станции юных техников - Астрономические общества - Детские железные дороги, автогородки Клубы юных автомобилистов, радиолюбителей, моряков и речников, пограничников, собаководов, авиаторов, космонавтов - Спортивные школы и детские стадионы - Музыкальные школы и школы искусств |
В указанный период воспитательная работа школ и внешкольных учреждений отличалась усилением влияния на учебную и общественно полезную деятельность школьников. При этом в школах клубная и кружковая работа в значительной мере была сопряжена с основной общеобразовательной программой, а во внешкольной сфере – с разнообразным творчеством и социальной самореализацией детей в составе самостоятельных объединений.
Особое развитие получил массовый детско-юношеский туризм и краеведческая работа. В 50-е годы возникла практика организации палаточных туристических лагерей и проведения туристско-краеведческих слетов учащихся.
Кроме того, получила свое развитие система деятельности пионерских лагерей и детских здравниц как оздоровительно-воспитательных (оздоровительно-образовательных) внешкольных учреждений. Так, за десять послевоенных лет только московскими предприятиями, учреждениями и профсоюзными организациями в Подмосковье было построено более 500 стационарных пионерских лагерей.
В дальнейшем, в период 60-80-х годов, усилилась и получила нормативное подкрепление методическая (научно-методическая) и организационная роль внешкольных учреждений по вертикали в системе данных учреждений, а также в отношении воспитательной работы школ, пионерской организации, детских лагерей и структур, работающих с детьми по месту жительства.
Одним из приоритетных направлений совместной деятельности внешкольных учреждений и школ в соответствующий период стала работа в поддержку воспитательной деятельности пионерской организации, обучение и воспитание пионерского актива, подготовка в кружках и секциях юных инструкторов и организаторов детского досуга, развитие общественно полезной деятельности учащихся. На одном из первых мест стояли задачи патриотического воспитания школьников, формирования и как патриотов-интернационалистов. Соответственно в системе внешкольной работы возникли юношеские политические клубы и клубы интернациональной дружбы, школьные музеи, различные детские объединения для осуществления трудовой и иной социальной деятельности.
В свою очередь, усиливается образовательный компонент во внешкольной работе. В частности, в деятельность всех внешкольных учреждений включается пропаганда детской литературы, формирование у детей читательских интересов. Усиливается работа по развитию творческих способностей детей, складывается система работы с одаренными детьми. Формируется научно- исследовательское направление деятельности учащихся во внешкольной сфере, в том числе по новым направлениям науки и техники- астрономии и космонавтики, электроники, автоматики и телемеханики, биохимии, экологии и другим. Возникают научные общества учащихся, деятельность которых обеспечивается вузами и научными учреждениями и организациями.
По мнению специалистов, внешкольное учреждение в середине 70-х годов представляло собой организованное в рамках государственного учреждения сообщество детей и педагогов как субъектов общей для них деятельности, отвечающей интересам детей и государственным задачам воспитания подрастающего поколения. Организация работы с детьми в этих учреждениях строилась на основе детской самостоятельности и с организованно-педагогической точки зрения носила циклический характер. Дети обладали свободой выбора в пределах предлагаемых педагогом направлений деятельности. Между детьми и взрослыми, как правило, складывались неформальные отношения сотрудничества. Для ребенка открывалась возможность не зависеть от стереотипного мнения со стороны привычного школьного или домашнего окружения, а проявить себя в новой роли и статусе.
В советской системе образования за основу построения и организации внешкольной работы принимались следующие условия:
- массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам;
- развитие инициативы и самодеятельности воспитанников;
- развитие коллективных основ деятельности детей и подростков;
- общественно полезная направленность деятельности;
- разнообразие форм внешкольной работы;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Внешкольные учреждения стали значимым элементом в отечественной системе образования и стали играть важную роль в развитии социума. В целом при поддержке государства в нашей стране сложилась уникальная система внешкольной работы с детьми, не имеющая аналогов в мировой практике.
Исторический анализ показывает, что в системе внешкольной работы сформировались ее основные характеристики, которые должны получить свое дальнейшее развитие: массовость, общедоступность, добровольность участия детей в занятиях и деятельности; реализация принципа педагогической поддержки детской инициативы и самодеятельности; создание ситуации личностного развития и самореализации воспитанников; использование значительных воспитательных возможностей педагогически организованной внешкольной деятельности. Эти и иные положения следует учитывать в настоящее время в обновляющейся системе социального воспитания и формирующейся системе дополнительного образования детей.
Вопрос 2. Педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования
Главное предназначение педагогической деятельности в обществе -создание, хранение, передача подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения в процессе взаимодействия ребенка и педагога, учащегося и учителя.
Взаимодействие не ограничивается только названными отношениями между двумя субъектами. К ним присоединяются обязательно взаимодействие:
педагога — группы, детского коллектива;
педагога - родителей;
педагога - коллег, коллектива в учреждении в целом;
детей друг с другом.
Основные функции педагогического взаимодействия:
Преобразовательная.
Познавательная.
Ценностно-ориентационная.
Коммуникативная.
Базовой «ячейкой» педагогической деятельности является взаимодействие - процесс личностного и деятельностного обмена между педагогом и ребенком. В нем участники обмениваются не только информацией, знаниями, умениями, но и личными качествами, эмоциональным и коммуникативным опытом, сложившимися взглядами и оценками.
Этот обмен в рамках совместной деятельности осуществляется не только в установленном режиме (на уроках), но и в неформальном человеческом общении, межличностном взаимодействии и взаимовлиянии, основанном на взаимном уважении и ответственности. Часто именно оно становится развивающим по отношению к его участникам.
Обязательными структурными компонентами педагогической деятельности являются:
исследовательский, предполагающий увеличение собственных знаний,
умений и навыков;
конструктивный, заключающийся в планировании своей педагогической
деятельности и прогнозировании ее результатов;
организаторский, включающий в свой состав организацию образователь-
ного процесса;
коммуникативный, устанавливающий взаимоотношения педагога с деть
ми, родителями, коллегами.
Как любая общественная деятельность педагогическая деятельность имеет свой объект, предмет, средства, своих целенаправленно действующих субъектов и результаты их труда.
Все эти компоненты и функции педагогического взаимодействия имеют свою специфику в условиях дополнительного образования детей.
Главные ориентиры содержания дополнительного образования детей:
индивидуализация, выращивание свободной самобытной личности;
ориентация на личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития;
опора на личный опыт п<
Дата: 2016-10-02, просмотров: 271.