Вопрос 3. Защита сценарной разработки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Билет 3.

Вопрос 1. Психолого-педагогические условия реализации дополнительного образования.

Ценности, составляющие суть дополнительного образова­ния, могут войти в реальную педагогическую практику при со­блюдении ряда условий психолого-педагогического характера.

Среди таких ценностей наиболее значимыми являются сле­дующие.

Доминирование воспитательных и развивающих возмож­ностей образовательного материала над его информационной насыщенностью. Содержание образовательного материала должно быть в первую очередь ориентировано не на увеличение объема информации, а на дальнейшее совершенствование спо­собностей ребенка приобретать знания. Если человек способен приобретать знания, то он способен находить свое место в дина­мичном информационном потоке.

Ориентация на интеллектуальную инициативу ребенка. Понятие «интеллектуальная инициатива» предполагает про­явление ребенком самостоятельности при решении разнообраз­ных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рас­смотреть проблему на более глубоком уровне, либо с другой стороны.

Приоритет заданий открытого и закрытого типа. Задачи «открытого типа» - это задачи, допускающие возможность су­ществования множества правильных ответов. Задачи «закры­того типа» предполагают действия по заранее заданной логике (алгоритму), а потому имеющие только один, как правило, вы­водимый из самих условий, ответ. Очевидно, что открытые за­дачи наиболее эффективны при развитии альтернативного, от­ступающего от жесткой формальной логики, мышления.

Ориентация на самостоятельность в поисково-проектной деятельности. С развитием рефлексии и у ребенка возникает повышенная критичность к оценке собст­венных идей и продуктов собственной деятельности. Ребенка нужно научить поддерживать самого себя, верить в свои успехи, относиться к творчеству не как бы­строму успеху, а как к процессу.

Социальная предъявленность. У каждого ребенка имеется естественная потребность в предъявлении продуктов собствен­ного творчества другим как потребность в самореализации. Если же обратиться к организации дополнительного образования как особого куль­турно-образовательного пространства, то следует выделить та­кие условия его функционирования, как:

- - открытость границ, позволяющая не только расширять и разнообразить физическое пространство, где проходят занятия с детьми, но и увеличивать его за счет организа­ции встреч субъектов образования. Новые люди, несущие с собой новые образовательные возможности (идеи, опыт, ин­тересы), увеличивают и обогащают мир общения ребенка;

- - вариативность среды, стимулирующая поиск различных ресурсов, связей, отношений, которые могут обогатить об­разовательную среду и тем самым стимулировать преобра­зующую деятельность педагога и ребенка;

- - «погружение» в культуру как возможность «прожива­ния» событий истории и культуры и «знакомства» с людь­ми разных эпох, включения в диалог с ними;

- -эмоционально-художественная насыщенность среды, на­правленная на обогащение образовательного пространства предметами, несущими эстетическую нагрузку, стимули­рующую творческую и познавательную активность (испо­льзование музыкальных и художественных материалов, видео- и мультимедийных средств).

Такова самая общая характеристика психолого-педагогиче­ских условий, способствующих эффективной реализации до­полнительного образования Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государствен­ных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий та­ких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к самораз­витию и самовоспитанию.

 

Вопрос 2. Характеристика художественного направления классификации программ дополнительного образования.

Программы проектируются для детей всех возрастных категорий: дошкольников, учащихся млад­шего, среднего и старшего школьного возраста, подростков. Про­граммы ориентированы на развитие общей и эстетической куль­туры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. Все программы носят ярко выражен­ный креативный характер, предусматривая возможность творчес­кого самовыражения, творческой импровизации. В современной практике дополнительного образования закрепилось несколько наиболее широко представленных программ: программы музы­кального творчества, программы театрального творчества, хоре­ографического творчества, программы изобразительного и деко­ративно-прикладного творчества. Объединяющей характеристи­кой всех программ художественного направления является их многоуровневость, ориентация на учащихся с различным позна­вательным, творческим потенциалом. Художественные програм­мы в зависимости от познавательных потребностей и способнос­тей детей могут иметь общекультурную или углубленную направ­ленность; служить средством организации свободного времени, формировать процесс творческого самовыражения и общения де­тей и подростков, а могут проектироваться как программы раз­вития одаренных детей, как программы допрофессиональной ори­ентации и подготовки.

Программы музыкального творчества обеспечивают обра­зовательный процесс в духовых оркестрах и оркестрах народ­ных инструментов, инструментальных ансамблях, хоровых коллективах. При наличии ресурсного обеспечения проектиру­ются индивидуальные программы обучения одаренных детей. Важное место отводится развитию художественного вкуса, му­зыкального слуха, навыкам исполнительства. Программы театрального творчества обеспечивают обра­зовательный процесс в театральных коллективах и студиях. Для этого направления проектируются в основном программы детс­ких драматических театров, программы театра кукол. Програм­мы ориентированы на развитие элементов культуры речи и дви­жения, навыков эстетической оценки произведений театраль­ного искусства. Программы органично соединяют в себе познавательную деятельность учащихся по овладению теори­ей, историей театра, навыками театрального исполнения с не­посредственной творческой деятельностью, организуемой в ре­петиционном процессе, театральном показе. Как правило, эти программы обеспечивают готовность учащихся к представле­нию театрального спектакля в качестве исполнителей, выпус­кающих работников сцены.

Программы хореографического творчества обеспечивают образовательный процесс в ансамблях народного танца, хорео­графических ансамблях и студиях. Как и программы музыкаль­ного и театрального творчества, они носят комплексный харак­тер, включая в себя дисциплины, направленные на развитие пластической, музыкальной, сценической выразительности. В программах по хореографическому искусству предусмотрены специальные развивающие занятия, необходимые для чувства ритма, творческого воображения. Как правило, программы пре­дусматривают овладение основами классической хореографии, народно-характерного танца и включают коллективную и инди­видуальную работу с учащимися, реализуемую через постано­вочную, репетиционную деятельность, творческие мастерские.

Программы по изобразительному и декоративно-приклад­ному творчеству обеспечивают образовательный процесс в сту­диях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, студиях и мастерских графики, скульптуры, архитектуры. Про­граммы включают в себя занятия по истории и теории искусст­ва, по специальным художественным дисциплинам (рисунку, живописи, лепке, композиции и другим дисциплинам), работу в творческих мастерских. Программы ориентиро­ваны не только на расширение уровня грамотности учащихся в области художественного, декоративно-прикладного творче­ства, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригиналь­ных произведений, отражающих творческую индивидуаль­ность, духовный мир детей и подростков.

Создаваемые прежде всего для детских коллективов и объе­динений (студий, ансамблей, мастерских), программы художе­ственного творчества в отдельных случаях проектируются и как самостоятельные локальные проекты. К ним относятся художе­ственные программы, разрабатываемые для комплексных об­разовательных структур, решающих задачи общекультурного, творческого развития детей. Так, художественными програм­мами обеспечиваются образовательные комплексы школ ран­него развития .

Вопрос 3.

Билет № 4.

Вопрос 1. Возникновение внешкольного образования в России. Формы внешкольного образования

Появление первых организованных форм внеурочной ра­боты с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столе­тия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.

Примерно с этого же времени начинает свой отсчет исто­рия создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

В 60-70-х годах XX в. - время развития внешкольного образования прежде всего взрослых, а затем и детей. На этапе становления образовательной системы в России на рубеже веков возникло внешкольное образование взрослых. Внешкольное образование взрослых выполняло компенсаторные функции и было рассчитано на тех, кто не имел возможности получить образование в детском возрасте. Многие люди приобретали знания, умения и навыки, которые другие члены общества, их сверстники, уже освоили. В этом случае сравнивался массовый уровень образования населения и уровень образования конкретного человека. Внешкольная сфера образования решала задачу ликвидации неграмотности, повышения культурного уровня населения в целом и опиралась зачастую на самодеятельность самого населения.

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, направленная на удовлетворение образовательных запросов населения. Учреждения внешкольного образования (вос­кресные школы, вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, повторительные классы, народные университеты, а также народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, книж­ные склады, народные дома, народные театры и пр.) созда­вались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования.

Формы внешкольного образования в России (60-70-е гг. XIX в.)

Воскресные школы. Изучали более широкий круг пред­метов, чем в казенных школах.

Рабочие курсы. Программы обучения соответствовали низшей средней и высшей школе (например, Пречистинские курсы).

Народные чтения. В основном преобладала религиозно-нравственная, историческая, военная тематика.

Эти формы внешкольного образования способствовали повышению уровня грамотности населения и его культуры.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. сеть образовательных учреждений России представляла собой несколько типов учреждений: огромное разнообразие школ, училищ, лицеев, гимназий, институтов. Так, сеть образовательных учреждений Москвы была децентрализованной. Основная масса горожан не имела возможности получить начальное и, тем более, среднее обра­зование. Сочувствуя им, лучшие представители российской интеллигенции предпринимали шаги по созданию образова­тельных курсов для малограмотной молодежи. Особую попу­лярность получили курсы на заводах Бромеля, Михельсона, на Покровке (для рабочих сахарного завода), при типографии печатников. Наибольшей популярностью пользовались Пречистинские рабочие курсы, основанные в 1897 г. В разные годы здесь преподавали И.М. Сеченов, И.Е. Репин, Е.Б. Вах­тангов, выступали перед слушателями такие выдающиеся артисты как А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Л.В. Соби­нов и другие.

Таким образом, возникновение внешкольного образования в России относится к концу XIX в., т.е. с момента возникно­вения кружков, курсов ликвидации неграмотности.

Идея демократизации образования, превращения его в действительно народное стала ведущей для прогрессивной педагогической мысли начала XIX в. На деле она реализовывалась в открытии новых типов образовательных учрежде­ний, ориентированных на детей разночинцев, рабочих.

Вопрос 2. Характеристика эколого-биологического направления классификации программ дополнительного образования.

Программы отражают богатейший опыт юннатского движения, поиск методов повы­шения экологической культуры учащихся. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохра­нения живой природы, чрезвычайно многообразны по темати­ке, носят как теоретический, так и прикладной, практический, опытническо -исследовательский характер. Они обеспечивают деятельность клубов юннатов, юных экологов, биологов, объе­динений исследователей природы. В программах учитываются возрастные особенности учащихся, их познавательные и твор­ческие возможности.

Для детей младшего школьного возраста программы направлены на наблюдения за живой природой, знакомство с элемен­тными технологиями выращивания и сохранения растений, 'хода за животными. Значительное место занимает расширение базы знаний в области живой природы, выявление склонностей и способностей детей к видам и формам исследовательской, практической, опытнической деятельности.

Для подростков программы составляются с учетом современных научных представлений в области биологии и экологии. Нередко к их разработке и реализации привлекают ученых-специалистов в отдельных отраслях естественно -научного знания. Программы принимают во внимание познавательные интересы подростков и представляют собой отраслевые проекты изучения исследования природы. При наличии ресурсных возможностей предусматриваются проекты исследовательской, природоохранной деятельности, осуществляемые в экспедициях, полевых практиках. Широкое распространение в программах, ориентирован­ных на учащихся среднего и старшего школьного возраста, получает развитие исследовательских способностей учащихся прежде всего средствами естественно- научного эксперимента, участие в социальных инициативах по природоохранной деятельности.

Билет № 5.

Вопрос 1. Формирование и становление государственной системы внешкольных учреждений 20 – 40 годы.

В период революционных преобразований в нашей стране серьезной проблемой была детская безнадзорность, в школах России по имеющимся данным обучалось всего около 9% детей соответствующего возраста, большинство подростков в возрасте 12-17 лет были заняты трудовой деятельностью, многие из них бродяжничали. В этой связи приоритетными задачами во внешкольной работе считалось не только воспитание и развитие социальной активности детей и подростков в свете революционных идей, но и их образование, повышение общего культурного уровня. Путем объединения детей в детской организации, в клубах, во внешкольных учреждениях решались социально-педагогические задачи преодоления и профилактики их безнадзорности.

После Октябрьской революции организуемое государством внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения. В 1917 году в Народном комиссариате просвещения был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году на Первом Всероссийском съезде по просвещению работала внешкольная секция, разработавшая основные положения организации внешкольного образования в тот период.

С 1918 года внешкольные учреждения стали неотъемлемой частью системы образования и общественного воспитания подрастающего поколения в нашей стране. Их работа дополняла, углубляла и развивала деятельность школы и воспитательные возможности семьи.

В качестве первых детских внешкольных учреждений историки называют дом ребенка «Пчелка», от которого ведут свою историю многопрофильные центры детского досуга, творчества и дополнительного образования, и Биологическую станцию юных любителей природы, опыт которой получил свое развитие в деятельности профильных детских внешкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Оба эти учреждения были созданы в г.Москве в 1918 году.

Интересна динамика развития образовательной, организационно-массовой и методической работы первой биологической станции юных любителей природы. Количество ее кружков, в которых осуществлялась образовательная деятельность воспитанников, за первые годы работы выросло от 15 до 40. В основе образовательной деятельности были экскурсионный и исследовательский методы. В кружках была организована опытническая работа, которая строилась с учетом возраста детей и полученных ими знаний в школе: кружковцы были обязаны помогать учителям биологии вести аналогичную работу в школах. Опытническая работа в кружках станции дала начало юннатскому движению, которое к 1924 году распространилось по всей республике. Размах и практическое значение опытнической работы школьников были столь значительны, что уже в 1924 году прошел слет юных натуралистов. В свою очередь, учителя биологии привлекались на курсы, работавшие на базе станции. В 1934 году Биологическая станция юных любителей природы была преобразована в Центральную станцию юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, ведущими направлениями деятельности которой стали организационная и инструктивно-методическая работа.

В этот же период открываются и другие профильные внешкольные учреждения.

В первой детской художественной школе действовали музыкальные, танцевальные, ИЗОкружки, был создан духовой оркестр. Художественная школа не ограничивала свою работу задачами эстетического воспитания, ее кружковцы участвовали в общественно полезной работе. К внешкольной работе с детьми привлекались видные деятели культуры. В 1920 году в Москве при активном участии и под руководством А.В.Луначарского, Н.И.Сац был создан первый Государственный театр для детей.

В 30-е годы зародились идеи проведения детских фестивалей искусств с бесплатным посещением школьниками театров, кинотеатров и музеев, организации встреч юных техников, отличников учебы с академиками и профессорами в лабораториях научно-исследовательских учреждений, лыжных пробегов, каникулярных праздников.

При Наркомпросе действовало бюро школьных экскурсий, на базе которого впоследствии возникла Центральная опытно-показательная экскурсионная база Наркомпроса.

Большую роль в организации воспитательной работы с детьми и их внешкольного образования, в изучении их читательских интересов и развитии интереса к книге сыграли детские библиотеки, которые в двадцатые годы были включены в единую государственную сеть и признаны педагогическими учреждениями.

Детские клубы постепенно приобретали популярность среди детей и взрослых. В некоторых городах сеть их росла довольно интенсивно. В стационарных детских клубах был постоянный штат сотрудников, но вместе с тем к работе с детьми широко привлекались общественники. Клубы вели массовую работу с детьми. Они организовывали загородные экскурсии и походы, лекции и доклады, диспуты и встречи, проводили праздничные утренники и вечера, привлекали детей и подростков к общественно полезной деятельности. «Клубы сделались необходимыми элементами советской жизни, и никто в СССР не может себе представить жизни без этих учреждений»,- писал А.С. Макаренко в работе «Дети в стране социализма». Кроме того, на клубной основе создавались школьные кооперативы, различные коммуны, советы содействия школе и т.п. Вся внешкольная воспитательная работа в рассматриваемый период часто называлась «клубной работой».

До Великой Отечественной войны развитие внешкольной работы детьми было связано с созданием и расширением сферы деятельности пионерской организации и других общественных объединений. Это привело к возникновению на базе детских клубов широкой сети Домов, Дворцов пионеров, которые стали и долгие годы оставались наиболее массовым типом комплексного многопрофильного внешкольного учреждения. Они проводили массовую организационную и культурно-просветительную работу среди детей, были базой пионерской организации.

Дома и Дворцы пионеров и школьников как многопрофильные внешкольные учреждения в Москве, Ленинграде, Туле, Орле, Пензе, Пскове, Иванове, Иркутске, Новосибирске и других городах привлекали большое количество детей и подростков. В 1923 году в Хамовническом районе Москвы был создан Центральный дом пионеров, а в 1925 году –открыт широко известный Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».

В этот период во внешкольную воспитательную работу с детьми постепенно входило плановое начало. Внешкольные детские учреждения принимались на бюджет органов народного образования, для них стали строиться профессиональные кадры.

Так, необходимость подготовки высококвалифицированных кадров технической интеллигенции ставила задачу формирования у молодежи. В октябре 1926 года в Москве открылась первая в стране детская техническая станция, ставшая крупным методическим центром в организации детского и юношеского технического творчества. В 1927 году технические станции были созданы в крупных промышленных городах РСФСР. Кружки радиолюбителей, авиа- и автомоделистов, машиностроения привлекали широкий круг подростков.

В 1936-1937 годах начинают в массовом порядке открываться детские спортивные школы и стадионы. Политическая ситуация в стране и на мировой арене стимулировала быстрое развитие прикладных видов оборонно-спортивных занятий: стрельбы, прыжков с парашютом, ориентирования на местности, автовождения и других. В практику вошли различные формы военизированных игр.

Вопрос 2. Дополнительное образование как составная часть образовательной системы России

Система ДО детей является приемником внешкольной работы, внешкольного воспитания.

В соответствии с законом РФ «об образовании» 1992 года этой системе был присвоен статус образовательной системы ДО - ведется также, как другие типы и виды образования по конкретным образовательным программам.

ДО детей стало сферой освоения учащимися личностно - значимого , ценностно -наполненного индивидуального опыта добровольно избранной образовательной деятельности по интересам.

Главные специфические особенности ДО - это:

добровольность получения детьми ДО;

индивидуализированность и вариантность программ ДО;

осуществление в сфере свободного времени детей, подростков.

ДО относится к категории тех педагогических феноменов, которые характеризуются интенсивным развитием практики при почти полном отсутствии адекватной ее содержанию теории.

Термин «образование» употребляется в значении процесса воспитания и обучения в интересах общества и государства.

Для того чтобы стать вполне эффективной в своем новом статусе система ДО должна сохранить свой опыт и традиции, с одной стороны и стать вполне образовательной системой.

Специфические условия ДО заключаются прежде всего в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбрать объем и тип освоения образовательной программы.

Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам - свободное время ребенка. Дополнительное образование – новый вид в структуре образовательной системы Росси.

Смысловое содержание его отражено в «Типовом положении об образовательном учреждении ДО детей».

(Рассмотрение типовых положений)

Развитие ребенка в процессе ДО осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:

- личностный рост ребенка

- совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности

- повышение его функциональной грамотности.

Соответственно каждое направление требует организации педагогически продуманных условий с учетом возможностей детей.

Система ДО переживает период своего становления. Не имея государственных стандартов, обязательных для исполнения она наделена правами самостоятельного определения деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфически свободного времени.

ДО - является составной частью всей образовательной системы, подчиняется общим законам и государственным требованиям, одним из которых это ответственность педагога ДО за качество образовательных услуг лицам от 6 до 18 лет.

Билет № 6.

Вопрос 1. Развитие системы внешкольного дополнительного образования в 50 – 70 годы

На рубеже 40 –х годов в нашей стране сложилась определенная и достаточно широкая сеть внешкольных детских учреждений в неё входили дома пионеров, детские дома культуры и клубы, специализированные учреждения технического, юннатского, художественного и спортивного профилей. Эта сеть расширялась за счет оздоровительных учреждений летнего отдыха.

В 1940 году сеть детских внешкольных учреждений в нашей стране насчитывала 1846 учреждений. По имеющимся данным в этот период в столице действовал Московский городской дом пионеров и октябрят, городской Дом юных натуралистов, городская Детская экскурсионно-туристическая станция, стадион «Юных пионеров», Детский театр теней, Театр кукол, городские клубы юных автомобилистов и юных моряков. Кроме того, насчитывалось 12 районных домов пионеров, 23 детских парка, 32 спортивные школы, 26 музыкальных школ, 4 районные станции юных натуралистов, 8 детских эксурсионно-туристских станций и 17 станций юных техников, 8 домов художественной самодеятельности, 7 детских театров и 13 детских кинотеатров, 585 детских уголков по месту жительства.

В годы Великой Отечественной войны для работы детских внешкольных учреждений и общественных объединений характерна линия на овладение подростками военным делом и активизация их социально полезной деятельности- тимуровское движение, помощь госпиталям, сбор лекарственных трав, сельскохозяйственные работы, сбор металлолома и другое.

В послевоенные годы система внешкольной работы с детьми приобрела более знакомые нам черты, которые можно увидеть, изучая современное состояние работы школ и различных детских учреждений образования, культуры, спорта. Период 40-70-х годов характеризуется усилением ведомственного подхода в организации внешкольной образовательной, культурно-досуговой, оздоровительной работы с детским населением.

По имеющимся данным, к 1973 году в СССР насчитывалось свыше 12 тысяч детских внешкольных учреждений системы Министерства просвещения. Детские театры и кинотеатры, библиотеки и парки, музыкальные и художественные школы действовали под руководством Министерства культуры. Детские железные дороги принадлежали Министерству путей сообщения, а профсоюзы предприятий обеспечивали свою сеть клубов, детских Домов культуры и детских здравниц.

Детские внешкольные учреждения в РФ (1970-1992гг.)

Многопрофильные Специализированные
- Дома, Дворцы пионеров (Дома, Дворцы творчества, Центры внешкольной работы) - Детские Дома культуры - Клубы, комнаты школьника, детские парки и городки, оздоровительные центры - Оздоровительные лагеря, детские театры и кинотеатры, детские библиотеки - Станции юных натуралистов (Экологические центры) - Детские художественные, хореографические, музыкальные школы (Центры эстетического воспитания школы искусств) - Станции, базы (Центры) юных туристов - Станции юных техников - Астрономические общества - Детские железные дороги, автогородки Клубы юных автомобилистов, радиолюбителей, моряков и речников, пограничников, собаководов, авиаторов, космонавтов - Спортивные школы и детские стадионы - Музыкальные школы и школы искусств

 

В указанный период воспитательная работа школ и внешкольных учреждений отличалась усилением влияния на учебную и общественно полезную деятельность школьников. При этом в школах клубная и кружковая работа в значительной мере была сопряжена с основной общеобразовательной программой, а во внешкольной сфере – с разнообразным творчеством и социальной самореализацией детей в составе самостоятельных объединений.

Особое развитие получил массовый детско-юношеский туризм и краеведческая работа. В 50-е годы возникла практика организации палаточных туристических лагерей и проведения туристско-краеведческих слетов учащихся.

Кроме того, получила свое развитие система деятельности пионерских лагерей и детских здравниц как оздоровительно-воспитательных (оздоровительно-образовательных) внешкольных учреждений. Так, за десять послевоенных лет только московскими предприятиями, учреждениями и профсоюзными организациями в Подмосковье было построено более 500 стационарных пионерских лагерей.

В дальнейшем, в период 60-80-х годов, усилилась и получила нормативное подкрепление методическая (научно-методическая) и организационная роль внешкольных учреждений по вертикали в системе данных учреждений, а также в отношении воспитательной работы школ, пионерской организации, детских лагерей и структур, работающих с детьми по месту жительства.

Одним из приоритетных направлений совместной деятельности внешкольных учреждений и школ в соответствующий период стала работа в поддержку воспитательной деятельности пионерской организации, обучение и воспитание пионерского актива, подготовка в кружках и секциях юных инструкторов и организаторов детского досуга, развитие общественно полезной деятельности учащихся. На одном из первых мест стояли задачи патриотического воспитания школьников, формирования и как патриотов-интернационалистов. Соответственно в системе внешкольной работы возникли юношеские политические клубы и клубы интернациональной дружбы, школьные музеи, различные детские объединения для осуществления трудовой и иной социальной деятельности.

В свою очередь, усиливается образовательный компонент во внешкольной работе. В частности, в деятельность всех внешкольных учреждений включается пропаганда детской литературы, формирование у детей читательских интересов. Усиливается работа по развитию творческих способностей детей, складывается система работы с одаренными детьми. Формируется научно- исследовательское направление деятельности учащихся во внешкольной сфере, в том числе по новым направлениям науки и техники- астрономии и космонавтики, электроники, автоматики и телемеханики, биохимии, экологии и другим. Возникают научные общества учащихся, деятельность которых обеспечивается вузами и научными учреждениями и организациями.

По мнению специалистов, внешкольное учреждение в середине 70-х годов представляло собой организованное в рамках государственного учреждения сообщество детей и педагогов как субъектов общей для них деятельности, отвечающей интересам детей и государственным задачам воспитания подрастающего поколения. Организация работы с детьми в этих учреждениях строилась на основе детской самостоятельности и с организованно-педагогической точки зрения носила циклический характер. Дети обладали свободой выбора в пределах предлагаемых педагогом направлений деятельности. Между детьми и взрослыми, как правило, складывались неформальные отношения сотрудничества. Для ребенка открывалась возможность не зависеть от стереотипного мнения со стороны привычного школьного или домашнего окружения, а проявить себя в новой роли и статусе.

В советской системе образования за основу построения и организации внешкольной работы принимались следующие условия:

- массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам;

- развитие инициативы и самодеятельности воспитанников;

- развитие коллективных основ деятельности детей и подростков;

- общественно полезная направленность деятельности;

- разнообразие форм внешкольной работы;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Внешкольные учреждения стали значимым элементом в отечественной системе образования и стали играть важную роль в развитии социума. В целом при поддержке государства в нашей стране сложилась уникальная система внешкольной работы с детьми, не имеющая аналогов в мировой практике.

Исторический анализ показывает, что в системе внешкольной работы сформировались ее основные характеристики, которые должны получить свое дальнейшее развитие: массовость, общедоступность, добровольность участия детей в занятиях и деятельности; реализация принципа педагогической поддержки детской инициативы и самодеятельности; создание ситуации личностного развития и самореализации воспитанников; использование значительных воспитательных возможностей педагогически организованной внешкольной деятельности. Эти и иные положения следует учитывать в настоящее время в обновляющейся системе социального воспитания и формирующейся системе дополнительного образования детей.

Вопрос 2. Педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования

Главное предназначение педагогической деятельности в обществе -создание, хранение, передача подрастающим поколениям образцов (этало­нов) производственных умений и норм социального поведения в процессе взаимодействия ребенка и педагога, учащегося и учителя.

Взаимодействие не ограничивается только названными отношениями между двумя субъектами. К ним присоединяются обязательно взаимодейст­вие:

педагога — группы, детского коллектива;

педагога - родителей;

педагога - коллег, коллектива в учреждении в целом;

детей друг с другом.

Основные функции педагогического взаимодействия:

Преобразовательная.

Познавательная.

Ценностно-ориентационная.

Коммуникативная.

Базовой «ячейкой» педагогической деятельности является взаимодей­ствие - процесс личностного и деятельностного обмена между педагогом и ребенком. В нем участники обмениваются не только информацией, знания­ми, умениями, но и личными качествами, эмоциональным и коммуникатив­ным опытом, сложившимися взглядами и оценками.

Этот обмен в рамках совместной деятельности осуществляется не только в установленном режиме (на уроках), но и в неформальном человече­ском общении, межличностном взаимодействии и взаимовлиянии, основан­ном на взаимном уважении и ответственности. Часто именно оно становится развивающим по отношению к его участникам.

Обязательными структурными компонентами педагогической деятель­ности являются:

исследовательский, предполагающий увеличение собственных знаний,
умений и навыков;

конструктивный, заключающийся в планировании своей педагогической
деятельности и прогнозировании ее результатов;

организаторский, включающий в свой состав организацию образователь­-
ного процесса;

коммуникативный, устанавливающий взаимоотношения педагога с деть­
ми, родителями, коллегами.

Как любая общественная деятельность педагогическая деятельность имеет свой объект, предмет, средства, своих целенаправленно действующих субъектов и результаты их труда.

Все эти компоненты и функции педагогического взаимодействия име­ют свою специфику в условиях дополнительного образования детей.

Главные ориентиры содержания дополнительного образования детей:

 

индивидуализация, выращивание свободной самобытной личности;

ориентация на личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные тра­ектории развития;

опора на личный опыт п<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 229.