Вопрос 1. Драматургия и режиссура массовой досуговой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Драматургия определяется как принципы и способы построе­ния действий литературно-художественных произведений, пред­назначенных для сцены.

Наряду с этим искусствоведческим толкованием данного тер­мина, существует и более расширенное, предполагающее искусст­во построения любого организованного действия. Таким органи­зованным действием и являются все формы массовой досуговой деятельности. Их создание и практическое осуществление подчи­няется определенным принципам, закономерностям и способам, то есть имеет свою драматургию.

В основе драматургии массовой досуговой деягельвост лежит сце­нарий. Создание сценария и его воплощение — процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен, по словам А.Довженко, обладать действенностью : и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим. Он должен носить характер «зримого сценария», то есть быть не просто литературно описательным, а предвидеть все эпизоды все узловые моменты действия

Сценарий массового мероприятия специфичен. Эта специфика заключается в том, что это художественное произведение, и развернутый план действий,включающий в себя разнообразнейшие : элементы, каждый из которых имеет свое содержание, структуру , и свой план действий. При этом каждый компонент может существовать сам по себе, не быть непосредственно связанным с другими, продолжать или предварять их, и только в конечном итоге стать звеном общего ряда, создавая единое впе­чатление и настроение.

Все это приводит к тому, что практическая реализация сцена­рия требует наряду с ведущим режиссером еще целой группы помрежей, каждый из которых работает с отдельным эпизодом, ат­тракционом, концертным коллективом. Поэтому многоплановые, масштабные формы организации массовой досуговой деятельно­сти типа городских праздников и т.п. выходят за рамки компетен­ции педагога досуга и осуществляются профессиональными сце­наристами и режиссерами-постановщиками. Непосредственно с этой работой он связан тогда, когда создаваемая им педагогиче­ская ситуация предполагает временно стабильную общность уча­стников, досуговая деятельность которых протекает в условиях ог­раниченного пространства — на вечерах, утренниках, представле­ниях, конкурсах и т.д. Приступая к работе над сценарием, необхо­димо прежде всего иметь представление о том, для кого и с какой целью будет проводиться мероприятие. С целью развлечения, про­свещения или оказания непосредственного воспитательного влия­ния. Предполагаемый состав участников и педагогическая задача обуславливают выбор формы организации массовой досуговой дея­тельности. Далее следует иметь представление о том, где и когда будет проводиться мероприятие, его длительность, сколько человек может быть им охвачено, каких финансовых расходов оно потребует, ка­кой необходим реквизит. Вместе с тем, все эти данные не являют­ся исчерпывающими. В процессе написания самого сценария мо­жет возникнуть и чаще, всего возникает потребность в дополни­тельной информации.

Следующий этап работы над сценарием — это его композици­онное решение, то есть построение, расположение составляющих действие компонентов, установление между ними смысловой и хронологической зависимости, порядок их включения в действие. Композиционно сценарий может быть построен как монтаж от­дельных блоков, эпизодов, каждый из которых сюжетно самостоя­телен и объединен лишь местом, временем и темой. Другой вари­ант решения — взаимосвязь элементов единым действием, когда переход от одного эпизода к другому обусловлен участием в пре­дыдущем. В данном варианте единство действия может быть дос­тигнуто простой последовательностью или каким-либо сюжетным приемом, так называемым сюжетным ходом.

Кроме общего композиционного решения в сценарии разра­батываются и композиции каждого из входящих в него элемен­тов — конкурсов, игр, концертов, представлений, аттракционов. Так как каждая форма массовой досуговой деятельности являет­ся действием организованным, то это действие строится на ос­нове общих драматургических принципов. Оно должно иметь за­вязку, развитие и кульминацию, которая фактически является финалом, развязкой действия, его высшей эмоциональной точ­кой. Для мероприятия в целом такой кульминационной точкой могут быть заключающий его концерт, вручение призов победи­телям конкурсов, бал участников, фейерверк и т.д.

Подобные кульминационные точки должны быть и в каждом отдельном компоненте мероприятия.

Кроме описания сюжетного хода, составных компонентов и их наполнения, сценарий включает в себя тексты ведущий.

Каким бы интересным ни был замысел сценария, какие бы исполнительские силы ни были привлечены для его осуществления, его реализация будет успешна только в том случае, если в нем будут заложены условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется мероприятие.

Вопрос 2. Структура кадров в системе дополнительного образования детей

Структура кадров складывается исходя из специфической возможности и практической безграничности дополнительно­го образования детей. Главной особенностью этой структуры является «незакрытый список специальностей», так как с воз­растанием потребности в дополнительном образовании детей расширяется ее сфера деятельности. Условно можно разделить всех работников, занятых в системе дополнительного образова­ния детей, на четыре группы.

Первая группа — это лица, осуществляющие образователь­ный процесс в непосредственном контакте с детьми: педагоги дополнительного образования детей и педагоги-организаторы. Именно эта категория — наиболее массовая и востребованная во всех видах образовательных учреждений: детских садах, школах, гимназиях, лицеях, колледжах и училищах.

Вторая группа — это методисты, предметом деятельности которых является научно-методическое обеспечение образова­тельного процесса и самих кадров системы. Некоторые функ­ции методической деятельности входят в обязанности всех спе­циалистов системы первой и высшей квалификационной кате­гории, в том числе управленцев.

Третья группа — администрация, или, иначе, управленцы. Иерархия управления в учреждениях дополнительного образо­вания детей выстраивается в соответствии с моделью самого уч­реждения, его структурой. Наиболее типичен вариант: руково­дители среднего звена — заведующие отделами, лаборатория­ми, клубами, студиями, секторами; директора УДОД и их заместители; руководители районных, городских и региональ­ных структур, главные специалисты. Специфика руководителей «среднего звена» заключается в том, что, с одной стороны, они руководят взрослым коллективом, являются администра­тивными лицами, а с другой стороны, они же — руководители детских коллективов. Как правило, эти руководители совмеща­ют свои должности с должностями педагогов дополнительного образования детей и педагогов-организаторов.

Четвертая группа — это специалисты профильных напра­влений.

Как уже отмечалось выше, направления деятельности на­столько широки и разнообразны, что в образовательный про­цесс или его обеспечение включаются люди самых разных про­фессий. Так, например, в художественных видах творчества это хормейстеры, балетмейстеры, концертмейстеры, звукооперато­ры, костюмеры и т.д. Если в технических направлениях совре­менные компьютерные технологии составляют подавляющее большинство, то для обслуживания техники необходимы про­граммисты, наладчики, инженеры, лаборанты. Если в распо­ряжении детей есть актовый и театральный зал, то не обойтись без режиссера, художника-оформителя и т.д.

Необходимость расширения штатного расписания зависит от уровня развития коллектива, его задач и предоставленной ма­териально-технической базы.

По всем должностям, независимо от того, в каком виде обра­зовательного учреждения они осуществляются, имеются типо­вые тарифно-квалификационные характеристики.


Билет № 13.

Вопрос 1. Цели и задачи педагогических программ в сфере дополнительного образования.

Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реали­зация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержа­нию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести:

1. Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности де­тей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности.

2.Познавательные потребности детей и их родителей, опре­деляемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования.

3. Коммуникативные потребности детей и подростков в об­щении со сверстниками, взрослыми, педагогами.

4. Компенсаторные потребности детей, вызванные желани­ем за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения.

5. Профориентационные прагматические потребности школьни­ков, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку.

6.Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной орга­низации свободного времени.

Реализация индивидуальных образовательных потребностей дает возможность осуществить социально значимые цели раз­вития личности.

Социальная значимость педагогических программ дополни­тельного образования обеспечивается следующим комплексом целей развития личности:

• познавательным развитием, реализуемым через дополни­тельные программы, а также программы для одаренных детей;

• социальной адаптацией, включающей опыт межличностно­го взаимодействия, различные социальные инициативы через программы детских общественных объединений; осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности через профиль­ные программы допрофессиональной ориентации и подготовки;

• раскрытием творческого потенциала, через различные по содержанию и уровню освоения программы для детей с разны­ми возможностями, в том числе для детей с проблемами в сфере обучения и общения, а также одаренных детей;

• развитием общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной про­блематике программы, дающие выбор форм и средств органи­зации свободного времени.

Реализация указанных целей обеспечивается их направлен­ностью на практическую деятельность ребенка. Своеобразие педагогических программ состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание программ, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, ком­муникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности.


Дата: 2016-10-02, просмотров: 2967.