Драматургия определяется как принципы и способы построения действий литературно-художественных произведений, предназначенных для сцены.
Наряду с этим искусствоведческим толкованием данного термина, существует и более расширенное, предполагающее искусство построения любого организованного действия. Таким организованным действием и являются все формы массовой досуговой деятельности. Их создание и практическое осуществление подчиняется определенным принципам, закономерностям и способам, то есть имеет свою драматургию.
В основе драматургии массовой досуговой деягельвост лежит сценарий. Создание сценария и его воплощение — процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен, по словам А.Довженко, обладать действенностью : и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим. Он должен носить характер «зримого сценария», то есть быть не просто литературно описательным, а предвидеть все эпизоды все узловые моменты действия
Сценарий массового мероприятия специфичен. Эта специфика заключается в том, что это художественное произведение, и развернутый план действий,включающий в себя разнообразнейшие : элементы, каждый из которых имеет свое содержание, структуру , и свой план действий. При этом каждый компонент может существовать сам по себе, не быть непосредственно связанным с другими, продолжать или предварять их, и только в конечном итоге стать звеном общего ряда, создавая единое впечатление и настроение.
Все это приводит к тому, что практическая реализация сценария требует наряду с ведущим режиссером еще целой группы помрежей, каждый из которых работает с отдельным эпизодом, аттракционом, концертным коллективом. Поэтому многоплановые, масштабные формы организации массовой досуговой деятельности типа городских праздников и т.п. выходят за рамки компетенции педагога досуга и осуществляются профессиональными сценаристами и режиссерами-постановщиками. Непосредственно с этой работой он связан тогда, когда создаваемая им педагогическая ситуация предполагает временно стабильную общность участников, досуговая деятельность которых протекает в условиях ограниченного пространства — на вечерах, утренниках, представлениях, конкурсах и т.д. Приступая к работе над сценарием, необходимо прежде всего иметь представление о том, для кого и с какой целью будет проводиться мероприятие. С целью развлечения, просвещения или оказания непосредственного воспитательного влияния. Предполагаемый состав участников и педагогическая задача обуславливают выбор формы организации массовой досуговой деятельности. Далее следует иметь представление о том, где и когда будет проводиться мероприятие, его длительность, сколько человек может быть им охвачено, каких финансовых расходов оно потребует, какой необходим реквизит. Вместе с тем, все эти данные не являются исчерпывающими. В процессе написания самого сценария может возникнуть и чаще, всего возникает потребность в дополнительной информации.
Следующий этап работы над сценарием — это его композиционное решение, то есть построение, расположение составляющих действие компонентов, установление между ними смысловой и хронологической зависимости, порядок их включения в действие. Композиционно сценарий может быть построен как монтаж отдельных блоков, эпизодов, каждый из которых сюжетно самостоятелен и объединен лишь местом, временем и темой. Другой вариант решения — взаимосвязь элементов единым действием, когда переход от одного эпизода к другому обусловлен участием в предыдущем. В данном варианте единство действия может быть достигнуто простой последовательностью или каким-либо сюжетным приемом, так называемым сюжетным ходом.
Кроме общего композиционного решения в сценарии разрабатываются и композиции каждого из входящих в него элементов — конкурсов, игр, концертов, представлений, аттракционов. Так как каждая форма массовой досуговой деятельности является действием организованным, то это действие строится на основе общих драматургических принципов. Оно должно иметь завязку, развитие и кульминацию, которая фактически является финалом, развязкой действия, его высшей эмоциональной точкой. Для мероприятия в целом такой кульминационной точкой могут быть заключающий его концерт, вручение призов победителям конкурсов, бал участников, фейерверк и т.д.
Подобные кульминационные точки должны быть и в каждом отдельном компоненте мероприятия.
Кроме описания сюжетного хода, составных компонентов и их наполнения, сценарий включает в себя тексты ведущий.
Каким бы интересным ни был замысел сценария, какие бы исполнительские силы ни были привлечены для его осуществления, его реализация будет успешна только в том случае, если в нем будут заложены условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется мероприятие.
Вопрос 2. Структура кадров в системе дополнительного образования детей
Структура кадров складывается исходя из специфической возможности и практической безграничности дополнительного образования детей. Главной особенностью этой структуры является «незакрытый список специальностей», так как с возрастанием потребности в дополнительном образовании детей расширяется ее сфера деятельности. Условно можно разделить всех работников, занятых в системе дополнительного образования детей, на четыре группы.
Первая группа — это лица, осуществляющие образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми: педагоги дополнительного образования детей и педагоги-организаторы. Именно эта категория — наиболее массовая и востребованная во всех видах образовательных учреждений: детских садах, школах, гимназиях, лицеях, колледжах и училищах.
Вторая группа — это методисты, предметом деятельности которых является научно-методическое обеспечение образовательного процесса и самих кадров системы. Некоторые функции методической деятельности входят в обязанности всех специалистов системы первой и высшей квалификационной категории, в том числе управленцев.
Третья группа — администрация, или, иначе, управленцы. Иерархия управления в учреждениях дополнительного образования детей выстраивается в соответствии с моделью самого учреждения, его структурой. Наиболее типичен вариант: руководители среднего звена — заведующие отделами, лабораториями, клубами, студиями, секторами; директора УДОД и их заместители; руководители районных, городских и региональных структур, главные специалисты. Специфика руководителей «среднего звена» заключается в том, что, с одной стороны, они руководят взрослым коллективом, являются административными лицами, а с другой стороны, они же — руководители детских коллективов. Как правило, эти руководители совмещают свои должности с должностями педагогов дополнительного образования детей и педагогов-организаторов.
Четвертая группа — это специалисты профильных направлений.
Как уже отмечалось выше, направления деятельности настолько широки и разнообразны, что в образовательный процесс или его обеспечение включаются люди самых разных профессий. Так, например, в художественных видах творчества это хормейстеры, балетмейстеры, концертмейстеры, звукооператоры, костюмеры и т.д. Если в технических направлениях современные компьютерные технологии составляют подавляющее большинство, то для обслуживания техники необходимы программисты, наладчики, инженеры, лаборанты. Если в распоряжении детей есть актовый и театральный зал, то не обойтись без режиссера, художника-оформителя и т.д.
Необходимость расширения штатного расписания зависит от уровня развития коллектива, его задач и предоставленной материально-технической базы.
По всем должностям, независимо от того, в каком виде образовательного учреждения они осуществляются, имеются типовые тарифно-квалификационные характеристики.
Билет № 13.
Вопрос 1. Цели и задачи педагогических программ в сфере дополнительного образования.
Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести:
1. Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности.
2.Познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования.
3. Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами.
4. Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения.
5. Профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку.
6.Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.
Реализация индивидуальных образовательных потребностей дает возможность осуществить социально значимые цели развития личности.
Социальная значимость педагогических программ дополнительного образования обеспечивается следующим комплексом целей развития личности:
• познавательным развитием, реализуемым через дополнительные программы, а также программы для одаренных детей;
• социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы через программы детских общественных объединений; осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности через профильные программы допрофессиональной ориентации и подготовки;
• раскрытием творческого потенциала, через различные по содержанию и уровню освоения программы для детей с разными возможностями, в том числе для детей с проблемами в сфере обучения и общения, а также одаренных детей;
• развитием общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени.
Реализация указанных целей обеспечивается их направленностью на практическую деятельность ребенка. Своеобразие педагогических программ состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание программ, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 2967.