Вопрос 2 Технология игрового общения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Игра-это явление культуры. Ее организатор должен быть, знающим методику подготовки и проведения игры.

Технология игрового общения - это искусство, мастерство использования совокупности методов и средств воздействия на духовный мир участников игры. В момент проведения игры аниматор ведет жесткий расчет - условий игрового поля, настроений собравшихся, их интеллектуальных и физических возможностей, интересов и многого другого.

Для того чтобы осуществлять технологию игрового общения, аниматору необходимо знать все об игре. И прежде всего то, что любая организованная игра состоит из составляющих ее элементов, расположенных в определенной последовательности. Рассмотрим это.

Все начинается с появления ведущего на игровом поле. Его костюм, грим, пластика, речь составляют определенному сценическому образу. Он приветствует собравшихся, пока просто зрителей, не проявляющих интереса к играм.

Как сломить отчуждение, создать условия активного игрового общения?
Необходимо действие. Нужен конфликт, решить который могут только присутствующие. Для создания такой ситуации аниматор всегда работает с группой ассистентов.

Для игры необходимо конкретное число участников. Как их вызвать, минуя споры, объяснения, возможны препирательства?

На помощь приходит манок - прием незаметного для присутствующих вовлечение в игровое дело (загадки, повторить скороговорку...).

На появившиеся на игровом поле участники становятся артистами. Им присваиваются роли, устанавливаются правила игры, определяется арена их действий. Участников игрового соревнования необходимо мизансценировать, т.е. удобно расставить для взаимодействия друг с другом, с реквизитом, ведущим и зрителям.

Игровое действие ее участников - всегда настоящее соревнование. Поэтому необходимо установить правила игры. С этой целью часто применяется «пробная» игра, как репетиция предстоящего игрового состояния.

Соревнование проходит до полного выполнения правил игры. Заканчивается игра определением победителя по решению жюри или зрительской симпатии.

Награждением для соревнующихся может быть разыгрываемый приз, зрительские овации, предоставление возможности взять с «лавки призов» приглянувшуюся безделушку, получить в подарок концертный номер...

Зная все перечисленные этапы игрового действия, аниматор (ведущий) осознанно разворачивает игровое представление. Композиционное построение игровых программ.

Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрительских заставок.

Начинается разработка любой досуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом названии может быть представлена тема. Игровые программы могут быть посвящены тематике:

- исторической (памятные даты в жизни страны);

- героико-патриатической;

- спортивно-цирковой;

- литературной;

- музыкальной;

- развлекательной.

Вторая проблема сценариста: ради чего? Какой главный вывод представления будет сделан?

Идейное осмысление должно быть выражено в конкретной и непрерывной цепи поступков, разыгранных в яркой и осмысленной среде.

Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связи, репризы, стихотворные заставки. Немалое место занимают пояснительные тесты, объединения, манки, приглашения к танцам, играм, участию в конкурсах и т.п.

Весь собранный сценаристом материал необходимо композиционно выстроить по законам художественного монтажа.

Следующая проблема - поиск приема подачи игрового материала.

Сценарно-режисерский ход (прием) - это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии:

Экспозиция — ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях, предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку - т.е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт - столкновение жизненны противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий.

Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию - высшую точку представления.

Развязка - как разрешение конфликта, затем - главное событие, где сформирована основная мысль автора, т.е. идея.

Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации. Это основа и стержень игрового действия, о чем бы не шла речь, проблемы решаются в игровом ключе. Основа любой игры - это преодоление препятствий. Суть игрового конфликта — противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции. Благодаря напряженному конфликту и интересному сюжету многие игры приобретают своеобразную драматургию, представляя собой маленькие жанровые сценки, насыщенные юморам.

На какой бы конкретной основе ни развертывалась игра, сюжет ее должен включать набор ситуаций, дающих возможность участникам проявить свои литературные, музыкальные, хореографические способности, блеснуть остроумием, показать эрудицию, отличиться в ловкости и сноровке.

В программах развлекательного типа могут разнообразные наборы игр, непосредственно не связанных друг с другом. Однако организаторы отдыха предпочитают такое построение программ, в котором серия игровых развлечений нанизывается на единый сюжетный стержень.

Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущий на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.

В игре возможны самые разнообразные виды конфликтов.

Конфликт ведущего с одним из игроков, а все остальные являются зрителями игрового соревнования.

Конфликт ведущего с группой.

Конфликт равных по численности сторон.

Когда нет конфликта - это дивертисмент. У концерта нет конфликта. Он развивается за счет композиционного построения.

 

Билет № 17.

Вопрос 1. Досуговые программы системы дополнительного образования.

Досуг традиционно является сферой свободного выбора лич­ностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальны­ми нормами и установлениями. В то же время досуг традици­онно является сферой влияния государственных и обществен­ных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, ее расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познава­тельные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного време­ни, развивает общую культуру личности.

Организация досуга — традиционное направление деятель­ности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреж­дений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали ве­роятность вовлечения в асоциальные группировки, препятство­вали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного вре­мени вносят досуговые программы.

Досуговые программы — определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Досуговые программы проекти­руются для всех возрастных категорий детей — от дошкольни­ков до подростков. Цеди проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, со­ревнований, развлечений и праздников, освоение традиционно­го и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценнос­ти. Так, к числу потенциальных возможностей досуговых про­грамм в формировании личности один из исследователей детс­кого досуга, Б.А.Титов-1, относит установку на:

• самосовершенствование;

• осознание принадлежности к социально-исторической об­щности;

 

• соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей;

• социальную активность;

• природу;

• искусство;

• других людей.

Досуговые программы в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют физические, интеллектуаль­ные, эмоциональные возможности ребенка. Если ведущим ви­дом деятельности в образовательной программе является позна­вательная деятельность, то в досуговой программе ведущим видом становится игровая деятельность.

Формы игровой деятельности в досуговых программах чрезвычайно многообразны. Это сюжетно-ролевые игры, игровое имитационное моделирование, демонстрационные, театрализованные игры, игры-конкурсы. В досуговых программах используются основные, выделенные в теории (в частности, в работах С.А.Шмакова 2) виды современных игр, в том числе:

• физические и психологические игры и тренинги;

• интеллектуально-творческие игры;

• социальные игры;

• комплексные игры.

Игровые технологии предопределяют зрелищный, динамич­ный характер досуговых программ, их ориентацию на эмоцио­нальное восприятие содержания.

Вопрос 2. Технология проведения театрализованных детских праздников

Приступая к работе над любым новогодним спектаклем, надо запомнить несколько правил.

1-е правило

Новогодняя сказка должна быть увлекательной и веселой. Даже переживая за героев, дети всегда верят, что непременно будет «радостным финал». В сказке обязательно должна быть интрига, хоть и несложная. Нельзя использовать в качестве новогодней сказки всем давно известный сюжет, если его не­возможно «оживить».

2-е правило

В детской сказке, особенно новогодней, зрители всегда яв­ляются соучастниками представления. Риторические вопросы героев «взрослых» спектаклей «Как же мне быть?», «Что де­лать?», «Где искать?» и тому подобные, обращенные к самому себе, в детском театре всегда находят реальный отклик и прак­тический ответ. Не бойтесь общения с залом, даже в самых, казалось бы, необычных ситуациях. Одинокий герой сказки, заблудившийся в темном лесу, смело может обратиться к зрителям за советом, куда ему дальше идти.

3-е правило

Маленькие зрители очень любят, когда герои спектакля оказываются рядом, в непосредственной близости от них. Не ограничивайте место действия сценой. Сказочные персонажи, проходящие через зрительный зал, всегда вызывают оживление у детей. Но при этом ребята не должны вставать и разворачиваться на своих местах, чтобы увидеть и услышать, что происходит у них за спиной.

4-е правило

Дед Мороз всегда самый главный, самый добрый и самый положительный персонаж. Он может попадать в непредвиденные ситуации, его можно застать врасплох, он может что-то забыть — что поделаешь, возраст у него немаленький. Но он никогда не может выглядеть глупым, коварным или жестоким.

5-е правило

В новогодних сказках все всегда кончается хорошо. Никто не должен пострадать, даже самый отъявленный злодей. К концу пьесы все будут живы и здоровы.

6-е правило

Сохраняя сюжетную линию, пьесу можно варьировать как по количеству персонажей, так и по времени. В ней могут быть вставные номера — песни, танцы детей. Постарайтесь при этом только не превратить спектакль в концерт. Необходимость запомнить текст «слово в слово» часто тяготит юных артистов. Лучше от души сказанное «своими словами», чем мучительное «вспоминание» на сцене.

7-е правило

Используйте при постановке сказки мелодии шлягеров, хитов сезона. Всегда найдется человек, способный переделать текст известной песни. Можно воспользоваться и современны­ми реалиями — рекламными слоганами, именами популярных певцов и исполнителей.

8-е правило

Используйте фонограмму только в музыкальных кусках. Записанные заранее песни не испортят спектакля'. К тому же можно подобрать близкий по тембру голос вокалиста, если у самого исполнителя роли полностью отсутствует слух. Но сам спектакль должен исполняться только «вживую», иначе вы никогда не сможете добиться хорошей игры артистов, а зрите­ли не почувствуют свою сопричастность к происходящему.

9-е правило, последнее

Зрителям только тогда будет весело и интересно смотреть, если и артистам будет интересно играть. Учитесь «зажигать», артисты!

Музыкальное оформление каждого спектакля не исчерпы­вается только песнями и танцами героев и вставными номера­ми. Музыка играет очень важную роль. Она создает и подчер­кивает настроение — тревожное или радостное, подчас шутливое. Музыка насыщает эффекты — превращения, вол­шебства, появления или исчезновения героев. Она задает темп той или иной сцены. Музыкальная тема может проходить, как говорится, «красной нитью» через весь спектакль. В то же время у каждого персонажа — своя музыкальная тема, даже если у него нет персональной песни.

Зажигательная финальная песня, которую исполняют все участники спектакля, несомненно, поставит в конце сказки красивую точку. Включите ее повторно уже в «минусе», т.е. без слов, и артисты смогут выходить на поклон столько раз, сколько их будут вызывать аплодисментами, а вы будете под­держивать праздничное настроение зрителей, пока они не покинут зал.

При постановке сказки можно использовать не только спе­циально написанные именно для этой пьесы мелодии, но и хорошо знакомые зрителям, т.е. шлягеры. Важно только, чтобы они соответствовали общей задаче и не противоречили образам и действию.

Постарайтесь при этом, чтобы уровень записи всех мелодий был одинаковым. Еще лучше, чтобы все мелодии были запи­саны в одном стиле, в единой инструментальной обработке.

Световое оформление спектакля подчас не менее важно, чем декорации. С помощью света можно создать бытовую или сказочную атмосферу. Свет подчеркивает происходящее на сцене. Причем правильное театральное освещение — это сочетание разных цветов. Такое освещение сделает костюмы и декорации ярче, объемнее. Грамотно подобрать свет достаточно трудно. Недаром в театре такой работой занимается не просто осветитель, а художник по свету.

Вот только один простой пример — использование интен­сивного красного света создает ощущение буйства пламени в танце огня, даже если на сцене не так много исполнителей, но тот же красный свет абсолютно невозможен в танце снежинок.

Светом можно выделить тот или иной объект на сцене, создать «стенку», как «В сказке на неведомых дорожках». С его помощью можно усилить тот или иной эффект, например исчезновения персонажа или предмета.

Грим наряду с костюмом является одной из составляющих, необходимых для визуального, т.е. внешнего создания образа.

 

Билет № 18

Вопрос 1. Типы досуговых программ системы дополнительного образования.

Практика дополнительного образования отражает богатейший опыт реализации досуговых программ. В зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени соучастия в ней детей выделяется несколько типов досуговых программ .

1. Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 мин и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений — это могут быть игры-забавы за столом, в игротеке, подвижные игры и танцы в кругу; игры с эстрады, дискотека и т.д. Такой сеанс «затейничества» может быть и ча­стью более крупной программы, например масштабной, празд­ничной.

2. Конкурсная игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», «Турнир» и т.п.). Готовить и проводить такие программы мо­гут как педагоги, так и старшеклассники под их руководством.

3. Праздник — особо значимый и весьма трудоемкий по орга­низации тип досуговой программы. Он предполагает разнообра­зие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. Здесь может быть использован прин­цип свободного выбора досуговой деятельности (гулянье) или сме­на жанров для всех одновременно: например, затейничество, кон­церт-загадка, представление героев каких-либо событий и интер­вью с ними и др. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на актив­ную подготовку к нему всех участников; это одно из главных ус­ловий в создании атмосферы ожидания праздника.

4. Игра-спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории. Возможен в учреждении, где есть хотя бы неболь­шой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актер­ским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры-спек­такля дети неожиданно для себя оказываются в игровой ситуа­ции. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить за­дания, помогая героям спектакля.

5. Длительная досуговая программа представляет собой си­стему воспитательной работы педагога или педагогического кол­лектива. Она обязательно состоит из четко спланированных этапов в соответствии с поставленными педагогическими задача­ми. Такая программа планируется на целый учебный год или даже на несколько лет. Типичным примером является програм­ма детского летнего лагеря. В учреждении дополнительного об­разования длительная игровая программа может быть органи­зована в форме игры-путешествия с привалами (праздниками).

Модель досуговой программы, представленная в виде мето­дической разработки, может быть отражена в следующей при­мерной структуре Структура досуговой программы

1. Кому адресована программа; какие потребности удов­летворяет.

2. Целевое назначение программы, ее задачи.

3. Какие виды досуговой деятельности включает.

4. (Краткое) содержание предлагаемой досуговой деятельности.

5. Предполагаемые формы деятельности.

6. Возможные варианты участия детей в программе.

7. Продолжительность программы.

8. Условия, необходимые для реализации программы.

9. Участники-организаторы досуговой деятельности (педаго­ги и школьники).

10. Литература, необходимая для освоения программы
(обязательная и дополнительная, для организаторов, для участников).

11. Ожидаемые результаты реализации программы.

Вопрос 2. Значение игровой деятельности как ведущей формы организации досуга детей в учреждениях дополнительного образования

Переход российского общества к рыночным отношениям потребовал новых технологий работы всех социальных институтов. Процесс трансформации сложившейся социальной инфраструктуры, культуры и цивилизации обострил проблемы социальной и индивидуальной адаптации детей к быстро меняющимся условиям жизни, эволюции различных форм обучения, воспитания и развития, подготовки к жизни и социальному успеху.

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образования детей как основных социальных институтов сферы свободного времени детей. Разносторонняя, многоплановая и емкая в содержательном плане деятельность УДОД в сфере свободного времени охватывает социально-полезными делами значительную часть подрастающего поколения страны.

Включение обучающихся в социально-значимую деятельность учреждения наиболее полноценно и эффективно реализуют социально-педагогический потенциал свободного времени детей, запросы социальной практики и существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками, совершенствуют содержание и спектр социально-воспитательных, культурно-досуговых, игровых и других программ.

В структуре содержания деятельности учреждений достаточно специфическим видом является игровая деятельность.

В содержательном отношении она предполагает овладение опытом поведения социально активной личности. У некоторых детей игровая деятельность выражена достаточно ярко и зачастую занимает в структуре свободного времени значительное место.

Исследования показали, что занятия игровыми видами деятельности для разных возрастных групп детей должны носить относительно дозированный характер, т.к. в игре социальная действительность и отношения между людьми носят во многом виртуальный характер.

Занятия игровой деятельностью и ее продолжительность носят положительный характер, если временные рамки занятий игрой в свободное время и восстановление эмоционально-нравственного равновесия ребенка совпадают. При этом игровая деятельность позволяет обеспечивать воспроизводство реальности через игровые модели ситуаций, развивает фантазию, интеллект, способность к обучению.

В рамках свободного времени дети добровольно выбирают те виды деятельности, которые для них наиболее значимы и привлекательны. Учреждения доп образования ставят перед собой задачи содержательного заполнения свободного времени детей, что имеет социально-значимый характер, способствует достижению жизненных успехов личности

Свободное время тесно взаимосвязано с гуманистическим и демократическим характером социально-экономических отношений общества, и при поступательном и прогрессивном его развитии имеет тенденцию к своему абсолютному росту, а также интенсивному использованию самой личностью. Педагогами учреждений разрабатываются конкурсно – игровые программы различной направленности.

Большое внимание в учреждениях уделяется организации конкурсно – игровых программ, участниками которой выступают представители детских объединений, коллективов. Ведь такие программы обладают большим потенциалом развития, поскольку:

1. во-первых, концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего, высвечивая социально-культурную ценность во всей общечеловеческой значимости;

2. во-вторых, создает поле эмоционального напряжения, выражения собственного «я»;

3. в-третьих, реальное взаимодействие ребенка в ходе игры создает условия для проявления чувства товарищества, чувства своей группы, где происходит осознание своей индивидуальности каждым участником игры;

4. в четвертых, в игровой деятельности легко и незаметно для ее участника формируются способности взаимодействия с людьми и воздействия на окружающие объекты реальной действительности.

Именно поэтому, учитывая вариативно-программный подход к содержанию деятельности в сфере свободного времени, сегодня наиболее значимо выделение основополагающих принципов, при которых игра выступает важнейшим условием объединения детей и взрослых. Очень нравится детям игровые программы, где они могут показать свои таланты, как правило данные программы имеют художественно эстетическую направленность Проведение таких программ позволяет соблюсти следующие принципы:

- принцип индивидуальной избирательности игры с учетом возрастных особенностей ребенка;

- принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе;

- принцип рефлексивного последействия;

- ориентация на гуманистический характер игры;

- соотношение в игре управления и самоуправления.

Таким образом, организация игровых программ в структуре содержания деятельности учреждений чрезвычайно велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере свободного времени. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие.

Совокупность реализуемых педагогическими работниками содержательных видов деятельности, осуществляемых на основе образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных, учебно-исследовательских, игровых и других социально-значимых программ, которые направлены на творческое развитие, социализацию и адаптацию детей к жизни в обществе характеризует содержание социально-педагогической деятельности учреждения. Они позволяют им проявлять себя в различных видах социально-значимой практической деятельности, которые охватывают не только традиционные сферы знаний, но и широкий спектр массовой социальной практики, отражающей современные социально-экономические потребности детей, их ценностные ориентации.

Социально-педагогическая деятельность включает педагогическую деятельность учреждения в целом, массовую культурно-досуговую и рекреативно-оздоровительную работу с детьми и семьей; комплексные программы с детьми, требующими особого педагогического внимания (детьми-инвалидами, сиротами, детьми с асоциальным поведением, детьми из неблагополучных семей и пр.); образовательную деятельность в многообразии ее содержания и форм учебных и творческих занятий.

Отметим, что игра присутствует в каждом из них и как вид деятельности, и как форма, которая позволяет обеспечивать обучение, воспитание и развитие детей на высоком качественном уровне и охватывает практически все детские объединения и коллективы центра, которые функционируют в сфере свободного времени. С помощью игры педагоги имеют реальную возможность сформировать и развить у детей навыки образовательных и эмоциональных коммуникативных связей; создать ситуацию потребности в активизированном общении через предлагаемый спектр игровых ролей и освоения игровых правил и помочь формированию мышления; помочь понять смысл народных обрядов и традиций, расширить их эрудицию; способствовать эмоциональному раскрепощению. А самое главное – помочь почувствовать себя наследником колоссального культурного богатства своего народа и своей страны.

 

 

Билет № 19

Вопрос 1. Основные показатели результативности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Основными показателями результативности обра­зовательного процесса в ОУДОД являются:

- творческие достижения обучающихся (результаты участия в смотрах художественной самодеятельности, вы­ставках прикладного и технического творчества, спортив­ных и туристических соревнованиях, научно-практических конференциях и т.д.);

- результаты педагогической и психологической диаг­ностики, определяемые образовательными программами педагогов (тестирование, контрольные срезы, зачетные работы, творческие отчеты);

- сохранность контингента обучающихся.

- Косвенными показателями результативности обра­зовательного процесса могут выступать:

- связь с другими образовательными учреждениями города; ,

- спрос на концертную и иную деятельность обучаю­щихся;

- поступление выпускников ОУДОД з учебные заведе­ния по профилю обучения;

- участие обучающихся во внеконкурсных мероприя­тиях учреждения, района, города, области (показательные выступления, концерты, выставки, круглые столы).

Возможна и такая структура показателей качества образования:

- уровень развития личности (нравственный, социаль­ной, психический, физический);

- уровень знаний умений и навыков обучающихся в образовательных областях, программах (по профилю);

- творческие достижения обучающихся;

- темп усвоения знаний и умений;

- темп продвижения обучающихся в обучении;

- потенциальные возможности и способности обучаю­щихся темп прироста результатов, которые характеризуют динамику обучаемости.

Под уровнем воспитанности обучающихся пони­мается степень сформированности важнейших качеств личности. При определении уровня воспитанности могут быть взяты следующие качества личности: эрудиция; при­дание; трудолюбие; отношение к природе; отношение к другим людям; художественно-эстетический вкус; самовос­приятие (отношение к себе как к личности) и т.д.

Каждый показатель оценивается по уровню его сфор­мированности в течение ряда лет (высокий, выше средне­го, средний, низкий).

Комплексная оценка ОУДОД по всем направлениям образовательной и досуговой деятельности:

- содержание программ дополнительного образования детей, их научно-методическое обеспечение;

- актуальность и результативность программ и услуг;

- удовлетворенность педагогов результатами Своего труда;

- уровень педагогической культуры педагогов;

- психологический климат в детских и педагогических коллективах:

- уровень научно-методического обеспечения;

- материально-техническая оснащенность образова­тельного процесса;

- художественное развитие детей, способных к усвоению ценностей культуры и продуктивной творческой деятельности в социуме;

- уровень административно-управленческой грамотно­сти.

Вопрос 2. Методика подготовки и проведения концерта. См. ЛЕКЦИЯ,

Билет № 20.

Вопрос 1. Учебный План учреждения дополнительного образования.

Согласно ст. 15 Закона РФ «Об Образовании» органи­зация образовательного процесса в ОУ регламентируется Учебным планом (разбивкой содержания Образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения). Учебный план - исходный нормативный доку­мент для финансирования ОУДОД. Учебный план является основным разделом Образовательной программы учреж­дения и одновременно одним из руководящих самостоя­тельных документов, предназначенных для планирования и организации образовательного процесса, определяющий направленность и содержание и обучения конкретных объ­единений ОУДОД.

Учебный план отражает исходные данные для всех ви­дов учебных занятий, а именно:

- специализацию учебных занятий;

- продолжительность занятий;

- режим занятий;

- виды занятий;

- количество учебных часов.

Подготовка Учебного плана в ОУДОД связана с опре­делением уровней освоения содержания Образовательной программы и выбора форм промежуточной и итоговой ат­тестации обучающихся.

Учебный план ОУДОД определяет образовательную стратегию, выделяя приоритетные образовательные на­правленности. Каждое образовательное учреждение ДОД вправе иметь Индивидуальные учебные планы. Отсутствие стандартов в системе ДОД влияет на регламентацию в ор­ганизации управленческой и педагогической деятельности, на форму выражения результатов образовательной дея­тельности.

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей подтверждается обя­зательность наличия единого Учебного плана в ОУДОД. Модель Учебного плана - как нормативного документа, является воспроизведением педагогической практики ОУДОД. Реалистичность модели образовательного про­цесса в ОУДОД корректируется Программой развития и образовательной программой ОУДОД.

Учебный план ОУДОД должен соответствовать следующим требованиям:

- актуальность и перспективность (максимальное удовлетворение социального заказа на дополнительно-образовательные услуги на современном этапе);

- специфичность (отражение специфики конкретного образовательного учреждения дополнительного образова­ния детей);

- полнота (обеспечение эффективного прохождения каждым обучающимся индивидуального образовательного маршрута по выбранной образовательной области);

- целостность (внутренняя взаимосвязь между компо­нентами Учебного плана);

- сбалансированность (между циклами, образователь­ными областями);

- преемственность образовательных программ, заяв­ленных в карте классификации образовательных программ учреждения дополнительного образования детей.

Вопрос 2. Уровни управления учреждениями дополнительного образования. См.ЛЕКЦИЮ.

Билет № 21.



Дата: 2016-10-02, просмотров: 281.