Вопрос 3. Защита сценарной разработки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Билет № 1.

Вопрос 1. Концептуальные основы дополнительного образования.

В Законе «Об образовании» дополнительное образование рассматривается прежде всего через образовательные про­граммы, т. е. как сфера образования, реализуемая в различ­ных учреждениях за пределами определяющих их статус ос­новных образовательных программ. В проекте Федерального Закона «О дополнительном образовании» используются сле­дующие основные понятия.

Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнитель­ных образовательных программ, оказания дополнительных об­разовательных услуг и информационно-образовательной дея­тельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Дополнительное образование детей - единый, целенаправ­ленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и разви­тие личности.

Можно согласиться со специалистами, которые относят допол­нительное образование к сферам наибольшего благоприятство­вания для развития личности каждого ребенка. При этом неко­торые полагают, что дополнительное образование является од­ной из инфраструктур социального воспитания (А.В. Мудрик). Дополнительное образование рассматривается как «особо цен­ный тип образования» (В.Б. Новичков), как «зона ближайшего развития образования в России» (А.Г. Асмолов).

Для того чтобы сформулировать достаточно емкое и четкое определение дополнительного образования, необходимо рас­смотреть его концептуальные основы.

Дополнительное образование строится на следующих прио­ритетных идеях.

1.Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
Речь идет о возможности выбора направления деятельности

(художественной, технической, спортивной, экологической и др.), темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм представления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах 2.Ориентация на личностные интересы, потребности, спо­собности ребенка.

Дополнительное образование не зря называют образованием личностно-ориентированным в отличие от образования основ­ного, которое является, прежде всего, предметно-ориентиро­ванным. Основное образование обеспечивает последователь­ность и системность в усвоении знаний, поэтому оно «приближает» и «приводит» школьника к предмету, который был выбран государством и входит в обязательную программу обучения.

В дополнительном образовании ситуация иная: предмет или сфера деятельности «приближается» к ребенку. Ему дают воз­можность определить собственный образовательный путь, что по сути дела означает, что педагог, приглашая ребенка вклю­читься в ту или иную деятельность, обеспечивает ему условия реализации собственных интересов, развитие его индивидуаль­ных способностей

3. Возможность свободного самоопределения и самореализа­ции ребенка.

С предыдущим тезисом связано утверждение, что дополни­тельное образование позволяет ребенку «найти себя», понять, в чем заключаются его интересы, в какой сфере лежат его при­страстия и увлечения. Это очень важно, так как зачастую ре­бенка упрекают в пассивности и равнодушии к любым делам, организуемым в образовательном учреждении, и не понимают, что причина кроется в неумении ребенка осознать собственные желания и устремления. Когда же у ребенка пробуждается ин­терес, то поначалу он находится на уровне «хочу» - знать, об­щаться, играть. Педагог должен создать условия для его разви­тия и осознания с тем, чтобы добиться его реализации в личностно и социально значимых сферах.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

Сегодня данный принцип поддерживается большинством педагогов, однако зачастую он остается лишь декларацией, что неудивительно, ведь для его реализации требуется корен­ная перестройка всей системы образования, и, прежде всего, на содержательном уровне. Пока все эти процессы развива­ются параллельно, причем в основном образовании естест­венно доминирует обучение, которое было и будет предмет­но-дисциплинарным. Ему присуща нормативность знаний, умений, навыков.

В этом смысле можно сказать об обучении как системе трансляции средств, способов решения интеллектуальных и технологических задач, а о воспитании как процессе влияния на становление характера человека. Такое разделение допусти­мо, но только для какого-то уровня научного анализа. Оно со­вершенно неприемлемо для педагогической практики и, осо­бенно, для практики дополнительного образования детей. Впрочем, исторически именно в этом типе образования сохра­нялась и поддерживалась его целостность в целевом воздейст­вии на личностное развитие. Основой стало признание участни­ков образования в качестве равноценных субъектов деятельно­сти и общения. Устранение дистанции между обучением и воспитанием достижимо тогда, когда отсутствует простой пере­нос содержания предмета, а организуется совместно значимое построение образовательной области, ее содержания и разных позиций в способах ее освоения.

В системе дополнительного образования сегодня бо­льше возможностей для развивающего образования, так как оно учитывает индивидуальные интересы ребенка и обеспечи­вает многообразие видов и форм деятельности. Кроме того, в до­полнительном образовании достижение учебных результатов не является самоцелью, а формированию личностных качеств уделяется большое внимание.

5. Практико-деятельностная основа образовательного про­цесса.

Дополнительное образование всегда было ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовате­льных областей Практико-деятельностная основа дополнительного образо­вания выражается не только в том что ребенок принимает уча­стие в создании конкретного творческого продукта, но пытает­ся самостоятельно решать жизненно важные для него пробле­мы. Они могут быть связаны с общением с друзьями, людьми старшего возраста, с организацией досуга, профессиональной ориентацией, поиском путей повышения своего статуса в груп­пе. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учи­тывается при определении содержания занятий и форм прак­тической работы.

Перечисленные позиции составляют концептуальную ос­нову дополнительного образования, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: призна­ние уникальности и самоценности человека, его права на са­мореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на интересы ребенка, способ­ность видеть в нем личность, достойную уважения. Поэтому дополнительное образование можно с полным правом на­звать гуманистическим.

Вопрос 2. Характеристика технического направления классификации программ дополнительного образования.

Техническое направление. Начало положило открытие в 1926 г. в Москве Станции юных техников. Впоследствии тех­ническое направление во внешкольном, а затем и в дополнитель­ном образовании развивается через организацию специализи­рованных детских образовательных учреждений — центров тех­нического творчества, отделов техники в многопрофильных учреждениях внешкольного (дополнительного) образования. Содержание программ технического направления охватывает области технического моделирования и конструирования, на­учно-технического и художественно-технического творчества, творческую область, связанную с использованием технических средств. Программы технического направления обеспечивают деятельность судомодельных, авиамодельных объединений, дизайн-студий, объединений картинга, клубов космонавтики, кино-, фото-, видеостудий, множества других объединений.

Содержание программ технического творчества может быть конкретизировано через ряд ведущих направлений.

Техническое моделирование и конструирование. Программы разрабатываются в основном для детей школьного возраста. Научно-техническое творчество. Программы по научно-техническому творчеству рассчитаны в основном на развитие исследовательских способностей учащихся подросткового воз­раста с высоким уровнем познавательной активности, склонно­стью к исследовательской деятельности в области точных и ес­тественных наук (физики, астрономии, математики). Художественно-техническое творчество. Программы, ко­торые проектируются в системе дополнительного образования, предназначаются в основном для учащихся школьного возраста. Программы создаются для обеспечения образовательного процесса в кино-, фото-, видео объединениях и студиях; студиях и коллективах детской моды, дизайна, де­коративно-прикладного творчества. Программы носят разно­ уровневый характер и предусматривают как развитие элемен­тарных пользовательских навыков владения приборами и ин­струментами, применяемыми в художественно-техническом творчестве, так и развитие умений создавать оригинальные про­изведения прикладного творчества.

Информационные технологии. Программы включают опыт освоения информационных (компьютерных) технологий и рас­считаны на детей преимущественно школьного возраста, хотя существует и опыт проектированияпрограмм для дошкольни­ков

Билет № 2.

Вопрос 1. Функции дополнительного образования детей.

Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнитель­ных образовательных программ, оказания дополнительных об­разовательных услуг и информационно-образовательной дея­тельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Дополнительное образование детей - единый, целенаправ­ленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и разви­тие личности.

Можно согласиться со специалистами, которые относят допол­нительное образование к сферам наибольшего благоприятство­вания для развития личности каждого ребенка. При этом неко­торые полагают, что дополнительное образование является од­ной из инфраструктур социального воспитания (А.В. Мудрик). Дополнительное образование рассматривается как «особо цен­ный тип образования» (В.Б. Новичков), как «зона ближайшего развития образования в России» (А.Г. Асмолов).

Дополнительное образование строится на следующих прио­ритетных идеях.

1.Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2.Ориентация на личностные интересы, потребности, спо­собности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализа­ции ребенка.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5. Практико-деятельностная основа образовательного про­цесса.

Это подтверждается реализуемыми им функциями. Кроме традиционных функций образования (информационной, по­знавательной), есть и другие, имеющие особое значение именно для дополнительного образования. Следует выделить следую­щие функции:

- ценностно-ориентационная, направленная на освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценно­стей через систему личностно-значимой деятельности;

- коммуникативная, позволяющая расширить круг обще­ния, узнать правила и формы сотрудничества, уважитель­ного отношения к партнерам, умения вести диалог;

- социально-адаптационная, обеспечивающая ребенку уме­ние решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества, приобретать качества гра­жданина; гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;

- психотерапевтическая, создающая комфортные отно­шения в коллективе, где ребенок имеет право на ошиб­ку, где он может пережить ситуацию успеха, но где нет постоянного оценивания и не имеют значения его неуда­чи в школе;

- профориентационная, позволяющая подрастающему че­ловеку достаточно рано получить представление о мире профессий, усилить свои стартовые возможности в сфере трудовой деятельности, снизить риск неверного определе­ния своего профессионального пути;

- рекреационная, восполняющая психофизические силы че­ловека, способствующая восстановлению творческой и со­циальной активности, помогающая организации содержа­тельного досуга;

- культурообразующая, способствующая активному вклю­чению ребенка в самые разные пласты культуры (национа­льной и мировой), позволяющая не только расширить свой культурный кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения.

Вопрос 2. Характеристика туристко-краеведческого направления классификации программ дополнительного образования.

Сложившееся в практике работы внешкольного, а затем и дополнительного образования туристско-краеведческое направление достаточно условно разделяет сходные по содержанию формы вовлечения детей в практическое познание окружающего мира. Туризм и краеведение — два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды про­живания (региона, страны). Условность разделения на туризм и краеведение обусловливает и наличие общих подходов в про­граммах, в которых туристская работа строится с учетом при­родных и культурных особенностей региона, а краеведческая работа включает среди прочих такие формы туристской рабо­ты, как поход, экскурсия. В то же время взаимное дополнение туризма и краеведения в рамках одного направления обеспечи­вает создание условий для удовлетворения различных потреб­ностей как в практически-прикладном, так и в научно-иссле­довательском способах освоения среды обитания.

В основе туризма как направления дополни­тельного образования лежит организация походов и путеше­ствий разной степени сложности с использованием спортивно­го оборудования.

Программы по туризму рассчитаны на детей преимуще­ственно среднего и старшего школьного возраста. Программы могут иметь самую разнообразную направленность, в зависи­мости от специальности руководителей программы, интересов учащихся, местных условий. В то же время большинство про­грамм по туризму включают теоретическую и практическую подготовку к походам и путешествиям, состоящую в освоении правил техники безопасности и первой помощи, правил ориен­тирования на местности. Программы по туризму предусматри­вают занятия по физической подготовке, проведение спортив­ных тренировок. В содержание программ по туризму включа­ются также краеведческие практико-ориентированные курсы, знакомящие с туристскими возможностями родного края.

Краеведение как направление предусматри­вает, как правило, теоретическую познавательную исследова­тельскую деятельность учащихся по изучению природы, исто­рии, культуры родного края.

Программы по краеведению также рассчитаны на учащихся в основном среднего и старшего школьного возраста. Краевед­ческие программы призваны расширить знания (географичес­кие, этнографические, искусствоведческие, литературоведчес­кие и др.) по истории родного края, обучить навыкам работы с разнообразными краеведческими источниками, привлечь уча­щихся к социальным инициативам по охране природы, памят­ников культуры среды проживания. Краеведческие програм­мы предусматривают организацию исследовательского поиска неизвестных, малоизвестных фактов истории родного края. Значительное место в этих программах занимает изучение архи­вных материалов, образцов народного творчества, художествен­ной литературы, мемуаров, а при наличии возможностей предпо­лагается и работа в музеях, архивах, сотрудничество с вузами, научными организациями, общественными объединениями. Программы проектируются с учетом социокультурного потен­циала поселка, города, региона. Но вне зависимости от ресурс­ного потенциала они ориентированы на развитие творческих способностей учащихся в исследовательской, экскурсионной де­ятельности, на привлечение детей и подростков к участию в об­щественно полезных, социально значимых акциях.

Билет 3.

Вопрос 1. Психолого-педагогические условия реализации дополнительного образования.

Ценности, составляющие суть дополнительного образова­ния, могут войти в реальную педагогическую практику при со­блюдении ряда условий психолого-педагогического характера.

Среди таких ценностей наиболее значимыми являются сле­дующие.

Доминирование воспитательных и развивающих возмож­ностей образовательного материала над его информационной насыщенностью. Содержание образовательного материала должно быть в первую очередь ориентировано не на увеличение объема информации, а на дальнейшее совершенствование спо­собностей ребенка приобретать знания. Если человек способен приобретать знания, то он способен находить свое место в дина­мичном информационном потоке.

Ориентация на интеллектуальную инициативу ребенка. Понятие «интеллектуальная инициатива» предполагает про­явление ребенком самостоятельности при решении разнообраз­ных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рас­смотреть проблему на более глубоком уровне, либо с другой стороны.

Приоритет заданий открытого и закрытого типа. Задачи «открытого типа» - это задачи, допускающие возможность су­ществования множества правильных ответов. Задачи «закры­того типа» предполагают действия по заранее заданной логике (алгоритму), а потому имеющие только один, как правило, вы­водимый из самих условий, ответ. Очевидно, что открытые за­дачи наиболее эффективны при развитии альтернативного, от­ступающего от жесткой формальной логики, мышления.

Ориентация на самостоятельность в поисково-проектной деятельности. С развитием рефлексии и у ребенка возникает повышенная критичность к оценке собст­венных идей и продуктов собственной деятельности. Ребенка нужно научить поддерживать самого себя, верить в свои успехи, относиться к творчеству не как бы­строму успеху, а как к процессу.

Социальная предъявленность. У каждого ребенка имеется естественная потребность в предъявлении продуктов собствен­ного творчества другим как потребность в самореализации. Если же обратиться к организации дополнительного образования как особого куль­турно-образовательного пространства, то следует выделить та­кие условия его функционирования, как:

- - открытость границ, позволяющая не только расширять и разнообразить физическое пространство, где проходят занятия с детьми, но и увеличивать его за счет организа­ции встреч субъектов образования. Новые люди, несущие с собой новые образовательные возможности (идеи, опыт, ин­тересы), увеличивают и обогащают мир общения ребенка;

- - вариативность среды, стимулирующая поиск различных ресурсов, связей, отношений, которые могут обогатить об­разовательную среду и тем самым стимулировать преобра­зующую деятельность педагога и ребенка;

- - «погружение» в культуру как возможность «прожива­ния» событий истории и культуры и «знакомства» с людь­ми разных эпох, включения в диалог с ними;

- -эмоционально-художественная насыщенность среды, на­правленная на обогащение образовательного пространства предметами, несущими эстетическую нагрузку, стимули­рующую творческую и познавательную активность (испо­льзование музыкальных и художественных материалов, видео- и мультимедийных средств).

Такова самая общая характеристика психолого-педагогиче­ских условий, способствующих эффективной реализации до­полнительного образования Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государствен­ных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий та­ких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к самораз­витию и самовоспитанию.

 

Вопрос 2. Характеристика художественного направления классификации программ дополнительного образования.

Программы проектируются для детей всех возрастных категорий: дошкольников, учащихся млад­шего, среднего и старшего школьного возраста, подростков. Про­граммы ориентированы на развитие общей и эстетической куль­туры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. Все программы носят ярко выражен­ный креативный характер, предусматривая возможность творчес­кого самовыражения, творческой импровизации. В современной практике дополнительного образования закрепилось несколько наиболее широко представленных программ: программы музы­кального творчества, программы театрального творчества, хоре­ографического творчества, программы изобразительного и деко­ративно-прикладного творчества. Объединяющей характеристи­кой всех программ художественного направления является их многоуровневость, ориентация на учащихся с различным позна­вательным, творческим потенциалом. Художественные програм­мы в зависимости от познавательных потребностей и способнос­тей детей могут иметь общекультурную или углубленную направ­ленность; служить средством организации свободного времени, формировать процесс творческого самовыражения и общения де­тей и подростков, а могут проектироваться как программы раз­вития одаренных детей, как программы допрофессиональной ори­ентации и подготовки.

Программы музыкального творчества обеспечивают обра­зовательный процесс в духовых оркестрах и оркестрах народ­ных инструментов, инструментальных ансамблях, хоровых коллективах. При наличии ресурсного обеспечения проектиру­ются индивидуальные программы обучения одаренных детей. Важное место отводится развитию художественного вкуса, му­зыкального слуха, навыкам исполнительства. Программы театрального творчества обеспечивают обра­зовательный процесс в театральных коллективах и студиях. Для этого направления проектируются в основном программы детс­ких драматических театров, программы театра кукол. Програм­мы ориентированы на развитие элементов культуры речи и дви­жения, навыков эстетической оценки произведений театраль­ного искусства. Программы органично соединяют в себе познавательную деятельность учащихся по овладению теори­ей, историей театра, навыками театрального исполнения с не­посредственной творческой деятельностью, организуемой в ре­петиционном процессе, театральном показе. Как правило, эти программы обеспечивают готовность учащихся к представле­нию театрального спектакля в качестве исполнителей, выпус­кающих работников сцены.

Программы хореографического творчества обеспечивают образовательный процесс в ансамблях народного танца, хорео­графических ансамблях и студиях. Как и программы музыкаль­ного и театрального творчества, они носят комплексный харак­тер, включая в себя дисциплины, направленные на развитие пластической, музыкальной, сценической выразительности. В программах по хореографическому искусству предусмотрены специальные развивающие занятия, необходимые для чувства ритма, творческого воображения. Как правило, программы пре­дусматривают овладение основами классической хореографии, народно-характерного танца и включают коллективную и инди­видуальную работу с учащимися, реализуемую через постано­вочную, репетиционную деятельность, творческие мастерские.

Программы по изобразительному и декоративно-приклад­ному творчеству обеспечивают образовательный процесс в сту­диях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, студиях и мастерских графики, скульптуры, архитектуры. Про­граммы включают в себя занятия по истории и теории искусст­ва, по специальным художественным дисциплинам (рисунку, живописи, лепке, композиции и другим дисциплинам), работу в творческих мастерских. Программы ориентиро­ваны не только на расширение уровня грамотности учащихся в области художественного, декоративно-прикладного творче­ства, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригиналь­ных произведений, отражающих творческую индивидуаль­ность, духовный мир детей и подростков.

Создаваемые прежде всего для детских коллективов и объе­динений (студий, ансамблей, мастерских), программы художе­ственного творчества в отдельных случаях проектируются и как самостоятельные локальные проекты. К ним относятся художе­ственные программы, разрабатываемые для комплексных об­разовательных структур, решающих задачи общекультурного, творческого развития детей. Так, художественными програм­мами обеспечиваются образовательные комплексы школ ран­него развития .

Вопрос 3.

Билет № 4.

Вопрос 1. Возникновение внешкольного образования в России. Формы внешкольного образования

Появление первых организованных форм внеурочной ра­боты с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столе­тия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.

Примерно с этого же времени начинает свой отсчет исто­рия создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

В 60-70-х годах XX в. - время развития внешкольного образования прежде всего взрослых, а затем и детей. На этапе становления образовательной системы в России на рубеже веков возникло внешкольное образование взрослых. Внешкольное образование взрослых выполняло компенсаторные функции и было рассчитано на тех, кто не имел возможности получить образование в детском возрасте. Многие люди приобретали знания, умения и навыки, которые другие члены общества, их сверстники, уже освоили. В этом случае сравнивался массовый уровень образования населения и уровень образования конкретного человека. Внешкольная сфера образования решала задачу ликвидации неграмотности, повышения культурного уровня населения в целом и опиралась зачастую на самодеятельность самого населения.

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, направленная на удовлетворение образовательных запросов населения. Учреждения внешкольного образования (вос­кресные школы, вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, повторительные классы, народные университеты, а также народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, книж­ные склады, народные дома, народные театры и пр.) созда­вались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования.

Формы внешкольного образования в России (60-70-е гг. XIX в.)

Воскресные школы. Изучали более широкий круг пред­метов, чем в казенных школах.

Рабочие курсы. Программы обучения соответствовали низшей средней и высшей школе (например, Пречистинские курсы).

Народные чтения. В основном преобладала религиозно-нравственная, историческая, военная тематика.

Эти формы внешкольного образования способствовали повышению уровня грамотности населения и его культуры.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. сеть образовательных учреждений России представляла собой несколько типов учреждений: огромное разнообразие школ, училищ, лицеев, гимназий, институтов. Так, сеть образовательных учреждений Москвы была децентрализованной. Основная масса горожан не имела возможности получить начальное и, тем более, среднее обра­зование. Сочувствуя им, лучшие представители российской интеллигенции предпринимали шаги по созданию образова­тельных курсов для малограмотной молодежи. Особую попу­лярность получили курсы на заводах Бромеля, Михельсона, на Покровке (для рабочих сахарного завода), при типографии печатников. Наибольшей популярностью пользовались Пречистинские рабочие курсы, основанные в 1897 г. В разные годы здесь преподавали И.М. Сеченов, И.Е. Репин, Е.Б. Вах­тангов, выступали перед слушателями такие выдающиеся артисты как А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Л.В. Соби­нов и другие.

Таким образом, возникновение внешкольного образования в России относится к концу XIX в., т.е. с момента возникно­вения кружков, курсов ликвидации неграмотности.

Идея демократизации образования, превращения его в действительно народное стала ведущей для прогрессивной педагогической мысли начала XIX в. На деле она реализовывалась в открытии новых типов образовательных учрежде­ний, ориентированных на детей разночинцев, рабочих.

Вопрос 2. Характеристика эколого-биологического направления классификации программ дополнительного образования.

Программы отражают богатейший опыт юннатского движения, поиск методов повы­шения экологической культуры учащихся. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохра­нения живой природы, чрезвычайно многообразны по темати­ке, носят как теоретический, так и прикладной, практический, опытническо -исследовательский характер. Они обеспечивают деятельность клубов юннатов, юных экологов, биологов, объе­динений исследователей природы. В программах учитываются возрастные особенности учащихся, их познавательные и твор­ческие возможности.

Для детей младшего школьного возраста программы направлены на наблюдения за живой природой, знакомство с элемен­тными технологиями выращивания и сохранения растений, 'хода за животными. Значительное место занимает расширение базы знаний в области живой природы, выявление склонностей и способностей детей к видам и формам исследовательской, практической, опытнической деятельности.

Для подростков программы составляются с учетом современных научных представлений в области биологии и экологии. Нередко к их разработке и реализации привлекают ученых-специалистов в отдельных отраслях естественно -научного знания. Программы принимают во внимание познавательные интересы подростков и представляют собой отраслевые проекты изучения исследования природы. При наличии ресурсных возможностей предусматриваются проекты исследовательской, природоохранной деятельности, осуществляемые в экспедициях, полевых практиках. Широкое распространение в программах, ориентирован­ных на учащихся среднего и старшего школьного возраста, получает развитие исследовательских способностей учащихся прежде всего средствами естественно- научного эксперимента, участие в социальных инициативах по природоохранной деятельности.

Билет № 5.

Вопрос 1. Формирование и становление государственной системы внешкольных учреждений 20 – 40 годы.

В период революционных преобразований в нашей стране серьезной проблемой была детская безнадзорность, в школах России по имеющимся данным обучалось всего около 9% детей соответствующего возраста, большинство подростков в возрасте 12-17 лет были заняты трудовой деятельностью, многие из них бродяжничали. В этой связи приоритетными задачами во внешкольной работе считалось не только воспитание и развитие социальной активности детей и подростков в свете революционных идей, но и их образование, повышение общего культурного уровня. Путем объединения детей в детской организации, в клубах, во внешкольных учреждениях решались социально-педагогические задачи преодоления и профилактики их безнадзорности.

После Октябрьской революции организуемое государством внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения. В 1917 году в Народном комиссариате просвещения был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году на Первом Всероссийском съезде по просвещению работала внешкольная секция, разработавшая основные положения организации внешкольного образования в тот период.

С 1918 года внешкольные учреждения стали неотъемлемой частью системы образования и общественного воспитания подрастающего поколения в нашей стране. Их работа дополняла, углубляла и развивала деятельность школы и воспитательные возможности семьи.

В качестве первых детских внешкольных учреждений историки называют дом ребенка «Пчелка», от которого ведут свою историю многопрофильные центры детского досуга, творчества и дополнительного образования, и Биологическую станцию юных любителей природы, опыт которой получил свое развитие в деятельности профильных детских внешкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Оба эти учреждения были созданы в г.Москве в 1918 году.

Интересна динамика развития образовательной, организационно-массовой и методической работы первой биологической станции юных любителей природы. Количество ее кружков, в которых осуществлялась образовательная деятельность воспитанников, за первые годы работы выросло от 15 до 40. В основе образовательной деятельности были экскурсионный и исследовательский методы. В кружках была организована опытническая работа, которая строилась с учетом возраста детей и полученных ими знаний в школе: кружковцы были обязаны помогать учителям биологии вести аналогичную работу в школах. Опытническая работа в кружках станции дала начало юннатскому движению, которое к 1924 году распространилось по всей республике. Размах и практическое значение опытнической работы школьников были столь значительны, что уже в 1924 году прошел слет юных натуралистов. В свою очередь, учителя биологии привлекались на курсы, работавшие на базе станции. В 1934 году Биологическая станция юных любителей природы была преобразована в Центральную станцию юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, ведущими направлениями деятельности которой стали организационная и инструктивно-методическая работа.

В этот же период открываются и другие профильные внешкольные учреждения.

В первой детской художественной школе действовали музыкальные, танцевальные, ИЗОкружки, был создан духовой оркестр. Художественная школа не ограничивала свою работу задачами эстетического воспитания, ее кружковцы участвовали в общественно полезной работе. К внешкольной работе с детьми привлекались видные деятели культуры. В 1920 году в Москве при активном участии и под руководством А.В.Луначарского, Н.И.Сац был создан первый Государственный театр для детей.

В 30-е годы зародились идеи проведения детских фестивалей искусств с бесплатным посещением школьниками театров, кинотеатров и музеев, организации встреч юных техников, отличников учебы с академиками и профессорами в лабораториях научно-исследовательских учреждений, лыжных пробегов, каникулярных праздников.

При Наркомпросе действовало бюро школьных экскурсий, на базе которого впоследствии возникла Центральная опытно-показательная экскурсионная база Наркомпроса.

Большую роль в организации воспитательной работы с детьми и их внешкольного образования, в изучении их читательских интересов и развитии интереса к книге сыграли детские библиотеки, которые в двадцатые годы были включены в единую государственную сеть и признаны педагогическими учреждениями.

Детские клубы постепенно приобретали популярность среди детей и взрослых. В некоторых городах сеть их росла довольно интенсивно. В стационарных детских клубах был постоянный штат сотрудников, но вместе с тем к работе с детьми широко привлекались общественники. Клубы вели массовую работу с детьми. Они организовывали загородные экскурсии и походы, лекции и доклады, диспуты и встречи, проводили праздничные утренники и вечера, привлекали детей и подростков к общественно полезной деятельности. «Клубы сделались необходимыми элементами советской жизни, и никто в СССР не может себе представить жизни без этих учреждений»,- писал А.С. Макаренко в работе «Дети в стране социализма». Кроме того, на клубной основе создавались школьные кооперативы, различные коммун<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 239.