Досуговая деятельность как и любой другой вид деятельности может осуществляться человеком как индивидуально, так и вместе с другими людьми. Но «вместе» не означает «совместно». Совместность Предполагает такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответственности.
Такая зависимость возникает тогда, когда успех одного из членов досугового объединения определяет успешность досуговой деятельности остальных и неудача одного влияет на результат другого. Эти условия в полной мере проявляют себя в педагогически организованной досуговой деятельности самодеятельных объединений, кружков, клубов по интересам и т.п., функционирующих на основе ярко выраженной предметной деятельности на уровне творчества или перехода к нему Совместная деятельность формирует ценностно-ориентацион-ное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.
Треть досуговых объединений представляет собой достаточно сплоченные общности, о чем свидетельствует наличие в них сложившихся традиций. Целый ряд этих традиций социально значим и способен оказать существенное воспитательное влияние, формируя микроклимат в группе и его нравственные принципы.
В педагогически организованном процессе, реализующем принцип совместности деятельности, педагог досуга практически действует таким же образом, организуя совместную групповую досуговую деятельность или стимулируя и поддерживая ее.
Все рассмотренные принципы, определяющие отдельные стороны педагогического процесса в сфере досуга, взаимосвязаны и в своей совокупности обуславливают методику педагогики досуга в целом.
Вопрос 2. Кадровое обеспечение системы дополнительного образования детей
Проблема кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей имеет свою историю и особенности.
Закон «Об образовании» 1992 г. изменил статус работников внешкольных учреждений. Закон рассматривает сотрудников учреждений дополнительного образования как педагогов. Все работники этой системы, независимо от того, в каком образовательном учреждении они работают, пользуются правами педагогических работников Российской Федерации: на них распространяются правила оплаты труда, льготы, возможность поощрения государственными и специальными наградами Министерства образования Российской Федерации. Изменились требования к программному обеспечению и к результативности деятельности педагогического персонала домов творчества и других центров дополнительного образования детей. Стала меняться вся организация методической службы. Однако пока не существует полного пакета нормативно-правовых документов, нет и конкретных рекомендаций по вопросам деятельности специалистов.
В перечне педагогических профессий до 1998 г. отсутствовал государственный стандарт подготовки специальных кадров для системы дополнительного образования детей. Предполагалось, что в этой системе может работать любой человек, имеющий специальное образование и некоторые педагогические способности. Поэтому в 1998 г. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (приказ № 397 от 10.04.98) ввело специальность «педагогика дополнительного образования». Были разработаны «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0317 (педагогика дополнительного образования)». Эту специальность могут давать учреждения среднего профессионального образования. Но пока недостаточно педагогов, имеющих базовую психолого-педагогическую подготовку и специальное образование в какой-либо области науки, культуры и техники. Для решения проблемы кадрового обеспечения очень важно понять, в чем разница в содержании и смысле работы специалистов дополнительного образования детей и специалистов — педагогов других типов образования.
Безусловно, специалист в области дополнительного образования детей кроме специфики своего вида деятельности должен ориентироваться в вопросах общей педагогики, понимать соотношение задач различных типов и видов образовательных учреждений, видеть взаимосвязь дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования.
Обратимся к целям дополнительного образования детей, сформулированным в «Типовом положении об учреждениях дополнительного образования детей» (1995): «Цель дополнительного образования детей — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства».
Постановка этой цели, как уже не раз указывалось, определяется потребностью ребенка, его родителей, семьи. Поэтому конкретные практические цели дополнительного образования детей многообразны, подвижны, изменчивы во времени, зависимы от условий и обстоятельств.
Свободный выбор этой цели в совместной деятельности педагога и ребенка, как уже говорилось, определяет пути, способы содержание и результативность этой деятельности.
В системе дополнительного образования сегодня могут работать специалисты различных областей искусства, науки, техники; люди, развившие свое увлечение до профессионального уровня; выпускники педагогических вузов. Значительную часть педагогических кадров составляют те люди, которые сами прошли эту школу, затем получили специальное образование и возвратились в свои дворцы, дома, центры, клубы в новом качестве — педагога, педагога-организатора.
Билет № 12.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 301.