Принцип совместности деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Досуговая деятельность как и любой другой вид деятельности может осуществляться человеком как индивидуально, так и вместе с другими людьми. Но «вместе» не означает «совместно». Совме­стность Предполагает такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях взаимной зависимо­сти и взаимной ответственности.

Такая зависимость возникает тогда, когда успех одного из чле­нов досугового объединения определяет успешность досуговой деятельности остальных и неудача одного влияет на результат друго­го. Эти условия в полной мере проявляют себя в педагогически организованной досуговой деятельности самодеятельных объеди­нений, кружков, клубов по интересам и т.п., функционирующих на основе ярко выраженной предметной деятельности на уровне творчества или перехода к нему Совместная деятельность формирует ценностно-ориентацион-ное единство группы, рождает традиции, организационную струк­туру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложен­ный в ней воспитательный потенциал.

Треть досуговых объединений представляет собой достаточно сплоченные общности, о чем свидетельствует наличие в них сло­жившихся традиций. Целый ряд этих традиций социально значим и способен оказать существенное воспитательное влияние, фор­мируя микроклимат в группе и его нравственные принципы.

В педагогически организованном процессе, реализующем прин­цип совместности деятельности, педагог досуга практически дей­ствует таким же образом, организуя совместную групповую досу­говую деятельность или стимулируя и поддерживая ее.

Все рассмотренные принципы, определяющие отдельные сто­роны педагогического процесса в сфере досуга, взаимосвязаны и в своей совокупности обуславливают методику педагогики досуга в целом.

Вопрос 2. Кадровое обеспечение системы дополнительного образования детей

Проблема кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей имеет свою историю и особенности.

Закон «Об образовании» 1992 г. изменил статус работников внешкольных учреждений. Закон рассматривает сотрудников учреждений дополнительного образования как педагогов. Все ра­ботники этой системы, независимо от того, в каком образователь­ном учреждении они работают, пользуются правами педагоги­ческих работников Российской Федерации: на них распростра­няются правила оплаты труда, льготы, возможность поощрения государственными и специальными наградами Министерства об­разования Российской Федерации. Изменились требования к про­граммному обеспечению и к результативности деятельности пе­дагогического персонала домов творчества и других центров дополнительного образования детей. Стала меняться вся органи­зация методической службы. Однако пока не существует полно­го пакета нормативно-правовых документов, нет и конкретных рекомендаций по вопросам деятельности специалистов.

В перечне педагогических профессий до 1998 г. отсутство­вал государственный стандарт подготовки специальных кадров для системы дополнительного образования детей. Предполага­лось, что в этой системе может работать любой человек, имею­щий специальное образование и некоторые педагогические спо­собности. Поэтому в 1998 г. Министерство общего и профессио­нального образования Российской Федерации (приказ № 397 от 10.04.98) ввело специальность «педагогика дополнительного образования». Были разработаны «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0317 (педагогика дополнительного образова­ния)». Эту специальность могут давать учреждения среднего профессионального образования. Но пока недостаточно педаго­гов, имеющих базовую психолого-педагогическую подготовку и специальное образование в какой-либо области науки, куль­туры и техники. Для решения проблемы кадрового обеспече­ния очень важно понять, в чем разница в содержании и смысле работы специалистов дополнительного образования детей и спе­циалистов — педагогов других типов образования.

Безусловно, специалист в области дополнительного образо­вания детей кроме специфики своего вида деятельности должен ориентироваться в вопросах общей педагогики, понимать соот­ношение задач различных типов и видов образовательных уч­реждений, видеть взаимосвязь дошкольного, школьного, про­фессионального и дополнительного образования.

Обратимся к целям дополнительного образования детей, сформулированным в «Типовом положении об учреждениях до­полнительного образования детей» (1995): «Цель дополнитель­ного образования детей — развитие мотивации личности к по­знанию и творчеству, реализация дополнительных образова­тельных программ и услуг в интересах личности, общества, государства».

Постановка этой цели, как уже не раз указывалось, опреде­ляется потребностью ребенка, его родителей, семьи. Поэтому конкретные практические цели дополнительного образования детей многообразны, подвижны, изменчивы во времени, зави­симы от условий и обстоятельств.

Свободный выбор этой цели в совместной деятельности пе­дагога и ребенка, как уже говорилось, определяет пути, спосо­бы содержание и результативность этой деятельности.

В системе дополнительного образования сегодня могут рабо­тать специалисты различных областей искусства, науки, техники; люди, развившие свое увлечение до профессионального уровня; выпускники педагогических вузов. Значительную часть педагогических кадров составляют те люди, которые сами про­шли эту школу, затем получили специальное образование и воз­вратились в свои дворцы, дома, центры, клубы в новом каче­стве — педагога, педагога-организатора.

 

Билет № 12.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 301.