Вопрос 2. Первые внешкольные клубные объединения в России до 1917 года.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

первыми внешкольными объединениями, как факторами развития личности, были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции: П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, А.У. Зеленко, К.А. Фортунатова и других. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования, стремились создавать благопри­ятные условия для развития как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества. Жизнь и разнообразные занятия в организованных ими клубах несомненно способствовала этому. И хотя в то время внешкольное образование получило определенную поддержку в либеральном обществе России и начало развиваться, в систему оно не успело сформироваться.

Клубные общности создавались в интересах индивидумов, действовали успешно и достигали цели - развития лич­ности - там, где преобладали потребности, социально значи­мые, принадлежащие большим группам молодежи (подрост­ков, взрослых). Это было не только насыщенное и содержа­тельное общение в условиях микросреды (просветительские внешкольные учреждения), но и создавалась возможность полностью и свободно реализовать себя. Участие в обществах, кружках, союзах и т.д., преследующих социально значимые, социально направленные цели, было одним из самых мощ­ных факторов умственного, нравственного, социального раз­вития личности.

Таким образом, анализируя развитие внешкольных учреждений в дореволюционный пе­риод, следует отметить, что, возникнув как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов форм демократической организации детей и взрослых, опирающейся на прогрессив­ные традиции народной педагогики. Являясь частью социо­культурной среды, внешкольные объединения всегда своей деятельностью реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения, как в потреб­ностях самого ребенка, так и общества.

Особая заслуга в развитии внешкольного образования, принадлежит выдающемуся педагогу С.Т. Шацкому. К таким педагогам-энтузиастам следует отнести П.Ф.Лесгафта, А.У.Зеленко, С.Т.Шацкого. организовали в Москве первый «культурный поселок», где помимо опытной школы были организованы трудовые мастерские и летняя колония (общество «Сеглемент», Москва, 1905 г.). В 1906 году была создана специальная школа для детей бедняков и летняя колония для воспитанников Серпуховского детского дома и детей из бедных семей. В этот же период С.Т.Шацкий организовал первый клуб подростков, а через несколько лет- общество подростков «Детский труд и отдых». С 1911 года в Калужской губернии действует организованная им летняя колония «Бодрая жизнь». В основу работы были положены принципы свободы выбора детьми занятий по интересам, самодеятельности и самоуправления. Ставилась и решалась задача создания условий для развития индивидуальных качеств личности воспитанников, формирования у них ответственности, солидарности, товарищества.

Интересен опыт массовой организации детских игр. По инициативе тульского педагога Г.К.Ремизова в парках, садах и скверах стали проводится детские массовые игры, собиравшие до 400 детей и взрослых. Постепенно формировались постоянные площадки для игр. Кроме того, детям предлагались экскурсии, дальние походы и поездки.

В дореволюционный период, возникнув как социальное явление, практика внешкольных занятий детей приобрела статус педагогической системы .

 

Билет № 14

Вопрос 1. Проектирование педагогических программ в сфере дополнительного образования.

Проектирование педагогических программ в ука­занной сфере обусловлено такими принципами, как массовость, личностная ориентация, общедоступность, креативность, един­ство обучения, воспитания и развития.

Понятие «образовательная программа» введено в педагоги­ческую практику Законом Российской Федерации «Об образо­вании» (статья 9). Согласно Закону, образовательная програм­ма отражает содержание образования определенного уровня и направленности. В дополнительном образовании это образова­тельные комплексы, проектируемые как на уровне учреждения дополнительного образования в целом (образовательная про­грамма учреждения), так и на уровне его организационных под­систем (образовательная программа подразделения, детского объединения или коллектива). В первом случае в них входят различные по направлениям деятельности образовательные программы подразделений и коллективов, включающие в себя, в свою очередь, учебные программы. Видология учебных про­грамм чрезвычайно многообразна, ее основные характеристи­ки могут быть представлены в следующей структуре.

 

  Таблица 6
Характеристика программы Варианты характеристики
1. По возрасту Для дошкольников, учащихся начальной, основ­ной, средней школы, для подростков
2. По полу Смешанные, для мальчиков, для девочек (юно­шей, девушек)
3.По продолжительности реализации Одногодичные, двухгодичные и др.
4. По формам реализации Групповые, индивидуальные
5. По видам деятельности Художественная, техническая, эколого-биологическая, туристско-краеведческая, культурологи­ческая, школы раннего развития и др.
6. По образовательным областям Профильные и многопрофильные (естествозна­ние, математика, искусство, духовная антропо­логия, культурная антропология, социальная практика, словесность, физическая антрополо­гия)
7. По способам реализации Эвристические, алгоритмические, исследова­тельские программы, творческие программы
8. По уровням освоения Общекультурный, углубленный, профессиональ­но ориентированный и др.
9. По направлениям деятельности Ориентационные, фундаментальные, приклад­ные, информационные
   
     

 

Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организована как массовый детский праздник, может носить камерный характер. В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать отдельные коллективы, педагоги. Это может быть коллективное творчество нескольких подразделений, на­пример детские новогодние праздники. Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответ­ствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонст­рируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, которых подготовка и участие в программе становятся важным фактором развития самосознания.

Вопрос 2. Методика проведения игровых программ педагогом дополнительного образования.

Подготовка игровой развлекательной программы - дело сложное. Особенно для тех, у кого отсутствует практический опыт организации досуговых мероприятий. Начинается подготовка программы с создания инициативной группы, в обязанности которой входит прежде всего разработка сценарного плана (блоки игровой программы) или сценария (подробная литературно драматургическая разработка темы, конфликтов). Только потому начинается режисерско-постоновочная работа.

Необходимо помнить, что выполнение заданий конкурсов игровой программы совершается на глазах у публики, то есть это живая импровизация участниками игровых состояний. Поэтому репетиции проводятся только с ведущими. Затем монтажная репетиция - светомузыкальное, декоративно-художественное оформление программы, работа с ассистентской группой. С участниками игровой программы проводится только одна-две репетиции для определения выходов, мизансценирование участников на игровом поле и рекомендации по подготовке домашних заготовок (если они предусмотрены). Большое значение в создании зрелищности программ имеет оформление помещения, сцены — игрового поля, подбор или изготовление игрового реквизита, сценических костюмов. Особое внимание необходимо обратить на подбор музыкального сопровождения и запись фонограмм, поиск и подготовку зрелищных заставок - концертных номеров, во время исполнения которых жюри подводит итоги конкурсов.

Конкурс или конкурсно-игровая развлекательная программа заканчивается определением победителей. Поэтому следует предусмотреть свои материальные возможности для приобретения призов и поощрений.

В целях организации будущего мероприятия все выше изложенное приводится в порядок, систематизируется путем составления плана подготовки, в котором конкретизируется каждый вид деятельности в сроках подготовки и указание ответственного.

Любое досуговое мероприятие, о том числе конкурсно-игровые развлекательные программы, в процессе проведения не исключает импровизации и наличия непредсказуемых моментов. Поэтому организаторам необходимо разработать план проведения мероприятия, в котором указывается дозировка времени на каждый конкурс, последовательность зрелищных заставок, выступления жюри, место действия и ответственные за каждый игровой эпизод (ассистентская группа).

Театрализованная игровая программа требует разработки каркаса программы (монтажного листа), эскизов оформления игровой площадки, костюмов действующих лиц, рекламы и пригласительных билетов.

Большую роль играет определение порядка выхода на сцену, который вывешивается на видном для исполнителей месте на игровом поле.

 

Билет 15.

Вопрос 1. Виды образовательных программ системы ДОД

1.Типовые программы - представляют собой госу­дарственный стандарт образования. Эти программы соз­даются на государственном уровне, утверждаются Мини­стерством образования РФ и являются базисными в рабо­те по данному профилю. Они могут быть рекомендованы Управлением дополнительного образования в качестве примерных по той или иной образовательной направлен­ности. Данные программы могут внедряться в образова­тельных учреждениях репродуктивно.

2.Модифицированные (или адаптированные) про­граммы по содержанию и логике совпадают с примерными (типовыми), - измененные с учетом особенностей организации и формирования детских объединений, режима и ременных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования. Изменения вносятся в структурные компоненты по усмотрению автора, стандартное нормирование в количественном и качественном отношении отсутствует. Диагностика результатов по данным програм­мам определяется как количественными показателями, заложенными в программу (знания, умения, навыки), так и практическими достижениями обучающихся (отчетные концерты, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.).

3.Экспериментальные программы - призваны отра­жать изменения в основах содержания образования, либо изменение принципов, методов, форм обучения в интере­сах его совершенствования, а также внедрять новые педа­гогические технологии. Однако такие программы после ус­пешной апробации и экспертизы могут перейти в статус авторской программы.

4.Авторские программы - полностью разработаны педагогом, методистом или коллективом педагогов или методистов. Их содержание - это совокупность предла­гаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью, самобытностью. Ав­торская программа должна содержать гипотезу и ее кон­цептуальное обоснование, цели, задачи, способы дости­жения целей, способы диагностики результатов на проме­жуточных этапах и в конце реализации.

Продуктивными идеями в авторских программах выступают идеи, направленные на создание комплексного обра­зовательного маршрута для обучающихся в различных об­щительных областях системы ДОД. Такие программы должны быть оснащены авторскими технологическими ас­пектами. По уровню освоения программы могут быть:

Общеразвивающие, направленные на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социальном опыте. Здесь предпо­лагается удовлетворение познавательного интереса ре­бенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и. совместной деятельности в освоении программы.

Специализированные, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими опреде­ленных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы ориентированы на развитие компетентно­сти в отдельной области, формирование навыков на уров­не практического применения.

Профессионально-ориентированные, направленные на ознакомление и последующее углубление той или иной профессиональной сферы жизнедеятельности. Они помо­гают выявлять; личные возможности обучающихся и опре­делиться им в выборе профессий, получить основы про­фессиональных знаний и мастерства. Эти образователь­ные программы предусматривают достижение высоких ре­зультатов образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, форму­лировать задачи, искать пути их решения.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 698.