первыми внешкольными объединениями, как факторами развития личности, были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции: П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, А.У. Зеленко, К.А. Фортунатова и других. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования, стремились создавать благоприятные условия для развития как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества. Жизнь и разнообразные занятия в организованных ими клубах несомненно способствовала этому. И хотя в то время внешкольное образование получило определенную поддержку в либеральном обществе России и начало развиваться, в систему оно не успело сформироваться.
Клубные общности создавались в интересах индивидумов, действовали успешно и достигали цели - развития личности - там, где преобладали потребности, социально значимые, принадлежащие большим группам молодежи (подростков, взрослых). Это было не только насыщенное и содержательное общение в условиях микросреды (просветительские внешкольные учреждения), но и создавалась возможность полностью и свободно реализовать себя. Участие в обществах, кружках, союзах и т.д., преследующих социально значимые, социально направленные цели, было одним из самых мощных факторов умственного, нравственного, социального развития личности.
Таким образом, анализируя развитие внешкольных учреждений в дореволюционный период, следует отметить, что, возникнув как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов форм демократической организации детей и взрослых, опирающейся на прогрессивные традиции народной педагогики. Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда своей деятельностью реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения, как в потребностях самого ребенка, так и общества.
Особая заслуга в развитии внешкольного образования, принадлежит выдающемуся педагогу С.Т. Шацкому. К таким педагогам-энтузиастам следует отнести П.Ф.Лесгафта, А.У.Зеленко, С.Т.Шацкого. организовали в Москве первый «культурный поселок», где помимо опытной школы были организованы трудовые мастерские и летняя колония (общество «Сеглемент», Москва, 1905 г.). В 1906 году была создана специальная школа для детей бедняков и летняя колония для воспитанников Серпуховского детского дома и детей из бедных семей. В этот же период С.Т.Шацкий организовал первый клуб подростков, а через несколько лет- общество подростков «Детский труд и отдых». С 1911 года в Калужской губернии действует организованная им летняя колония «Бодрая жизнь». В основу работы были положены принципы свободы выбора детьми занятий по интересам, самодеятельности и самоуправления. Ставилась и решалась задача создания условий для развития индивидуальных качеств личности воспитанников, формирования у них ответственности, солидарности, товарищества.
Интересен опыт массовой организации детских игр. По инициативе тульского педагога Г.К.Ремизова в парках, садах и скверах стали проводится детские массовые игры, собиравшие до 400 детей и взрослых. Постепенно формировались постоянные площадки для игр. Кроме того, детям предлагались экскурсии, дальние походы и поездки.
В дореволюционный период, возникнув как социальное явление, практика внешкольных занятий детей приобрела статус педагогической системы .
Билет № 14
Вопрос 1. Проектирование педагогических программ в сфере дополнительного образования.
Проектирование педагогических программ в указанной сфере обусловлено такими принципами, как массовость, личностная ориентация, общедоступность, креативность, единство обучения, воспитания и развития.
Понятие «образовательная программа» введено в педагогическую практику Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 9). Согласно Закону, образовательная программа отражает содержание образования определенного уровня и направленности. В дополнительном образовании это образовательные комплексы, проектируемые как на уровне учреждения дополнительного образования в целом (образовательная программа учреждения), так и на уровне его организационных подсистем (образовательная программа подразделения, детского объединения или коллектива). В первом случае в них входят различные по направлениям деятельности образовательные программы подразделений и коллективов, включающие в себя, в свою очередь, учебные программы. Видология учебных программ чрезвычайно многообразна, ее основные характеристики могут быть представлены в следующей структуре.
Таблица 6 | ||
Характеристика программы | Варианты характеристики | |
1. По возрасту | Для дошкольников, учащихся начальной, основной, средней школы, для подростков | |
2. По полу | Смешанные, для мальчиков, для девочек (юношей, девушек) | |
3.По продолжительности реализации | Одногодичные, двухгодичные и др. | |
4. По формам реализации | Групповые, индивидуальные | |
5. По видам деятельности | Художественная, техническая, эколого-биологическая, туристско-краеведческая, культурологическая, школы раннего развития и др. | |
6. По образовательным областям | Профильные и многопрофильные (естествознание, математика, искусство, духовная антропология, культурная антропология, социальная практика, словесность, физическая антропология) | |
7. По способам реализации | Эвристические, алгоритмические, исследовательские программы, творческие программы | |
8. По уровням освоения | Общекультурный, углубленный, профессионально ориентированный и др. | |
9. По направлениям деятельности | Ориентационные, фундаментальные, прикладные, информационные | |
Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организована как массовый детский праздник, может носить камерный характер. В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать отдельные коллективы, педагоги. Это может быть коллективное творчество нескольких подразделений, например детские новогодние праздники. Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, которых подготовка и участие в программе становятся важным фактором развития самосознания.
Вопрос 2. Методика проведения игровых программ педагогом дополнительного образования.
Подготовка игровой развлекательной программы - дело сложное. Особенно для тех, у кого отсутствует практический опыт организации досуговых мероприятий. Начинается подготовка программы с создания инициативной группы, в обязанности которой входит прежде всего разработка сценарного плана (блоки игровой программы) или сценария (подробная литературно драматургическая разработка темы, конфликтов). Только потому начинается режисерско-постоновочная работа.
Необходимо помнить, что выполнение заданий конкурсов игровой программы совершается на глазах у публики, то есть это живая импровизация участниками игровых состояний. Поэтому репетиции проводятся только с ведущими. Затем монтажная репетиция - светомузыкальное, декоративно-художественное оформление программы, работа с ассистентской группой. С участниками игровой программы проводится только одна-две репетиции для определения выходов, мизансценирование участников на игровом поле и рекомендации по подготовке домашних заготовок (если они предусмотрены). Большое значение в создании зрелищности программ имеет оформление помещения, сцены — игрового поля, подбор или изготовление игрового реквизита, сценических костюмов. Особое внимание необходимо обратить на подбор музыкального сопровождения и запись фонограмм, поиск и подготовку зрелищных заставок - концертных номеров, во время исполнения которых жюри подводит итоги конкурсов.
Конкурс или конкурсно-игровая развлекательная программа заканчивается определением победителей. Поэтому следует предусмотреть свои материальные возможности для приобретения призов и поощрений.
В целях организации будущего мероприятия все выше изложенное приводится в порядок, систематизируется путем составления плана подготовки, в котором конкретизируется каждый вид деятельности в сроках подготовки и указание ответственного.
Любое досуговое мероприятие, о том числе конкурсно-игровые развлекательные программы, в процессе проведения не исключает импровизации и наличия непредсказуемых моментов. Поэтому организаторам необходимо разработать план проведения мероприятия, в котором указывается дозировка времени на каждый конкурс, последовательность зрелищных заставок, выступления жюри, место действия и ответственные за каждый игровой эпизод (ассистентская группа).
Театрализованная игровая программа требует разработки каркаса программы (монтажного листа), эскизов оформления игровой площадки, костюмов действующих лиц, рекламы и пригласительных билетов.
Большую роль играет определение порядка выхода на сцену, который вывешивается на видном для исполнителей месте на игровом поле.
Билет 15.
Вопрос 1. Виды образовательных программ системы ДОД
1.Типовые программы - представляют собой государственный стандарт образования. Эти программы создаются на государственном уровне, утверждаются Министерством образования РФ и являются базисными в работе по данному профилю. Они могут быть рекомендованы Управлением дополнительного образования в качестве примерных по той или иной образовательной направленности. Данные программы могут внедряться в образовательных учреждениях репродуктивно.
2.Модифицированные (или адаптированные) программы по содержанию и логике совпадают с примерными (типовыми), - измененные с учетом особенностей организации и формирования детских объединений, режима и ременных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования. Изменения вносятся в структурные компоненты по усмотрению автора, стандартное нормирование в количественном и качественном отношении отсутствует. Диагностика результатов по данным программам определяется как количественными показателями, заложенными в программу (знания, умения, навыки), так и практическими достижениями обучающихся (отчетные концерты, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.).
3.Экспериментальные программы - призваны отражать изменения в основах содержания образования, либо изменение принципов, методов, форм обучения в интересах его совершенствования, а также внедрять новые педагогические технологии. Однако такие программы после успешной апробации и экспертизы могут перейти в статус авторской программы.
4.Авторские программы - полностью разработаны педагогом, методистом или коллективом педагогов или методистов. Их содержание - это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью, самобытностью. Авторская программа должна содержать гипотезу и ее концептуальное обоснование, цели, задачи, способы достижения целей, способы диагностики результатов на промежуточных этапах и в конце реализации.
Продуктивными идеями в авторских программах выступают идеи, направленные на создание комплексного образовательного маршрута для обучающихся в различных общительных областях системы ДОД. Такие программы должны быть оснащены авторскими технологическими аспектами. По уровню освоения программы могут быть:
Общеразвивающие, направленные на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социальном опыте. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и. совместной деятельности в освоении программы.
Специализированные, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы ориентированы на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Профессионально-ориентированные, направленные на ознакомление и последующее углубление той или иной профессиональной сферы жизнедеятельности. Они помогают выявлять; личные возможности обучающихся и определиться им в выборе профессий, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти образовательные программы предусматривают достижение высоких результатов образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 698.