Региональные финансовые институты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оренбургская область соседствует с регионами, обладающими большими предпосылками для развития функций финансового центра ПФО (Республика Татарстан, Самарская область). В связи с этим основная задача развития региональной финансовой инфраструктуры – компенсировать «провалы рынка» в сфере привлечения и обслуживания инвестиционных ресурсов, а также снятие лимитирующих факторов развития приоритетных секторов экономики области.

Для решения этих задач требуется консолидация ресурсов действующих в области банков с региональным участием и повышение эффективности их использования, в том числе за счет использования финансовых продуктов широкого спектра. В первую очередь это развитие льготного ипотечного кредитования, что вместе с активным финансированием по линии региональных целевых программ жилищного строительства позволит повысить обеспеченность жильем до 40 кв. метров на одного человека в 2030 году.

Одним из ключевых инструментов стимулирования экономического развития станет долгосрочный лизинг оборудования.

Еще один сложный финансовый продукт, который предполагается интенсивно внедрять в банковские практики, – факторинг. Его различные виды помогают предприятиям защититься от комплекса рисков, связанных с отсрочкой платежа, дают возможность оперативного пополнения оборотных средств и финансирования заказов под уступку будущих денежных требований и другого.

Развитию приоритетных секторов экономики будут способствовать создание и функционирование целевых фондов. В области будет создан региональный венчурный фонд, консолидирующий средства, бюджет которого на начальном этапе будет пополняться за счет взносов крупного бизнеса и регионального бюджета, а впоследствии – за счет прибыли от инновационных проектов. Приоритетные направления для финансирования из фонда: создание новых лекарственных форм и производство медикаментов, разработка и внедрение новых технологий сельскохозяйственного производства, проектирование и внедрение новой продукции в машиностроении и другое.

Инвестиционную направленность (в первую очередь в инфраструктурные проекты) получит деятельность регионального пенсионного фонда.

Будет создан фонд микрофинансирования крестьянских (фермерских) хозяйств и народных промыслов, функционирование которого подразумевает в том числе вовлечение небанковских сбережений населения (средства, которые держат «на руках»). Предполагается создание отделений фонда в межрайонных центрах системы расселения, а также в поселениях с высокой концентрацией потенциальных объектов финансирования.

Еще одним инструментом развития приоритетных секторов экономики, в частности АПК, является привлечение на конкурсной основе компании для реализации разработанных Правительством области страховых программ, применение которых будет обусловлено оказанием государственной поддержки. К софинансированию развития страхования рисковых отраслей экономики могут быть привлечены также средства международных организаций.

Помимо повышения эффективности управления финансовыми институтами, полностью или частично контролируемыми региональной властью, будут приложены усилия по созданию среды, привлекательной для открытия в Оренбуржье филиалов иностранных банков. Одним из ключевых элементов такой среды станет создание регионального бюро кредитных историй, задача которого – фиксировать кредитные истории не только крупных и средних, но и малых предприятий.

Кластерная политика

«Кластер» определяется в Стратегии как сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний; поставщиков оборудования, комплектующих и/или специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других образовательных организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и организаций, а также кластера в целом.

Основанием для их формирования и развития являются: потенциал технологически обусловленных взаимодействий (ресурсная база, снабжение, производство и сбыт, услуги) и снижения транзакционных издержек; возможности использования единой инфраструктуры; выгоды от информационного взаимодействия между участниками кластера с целью разработки и внедрения технологических, организационных и других инноваций; перспективы усиления конкурентных позиций на рынках сбыта; преимущества единой маркетинговой политики (брендинг, бенчмаркинг и прочее).

На территории области сложились предпосылки для формирования кластеров в следующих сферах (ранжированы по убыванию «готовности» отраслей к формированию кластера):

агропромышленный кластер, включающий производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, производство экологически чистых продуктов питания, организацию дистрибуции и сбыта, разработку комплексных агрономических решений для сухостепных территорий, производство сельскохозяйственной техники, производство тары и упаковки, поставки минеральных удобрений, оборудования для пищевой промышленности и ингредиентов для продуктов питания и прочего. Локализация – г. Оренбург, Соль-Илецкий район, все административные районы с сельскохозяйственной специализацией и города, обладающие сравнительными преимуществами в производстве продуктов питания;

создание промышленных систем для нефте- и газодобывающей отрасли (проектирование и производство оборудования, создание необходимого программного обеспечения, поставщики комплектующих, перевозчики негабаритных грузов и прочее). Локализация – города Орск, Оренбург, Бузулук;

кластер черной и цветной металлургии – производство металлов, оборудования для черной и цветной металлургии, огнеупоров, переработка отходов металлургического производства и лома черных (цветных) металлов, подготовка кадров для отрасли. Локализация – города Орск, Новотроицк, Гай;

производство энергосберегающего оборудования, в том числе для нужд области (производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов, производство оборудования для ЖКХ, социальной сферы региона), города Медногорск, Оренбург;

биофармацевтический кластер (от разработки лекарственных форм до производства и сбыта медикаментов). Локализация – г. Оренбург;

кластер по производству химической продукции – импортозамещающих потребительских товаров и строительных материалов. Становление и развитие данного кластера полностью зависят от реализации перспективного инвестиционного проекта по развитию крупнотоннажной химии, использующего в качестве сырья продукцию газоперерабатывающего завода.

Важным условием успешности кластера является наличие конкурентного рынка, то есть участники кластера конкурируют между собой, но могут выступать под эгидой кластера на внешних рынках.

В соответствии с международным опытом эффективность кластеров повышается при наличии представительского органа, объединяющего участников кластера, который представляет не отдельные предприятия, а кластер в целом осуществляет координацию деятельности участников кластера, маркетинговую политику, является оператором единой системы контроля качества продукции, взаимодействует с Правительством Оренбургской области, поставщиками, естественными монополиями и другими.

Для того чтобы в вышеназванных сферах экономической деятельности сформировались кластеры в Оренбургской области будет использован комплекс универсальных (инвариантных к отраслевой специфике) механизмов:

конкурсное субсидирование кластерных инициатив;

льготы по региональным налогам;

соинвестирование строительства необходимой инженерной инфраструктуры;

создание промышленных парков, в которых стандартизированные производственные помещения сочетаются с офисами производственных компаний, а также фирм, оказывающих услуги бизнесу (от консалтинга до клининга).

В рамках таких механизмов органы исполнительной власти взаимодействуют с представительским органом потенциального кластера.

Основным инструментом реализации кластерной политики станет региональная программа «Кластерная политика в Оренбургской области».

 

Развитие малого бизнеса

Целью развития малого бизнеса являются повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона, обеспечение устойчивого экономического роста и занятости населения. Развитие малого бизнеса рассматривается как основной катализатор инновационного процесса – генерации и внедрения инноваций, в том числе в традиционных отраслях экономики. Таким образом, механизмы стимулирования малого бизнеса являются одним из механизмов реализации Стратегии в целом.

В настоящее время Оренбургская область входит в группу регионов ПФО с недоиспользованным потенциалом развития малого бизнеса. За предшествующие периоды в области сформированы качественные институты, позволяющие открывать малый бизнес, однако низкая предпринимательская активность и сложности с «жизнеобеспечением» фирм ограничивают эффективность функционирования этих институтов, приводят к низкой производительности, особенно в приоритетных отраслях, а также к сравнительно невысокой занятости в малом бизнесе. В кризисный период к традиционным для российского малого бизнеса проблемам низкой доступности финансовых ресурсов, рынков и кадров, добавилась проблема «сжатия» спроса на целевых рынках, что предъявляет дополнительные требования к действиям региональной власти.

Основные принципы региональной политики по развитию малого бизнеса:

1) объектом политики являются как предприниматели, так и потребители. В рамках целевых программ, направленных на развитие малого бизнеса, будут приведены в действие специальные механизмы информационной политики, направленные на развитие потребительского сектора, что, в свою очередь, приведет к стимулированию развития предпринимательства. С другой стороны, формирование культуры предпринимательства – одна из важнейших задач политики по развитию малого бизнеса в регионе – приведет к повышению потребительских стандартов, а следовательно, конечного спроса;

2) основные усилия региональной власти направляются на поддержку малого бизнеса в приоритетных видах деятельности, выбор которых определяется максимальным перспективным вкладом в реализацию задач Стратегии:

машиностроение (товары для нужд региона, в том числе медицинская техника, производство оборудования для ЖКХ, социальной сферы региона);

химическая промышленность (в соответствии с кластерной политикой);

АПК (в соответствии с кластерной политикой, а также КФХ);

народные промыслы (пуховые изделия и другое);

креативные индустрии;

внутренний туризм;

строительство;

платные услуги в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование, культура и досуг, благоустройство и ЖКХ).

Меры поддержки малого бизнеса будут варьироваться для различных отраслей;

3) предприятиям малого бизнеса оказывается комплексная поддержка на протяжении всего жизненного цикла. В целях реализации данного принципа в результате реструктуризации существующей инфраструктуры поддержки предпринимательства необходимо обеспечить предоставление комплексных услуг:

«Рождение бизнеса» – набор мер поддержки в движении от бизнес-идеи до бизнес-плана, юридическое и организационное консультирование в сборе и подаче документов на регистрацию фирмы, помощь в оформлении документов на получение грантового финансирования и прочее;

«Рост бизнеса» – содействие установлению субподрядных отношений малых предприятий с крупными корпорациями, «встраиванию» в кластерные инициативы; организация импорта необходимого сырья по заказу малых фирм (например, химического сырья для производства продукции более высоких переделов), что будет способствовать демонополизации посреднической деятельности; гарантии в системе взаимодействия «поставщик–закупщик»; коммерциализация изобретений; содействие экспорту.

Еще одной задачей инфраструктуры поддержки предпринимательства станет обеспечение функционирования системы регионального заказа путем организации центров закупок продукции у малых предприятий и КФХ, предоставления консультаций по взаимодействию с государственными заказчиками и другое.

В рамках поддержки инновационного бизнеса необходимо содействовать коммерциализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, консультировать по вопросам взаимодействия с региональным венчурным фондом и другими, в том числе международными, организациями.

Важной функцией станет исследовательская и маркетинговая функция, включая исследования финансового состояния малого бизнеса, мониторинг «лучших практик» создания бизнес-инфраструктуры и организации финансирования малого бизнеса в регионах России; анализ воздействия государственного регулирования (в первую очередь федеральными структурами) на развитие малого бизнеса;

4) в ближайшей перспективе будет выбран период (не менее 3 лет), который пройдет под эгидой развития малого бизнеса, бюджетные расходы будут сконцентрированы на поддержку предпринимательства. До этого времени основные средства, направляемые на развитие малого бизнеса, будут расходоваться на повышение предпринимательской активности. После «3 лет малого бизнеса в Оренбуржье» доля малого бизнеса в бюджетных расходах на экономику будет снижаться, в том числе за счет передачи части функций в некоммерческие организации и аутсорсинг субъектам малого и среднего бизнеса некоторых функций, несвойственных государственным и муниципальным органам власти (поддержка информационных технологий, информационная безопасность, транспортные услуги, материально-техническое снабжение, уборка помещений и другое).

Целевые индикаторы развития предпринимательства:

увеличение доли занятых в малом бизнесе по отношению к занятому в экономике населению в 2 раза;

увеличение доли выпуска малых и средних компаний в валовом региональном продукте до 30 процентов;

рост количества малых и средних компаний на 1 тыс.человек на 20 процентов;

изменение отраслевой структуры и увеличение доли оборота малых предприятий неторговой сферы (промышленность, строительство, сельское хозяйство, ЖКХ, услуги, социальная сфера) с 36 до 50 процентов от общего объема оборота малых предприятий.

Приграничное сотрудничество

Существующий опыт приграничного взаимодействия (в частности, на западных рубежах России) показывает эффективность создания специального органа для решения совместных проблем. В качестве подобного инструмента реализации всех предложенных в подразделе 3 раздела V направлений приграничного сотрудничества будет использован формат «еврорегиона». Еврорегион – структура, создаваемая в рамках стран Европейского союза (далее – ЕС) или на приграничных с ЕС территориях. Граница Оренбургской области и Республики Казахстан не имеет отношения к ЕС, поэтому будет использоваться термин «евразийский регион».

Цель создания евразийского региона – развитие региональной и местной экономики, инвестиции, создание новых рабочих мест, развитие транспортной инфраструктуры; сотрудничество в сфере культуры, образования, развития национальных языков, экологии, совместная деятельность негосударственных общественных организаций.

Евразийский регион будет создан с участием приграничных муниципальных образований Оренбургской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областей, но при использовании полномочий регионального уровня.

Совместные проекты в сфере экономики на 80–90 процентов инвестируются за счет частных инвестиций, а усилия и средства евразийского региона направляются на создание необходимой инфраструктуры. Также евразийский регион будет выступать органом, взаимодействующим с международными организациями по вопросам финансирования комплексных программ развития сельской местности; инициатив, направленных на решение проблемы экологии и водообеспечения; развития образования; повышения мобильности населения; повышение эффективности муниципального управления в приграничных территориях.

 

2.4. Механизмы развития муниципальных образований

Основные мероприятия, направленные на обеспечение социально-экономического развития муниципальных образований:

разработка документов стратегического развития муниципальных образований (стратегии, комплексные программы социально-экономического развития, схемы территориального планирования, генеральные планы), согласованных с приоритетными направлениями развития Оренбургской области;

внедрение системы комплексной оценки муниципальных образований и финансовое стимулирование их развития;

формирование инвестиционных паспортов муниципальных образований, обеспечение поддержки и привлечение внебюджетных источников для реализации инвестиционных проектов;

совершенствование системы бюджетного регулирования и межбюджетных отношений, укрепление финансово-экономической основы местного самоуправления;

содействие в реализации мероприятий административной реформы, программ реформирования муниципальных финансов, развития механизмов участия населения в осуществлении местного самоуправления и активизации самоорганизации граждан;

формирование программ развития монотерриторий.

Важнейшим направлением синхронизации задач развития региона является межмуниципальное сотрудничество.Цель сотрудничества между муниципалитетами области – возможность совместной реализации проектов, значимых для нескольких муниципальных образований (в ЖКХ, транспортной инфраструктуре, социальной сфере, благоустройстве и экологии).

В случае сохранения основных федеральных норм, ключевым механизмом межмуниципального сотрудничества станет совместное управление на основе многосторонних договоров при сохранении прежнего муниципально-территориального устройства.

Данный формат предполагает согласование всех решений на основе равноправного сотрудничества и договоров, в которых могут участвовать:

заинтересованные муниципальные образования;

органы государственной власти области;

юридические лица.

В рамках договорных отношений могут создаваться координирующие органы и межмуниципальные организации для оказания отдельных услуг.

 

Маркетинговая» политика

 

«Маркетинговая» политика области подразумевает создание и «продвижение» частных и комплексных брендов, образов, связанных с территорией. Конечным результатом маркетинговой политики является формирование целевых установок деятельности у целевой аудитории в соответствии со сложившимся образом региона (таблица 3).

Технологии комплексного воздействия на информационное поле Оренбургской области:

1) формирование событийного ряда. Основа маркетинга территории – события, связанные с ней, формирующие ассоциативный ряд с данным местом. Событийный ряд будет формироваться в рамках ключевых направлений маркетинговой политики по основным региональным брендам. В качестве событий могут выступать фестивали, конференции, концерты, крупные политические встречи, международные спортивные мероприятия и прочее:

встречи на высшем уровне, научные конференции, посвященные проблемам миграции и адаптации мигрантов в местное сообщество;

фестивали культур (традиционные искусства, кухни, языки и прочее); спортивные соревнования между странами Центральной Азии и Россией;

встречи и конференции, посвященные международным транспортным коридорам;

мероприятия в рамках тематических инициатив международных организаций (ЮНЕСКО, Всемирный Банк и другие);

выставочно-ярмарочная деятельность, встречи на высоком уровне и конференции, тематика которых соответствует основным перспективным специализациям экономики региона;

2) непрерывное воздействие на информационное поле региона.Можно выделить несколько типов такого воздействия:

увеличение количества информации об области, направленное на формирование инвестиционно-активных контактов. О достижениях оренбургской экономики, об институциональных преобразованиях, улучшающих условия вхождения в рынок, потенциальные инвесторы должны узнавать как можно более оперативно через виртуальные ресурсы;

усиление экономической составляющей сотрудничества в рамках побратимских связей;

обеспечение условий для содержательного обсуждения проблем и перспектив социально-экономического развития;

активизация виртуальных землячеств;

3) активизация «рефлексии» о регионе. Понимание бренда региона его жителями очень важно для эффективности имиджевой политики. Чем больше жителей Оренбуржья будет вовлечено в процесс строительства и развития нового информационного поля, тем быстрее и устойчивее пойдет этот процесс. Для активизации «рефлексии» требуется создание среды, в которой информационная активность жителей региона будет главным инструментом создания имиджа (бесплатный Wi-Fi в центрах крупнейших городов области, в вузах; развитие социальных сетей, содействие развитию Интернет-сообществ и прочее).

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 181.