Транспортно-логистический комплекс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для реализации Стратегии социально-экономического развития области будет сформирован современный транспортно-логистический комплекс, отвечающий потребностям роста качества жизни и обеспечивающий развитие внутри- и межрегиональных, а также межгосударственных хозяйственных связей.

Решение этой задачи будет опираться на использование геостратегического преимущества области, по территории которой проходят железнодорожные и автомобильные маршруты (ответвления) сухопутных Евроазиатских международных транспортных коридоров «Запад–Восток», «Север–Юг» и «Европа–Западный Китай». Они обеспечивают связи России и Европы с перспективными мировыми экономическими лидерами Восточной и Центральной Азии, являясь также важными направлениями российских межрегиональных и экспортно-импортных грузопотоков. Высокий транзитный потенциал области станет важным стратегическим фактором роста инвестиционной привлекательности проектов развития транспортно-логистической инфраструктуры и экономики в целом.

Для создания условий устойчивого социально-экономического развития области по инновационному сценарию будет обеспечено комплексное развитие опорной транспортной сети.

Для освоения в области перспективных внутрироссийских и международных грузопотоков на железнодорожном транспорте открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» будут реализованы проекты по строительству вторых путей и электрификации участка Оренбург–Красногвардеец–Сенная, строительству и восстановлению разъездов на направлении Пугачевск–Ершов–Озинки–разъезд Уютный–Илецк, строительству новой приграничной станции в г. Орске (Никель). Это позволит сформировать двухпутный альтернативный широтный маршрут Карталы–Орск–Оренбург–Сенная для грузов железнодорожного транзита из Западного Китая в Европу с обходом загруженных участков Транссиба и существенно усилит одно из важных транспортно-логистических направлений «Кузбасс–Азово-Черноморский транспортный узел», а также позволит обеспечить стратегические потребности в перевозках Орско-Новотроицкой агломерации.

Для развития внутриобластного пассажирского сообщения будет организовано ускоренное движение поездов на направлениях Оренбург–Орск, Оренбург–Бузулук, получит развитие инфраструктура пассажирских перевозок.

Для развития опорной сети автомобильных дорогбудут проведены проектирование, строительство и реконструкция участков автомобильных дорог федерального значения. На направлении нового международного коридора «Европа–Западный Китай» на условиях государственно-частного партнерства будет построен участок дороги категории А1 «Казань–Оренбург–граница с Республикой Казахстан (на Актюбинск)» скоростного автомобильного маршрута Санкт-Петербург–Вологда–Йошкар-Ола–Казань–Оренбург–граница Республики Казахстан.

Будут реконструированы участки автодорог Самара–Оренбург (подъезд к г. Оренбургу от автодороги М-5 «Урал»), Оренбург–Илек–граница Республики Казахстан. При развитии опорной сети дорог, в первую очередь входящих в состав международных транспортных коридоров, будет обеспечен свободный проезд по ним автотранспортных средств с нагрузкой на ось в 11,5 тонны и общей массой до 44 тонн, что соответствует требованиям международного транзита грузов.

Формирование опорной сети автомобильных дорог будет подкреплено развитием автодорожной сети регионального и местного значения. Это создаст транспортный каркас развития экономики и системы расселения, обеспечит надежность производственно-транспортных связей и повысит транспортную доступность территории. Намечена реконструкция автодороги Оренбург–Орск–Шильда–граница Челябинской области, обеспечивающей, кроме потребностей внутриобластного сообщения, связь между формируемыми скоростными автотранспортными маршрутами международного транспортного коридора «Европа–Западный Китай» и «Москва–Нижний Новгород–Казань–Челябинск–граница с Республикой Казахстан». Будут реконструированы автодороги Бугульма–граница Республики Казахстан с обходом г. Бугуруслана, Оренбург–Уфа, Илек–Ташла–Соболево и ряд других. Предусмотрены комплексная модернизация и развитие дорожной сети в крупнейших транспортных узлах – Оренбургской и Орско-Новотроицкой агломерациях.

На магистральных дорогах будут внедрены компоненты интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающие эффективное управление транспортными потоками, оперативное оповещение водителей о дорожных условиях, безопасность движения, управление ликвидацией последствий дорожно-транспортных происшествий и другие современные функции.

Для повышения транспортной доступности будет реализована областная целевая программа «Обеспечение подъезда к населенным пунктам Оренбургской области по дорогам с твердым покрытием» на 2010–2020 годы. Основная цель программы – обеспечение круглогодичной связи населенных пунктов с районными и областным центрами и опорной сетью по дорогам общего пользования с твердым покрытием, повышение уровня и улучшение социальных условий жизни сельского населения. Будет усовершенствовано также качество местной сети с переходом на улучшенные дорожные покрытия.

Развитие инфраструктуры воздушного транспорта будет проведено в первую очередь за счет комплексного развития аэропортов федерального значения городов Оренбурга и Орска, где будут созданы современные терминальные комплексы. Это обеспечит эффективные воздушные связи области с городами России и зарубежьем. Предусматривается сбалансированное развитие всей инфраструктуры воздушного транспорта, включая системы аэронавигационного и метеорологического обслуживания полетов воздушных судов, их топливообеспечения, технического обслуживания и ремонта, медицинского обеспечения полетов, бортового и неавиационного сервиса в аэропортах.

Реконструкция аэропортов городов Оренбурга и Орска включена в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015) годы», предусматривается реконструкция взлетно-посадочных полос, аэровокзальных комплексов, ангара для технического обслуживания воздушных судов. В перспективе необходимо разработать стратегию развития аэропортовых комплексов г. Оренбурга как международного аэропорта и г. Орска как аэропорта для обслуживания «бюджетных» перевозчиков. Планируется возрождение сети местных воздушных линий, деловой и сельскохозяйственной авиации.

Рис.8. Целевые индикаторы развития транспортной инфраструктуры

 

2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.

 

Развитие логистической инфраструктуры области будет осуществляться на основе единой концепции, предусматривающей формирование системы логистических центров разного уровня и назначения, объединенных согласованными технологиями предоставления услуг международного уровня, а также общей системой транспортного и информационного обеспечения, оптимизирующих взаимодействие видов транспорта и ориентированных на комплексное удовлетворение потребностей предприятий, в первую очередь малого и среднего бизнеса, в эффективном товародвижении.

Приоритетное развитие получит транспортно-логистическая инфраструктура в зоне международных транспортных коридоров. Логистический комплекс по переработке, складированию, таможенной очистке грузов и контейнеров, оказывающий полный спектр транспортных и дополнительных услуг будет создан в Оренбургской агломерации. Комплексы будут включать транспортные терминалы с логистическими функциями в железнодорожных узлах, а также складские комплексы общего и специального назначения. Логистические центры местного значения будут созданы также во всех городах и районах компактного проживания с населением более 50000 человек.

Развитие городов и сельских населенных пунктов будет обеспечиваться активным развитием современных систем общественного пассажирского транспорта. Будет проведена модернизация традиционных систем городского общественного транспорта (автобус, троллейбус и трамвай) с использованием современных систем управления, в том числе средств ГЛОНАСС/GPS. Получит развитие инфраструктура пассажирского транспорта общего пользования (автостанции, автовокзалы, пересадочные узлы, конечные и промежуточные остановочные пункты). Будет начато создание систем скоростного внеуличного транспорта, систем с выделением специальных полос и улиц для движения маршрутного пассажирского транспорта, а также с разделением транспортных потоков во времени за счет использования методов регулирования движения, обеспечивающих приоритет для движения транспорта общего пользования в городах Оренбурге и Орске.

Формирование транспортно-логистического комплекса области будет сопровождаться значительным повышением безопасности и экологичности транспортных процессов, широким использованием инноваций, в том числе на основе компонентов интеллектуальных транспортных систем.

Для снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду будут приняты меры по переводу автотранспортных средств, особенно в городах, на экологически чистые виды топлива, прежде всего газовое. К 2030 году намечено перевести до 50 процентов автомобильного парка основных городов области на газовое топливо.

Будет реализован проект создания на основе автомобильного маршрута транспортного коридора «Европа–Западный Китай» так называемой «голубой магистрали», обеспечивающей возможность осуществления по территории области междугородных и международных перевозок грузов и пассажиров с использованием автобусов, грузовых автомобилей и автопоездов, работающих на сжатом и сжиженном природном газе. Для обеспечения этих мер в городах и на основных автомагистралях области будет создана специальная инфраструктура в виде сети стационарных и передвижных газонаполнительных станций.

Устойчивое круглогодичное и доступное пассажирское сообщение всех населенных пунктов перспективной системы расселения области с административными и экономическими центрами, а также с соседними регионами и центральными районами Российской Федерации повысит качество жизни населения, уровень его интеграции в процессы социального развития. Мобильность населения возрастет в 1,5–2 раза. Постепенный рост транспортной обеспеченности населенных пунктов глубинных территорий области на основе развития местной транспортной сети, сопряженной с опорной, активной автомобилизацией населения и развития сети маршрутов пассажирского транспорта общего пользования повысит инвестиционную привлекательность этих районов и создаст дополнительные рабочие места, сформирует основу для экономического роста.

Согласованное развитие транспортно-логистической инфраструктуры регионального и местного значения обеспечит доступность для предприятий области качественных транспортных и логистических услуг современного уровня, в первую очередь в зонах опережающего развития. Это ускорит развитие инновационных технологий доставки товаров с использованием скоростных транспортных систем, интер- и мультимодальных перевозок, а также логистических технологий обеспечения товародвижения. Значительно сократятся сроки доставки и снизятся транспортно-логистические издержки, что повысит конкурентоспособность продукции, производимой на территории области, на российском и мировом рынках. Будет повышен уровень интеграции Оренбуржья в единое экономическое пространство России и обеспечено ее вхождение в глобальную транспортную систему.

 

Электроэнергетика

 

Главной целью функционирования и развития электроэнергетической инфраструктуры Оренбургской области являются создание благоприятных условий социально-экономического развития Оренбургской области, повышение конкурентоспособности и устранение инфраструктурных ограничений и рисков развития всех видов деятельности на территории Оренбургской области.

В соответствии с этим определяются две группы стратегических задач в части электроэнергетической инфраструктуры и энергообеспечения:

эффективное развитие электроэнергетической инфраструктуры;

повышение эффективности использования энергии и развитие энергосбережения.

Приоритетные задачи первой группы – развитие электроэнергетической инфраструктуры Оренбургской области – определяются исходя из понимания существующей и прогнозируемой структуры ее экономики, значимости надежного энергоснабжения для населения области, сфер его жизни, для развития и модернизации базовых отраслей промышленности (металлургии и нефтехимии) и перехода к инновационному пути развития. Развитие социальной сферы и железнодорожной транспортной инфраструктуры также потребуют существенного увеличения энерговооруженности.

 

Таблица 1. Приоритетные задачи развития электроэнергетики

№ п/п Приоритетные задачи Направления решения

 

1. Обеспечение надежности электроснабжения потребителей   развитие общесистемных функций энергосистемы области в рамках объединенной энергетической системы Урала и Единой энергетической системы России в целом в соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2030 года; согласование планов и приоритетов развития области с открытым акционерным обществом «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – ОАО «ФСК ЕЭС») и другими компаниями, выполняющими функции операторов в области генерации, транспортировки и распределения электрической и тепловой энергии на территории области; учет потребностей Оренбургской области в долгосрочных инвестиционных программах операторов электроэнергетической инфраструктуры при заключении договоров с генерирующими компаниями на поставку мощности, при разработке планов модернизации их энергетической инфраструктуры
2. Повышение эффективности функционирования объектов электроэнергетики   разработка и реализация региональной политики энергоэффективности в соответствии с Концепцией повышения энергоэффективности Российской Федерации, в том числе путем конкретизации целевых индикаторов энергоэффективности и их мониторинга, сравнения с лучшими отраслевыми показателями (бенчмаркинг); проведение тарифной политики, стимулирующей сокращение потерь электрической и тепловой энергии в сетях, снижение удельных расходов топлива на тепловых электростанциях путем внедрения современного высокоэкономичного оборудования
3. Обеспечение доступности энергоснабжения всем потребителям, включая малый и средний бизнес, сельские, удаленные и изолированные районы опережающее развитие сетевой инфраструктуры электроснабжения; развитие на территории области рассредоточенных систем энергетики (локальных энергосистем) с возможно широким использованием возобновляемых источников энергии
4. Снижение степени зависимости от поставок газового топлива   повышение эффективности использования газового топлива на объектах энергетики, внедрение новой технологии и техники с наиболее высокими характеристиками; оптимизация договорных отношений поставки топлива, расширение количества поставщиков. Развитие долгосрочных форм экономического сотрудничества (в том числе международного) в целях обеспечения топливом; диверсификация «топливной корзины» путем расширения использования местных видов топлива, в том числе угля, других природных топливных ресурсов, а также продуктов промышленной переработки и более глубокого использования топливных ресурсов; развитие бестопливных систем генерации, использующих возобновляемые источники энергии
5. Сдерживание роста всех видов экологической нагрузки   разработка и реализация мер экологической политики, регламентирующих и регулирующих развитие электроэнергетики, обеспечивающих минимизацию воздействия энергетических объектов на окружающую среду и потенциальные угрозы

 

Приоритетные задачи второй группы – повышение эффективности использования энергии и развитие энергосбережения в Оренбургской области – связаны с необходимостью использования резервов энергосбережения, эффективности потребления энергии, применением возобновляемых источников энергии и согласуются с федеральной политикой снижения энергоемкости ВВП страны.

Снижение энергоемкости ВРП Оренбургской области к 2020 году должно составить40 процентов по сравнению с 2008 годом. Это станет возможным в результате модернизации оборудования базовых энергоемких производств и реализации системы мер региональной политики энергоэффективности.

Приоритеты эффективности использования электроэнергии и других видов энергоресурсов распространяются на все сферы производственного и бытового потребления, предполагают стимулы и возможности оптимизации способов и качества энергоснабжения, включая:

установление запретов на использование энергорасточительных технологий;

стимулирование использования всеми потребителями экологических и энергоэффективных технологий и возобновляемых источников энергии;

поддержка практики энергетического аудита;

обеспечение прямой поддержки со стороны государства реализации инвестиционных проектов в энергетической сфере, предусматривающих внедрение энергосберегающих технологий нового поколения;

ликвидация к 2012 году безучетного пользования энергоресурсами, полное оснащение приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей;

развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка;

реализация специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса;

активизация всего потенциала организационного и технологического энергосбережения, составляющего до 40 процентов общего объема внутреннего энергопотребления;

активизация организационного и технологического потенциала энергосбережения.

Меньшая электроемкость ВРП будет содействовать повышению эффективности экономики области за счет получения большего полезного эффекта при использовании того же количества электроэнергии.

Важнейшим параметром обеспечения социально-экономического развития Оренбургской области в период до 2020 года является целевой нормативный показатель электропотребления.

Согласно сценарным вариантам развития экономики Оренбургской области в период реализации Стратегии общие уровни потребления электрической энергии составят в 2020 году:

18,05 млрд. кВт·ч (рост к уровню 2008 года на 11 процентов в соответствии со сценарием постепенного роста);

18,95 млрд. кВт·ч (рост к уровню 2008 года на 17 процентов в соответствии со сценарием высокой макроэкономической неустойчивости);

в 2030 году:

21,09 млрд. кВт·ч (рост к уровню 2008 года на 29 процентов в соответствии со сценарием постепенного роста);

21,83 млрд. кВт·ч (рост к уровню 2008 года на 34 процента в соответствии со сценарием высокой макроэкономической неустойчивости).

Наиболее активное увеличение спроса на электроэнергию будет наблюдаться в крупных городах с развитой промышленностью и традиционно высоким потреблением электроэнергии – Оренбурге, Орске, Новотроицке. Доля промышленности в структуре электропотребления, составляющая в настоящее время по области около 60 процентов, в перспективе до 2020 года принципиально не изменится. Увеличение электропотребления транспортом будет связано в первую очередь с электрификацией участка Южно-Уральской железной дороги «Оренбург–Красногвардеец–Сенная».

Рост потребления электроэнергии ожидается также в непроизводственной сфере как в связи с вводом в действие новых объектов, так и вследствие их оснащения современным оборудованием. Ввод нового жилья, увеличение энерговооруженности быта, обновление электробытовых приборов приведут к росту потребления электроэнергии населением. Современное энергосберегающее оборудование позволит обеспечить рост энерговооруженности без скачкообразного прироста потребления электроэнергии.

Сложившаяся на востоке Оренбуржья на базе крупных металлургических предприятий Орско-Новотроицкая агломерация (города Орск, Новотроицк, Гай, Медногорск, населенные пункты Новоорского и Гайского районов), охватывающая значительную часть населения (около 530 тыс. человек) и около 20 процентов от общей численности работников области, является долгосрочным и устойчивым полюсом роста электропотребления. Этот полюс определяет долгосрочные приоритеты, перспективную конфигурацию и конкретные направления развития электрических связей на территории Оренбургской области.

На территории Орско-Новотроицкой агломерации развивается энергоемкий территориально-производственный комплекс черной и цветной металлургии, комплекс по производству бытовой техники, который формирует масштабный промышленный спрос на электрическую мощность и определяет отраслевую структуру электропотребления. Согласно приоритетам Стратегии он останется лидером электропотребления до 2020 года.

Таким образом, потребность в развитии объектов генерации будет в значительной степени определяться динамикой и тенденциями развития Орско-Новотроицкой агломерации и многоотраслевого территориально-производственного комплекса.

Реальный спрос на электрическую энергию и мощность будут зависеть от конкурентоспособности продукции, загрузки оборудования, распространения смежных и дополнительных производств, выравнивающих график нагрузки, показателей максимума электрической нагрузки и т.д. В период реализации Стратегии будут возрастать такие требования к генерирующему оборудованию как мобильность оборудования для оперативного покрытия высоких пиковых нагрузок, приемлемый уровень затрат на энергоснабжение, не подрывающий конкурентоспособность продукции Оренбуржья. Развитие энергосберегающих технологий по мере роста коэффициента энергоотдачи позволит менее динамично увеличивать суммарную мощность генерации.

С учетом этого в Оренбургской области максимум электрической нагрузки к 2020 году по сравнению с 2008 годом возрастет всего на 16–18 процентов и составит:

собственный максимум–2842–2894 МВт;

максимум, совмещенный с Единой энергетической системой России,–2757 МВт.

Реализация крупных инвестиционных проектов вызовет в области заметные приросты нагрузок и электропотребления, которые будут гарантированно обеспечены мощностями как территориальной энергосистемы области, так и за счет межсистемного обмена энергией и мощностью в рамках объединенной энергетической системы.

Генерирующие мощности Оренбургской энергосистемы по своим количественным характеристикам в настоящее время соответствуют как текущим, так и перспективным масштабам электропотребления. Перспективы развития генерации в период реализации Стратегии связаны преимущественно с комплексной модернизацией мощностей, использующих паросиловой цикл с низким КПД, и нацеленной на повышение эффективности использования газа как основного вида топлива. Существенное увеличение выработки электроэнергии на том же объеме газа минимизирует риски ограниченной пропускной способности существующих магистральных газопроводов и газораспределительной сети, а также растущей стоимости топлива.

В стратегической перспективе тепловые электростанции, работающие на газе, остаются основным видом генерации, что делает риски, связанные с топливным фактором, наиболее актуальными для Оренбургской области. В соответствии с энергетической стратегией цены на газ в Оренбургской области в среднем по всем секторам рынка газа возрастут в 2010–2020 годах более чем на 37–40 процентов в валютном и на 79–83 процента в рублевом исчислении к настоящему времени.

Использование возобновляемых источников энергии не повлияет принципиально на структуру источников генерации, однако перспективно на местном уровне в рамках нового направления – локальной энергетики для устойчивого энергоснабжения удаленных, изолированных или имеющих слабые электрические связи населенных пунктов и потребителей. Область имеет значительный ветровой потенциал для развития малых ветровых электростанций.

Проекты развития электросетевых объектов являются принципиальным условием реализации Стратегии. Устранение ограничений и рисков неустойчивого энергоснабжения западной части области будет обеспечено путем сбалансированного развития системообразующей сети 500 кВ и обеспечение устойчивых связей Западного, Центрального и Восточного энергоузлов. Крупнейшим проектом является сооружение воздушной линии электропередачи 500 кВ Газовая–Красноармейская (Оренбургская энергосистема объединенной энергосистемы Урала–Самарская энергосистема объединенной энергосистемы Средней Волги), которая повысит надежность электроснабжения потребителей Оренбургской энергосистемы за счет усиления межсистемных связей. Мероприятия инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС» в 2010–2014 годах включают программы реконструкции подстанции 500 кВ Газовая, воздушной линии электропередачи 500 кВ Ириклинская ГРЭС–Житикара, а также ряда других объектов 220 кВ Оренбургских магистральных электрических сетей.

Сводной программой развития электрических сетей ОАО «ФСК ЕЭС», принятой на десятилетний период, для повышения надежности электроснабжения потребителей западной части Оренбургской энергосистемы предусматривается строительство подстанции 500 кВ Преображенская и ее подключение к воздушной линии электропередачи 500 кВ Газовая–Красноармейская в период 2016–2020 годов.

Приоритетными задачами развития распределительных сетей являются:

снижение потерь электроэнергии в сетях;

приведение параметров электросетевых объектов к нормативным требованиям по надежности электроснабжения потребителей;

привлечение инвестиций в модернизацию и повышение эффективности сетевого хозяйства.

Решение данных задач предполагает внедрение новых методов тарифного регулирования и экономических механизмов, стимулирующих менеджмент к снижению потерь и удельных издержек, а также создающих реальные стимулы к долгосрочным инвестициям в данный сектор. Корректное внедрение метода доходности инвестированного капитала в практику тарифного регулирования услуг по транспортировке и распределению электрической энергии обеспечит баланс интересов и доступность инфраструктурных услуг добросовестным потребителям.

Механизмами реализации приоритетов Стратегии в части развития электроэнергетической инфраструктуры, повышения эффективности использования энергии и энергосбережения являются:

формирование среднесрочной программы развития электроэнергетики области на 5 лет и разработки схемы развития электроэнергетической инфраструктуры региона (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 823), включая согласование планов развития компаний-операторов энергетической инфраструктуры области с планами развития потребителей электроэнергии при реализации крупных проектов на территории региона;

системный мониторинг текущей ситуации в региональной электроэнергетике и долгосрочное прогнозирование ее развития во взаимодействии с федеральными и региональными отраслевыми структурами (системный оператор, его филиалы, ОАО «ФСК ЕЭС») и специализированными организациями электроэнергетики (Российское энергетическое агентство, Агенство по прогнозированию балансов в электроэнергетике и другие). Это позволит компенсировать условия высокой неопределенности развития области в послекризисный период, учесть крупные проекты и структурные изменения в регионе при конкретизации долгосрочных планов развития;

реализация программно-целевого подхода для проведения политики энергоэффективности, обоснования региональных индикаторов снижения энергоемкости ВРП, отдельных видов продукции в целях повышения ее конкурентоспособности, применения лучших практик использования резервов энергосбережения и возобновляемых энергоресурсов;

участие органов власти области в подготовке соглашенийо взаимодействии Правительства Оренбургской области с ОАО «ФСК ЕЭС», открытым акционерным обществом «Межрегиональная сетевая компания Волги», открытым акционерным обществом «Комплексные энергетические системы» – ключевыми инфраструктурными организациями электроэнергетики области для определения целевых ориентиров и необходимых мероприятий по решению задач обеспечения надежности электроснабжения;

обеспечение решения приоритетных задач развития электроэнергетической инфраструктуры с помощью региональной политики тарифного регулирования, регионального нормативно-правового регулирования, включение в условия договоров информационной и договорной политики, в том числе путем включения обязательных требований об энергоэффективности в контрактные документы с энергоснабжающими организациями.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 198.