Химическое производство, нефтепереработка и нефтегазохимия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время в области осуществляется первичная переработка нефти, в сравнительно небольших объемах производятся автомобильный бензин, дизельное и реактивное топливо. Оренбургская область является одним из крупнейших в России производителей смазочных масел. Основная продукция химической отрасли выпускается как побочный продукт газопереработки (сера) и металлургического производства (медный купорос, серная кислота, азотные удобрения). Другая часть продукции выпускается малыми и средними предприятиями (лакокрасочные материалы, полимерные пленки, трубопроводы и другое).

В химическом комплексе производится 21,8 процента продукции обрабатывающих производств и занято 11 процентов работающих, производительность труда – 1,86 млн. рублей на 1 работника в год. Среднемесячная заработная плата близка к среднему уровню по обрабатывающему сектору, но значительно дифференцирована: если в химическом производстве заработная плата превышает средний уровень по обрабатывающим производствам в 1,6 раза, то в производстве резиновых и пластмассовых изделий – ниже более чем в 1,5 раза.

Лимитирующий фактор развития производства конечной продукции в химическом комплексе – высокая стоимость сырья (продуктов крупнотоннажной химии), которое завозится из других регионов или других стран. Целевой сценарий развития химического комплекса связан с реализацией проекта по строительству предприятий, производящих полиэтилен и полипропилен, и работающих на продукции Оренбургского газоперерабатывающего комплекса. Строительство такого завода позволит существенно снизить затраты на сырье и сформирует потенциал для того, чтобы химический комплекс стал одним из лидеров развития экономики области.

В этом случае целью и ключевым проектом развития отрасли является создание химического кластера, ядром которого станет крупнотоннажное химическое производство; его продукция будет использоваться в качестве сырья для малых и средних предприятий области, выпускающих конечную, в том числе потребительскую продукцию, конкурентоспособную в России и за рубежом.

Спрос на продукцию химического кластера Оренбуржья может быть сформирован как со стороны отраслей – потребителей химической продукции (машиностроение, строительство), так и со стороны населения (изделия из пластика). Поддержка будет оказана также развитию производств новейших видов продукции тонкой химии. На базе малых и средних предприятий планируется организация небольших производств, не оказывающих особенного влияния на состояние окружающей среды.

В случае если в области крупнотоннажное химическое производство не будет создано, стратегическим направлением развития химической промышленности, нефтепереработки и нефтехимии останется технологическая модернизация и диверсификация ассортимента продукции областных предприятий.

В частности, внедрение и совершенствование технологий углубленной переработки нефти позволят не только расширить возможности предприятий по производству высооктанового бензина и дизельного топлива (в том числе, по стандартам EURO 4–7), но и откроют новые возможности в развитии производства пластичных и консервационных смазок, тонкопленочных защитных покрытий, восковых составов, смазочно-охлаждающих жидкостей и смазочных масел широкого назначения.

Высокую значимость с точки зрения охраны окружающей среды имеют проекты, направленные на повышение степени переработки сырья и возможности повторного использования отходов производства, особенно в монопрофильных городах.

 

Агропромышленный комплекс

 

Под АПК подразумевается система видов экономической деятельности, включающая производство, хранение и транспортировку сельскохозяйственной продукции, переработку и производство продуктов питания и сырья для других отраслей промышленности, маркетинг и сбыт, логистику и другие смежные отрасли.

В сельском хозяйстве области производится около 10 процентов валовой добавленной стоимости продукции. В нем работают 19,5 процента всех занятых в экономике, сосредоточено 5,2 процента основных производственных фондов Оренбургской области. В сельском хозяйстве фиксируются крайне низкие значения производительности труда (около 300 тыс. рублей на человека в год), что является лимитирующим фактором развития отрасли.

Развитие сельского хозяйства будет осуществляться в области в первую очередь за счет повышения производительности труда (рисунок 6). Это приведет к значительному высвобождению трудовых ресурсов, которые частично смогут быть заняты в производстве продуктов питания. Резервы повышения производительности труда в пищевой промышленности существенно меньше, но значительны возможности по расширению производственных мощностей, направленных на переработку производимой сельскохозяйственной продукции на территории области. Основные усилия предприятий пищевой промышленности будут направлены на формирование эффективных маркетинговых стратегий, а также на интеграцию с производителями сельскохозяйственной продукции и других продуктов питания. Пищевая промышленность станет одним из наиболее привлекательных с точки зрения занятости видов деятельности в сельской местности.

Пищевая промышленность занимает 4 место среди обрабатывающих отраслей и производительность труда в ней существенно выше, чем в сельском хозяйстве. В настоящее время потенциал развития пищевой промышленности в значительной мере недоиспользуется. Предприятия, расположенные в области, производят продукцию, в большинстве своем потребляемую на территории региона. Значительная часть продуктов питания завозится из других регионов России.


Рис 6. Основные индикаторы развития агропромышленного комплекса (в ценах 2008 года)

2008 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.
2008 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.
Объем производства, млрд. рублей 16,8 65,1
Численность занятых, тыс. человек 27,8 41,5
0,27 0,5 0,6 0,9 1,25 Производительность труда, млн. рублей на 1 занятого 0,6 0,7 1,2 1,4 1,8
8,5 Заработная плата, тыс. рублей

 

 


Целями развития АПК Оренбургской области являются:

повышение качества жизни сельского населения за счет рационального использования агроклиматических и почвенных ресурсов территории с применением современных высокопроизводительных технологий и расширения спроса на сельскохозяйственную продукцию;

обеспечение населения области качественными и доступными продуктами питания.

Стратегическими задачами органов власти являются повышение инвестиционной привлекательности аграрного производства, содействие развитию малого и среднего предпринимательства на селе.

В сфере животноводства наиболее приоритетным направлением является реализация проектов создания крупных предприятий, специализирующихся на выращивании крупного рогатого скота (далее – КРС) мясного направления, а также мясном (грубошерстном) овцеводстве. В перспективе – выход на российский и европейский рынки для поставок степного «мраморного» мяса и мясопродуктов. Значимую роль для обеспечения населения региона высококачественными доступными продуктами питания сохранят молочное животноводство и производство молочных продуктов, птицеводство, дополнительный импульс к развитию получит рыбоводство, в первую очередь на Ириклинском водохранилище.

В сфере растениеводства – обеспечение соблюдения севооборотов, выведение из оборота малопродуктивных угодий и перевод в другие категории низкопродуктивной пашни, использование фитомелиорации для создания продуктивных пастбищно-степных угодий, создание степе- и лугомелиоративных станций. В целом требуется коренной пересмотр действующей структуры сельхозугодий, обеспечивающей устойчивое развитие АПК.

Задачей агробизнеса является повышение уровня технологической оснащенности предприятий, а также внедрение системы лучшей мотивации труда сельскохозяйственных работников: переход от стимулирования промежуточных результатов к конечным результативным показателям эффективности сельскохозяйственного производства.

Ориентиром развития пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области до 2030 года является максимизация переработки сельскохозяйственного сырья на предприятиях области с целью производства продукции с высокой добавленной стоимостью с одновременным повышением ее качества и конкурентоспособности, внедрением безотходных и инновационных технологий в производство, увеличением ассортимента выпускаемой продукции.

Будет поддерживаться создание вертикально интегрированных структур, включающих компании, производящие сельскохозяйственную продукцию, предприятия пищевой промышленности, каналы дистрибуции продукции.

Целесообразно формирование сегмента экологически чистых производств в сельском хозяйстве и взаимосвязанных с ним производств натуральных органических продуктов питания.

Оренбургская область характеризуется «сильной» аграрной наукой. Важнейшим стратегическим направлением деятельности является разработка эффективной и рациональной структуры используемых в сельскохозяйственном производстве земель, комплексных агрономических и зоотехнических решений для территорий Оренбургской области и стран Центрально-Азиатского региона как потенциального направления «экспорта» знаний и технологий. Оренбургская аграрная наука должна осуществлять также экспертное сопровождение внедрения районированных сортов сельскохозяйственных культур. Еще одной задачей аграрной науки является обеспечение позиционирования области как центра выведения мясных пород КРС нового поколения.

Значимым направлением научной деятельности является оценка воздействия и последствий изменения климата на сельскохозяйственное производство в регионе; прогнозирование урожайности сельскохозяйственных культур, в том числе с учетом асинхронности природных процессов в разных частях области; оценка воздействия и последствий изменения климата на сельскохозяйственное производство в регионе.

Важной задачей аграрной науки области является передача теоретических знаний в практическую сферу, в первую очередь посредством интеграции с образовательным комплексом, причем не только с высшим, но и с профессиональным техническим образованием, внедрения непрерывного образования в сельском хозяйстве.

Задачи органов власти Оренбургской области:

финансовая поддержка производителей сельскохозяйственной продукции через использование программно-целевого инструментария с дифференциацией по категориям хозяйств;

маркетинговая поддержка производителей продуктов питания и сырья для переработки;

участие в реализации стратегических проектов;

социальное развитие села, обеспечение занятости сельских жителей, проведение экологической политики по отношению к сельским территориям.

Важнейшим направлением институциональных преобразований в сфере землепользования и АПК является законодательное обеспечение конкуренции на рынке аренды земли, включение земли в залоговые операции как средства привлечения инвестиционных ресурсов в агробизнес, создание системы страхования посевов и стад. Инициирование факторинговых схем будет способствовать решению проблемы оборотных средств у сельхозяйственных товаропроизводителей. Кроме этого, будет оказано организационное и правовое содействие объединению производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции в саморегулируемые организации.

Ключевые направления прямой и косвенной финансовой поддержки сельхозяйственных товаропроизводителей:

гранты на семеноводческую деятельность и закупку племенных животных (восстановление региональной системы племенного скотоводства);

субсидирование процентной ставки по краткосрочным кредитам в сфере растениеводства и долгосрочных в сфере животноводства;

софинансирование страховых взносов;

льготные условия факторинга;

создание фонда микрофинансирования предприятий АПК, в первую очередь крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;

венчурное финансирование прикладных научных разработок в сфере АПК.

Маркетинговое содействие развитию АПК будет осуществляться через выставочно-ярмарочную деятельность (включая создание межрегиональной, а в перспективе – международной ярмарки оренбургской продукции), организацию и деятельность областного центра сертификации продуктов питания, деятельность общественных организаций по взаимодействию с потенциальными покупателями, в том числе и за рубежом (особенно в части брендированной продукции, в том числе экологически чистой). Будет организована система мониторинга рынков сельскохозяйственной продукции и продуктов питания соседних регионов и стран Центральной Азии. Одной из задач развития АПК является вывод на межрегиональный рынок областных брендов производимой сельскохозяйственной продукции.

Сельское хозяйство будет рассматриваться как экологическая система, подразумевающая рационализацию природопользования, в частности, развитие адаптивного животноводства, развитие системы мониторинга и контроля экологического состояния сельских территорий.

Проектное сотрудничество органов власти и бизнеса в сфере АПК будет осуществляться по следующим направлениям:

1) создание высокодоходных овощеводческих хозяйств в пригородных зонах городов Оренбурга, Бузулука, Орско-Новотроицкой агломерации, использующих современные системы ведения хозяйства (капельное орошение), ориентированных на вывоз продукции за пределы области, развитие бахчевых хозяйств на юге области. Внедрение в этих хозяйствах технологий глубокой заморозки овощей и фруктов (внедрение метода «шоковой заморозки», позволяющего получить качественную продукцию высокого ценового сегмента). Целевыми рынками для данных хозяйств являются крупные агломерации и промышленные города Поволжья, Урала, Западной Сибири;

2) создание крупного предприятия овощеконсервной промышленности, работающего как на местном, так и на привозном сырье с широкой географией рынка (на транзитном потоке овощей и фруктов из Центральной Азии, главным образом из Ферганской долины). Наиболее перспективные территории для создания такого предприятия – Соль-Илецкий район и Орско-Новотроицкая агломерация (в случае если будет улучшено качество казахстанского участка дороги Актюбинск–Орск);

3) разработка и производство новых диетических, специализированных, обогащенных витаминами, минеральными веществами и микроэлементами экологически чистых продуктов питания в высоком ценовом сегменте. Привлечение инвестиций в уже существующие производства либо строительство новых предприятий;

4) создание предприятия по производству пектина из растительного сырья Оренбургской области и на базе технологий, разработанных научно-исследовательским комплексом региона;

5) развитие рыбного хозяйства, создание системы рыбопитомников и нересто-выростных хозяйств и нагульных прудов, способных не только полностью удовлетворить местный спрос на рыбную продукцию, но и обеспечить ее поставку в другие регионы страны;

6) развитие и укрепление материально-технической базы сети заготовительных пунктов и развитие системы потребительской кооперации. Одним из направлений реализации этого проекта является участие Правительства Оренбургской области в софинансировании инвестиционных проектов предприятий. Имеющийся опыт создания таких комплексов позволяет уже сейчас говорить о снижении себестоимости производимой продукции;

7) создание условий по привлечению инвесторов для строительства предприятия по производству биоразлагаемой упаковочной продукции;

8) развитие табунного (пастбищного) коневодства и организация производства кумыса для создания профилактической и лечебной рекреации межрегионального значения противотуберкулезной направленности на базе кумысолечения;

9) поддержка и развитие высокорентабельных хозяйств, занимающихся выращиванием пшеницы твердых и сильных сортов, переработкой в конечную продукцию;

10) проекты в сфере сбыта и дистрибуции продукции:

увеличение в региональных торговых сетях доли продукции, произведенной в области, расширение сети фирменных магазинов брендированной продукции с последующим открытием филиалов региональных торговых сетей, реализующих продукцию местной перерабатывающей промышленности в других регионах, в первую очередь Урала и в странах Центральной Азии. Одна из целевых установок развития АПК Оренбуржья – стать «форпостом» продуктовой экспансии России в Центрально-Азиатский регион;

кооперация магазинов шаговой доступности в городах области и содействие со стороны органов власти организации оптового снабжения товарами, произведенными в Оренбургской области;

создание логистического центра в г. Оренбурге, ориентированного на дистрибуцию сельскохозяйственной продукции на перерабатывающие предприятия, продуктов питания, произведенных в регионе, – в сбытовые сети и заведения общественного питания;

заключение договоров партнерства между органами власти и работающими в регионе торговыми сетями о закупках продуктов питания, произведенных в Оренбургской области. Кооперация федеральных и межрегиональных торговых сетей с объединениями магазинов шаговой доступности: «перенос» европейских стандартов ритейла в небольшие магазины, включившиеся в процесс кооперации, и оптовая дистрибуция продукции, в том числе произведенной в Оренбургской области, в розничные магазины.

Направлением развития аутсорсинга в сельском хозяйстве является создание информационных центров, предоставляющих необходимые данные, для принятия решений в сфере сельскохозяйственного производства.

Одной из ключевых задач стратегии является не только развитие АПК как отрасли, но и сельских территорий в целом – повышение качества жизни в сельской местности является не только конечной целью развития, но и одним из стимулов развития АПК. Важнейшими направлениями региональной политики по отношению к сельским территориям являются:

удовлетворение потребностей всех групп сельского населения в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни, широкое внедрение автономных систем инженерного оборудования сельского жилища. Приоритетным является обеспечение качественным жильем молодых специалистов и их семей в сельской местности;

обеспечение сельских жителей базовыми социальными услугами и радикальное повышение транспортной связанности сельских территорий с зональными центрами расселения и интенсификация транспортного сообщения с городами, в которых жители села смогут получать недоступные по их месту жительства услуги, ландшафтное обустройство сельских населенных пунктов;

расширение доступа сельских жителей к земле и природным ресурсам.

Кроме того, с учетом высвобождения значительного числа занятых из сельскохозяйственного производства в связи с ростом производительности труда, важнейшими направлениями развития сельских территорий являются диверсификация сельской экономики и создание активных программ на рынке труда. Для достижения необходимого уровня диверсификации сельского хозяйства необходимо развитие сектора услуг, жилищно-коммунального хозяйства, развитие сельских промыслов и агроэкотуризма.

 

Строительный комплекс

 

Для обеспечения структурной перестройки экономики, формирования ее инновационного сектора, компенсации унаследованного недоинвестирования предшествующих периодов и снижения степени износа фондов, а также в целом реализации основных стратегических направлений развития Оренбургской области до 2030 года необходимо дальнейшее развитие строительного комплекса как ключевой, фондообразующей отрасли.

Это подразумевает решение следующих задач:

обновление основных фондов, структурная перестройка, прежде всего собственной материально-технической базы строительного комплекса с целью обеспечения потребности рынка в современной, конкурентоспособной продукции;

строительство и реконструкция мощностей домостроения для производствакомплектных быстровозводимых малоэтажных и многоэтажных домов, эффективных железобетонных изделий и конструкций;

развитие мощностей по выпуску быстровозводимых модульных зданий для всех отраслей экономики и социальной сферы с учетом климатических особенностей и производственного потенциала области;

совершенствование, техническое перевооружение и ускоренное развитие карьерной базы местных строительных материалов;

снижение ресурсных, энергетических и трудовых затрат на единицу продукции, повышение экологической безопасности существующих и новых производств;

реконструкция существующих и строительство новых мощностей по производству цемента, высококачественного керамического и силикатного кирпича, изделий из пенобетона и поризованной керамики, эффективных теплоизоляционных и кровельных материалов, надежных оконных и дверных заполнений, трубной продукции из полиэтилена и полипропилена, энергоэффективных теплопроводов в пенополиуретановой изоляции и другого;

совершенствование системы подготовки кадров в отрасли с учетом современных требований строительства, градостроительной деятельности;

совершенствование уровня организации и управления строительным производством, обеспечение эффективности действия системы контроля качества, постепенное повышение кадрового менеджмента. Выстраивание эффективной вертикали: инжиниринговые организации, не имеющие собственных производственных мощностей, – подрядные строительные организации.

Предприятиям, деятельность которых направлена на реализацию этих задач, органы управления (с участием региональных структур саморегулируемых организаций, союза строителей, ассоциации предприятий строительной индустрии, союза промышленников и предпринимателей, торгово-промышленной палаты, технопарков) будут оказывать поддержку по следующим направлениям:

обеспечение муниципальными и областными заказами;

предоставление гарантий по кредитам и субсидирование процентной ставки;

нормативно-правовое и информационное сопровождение деятельности организаций строительного комплекса, направленное на создание благоприятного инвестиционного климата, пропаганду передового опыта и устранение проблемных вопросов развития строительного комплекса;

разработка и реализация региональных программ развития жилищного строительства, производственной и минерально-сырьевой базы строительного комплекса, включающих оценку запасов полезных ископаемых, пригодных для широкого применения, с определением объемов добычи и переработки в сырье и полуфабрикаты;

решение кадровых проблем через восстановление и модернизацию системы профессионального технического обучения с учетом реальной потребности организаций строительного комплекса в востребованных рабочих специальностях;

повышение качества строительства и эксплуатации зданий и сооружений путем широкого взаимодействия с региональными органами по испытанию и сертификации строительной продукции, центра мониторинга зданий и сооружений.

 



Дата: 2016-10-02, просмотров: 206.