Скоропортящиеся грузы в зависимости от вида перевозят в таре ( рыба, плоды, овощи, фрукты, животное масло, консервы и др. ) и без неё ( мясо замороженное, подмороженное и охлажденное в рефрижераторных вагонах,
поздний картофель, арбузы и др. в крытых вагонах).
Тара, используемая при транспортировке и хранении скоропортящихся грузов, защищает их от воздействия внешних факторов и механических повреждений, обеспечивая сохранность продукта в процессе обращения. За качество тары несет ответственность отправитель.; перевозчик ( железная дорога) может отказать в приёме к перевозке груза в таре, не отвечающей требованиям стандартов.
Различают следующие способы укладки скоропортящихся грузов в вагонах и контейнерах :
- плотным штабелем ;
- штабелем с зазорами ( вертикальный, перекрестный, шахматный) ;
- ярусная укладка бочек ;
- подвесом на крючьях ;
- навалом ( в крытых вагонах и универсальных контейнерах ) ;
- пакетный .
Плотным штабелем укладываются все низкотемпературные, замороженные, охлажденные грузы, консервы, напитки, соки и другие грузы, не требующие доохлаждения или дообогрева до температуры перевозки, не выделяющие тепло дыхания и, следовательно, не требующие омывания каждого грузового места ( ящика, коробки ) в вагоне циркулирующим воздухом. Плотная укладка позволяет лучше использовать грузоподъёмность вагона и сохранить аккумулированные в штабеле холод или тепло, а при перевозке неупакованного замороженного мяса в тушах, полутушах или четвертинах – уменьшить естественную убыль массы ( усушку ) мяса. Плотным штабелем укладываются также ящики-лотки с плодоовощной продукцией, так как благодаря наличию у ящиков –лотков стоек между рядами ящиков-лотков по высоте образуются горизонтальные каналы для циркуляции воздуха, омывающего плоды, ягоды, овощи.
Ящики с грузами при плотной укладке размещаются по длине грузового помещения вагона ( контейнера ) плотно один к другому и торцевым стенам. При наличии на стенах вагона ( контейнера) вертикальных брусков или гофр грузы укладываются вплотную к ним, а при отсутствии брусков и гофр – на расстоянии 4-5 см от торцевых и продольных стен. Просвет по ширине вагона ( контейнера), который возникает за счет некратности размеров ящиков и ширины грузового помещения, распределяется равномерно между ящиками. причем справа и слева от дверного проема вагона ящики укладываются длинной стороной вдоль грузового помещения, а в междверном пространстве – поперек.
Грузы, перевозимые в бочках, барабанах, мешках и сетках и укладываемые плотным штабелем, при некратности размеров мест груза и ширины вагона ( контейнера ) размещаются симметрично продольной оси вагона ( контейнера ).
При шахматной укладке (рис. 8.1.) ящики в нечетных ярусах размещают длинной стороной вдоль вагона плотно один к другому и с просветами между ящиками 4-5 см по ширине вагона, на расстоянии 7-8 см от одной продольной стены вагона и 2-3 см – от другой. Ящики четных ярусов размещаются в таком же порядке, но с перекрытием интервалов нижерасположенных нечетных ярусов внахлест на рядом расположенные ящики не менее чем на 2-3 см. Свешивание крайних ящиков допускается не более чем на одну треть их ширины.
При вертикальной укладке (рис. 8.1.) дощатые ящики размещаются длинной стороной вдоль вагона по длине вагона плотно один к другому по длине и к торцевым стенам вагона, а по шири- не – с просветами 4-5 см между ящиками. В рефрижераторных вагонах и контейнерах ящики укладываются плотно к гофрам продольных стен, а в крытых – с просветами 4-5 см от стен. Через каждые два яруса на головки ящиков накладываются рейки сечением 2´3 см, концы которых должны упираться в продольные стены вагона. В двух верхних ярусах ящики обязательно устанавливаются на рейки. Ящики следующих ярусов точно укладываются на ящики нижнего ряда. Таким образом, каналы для циркуляции воздуха расположены вдоль вагона.
При перекрестной укладке (рис. 8.1.) ящики размещаются длинной стороной плотно один к другому в первом ярусе вдоль вагона, во втором ярусе – поперек вагона и т.д. с просветами между рядами ящиков 4-5 см. При правильном размещении ящики перекрываются между собой. Между ящиками нечетных ярусов образуются прямые каналы вдоль вагона, а между ящиками четных ярусов – каналы поперек вагона. При длине ящиков, некратной ширине вагона, остающееся свободное пространство менее длины одного ящика равномерно распределяется между ящиками.
Ящики – лотки и картонные ящики в вагонах устанавливаются плотным штабелем без применения реек ( рис. 8.1. ) При этом ящики-лотки размещаются длиной вдоль вагона плотно один к другому и к продольным стенам так, чтобы все стойки ( головки ) нижних ящиков-лотков точно входили в имеющиеся для них пазы верхних ящиков. Стойки смежных ящиков-лотков верхнего яруса увязывают между собой проволокой или шпагатом.
Если у продольной стены вагона будет оставаться промежуток, некратный длине ящика-лотка, то в этот промежуток ящик-лоток устанавливается по его длине поперек вагона. Если этот промежуток будет недостаточным для размещения ящика-лотка, то оставляется свободное пространство поочередно то у одной, то у другой продольной стены вагона. При этом для возможности увязки четырех стоек смежных ящиков-лотков смещение лучше производить через два ряда.
Бочки с грузами устанавливаются в один или несколько ярусов вертикально укупорочным днищем и втулкой вверх, либо укладываются горизонтально, если втулка сбоку. При установке бочек в несколько ярусов применяются прокладки. Бочки вместимостью более 200 дм3 устанавливаются на прокладки толщиной не менее 2,5 см, шириной 15-20 см и длиной, равной наибольшему диаметру бочек. При погрузке бочек в изотермические вагоны ( рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы ), а также в универсальные и рефрижераторные контейнеры на напольные решетки вагонов и на пол контейнеров настилают доски или щиты. Не допускается погрузка бочек емкостью более 400 дм3 в изотермические вагоны ( рефрижераторные вагоны, вагоны – термосы ), емкостью более 100 дм3 - в универсальные и рефрижераторные контейнеры.
В каждый ярус и ряд погрузки должны быть помещены однотипные по размеру бочки. Если на полную вместимость вагона ( контейнера ) бочек одного размера недостает, то принцип однородности необходимо соблюдать по ярусам, при этом более тяжелые бочки ставятся в первый ярус.
При перевозке в крытых вагонах в зимний период года бочки необходимо оставлять незаполненными на 10-15 % их ёмкости, о чем грузоотправитель делает отметку в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя».
Мешки, сетки с овощами размещаются в вагоне «стоймя» в несколько ярусов.
При перевозке бананов в зимний период во избежание их переохлаждения нижние ряды картонных ящиков ( коробок ) укладываются на поддоны, устанавливаемые на напольные решетки. Коробки с бананами устанавливаются в вагонах плотным штабелем без зазоров или шахматным способом.
Транспортные пакеты ( далее – пакеты ) в изотермических вагонах устанавливаются на напольные решетки, а в крытых вагонах, контейнерах – на пол. При общей высоте поддона с пакетом, а также пакета не более 110 см пакеты устанавливаются в два яруса, а при большей высоте – в один ярус.
Между первым и вторым ярусами пакетов, обтянутых полимерной термоусадочной пленкой, делается прокладка из картона во избежание скольжения пакетов.
В междверном пространстве вагона пакеты устанавливаются в один ярус для обеспечения их механизированной выгрузки из любой двери вагона. Пакеты высотой более 180 см к перевозке не допускаются.
Пакеты устанавливаются длинной стороной по ширине вагона по два в ряд. Вагон должен быть загружен полным комплектом пакетов. При наличии между пакетами зазоров свыше 150 мм должно быть произведено их крепление.
Для обеспечения устойчивости штабеля при размещении груза в два яруса крайние пакеты второго яруса у междверного пространства вагона скрепляются с пакетами предыдущего ряда скрутками из стальной отожженной проволоки диаметром 4 мм в две нити или укрепляются распорками.
При погрузке и выгрузке пакетов нагрузка на напольные решетки и пол изотермического вагона от колеса погрузчика не должна превышать 1,2 тс, а крытого вагона – 1,5 тс.
Перевозка грузов в транспортных пакетах осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом в транспортных пакетах.
Грузы в вагоне размещаются так, чтобы обеспечивалось свободное открывание дверей с обеих сторон. Тарно-упаковочные и штучные грузы укладываются в междверном пространстве с отступлением от дверей на 10-25 см. Если груз, помещенный в междверном пространстве, неустойчив от поперечного сдвига, то двери вагона во избежание навала на них груза следует ограждать досками толщиной не менее 4 см или щитами. В этом случае груз может быть уложен вплотную к ограждению без зазора.
Если длина ящиков не кратна длине вагона, а также если укладка производится шахматным способом, то междверное пространство на ширину 70-100 см ограждается распорками, сбитыми из досок шириной 18-20 см общей толщиной 6-8 см или круглых стоек диаметром 10-15 см.
Ящики двух верхних ярусов должны опираться на доски распорок (рис.8.1.).
Запрещается при устройстве распорок забивать гвозди в стены и пол цельнометаллических крытых и изотермических вагонов.
Замороженное мясо в тушах, полутушах и четвертинах, перевозимое без упаковки, укладывается в изотермические вагоны плотным штабелем с предварительной застилкой напольных решёток и стен на высоту погрузки бумагой.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 273.