Напротив, данная тема является одной из ключевых. Первоначально она была представлена предельно полно, но впоследствии нивелирована по причине «неоправданного внедрения градостроительного законодательства в земельное и гражданское законодательство». Тем не менее и в принятом тексте ГрК РФ от 29.12.04 этот аспект регулируется вполне определенно. Напомним основные нормы.
1. «Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации могут включать в себя… карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе: 1) объектов энергетических систем регионального значения; 2) объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; 3) линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий; 4) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации» (ч. 3 ст. 14)[25]
2. «На картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, отображаются: …границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения» (ч. 6 ст. 14).
3. «Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами» (ч. 4 ст. 9).
4. «Часть 4 статьи 9… Градостроительного кодекса Российской Федерации вводятся в действие с 1 января 2008 года» (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).
5. Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вводятся изменения в ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 которой теперь сформулирован следующим образом:
«Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
<…>
2. размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов».
Вопрос (33.2) о возможности принятия регионального закона о резервировании земель, земельных участков на период отсутствия соответствующего федерального закона
По смыслу п. 7 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель должен устанавливаться федеральными законами. По состоянию на декабрь 2006 года таких законов нет. Поскольку земельное законодательство отнесено Конституцией Российской Федерации (ст. 72) к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то при отсутствии федерального закона субъект Российской Федерации вправе принять свой закон о резервировании земель, земельных участков, будучи обязанным привести свой закон в соответствии с федеральным законом после вступления последнего в силу.
В обоих случаях и федеральный закон, и закон субъекта Российской Федерации должны будут соответствовать нормам ГрК РФ от 29.12.04, смысл которых в том, что решение о резервировании как земель, так и сформированных земельных участков не может быть принято, если нет утвержденных в составе документа территориального планирования границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального (в данном случае речь идет о государственных нуждах субъекта Российской Федерации) значения.
Если решение о резервировании принимается применительно к сформированным и предоставленным земельным участкам, то помимо соответствующего документа территориального планирования должен быть утвержденный проект планировки территории (включающий в себя в данном случае проект межевания), где уточняются границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения. Эти границы отражаются в градостроительном плане каждого земельного участка, который подлежит резервированию с последующим изъятием (см. п. 2 ч. 3 ст. 42 и п. 8 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ от 29.12.04).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 234.