Дальнейшее развитие введенного ГрК РФ от 07.05.98 института правового зонирования было обеспечено принятием в конце 2001 года нового Земельного кодекса Российской Федерации. Применительно к рассматриваемому вопросу это событие было примечательно в следующих отношениях.
Во-первых, Земельный кодекс фактически воспроизвел и закрепил нормы правового зонирования, которые четыре года ранее появились в ГрК РФ от 07.05.98. Вопросам правового зонирования была посвящена специальная ст. 85 «Состав земель поселений и зонирование территорий». Тем самым была поднята юридическая значимость именно этого компонента регулирования землепользования и застройки. К числу норм правового зонирования относятся следующие нормы:
· «для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент». Этой нормой был подтвержден базовый принцип правового зонального регулирования землепользования и застройки, ранее установленный ч. 4 ст. 39 ГрК РФ от 07.05.98;
· «правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны». Этой нормой было преемственно закреплено положение ГрК РФ от 07.05.98, согласно которому градостроительные регламенты содержатся в едином нормативном правовом акте.
Во-вторых, в ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации были сформулированы новые нормы, развивающие институт зонирования территорий (правового зонирования):
· «границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне»;
· «правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков)»;
· «градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений»;
· «градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования»;
· «земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Запрет на использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости до приведения их в соответствие с градостроительным регламентом или срок приведения видов использования земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом устанавливается органом местного самоуправления. Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами»[8].
Последняя норма о «несоответствующем использовании», содержащаяся в п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, существенно усиливает и развивает нормы ГрК РФ от 07.05.98 в части утверждения юридических предпосылок и механизмов воздействия градостроительного (правового) зонирования на преобразования, которые предстоит последовательно и целенаправленно осуществлять в российских городах.
Вопрос (18.3) о том, в чем заключаются новеллы ГрК РФ от 29.12.04 в отношении развития института градостроительного зонирования (правового зонирования – в терминологии ГрК РФ от 07.05.98, зонирования территорий – в терминологии Земельного кодекса Российской Федерации)
Прежде всего, следует сказать, что ГрК РФ от 29.12.04 воспроизвел указанные выше принципы и нормы ГрК РФ от 07.05.98, а также принципы и нормы Земельного кодекса Российской Федерации. Однако в ГрК РФ от 29.12.04 используется новый термин, обозначающий прежнее понятие, – «градостроительное зонирование».
ГрК РФ от 29.12.04 делает следующий существенный шаг вперед по отношению к ранее установленным федеральными законами нормам. В частности, ГрК РФ от 29.12.04:
1) уточняет и детализирует:
· состав правил землепользования и застройки (ч. 2 и 3 ст. 30);
· состав градостроительных регламентов (ч. 6 ст. 30, ст. 36-38);
2) вводит ранее не установленные процедуры применительно:
· к подготовке проекта правил землепользования и застройки (ст. 31);
· утверждению правил землепользования и застройки (ст. 32);
· внесению изменений в правила землепользования и застройки (ст. 33);
· предоставлению разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков (ст. 39);
· предоставлению разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ст. 40).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 204.