Когда народы живут в мире друг с другом, они обычно не стремятся к взаимному ознакомлению. Только единицы имеют доступ к чужим нациям: купцы, исследователи, дипломаты. Подавляющее большинство живет замкнуто в самом себе и в судьбе соседних народов принимает участие, в лучшем случае, в качестве холодного наблюдателя. Время с 1870 по 1914 годы являет пример тому, как в мирные времена происходят лишь обмен отдельными культурными ценностями, но отнюдь не культурное слияние большого стиля.
Средством сближения между чужими народами является война. Хотя вызванные ею чувства ненависти и мести мешают, временно, взаимопониманию, все же война есть та сила, которая бросает воюющие массы одной нации на территорию другой и тем самым бессознательно и, даже против воли участников, вызывает взаимопроникновение их образа мышления и жизнеощущения, что было бы невозможно в порядке мирной эволюции. Без похода Александра в Персию греки никогда не были бы столь пронизаны восточным духом, чтобы явиться благодарной почвой для принятия и распространения христианства. Без завоевательных походов Цезаря и Германика, без занятия Италии германскими войсками во времена переселения народов никогда не, смог бы античный Рим так глубоко воздействовать на северные, альпийские народы, и так врасти в их возникающие культуры. Война является не только дикой разрушительницей, но и силой культурного оплодотворения. Большому примирению всегда предшествует крайняя интенсивность политических и военных столкновений. Ведь ненависть может перейти в симпатию, равнодушие же никогда.
В свете этого соображения следует рассматривать и западно - восточные взаимоотношения. В течение последних десятилетий эти взаимоотношения очень обострились. Мы, очевидно, находимся на этапе развития, характеризуемом растущим напряжением в связи с всё более и более выступающей противоположностью между западным и русским континентом. Однако, то, что на первый взгляд противоречит предвидению взаимного соискательства и последующего примирения, то при более глубоком взгляде служит лишь его лучшим подтверждением. Следует при этом также отметить, что для окончательного результата не является решающим - вольются ли европейские народы в восточное пространство или же, наоборот, русские зальют Европу. Часто именно победители подпадают под влияние сил, излучаемых чужой землей и несомой ей культурой.
Восточно-западный уравнительный процесс начался в 1812 году. В качестве растущего напряжения он становится совершенно ясным в XX столетии. В общей сложности он может занять период в какие-нибудь 500 лет, также как и достижение равновесия между германцами и античным Римом.
1812 год - несомненно, важнейший год новой истории. С этим годом впервые перед прометеевским человеком угрожающе предстает русский Восток и приковывает его взоры, доселе обращенные к югу, к новому направлению. Только в этом свете правильно раскрывается смысл наполеоновской жизни и революции, из которой он произошел. Наполеон являет собой совершенное воплощение прометеевского человека и вместе с тем Он есть самое мощное проявление западного стремления к темной мистике Востока. Западная культура обнаруживает в этом символическом образе, как вершину, так и границу своих возможностей. С детского возраста руководит Наполеоном эта неизбывная и трагическая тяга к Востоку. С раннего возраста он начинает страдать от узости Европы, этой "кротовой дыры", как он её называл. Париж давит на него, как "свинцовый плащ", и у него вырывается вздох: Только на Востоке возможны творения большого стиля!" С магической силой тянет его к себе Восток. Сначала Египет, затем, в 1800 году предлагает он Павлу I союз для завоевания Востока. Победы 1805 кажутся лишь мимолетными станциями на пути, который заканчивается в Москве. В жизни Наполеона Москва не только сознательно предвкушаемый кульминационный пункт, но и бессознательно преследуемая цель. "Эта азиатская столица большого царства, с ее бесчисленными церквями в форме китайских пагод" оказала на фантазию Наполеона столь чарующее действие, что из-за нее он потерял ощущение военной необходимости. Его мучило и влекло видение о лежащем за Москвой рае. Так, прометеевский человек, чтобы освободиться от тяжелых пут своего собственного существа ищет бесконечность Востока и, не понимая ее, гибнет за ней или в ней. Лишь теперь, оглядываясь назад, мы видим то, что раньше никто не мог понять: Наполеон имел историческое задание, собрав народы Европы, направить их на Восток и тем привести в соприкосновение два противоположных мира. Целью французской революции, и, во всяком случае, ее важнейшим следствием, была не казнь Людовика XVI, а пожар Москвы, пробуждение славянского Востока. В этом новом аспекте еще не рассматривались события 1789-1814 годов.
Taк впервые в историю Европы вошел русский Восток. Тогда о него разбилось течение сил французской революции, после двадцатилетнего наступления начавшее спадать.
С этого момента ни кто иной, как Александр -I о его идеей легитимности и Священного Союза, стал направлять, как политически, так иидейно течение западно-европейского развития. Это было время, когда Тютчев мог сказать: "У Европы лишь две мысли - Россия и Революция".
Во второй половине XIX века политика Бисмарка и существование Габсбургской империи скрывали противоположность между славянами и западно-европейцами, но ведь, в конце концов, из этой противоположности и вспыхнула война 1914 года. Не следует забывать, что эта война разгорелась на Востоке из-за западно-восточного конфликта. Как ее течение, так и результаты, показывают, насколько наша эпоха стремится к дальнейшему обострению противопоставления между Западом и Востоком. Несмотря на ясные и определенные планы немецкой армии, несмотря на кропотливые расчеты, произведенные в течение десятилетия мирного времени, уже неделю спустя после начала войны, центр тяжести боев переместился на Восток.
Там лежали, современниками почти незамеченные, величайшие судьбоносные проблемы, требовавшие своего разрешения. Три года большая часть немецких солдат находилась в бою с восточным врагом, вызывая там огромные потрясения, в то время, как на Западе, вцепившиеся друг в друга враги, были слишком равнозначны для того, чтобы привести к решительным переменам. Так повторилась картина 1812 года. Опять западные армии, на этот раз под водительством немецких генералов, устремились в восточном направлении, вызывая обратное движение - большевистскую революцию, и поныне сообщающую Западу новые, необычные импульсы. Опять Европа имеет две мысли: Россия и Контрреволюция (Фашизм). С 1914 года мы вошли в столетние западно-восточной войны. С этого времени становится все более иболее ясным, что большие решения будут совершаться на Востоке и по воле Востока. Оба важнейших результата войны касаются Востока: освобождение славян и рождение большевизма. Соотношение сил между Германией и ее западным соседом существенно не изменилось. Между ними не было ничего решено. Но по своей восточной границе Германизм понес чувствительные потери. Все выглядит так, как если бы Провидение направило войну в пользу славян. Они победители этой войны, - несмотря на русскую революцию. Враги славянства: турки, венгры и немцы отогнаны далеко назад. Чехи, словаки, хорваты, черногорцы и словены разбили габсбургское ярмо и образовали свои собственные государства, Польша освободилась и вернула себе отнятое в результате польских разделов. Россия же, в качестве базы мирового коммунизма, посредственно или непосредственно, явно или тайно, в значительной степени определяет судьбу Европы, укрепляя разлагающее движение или развивая силы национальной самозащиты. Иными словам, и совершенно отчетливо: самым судьбоносным результатом войны 1914 года является не поражение Германии, не распад габсбургской монархии, не рост колониального могущества Англии и Франции, а зарождение большевизма, с которым борьба между Азией и Европой вступает в новую фазу. Это изменение на Востоке является значительнейшим событием новой истории. Я не ставлю сейчас вопроса о том, чем является большевизм для России (об этом говорится в другом месте), а вопрос о том, чем он является для Европы; причем вопрос ставится не в форме: Третий Райх, или Третий' Интернационал, и не фашизм или большевизм? дело идет о мировом истерическом столкновении между континентом Европы и континентом России, между западно-европейским и евразийским континентами. Россия, также как и Индия и Китай, есть континент, насчитывающий ныне 169 национальностей и адептов всех мировых религий. Этот континент, по осторожным подсчетам, будет иметь к концу нашего столетия свыше 300 миллионов жителей, т.е. столько, сколько насчитывает нынешняя Индия, или немного меньше, нежели современная Европа без России. Население всех славянских стран, особенно России и Польши, беспрерывно растет, несмотря на то, что эти страны являются самыми бедными и несчастными на земле и что рождаемость там не поощряется никакими искусственными способами. В этом чувствуем мы руку судьбы. Там, где она сама руководит ростом расы - там не нужна покровительственная политика. Растущие расы плодовиты и распространяются со стихийной силой. Около 1810 года в Европе (включая Россию) жило 187 миллионов человек, из них - по трети германцев, романцев и славян. В 1910 году славянская группа народов обнимала 42 процента, ныне 46 процентов. В 1950 г. больше, чем половина европейцев будут славянами. Это позволило знатоку по проблемам народонаселения Ф. Бургдорферу предвидеть превращение Европы в преимущественно славянскую часть света. Его утверждения только в том неправильны, что он включает славян в Европу. Они принадлежат восточному континенту. Восточная граница Европы проходит по Висле, а не по Уралу; она протекает ныне, также как и в средние века, таи, где остановился поток немецкой колонизации.
Русская национальная политика, не делающая различий между отдельными расами, народами и племенами, показывает, что Россия начинает чувствовать себя континентом. Континентальный стиль мышления выступает здесь на место национального; под покровом принципа равенства, возникшего на европейском западе, здесь, в действительности происходит борьба становящегося континента за свое оформление. (В январе 1938 года, когда Верховный Совет впервые собрался в Москве, "Известия" вышли на 11 языках!) Так русский большевизм служит целям, которые далеко отстоят от его первоначальных планов и намерений, а именно, - целям образования восточного континента, выступающего для решительной схватки с Западом. Даже если советский режим рухнет или настолько преобразуется, что его нельзя будет узнать - русская жизненная тяга на Запад останется, как направляющее стремление. Нынешняя русская политика, пропаганда мировой революции, вмешательство в суверенные права других народов, подрывная работа в колониях, - все это лишь следствия и выражения мощных сил, медленно поднимающихся из пепла ростопчинской Москвы; причинами этой политики является отнюдь не коммунизм, не партийная программа, и не пара людей, книг или теорий.
Все, что русский коммунист ненавидит в нынешней состоянии мира, он вкладывает в формулу: "капиталистической системы", подразумевая под ней Европу. Мировая революция есть тот самый всеобъемлющий в действительности лозунг, под которым может быть произведено уничтожение западно-европейской цивилизации во всех частях света. Все недовольные Европой порабощенные, все, кто жаждут отомстить за причиненную им неправду {а сколько таких), все могут объединиться под этой формулой. Под этим знаменем европейским пролетарий и цветной раб выступают рядом друг с другом в едином союзе, - так автоматически совершается включение "эфиопизма" в большевистский фронт. В чисто русском стремлении выразить каждое требование в наивысшем пределе, большевики открыто и недвусмысленно бросили клич ко всем пролетариям, во все колониальные страны, исключив, тем самым, вопрос о разнице в цвете кожи. Так как западно-европейская цивилизация охватывает весь земной шар, революционизирование всех обитателей земли выражается практически в собирании и возбуждении всех, направленных против Европы, сил. Мировая революция становится гигантским протестом против Европы. После того, как Европа в XIX столетии добилась мирового господства - в какой-то точке земного шара должен был возникнуть противник, который противопоставил бы давлению неизбежное противодавление и кличу "да здравствует Европа" - клич "да здравствует смерть Европы".
И этим противником стала Россия. Ее историческая судьба - восстание против Европы и, если возможно, то и водительство человечества, как это предсказывал Шпенглер в 1918 г., Данилевский - в 1871 г., и Наполеон - в 1816 году. Это чувствовали русские анархисты и славянофилы, это чувствуют и современные большевики. Все они думают, что с момента, когда канет в вечность прометеевская культура, - через всю внутреннюю структуру нашей планеты пройдет глубокое дыхание обновления, и вырвется всепроникающий вздох облегчения.
Сегодня Европа чувствует себя под серьезной угрозой русского большевизма. Если бы она пристальнее вгляделась в его облик, она обнаружила бы в нем свои собственные западные идеи, которые большевики лишь увеличили и огрубили до пародии, - идеи атеизма, материализма и прочий сомнительный хлам прометевской культуры. То, чего Запад боится - это не самых идей, а тех чуждых и странных сил, которые за ними мрачно и угрожающе вырисовываются, обращая эти идеи против Европы. Большевистскими властителями тоже руководит настроение противоположения Западу. То, что случилось в 1917 году, отнюдь не создало настроений, враждебных Европе, оно их только вскрыло и усилило. Между стремлениями славянофилов и евразийцев, между лозунгами панславизма и мировой революции - разница лишь в методах, но не в цели и не в сути. Что касается мотивов и результатов, то все равно, будут ли призываться к борьбе славяне против немцев или пролетарии против капиталистов. В обоих случаях мы имеем дело с инстинктивной русской попыткой преодолеть Европу, часть за частью, а затем и всю.
Нечто подобное мы имели в войнах, следовавших за канонадой в Вельни. Войска якобинцев верили тогда в свою революционную миссию. "Мир хижинам, война дворцам". Они чувствовали себя солдатами освобождения, призванными понести народам восточнее Рейна благословение бастильского штурма.
Ныне нам ясно, что в якобинских лозунгах странным образом возродились завоевательные стремления Короля Солнце. Вражда к Средней Европе дошла до сознания французских частей в качестве освободительной борьбы против легитимизма. Так и современный большевизм мыслит свою борьбу в качестве борьбы за освобождение рабочего класса. Гете ошибался, когда видел в тогдашнем времени рождение новой эпохи. Он спутал внешнюю форму с внутренней силой, громко высказанное намерение с глубоким смыслом движения. То же мы должны констатировать и в данном случае: новой силой стала лишь оболочка, зерно осталось прежним.
Ныне нам совершенно ясно, как глубоко отразился большевизм на судьбах Европы за два десятилетия своего существования. Самое главное заключается в том, что Россия предупредила возможность слияния Европы в единый континент. После 1920 года народы Европы имели возможность, преодолев национальное, разделяющее мышление, заменить его сборным, континентальным, и почувствовать себя связанным судьбою, не на жизнь, а на смерть, - единством. Такое единство могло быть лишь союзом правовых государств. Целью, которую преследовала Россия с ее коммунистическое раэлагательнон работой, было недопущение либерализма, недопущение такой возможности.
Со злой, напористостью подхлестывала Россия духовный кризис Европы, толкая её (за исключением Англии) кразрешению дилеммы: стать ли коммунистической, или же защищаться вооруженным путем. Русские, отсталый якобы народ, сумели стать судьями и наследниками Европы. Так возник фашизм.
Без большевизма его не было бы никогда. Только большевизм вызвал его, как акт самозащиты. Фашизм является детищем большевизма, детищем незаконнорожденным, не
признающий отца, и им не признаваемый. Тот факт, что фашизм возник сначала в классической стране анархистов и что национал-социализм родился как раз в том единственном городе, где некогда существовала немецкая советская республика, - вряд ли кто-либо может считать игрою случая. Так, Россия даже там, где она потерпела поражение, определила косвенным образом европейскую историю.
Фашистский национализм есть принцип разделения народов. С каждым новым образующимся фашистским государством на политическом горизонте Европы появляется новое темное облако. Правда, фашизм укрепляет каждое отдельное государство; но он расслаивает сообщество государств, он заостряет напряжение между отдельными народностями. Он ускоряет процесс европейского самоуничтожения. Как освободительное движение, он может рассматриваться только с национальной, не с континентальной точки зрения. Самосознание отдельных государств растет, чувство же солидарности в целом тускнеет, готовность к примирению меркнет, сообщество разрыхляется и, в конечном счете, распадается. Фашизм перенес разъединительные силы из горизонтальной плоскости в вертикальную. Он превратил борьбу классов в борьбу наций. Жизненные противоречия он лишь социализировал, но не снял. Разлагающий яд проявляется в новом месте, как вражда народов, от которой эти же народы и гибнут. Он толкает Европу к универсальной войне и тем самым к тому же хаосу, который русский большевизм пытался достигнуть непосредственным путем. Так, общее развитие Европы идет обходной дорогой к той же цели. Результат один и тот же - распад Европы и опять же победа русского континента (отнюдь не обязательно - советской системы!).
Последнее большое сражение против Азии Европа выдержала 250 лет тому назад. Тогда христианская идея была еще достаточно крепка, чтобы объединить Европу в защите против турок. "Крест против полумесяца" - под этим знаменем она победила. Сегодня у Европы нет и приблизительно равноценной идеи сверхгосударственного значения, которая могла бы объединить народы. На красный кулак, которая Россия угрожающе сует ей под нос, Европа отвечает цезаристским приветствием от Саламанки до Риги, от Аахена до Афин. Это и есть возвращение к античному духовному богатству, к римскому идеалу государства насилия и его мощного расширения. Европа пожертвовала священными дарами свободы и права из страха перед русским чудовищем. Это был единственный жест самозащиты, к которому Европа смогла бы прибегнуть. Он не принесет ей спасения. Последствия видны уже сегодня. Русскому Востоку не предстоит единая Европа. В то время; как русский большевизм мыслит континентально, Европа раздирается в спорах своих народов. Варвары же технократии мчатся в тьму безумия, по очереди сталкивая друг друга с пути.
Там, где германизм сталкивается с славянством, с чехами, поляками, литовцами и латышами, уже с 1920 года тлеют искры будущего мирового пожара.
Для того, чтобы столкнуть Германию и Россию в непримиримом противоречии, Провидение применило своеобразную хитрость: в Германии оно привело к победе национальное движение, которое свою анти-коммунистическую тенденцию, полученную во внутриполитической борьбе перенесло в политику, внешнюю. Так получилось то, что в мировой истории еще ни разу не случалось: две мировых силы, не имеющие общей границы и, следовательно, линий трения, две силы, не имеющие никаких противоречивых интересов, превратились обходным путем, через партийную идеологию, в заклятых врагов. Отношения между Россией и Германией обострились не потому, что национал-социализм пришел к власти, а он должен был прийти к власти для того, чтобы эти взаимоотношения обострились! Смысл немецкого фашизма заключается во враждебном противоставлении Запада и Востока. Крайне проницательно и вполне недвусмысленно он был охарактеризован Адольфом Гитлером еще в 1925 году, в его книге "Моя борьба" (стр.742) следующими словами: "Мы останавливаем вечную тягу германцев к югу и западу Европы и обращаем свой взор к большой стране на Востоке". Это не частное мнение или личный произвол какого-то индивида, здесь говорит сама судьба народа. Обращение немецких властных устремлений на Восток - самый чреватый последствиями пункт национал-социалистической программы. С точки зрения внутренней политики преимущественное значение могут иметь другие пункты, с точки зрения мировой политики - этот пункт программы самый важный. Когда Гитлер в своих речах, особенно ясно в своей речи в Рейхстаге 20-го февраля 1938 года заявляет, что Германия стремятся к сближению со всеми государствами, за исключением Советского Союза, - он ясно показывает, как глубоко ощущается на немецкой почве противопоставление Востоку» - как судьбоносная проблема Европы. В 1913 г. такой взгляд был бы столь же невозможен, как и в 1920 г., но с того времени внутренняя динамика политического развития настолько возросла, что ее не может уже остановить никакой произвол. Политика Штреземана руководилась уже убеждением, что развитие на Востоке идет полным ходом, тая в себе будущие потрясения. Демократическая Германия нашла возможность договориться со своим западным соседом в Локарнском соглашении, но даже этой Германии невозможно было договориться со своим соседом восточным. Система польских и русских союзов ныне такова, что западно-восточные столкновения не ограничится славянами и германцами, но вовлекут и остальные великие европейские державы с некоторыми из их малых спутников, так, что западно-восточная проблема вырастет в судьбоносные события всей Европы.
Итак, имеются две политические тенденции, доминирующие в новой истории: одна из них стремится все больше и больше отделить Запад от Востока, другая же подготавливает либо при помощи коммунистического разложения, либо через национальное расслоение - гибель Европы, которая не может так легко преодолеть кровавые потери смертоносных революций или войн, как на это способен неисчерпаемо плодовитый Восток. Как бы мы не рассматривали нынешнее развитие, с точки зрения культуры, или с точки зрения политики, - перед нами рисуется та же картина будущего: центр тяжести событии передвигается в восточном направлении.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 219.