Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ГОУ СПО 2002 по специальностям 050709, 050719, 050302, 050720, 050710, 050202, 050603, 050704, 050303, 050711, 040101, 050601, 070701 (повышенный и базовый уровень).
Обсуждено и одобрено на заседании Совета по курсовому и дипломному проектированию ППК 07.11.2007г., Экспертного совета 26.11.2007 г.
1. Общие положения
1.1. Положение составлено в соответствии с: Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.03.2001г. №160, Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (ГОС СПО 2002 г.) по специальностям 050709, 050719, 050302, 050720, 050710, 050202, 050603, 050704, 050303, 050711, 040101, 050601, 070701 (повышенный и базовый уровень), рекомендациями Министерства образования России по организации и защите курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования от 5.04.99 № 16-52-55 /ИН 16-13.
1.2. Курсовая работа (далее КР) – это самостоятельная учебно-исследовательская работа, выполненная студентом, оформленная с соблюдением необходимых требований. Курсовая работа является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.
1.3. Выполнение студентом курсовой работы (проекта) по дисциплине проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
- формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию, работать с первоисточниками;
- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- подготовки к итоговой государственной аттестации (выполнение выпускной квалификационной работы).
1.4. КР должна иметь актуальность и практическую значимость и может выполняться по предложениям образовательных учреждений, организаций, предприятий, органов управления образованием, социальному заказу.
1.5. Выполняется курсовая работа на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессионально-педагогической деятельности будущих специалистов.
1.6. Курсовая работа выполняется в предпоследний (повышенный уровень СПО) и завершающий (базовый уровень СПО) год профессиональной подготовки, в сроки, определенные учебным планом по специальности, и уточняется специальным приказом образовательного учреждения в текущем году. Защита КР проводится в феврале текущего года.
2. Требования к курсовой работе
2.1. КР может носить опытно–практический, экспериментальный, теоретический, проектный характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 20 и не более 30 страниц печатного текста и не менее 25-30 и не более 40 страниц рукописного текста (без приложений). Рекомендуется выполнять КР в печатном виде.
2.2. КР опытно-практического характера имеет следующую структуру:
· введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, гипотеза (для опытно-практических и опытно-экспериментальных работ), цели, задачи, характеризуются методы, база исследования и использованная литература - 1-2 стр.;
· теоретическая часть (1 глава), в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы: характеризуются аспекты разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;
· практическая часть (2 глава) должна быть направлена на решение выбранной проблемы, и состоять из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных автором исследования занятий, уроков, внеклассных форм работы, воспитательных дел, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения) и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению;
· заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов - 1-2 стр.;
· список литературы (не менее 15 источников);
· приложение (программы, конспекты, игры, упражнения, таблицы и т.п.).
В основном тексте работы должны быть указаны ссылки на приложения.
2.3.КР опытно-экспериментального характера имеет следующую структуру:
· введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, гипотеза, задачи, характеризуются методы и др. - 1-2 стр.;
· теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы: характеризуются аспекты разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;
· практическая часть, в которой представлены план организации и проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
· заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов (1-2 стр.);
· список литературы (не менее 15 источников);
· приложение (программы, конспекты, игры, упражнения, таблицы, графики, схемы с промежуточными результатами исследования и т.п.).
В основном тексте работы должны быть указаны ссылки на приложения.
2.4.КР теоретического характера имеет следующую структуру:
· введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи, характеризуются методы, база исследования и др.- 1-2 страницы.
· теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы: раскрывается история вопроса, характеризуются аспекты разработанности проблемы в теории и практике посредством глубокого сравнительного анализа литературы, имеется психолого-педагогическое обоснование проблемы;
· заключение, в котором содержатся выводы по работе, обосновывается позиция студента по отношению к изученной проблеме, указывается возможная сфера применения данной работы, её практическая значимость (1-2 стр.)
· список литературы (не менее 20 источников);
· приложение (информация из анализируемых источников, иллюстрирующая теоретическое исследование).
В основном тексте работы должны быть указаны ссылки на приложения.
2.5. Содержанием КР проектного характера является разработка изделия или продукта творческой деятельности. КР имеет следующую структуру:
· пояснительная записка, в которой дается теоретическое, а в необходимых случаях и расчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов творческой деятельности. Обосновывается актуальность темы проекта, его социальная, практическая значимость, проблема. Прописывается целевая группа, определяются цель и задачи. Обосновывается стратегия, методы, технологии, средства проектирования. Представляются описание и результаты апробации продукта, указаны пути усовершенствования продукта и возможные сферы его применения.
Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности и темы КР. Объем пояснительной записки должен составлять от 7 до 10 страниц печатного текста.
· практическая часть, к которой относятся созданные изделия или продукты творческой деятельности: готовые художественные произведения, картины, сценарии; чертежи, схемы, графики, диаграммы; серии наглядных пособий, электронные учебники, компьютерные обучающие программы, сайты и презентации и т.п; туристические маршруты, музейные экспозиции и т.п. в соответствии с видами профессиональной деятельности и темой проекта.
Практическая часть может быть представлена в виде демонстрации моделей, исполнения художественных произведений (спектаклей, музыкальных произведений, танцев, праздников и т.д.) с обязательным сохранением видеоматериалов.
· список литературы (не менее 10 источников)
· приложение, в котором представлен индивидуальный план работы над проектом, инструментарий проверки эффективности материального продукта: анкеты, опросные листы, отзывы участников проекта.
По специальности 050303 «Иностранный (английский), (финский) язык и литература» КР может быть выполнена на соответствующем языке.
КР должна соответствовать следующим требованиям к оформлению:
ü Текст КР выполняется в печатном (электронном) виде, допускается ее выполнение в письменном виде;
ü Все листы работы, кроме титульного и «Содержание» должны быть пронумерованы;
ü Текст КР должен быть выполнен на стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм.) в формате Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервала. Размер полей: верхних - 20 мм, нижних - 20 мм, правых - 15 мм, левых - 30 мм. Размер абзацного отступа – 1,5 см;
ü Титульный лист оформляется в формате Times New Roman, 14 кегль (за исключением темы КР – 20 кегль), 1,5 интервала. Размер полей: верхних - 20 мм, нижних - 20 мм, правых - 15 мм, левых - 30 мм.
ü Список используемой литературы (название «Список литературы») должен составлять не менее 15 (не менее 10 - в КР проектного характера) источников (включая учебную литературу, словари, периодические издания), оформляется в соответствии с библиографическими требованиями ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления библиографического списка»
ü Если при подготовке текста возникает необходимость поместить символы или слова на иностранных языках, то их можно вписать черной пастой или черной гелиевой ручкой. Размер вписываемых знаков должен быть таким же, как размер шрифта.
ü Исправления в тексте следует вносить черной пастой или чёрной гелиевой ручкой. Можно пользоваться чернилами типа «штрих». На одной странице текста разрешается не более 3-х исправлений.
ü Таблицы, рисунки (схемы, графики) должны быть пронумерованы и оформлены в соответствии со стандартными требованиями.
ü Иллюстрации, фотографии и таблицы, выполненные на листах меньшего А4 формата или на прозрачном носителе, следует наклеивать на листы белой бумаги формата А4.
ü Нумерация страниц ВКР должна быть сквозной и включать титульный лист и приложения. Страницы нумеруются арабскими цифрами в нижнем правом углу страницы. На титульном листе и листе «Содержание» номера страниц не указываются. Иллюстрации и таблицы включаются в общую нумерацию страниц, если они размещены в тексте.
3. Основные этапы организации, выполнения
и защиты курсовой работы
3.1.Разработка тематики КР:
3.1.1. Темы КР должны отражать современный уровень развития образования, культуры, науки, техники, производства и соответствовать социальному заказу общества. Тематика учебных исследований определяется также актуальными вопросами и проблемами развития образования, национально-региональным компонентом образования и компонентом образовательного учреждения (педагогического колледжа). Темы КР разрабатываются преподавателями педагогического колледжа по возможности со специалистами других образовательных учреждений, организаций, заинтересованных в разработке данных тем. КР может выполняться по социальному заказу, при наличии такового оформляется заявка со стороны заинтересованной организации.
3.1.2. Тематика КР (список выбора тем по предметным областям) рассматривается и принимается соответствующими кафедрами, предметными (цикловыми) комиссиями, утверждается заведующим научно-методическим центром. Список выбора тематики КР по предметной области включает не менее 40 тем по каждой специальности, составляется ежегодно в апреле - мае.
3.1.3. Темы КР по предметным областям находятся на соответствующих кафедрах, в предметных (цикловых) комиссиях, в научно – методическом центре колледжа, доступны для ознакомления преподавателям и студентам.
3.1.4. Тема КР может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки.
3.1.5. Если выпускнику присваивается только основная квалификация, то тематика КР определяется содержанием образования, обеспечивающим данную квалификацию в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
3.1.6. Если выпускнику присваивается кроме основной квалификации еще дополнительная квалификация в соответствии с программой дополнительной подготовки, то тематика КР определяется:
– содержанием образования, обеспечивающим дополнительную квалификацию в соответствии с программой дополнительной подготовки;
– содержанием образования, обеспечивающим основную квалификацию и дополнительную квалификацию в соответствии с программой основной дополнительной подготовки.
3.1.7 Окончательное закрепление тем КР за студентами оформляется приказом директора не позднее 15 февраля текущего года.
3.2. Руководство КР.
3.2.1. Общее руководство и контроль за выполнением КР осуществляет заведующий научно-методическим центром. Промежуточный контроль осуществляют заведующие отделениями, руководители курсовых работ.
3.2.2. Директор педагогического колледжа назначает руководителя КР из числа преподавателей колледжа или специалистов других учреждений (по согласованию обеих сторон). Руководство КР является должностной обязанностью преподавателя ППК.
3.2.3. Закрепление руководителей, тем (направлений, предметных областей) исследований КР за студентами оформляется приказом директора колледжа не позднее 1 ноября второго года обучения (повышенный уровень образования), последнего года обучения (базовый уровень).
3.2.4. По выбранному направлению (области) исследования руководитель КР совместно со студентом разрабатывает индивидуальный план подготовки и выполнения КР. В процессе работы по выбранному направлению происходит окончательная формулировка темы.
3.2.5. Основными функциями руководителя КР являются: руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения курсовой работы; консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения КР (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей КР); оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы; контроль за выполнением КР; подготовка письменного отзыва на КР; обязательное присутствие на защите КР.
3.2.6. Преподаватель педагогического колледжа может осуществлять руководство КР не более 10 студентов (рекомендуется 5-6), преподаватель-администратор - не более 5 (рекомендуется 3).
3.2.7. В случае выполнения КР проектного характера допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов (постановка музыкального спектакля, создание художественного панно, роспись помещения и др.). В случае выполнения ВКР проектного характера в области рекламы, туризма, музееведения, информатики и ИКТ и т. п. допускается участие в одном проекте не более 3-х человек. Каждым студентом, включенным в проектную группу, выполняются все виды деятельности, предусмотренные в рамках проекта. Руководителем совместно с каждым студентом разрабатываются индивидуальные планы, которые должны быть представлены в ВКР.
3.2.8. На все виды работ руководителю для каждого студента предусмотрено не более 6 академических часов сверх сетки часов учебного плана. Оплата руководителя КР производится в объеме 6 академических часов сверх сетки часов учебного плана за одного студента.
3.2.9. Кроме основного руководителя могут быть назначены консультанты по отдельным частям (вопросам) КР, оплата работы которых по факту составляет не более 5 академических часов сверх сетки часов учебного плана.
3.3. Выполнение КР:
– Студент отвечает за выполнение индивидуального плана подготовки и выполнения курсовой работы.
– Выступление студента на студенческой научно-практической конференции колледжа по решению руководителя может быть зачтено как прохождение им открытой защиты КР.
– По завершении студентом КР руководитель проверяет работу, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает на соответствующую кафедру или в ПЦК, учебный/предметный кабинет.
3.4. Рецензирование КР:
– Выполненные КР рецензируются студентами колледжа.
– Рецензенты определяются руководителем КР не позднее, чем за неделю до защиты.
Рецензия должна включать:
– заключение о соответствии содержания КР заявленной теме;
– оценку качества выполнения каждого раздела КР;
– оценку степени разработки поставленных вопросов, задач;
– оценку теоретической и практической значимости работы;
– вопросы, предложения и замечания, ответы на которые осуществляются студентом в процессе защиты КР.
Рецензия выполняется в письменном или печатном виде в объеме не менее 1 страницы.
Внесение исправлений в КР после защиты не допускается.
3.5. Зашита КР
3.5.1. Защита КР проводится на заседании кафедр и ПЦК, на учебных занятиях и внеучебных мероприятиях студенческих групп, конференции отделения, специальности в марте текущего учебного года в присутствии на защите не менее 2–х преподавателей.
3.5.2. На защиту отводится до 1 академического часа на одного студента. Процедура защиты включает:
– доклад студента (10 -15 минут);
– вопросы аудитории слушателей (рекомендуется не менее двух, не более пяти);
– ответы студента на вопросы;
– чтение отзыва (выступление рецензента) на работу;
– ответы студента на вопросы, замечания, предложения рецензента;
– отзыв руководителя;
– заключительное слово студента.
3.5.3. При определении итоговой оценки (отметки) при защите КР учитываются: доклад студента, оценка руководителя, оценка рецензента; ответы на вопросы; качество содержания и оформления работы.
3.5.4. КР оценивается по балльной системе: «5»-«отлично», «4»-«хорошо», «3»- «удовлетворительно», «2»-«неудовлетворительно».
3.6. Критерии оценки КР исследовательского характера:
«Отлично» ставится, если:
· в работе на основе теоретического анализа и изучения состояния педагогической практики обоснована актуальность проблемы исследования;
· четко сформулированы цель, задачи, предмет, объект, гипотеза и методы исследования, согласованы тема, научный аппарат и содержание;
· определены основные понятия, проведен сопоставительный анализ основных источников по проблеме;
· корректно проанализированы и адекватно представлены в таблицах, графиках, диаграммах результаты опытно-практической и экспериментальной работы;
· в заключениях и выводах отражено решение поставленных задач, приложения иллюстрируют основные положения работы;
· работа оформлена в соответствии с требованиями данного Положения, соблюдены нормы русского языка;
· доклад студента на защите логичен, последователен, доказателен, иллюстрирован материалами, отражающими результаты исследования, студент свободно владеет материалом, аргументировано отвечает на вопросы.
«Хорошо» выставляется, если:
· КР в основном соответствует показателям работы на «отлично», но имеются отдельные недостатки;
· работа аккуратно и правильно оформлена, соответствует нормам русского языка, однако имеются неточности в оформлении ссылок, списка литературы и т. п.);
· доклад студента на защите построен логично, отражает основное содержание работы, иллюстрирован, но недостаточно аргументирован, доказателен.
«Удовлетворительно» выставляется, если:
· в КР присутствуют все составляющие научно-исследовательской работы, но, теоретическая часть исследования отличается описательностью, имеет место слабая аргументация ряда положений;
· использовано недостаточное количество источников;
· результаты опытно-практической или экспериментальной части исследования представлены преимущественно описательно (если работа носит опытно – практический или экспериментальный характер), выводы соответствуют поставленным задачам исследования в недостаточной степени;
· работа оформлена в соответствии с требованиями, но имеет недостатки, стилистические, грамматические и орфографические ошибки;
· доклад на защите в целом отражает содержание работы, однако, недостаточно логичен, доказателен, аргументирован, презентабелен (иллюстрирован), ответы на отдельные вопросы вызывают затруднения у студента.
«Неудовлетворительно» выставляется, если:
· КР имеет все перечисленные ранее недостатки;
· не отражены результаты опытно-практической и экспериментальной работы, отсутствуют выводы;
· выступление и ответы на вопросы показывают плохую ориентацию в теоретических вопросах по проблеме,
· в работе допущены нарушения требований к оформлению, ошибки в области русского языка.
· выступление построено описательно, нелогично, бездоказательно.
·
3.7. Критерии оценки КР проектного характера:
«Отлично»выставляется студенту, если:
· тема проекта актуальна, социально значима. Четко поставлена проблема, описана целевая группа, определены цель и задачи. Обоснована стратегия, методы, технологии, средства проектирования;
· материальный продукт, созданный в результате работы над проектом, целостный, системный, готов к использованию, не требует доработки на этапе презентации;
· проект прошёл экспертизу в соответствующей сфере применения, имеются положительные экспертные заключения. Разработан и представлен в приложении инструментарий проверки эффективности материального продукта: анкеты, опросные листы, отзывы. Студент видит пути усовершенствования продукта;
· во время защиты проекта выпускник презентует готовый продукт, показывает глубокое знание проблемы, свободно оперирует основными понятиями, опираясь на знания теории и опыта проектирования подобных продуктов в данной области, вносит обоснованные предложения, без затруднений отвечает на поставленные вопросы;
· работа соответствует требованиям к содержанию и оформлению проекта, нормам русского языка.
«Хорошо»выставляется, если работа в основном соответствует показателям критерия «отлично», однако:
· имеются отдельные замечания к содержанию и оформлению проекта;
· при его защите не все ответы студента достаточно аргументированы;
· к работе могут быть высказаны некоторые замечания в отношении стиля, пунктуационной и орфографической грамотности.
«Удовлетворительно» выставляется, если:
· работа в основном соответствует требованиям к содержанию и оформлению проекта, но имеются существенные недостатки;
· материальный продукт, созданный в результате работы над проектом, не готов к использованию, требует доработки;
· проект прошёл экспертизу в соответствующей сфере применения, но не получил положительных экспертных заключений. Недостаточно хорошо разработан и представлен в приложении инструментарий проверки эффективности материального продукта: анкеты, опросные листы, отзывы;
· к работе имеются серьезные замечания в отношении стиля, пунктуационной и орфографической грамотности;
· студент презентует готовый продукт, но показывает недостаточно глубокое знание проблемы, дает недостаточно аргументированные ответы на заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» выставляется, если:
· работа не соответствует требованиям к содержанию и оформлению проекта;
· материальный продукт, созданный в результате работы над проектом, не имеет целостного, системного характера, не готов к использованию;
· проект не прошёл экспертизу в соответствующей сфере применения, не получил положительных экспертных заключений;
· к работе имеются серьезные замечания в отношении стиля, пунктуационной и орфографической грамотности;
· при защите проекта студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы, при ответах допускает существенные ошибки.
Студент, получивший оценку «неудовлетворительно» по КР, считается не выполнившим образовательную программу и учебный план соответствующего года обучения.
4. Хранение курсовых работ
· Выполненные студентами КР хранятся в педагогическом колледже - на кафедрах, в предметных (цикловых) комиссиях, учебных /предметных кабинетах не менее 1 года. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении КР решается организуемой по приказу директора комиссией, которая представляет предложения о списании КР.
· После защиты КР остается в колледже в полном объеме для последующего использования в учебном процессе.
· КР, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть рекомендованы к публикации, использованы в качестве учебных пособий.
· По запросу организации, учреждения, предприятия директор колледжа имеет право разрешить копирование КР студентов.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 186.