Стратегия выбора места организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стратегия выбора места организации является важной проблемой. При выборе места расположения производственных и сервисных объектов необходимо учитывать влияние целого ряда факторов, важнейшими из которых являются:

- близость к потребителю. Расположение в непосредственной близости от рынка сбыта продукции и услуг позволяет продать их быстрее и дешевле, особенной если транспортные услуги по их доставке велики. Кроме того, близкое расположение производства и потребления дает возможность оперативно учитывать интересы покупателей. Данный фактор очень важен для сервисных организаций, так как их мощности должны находиться в непосредственной близи от клиентов, поскольку услугу нельзя хранить. Однако там, где доставка продукции не требует значительных затрат, а производство услуг не требует участия клиента, близость к рынку может быть и не так важна, тем более, что приближенные к клиенту площади всегда обходятся дороже;

- близость поставщиков производственных запасов. При использовании в производстве большого количества объемных производственных запасов ставится задача о расположении вблизи их источников;

- расположение и квалификация рабочей силы. Для организации важно близкое расположение рабочей силы, имеющей определенные навыки. Конечно, рабочих можно доставлять к месту работы, но это обходится дороже. Для некоторых сфер производства (например, в сфере производства программных продуктов) наличие высококвалифицированных специалистов является одним из решающих факторов;

- наличие развитой инфраструктуры. Важное значение имеет доступность транспортной сети, так как строительство дорог может весьма значительно увеличить издержки. Кроме того, большое значение имеет способ перевозки продукции. Выбор железнодорожного, водного, воздушного или автомобильного транспорта в значительной мере определяет местонахождение организации;

- наличие структуры жизнеобеспечения (доступность водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, коммуникаций связи и т.д.);

- деловой климат (поддержка местными органами управления предпринимательства, местные налоги, присутствие компаний-конкурентов (особенно важно для сервисных организаций) и т.д.);

- местонахождение других объектов организации. Отдаленность выбранного места от центрального офиса и других объектов организации не желательна;

- демографическая среда выбранного места. Демографическая среда формирует источники спроса продукции и услуг. Поэтому необходимо провести соответствующие социологические исследования по выявлению групп потенциальных клиентов, что особенно важно для сервисных организаций;

- экологические требования. Необходимо учитывать степень воздействия объекта на окружающую среду, ввиду жесткости требований в данном районе можно понести значительные финансовые издержки;

- совокупные издержки (стоимость земли, сооружений, затраты на труд, энергию, материалы, обработку, транспортные затраты, налоги и др.);

- факторы общего характера (политические риски, государственные барьеры, наличие торговых союзов и др.);

При проектировании организации, которая производит товары, основным критерием является минимизация издержек. Для сервисных организаций – максимизация прибыли.

Поскольку перечисленные факторы часто противоречат друг другу, составляется определенный набор вариантов, каждый из которых оценивается по соответствующим критериям, после чего выбирается наилучший из них. Для этого применяется ряд методов.

Методы, приемы при выборе расположения организации:

К наиболее распространенным методам оценки альтернативных вариантов относятся методы теории принятия решений. При использовании данного метода каждое место размещения оценивается по соответствующим факторам в балльном эквиваленте с последующим подсчетом их суммы. Место размещения организации выбирается по наибольшей сумме полученных баллов.

Метод взвешивания оценок позволяет более точно дать количественную оценку предлагаемых вариантов, так как в нем используется оценка веса каждого фактора. Для более точных оценок используют методы бинарных вложений «ЭЛЕКТРА 1» и «ЭЛЕКТРА 2».

Кроме того, при выборе места размещения организации используют транспортные методы, направленные на обеспечение минимизации затрат по производству и транспортировки продукции. Они позволяют оценить различные варианты размещения с точки зрения анализа всей цепочки «производство – распределение».

Метод анализа критической точки позволяет выбрать вариант размещения исходя из постоянных и переменных затрат для каждого варианта. Необходимо учитывать, что при данном методе выбор зависит от предполагаемого объема выпуска продукции. На основе имеющихся данных строится специальных граф, с помощью которого, исходя из предполагаемого объема выпуска продукции, выбирается вариант с наименьшими суммарными затратами.

Следует отметить, что методы, определяющие решения о размещении производственных организаций, как правило, основаны на минимизации издержек. Однако для сервисных организаций в качестве критерия нередко используется максимальная прибыль в различных местах. При размещении сервисных организаций основной проблемой является определение места расположения и количество точек обслуживания. Для этого используются методы регрессионного моделирования (например, при выборе места для гостиницы) и эвристические методы (для выбора места расположения больниц и поликлиник).


[1] Часто денежный поток называют в соответствии с западными методиками Cash Flow.

[2] Показатель чистого дисконтированного дохода соответствует показателю Net Present Value (NPV), применяемому в соответствии с западными методиками оценки экономической эффективности проектов.

[3] Показатель срока окупаемости соответствует показателю Point Break (PB), применяемому в соответствии с западными методиками оценки экономической эффективности проектов.

[4] Показатель индекса рентабельности соответствует показателю Index Rentability (IR), применяемому в соответствии с западными методиками оценки экономической эффективности проектов.

[5] Показатель среднегодовой рентабельности соответствует показателю Return Of Investment (ROI), применяемому в соответствии с западными методиками оценки экономической эффективности проектов.

[6] Показатель внутренней нормы доходности соответствует показателю Internal Return Rate (IRR), применяемому в соответствии с западными методиками оценки экономической эффективности проектов.

[7] Точка безубыточности может рассчитываться на любой календарный период (квартал, месяц и др.), соответственно изменяются и наименования показателей.

* Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.


Дата: 2016-10-02, просмотров: 163.