Анализ конкурентной среды в отрасли на базе модели “пяти сил конкуренции” М. Портера.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Включает в себя оценку каждой конкурентной силы, как правило с использованием шкалы: сильная, средняя, слабая конкур сила. В результате делается вывод о том, каков общий уровень конкуренции, является ли конкуренция грубой, жесткой, устойчивой, умеренной, слабой…

1.Внутриотраслевая конкуренция – наиболее важная. Какие методы и инструменты конкуренции наиболее активно применяются в данном сегменте рынка. Анализ таких факторов, как цена, качество, уровень обслуживания, сервис, гарантии, продуктовые инновации, реклама/продвижение товаров, сеть поставщиков.

Интенсивность конкуренции между продавцами проявляется в том, насколько энергично фирмы используют находящиеся в их распоряжении средства конкурентной борьбы: низкие цены, улучшенные характеристики товара, более высокий уровень обслуживания потребителей, длительные сроки гарантийного обслуживания, выпуск новых товаров. Конкуренция может быть мирной и агрессивной. Обычно конкуренты стремятся лучше удовлетворить потребителя, но в то же время используют слабости друг друга.

Факторы, влияющие на интенсивность конкуренции:

1. конкуренция усиливается с увеличением числа конкурентов

2. конкуренция сильна, когда спрос на продукцию растет медленно. На быстрорастущем рынке места хватает всем

3. конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирмы на снижение цен или др средства для увеличения продаж (секретные соглашения о снижении цен)

4. конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе от одного от потребления одной марки к другой невелики.

5. конкуренция увеличивается, когда производитель хочет увеличить свою долю рынка за счет доли конкурента

2. Новые конкуренты. Фирмы, только что появившиеся на рынке, обладают новыми производственными мощностями, желанием обеспечить себе долю рынка. Серьезность зависит от входных барьеров и реакции существующих фирм на появление новичков. Барьеры существуют, когда новички сталкиваются с препятствиями вхождения в отрасль: большой объем инвестиций, консерватизм потребителей, законодательные ограничения и т.д. также экономические факторы, кот обеспечивают потенциальным конкурентам неравные условия по сравнению с существующими фирмами.

Виды барьеров:

· Экономия на масштабах отпугивает потенц. конкурентов, т.к. необходимо сразу производить большой объем.

· Многие отрасли требуют технологически сложного оборудования и навыков

· Эффект кривой «обучение/опыт», когда снижение Се-ти происходит благодаря эффекту опыта.

· Приверженность покупателей к определенным маркам

· Доступ к каналам сбыта. Оптовые продавцы могут сдержанно относиться к неизвестному товару.

· Действия контролирующих органов

· Тарифы (для иностранных компаний)

3. Товары-заменители. Признаки усиления конкуренции со стороны товаров заменителей:

· Оборот субститутов быстро растет

· Производители субститутов намерены расширить мощности

· Растет прибыль производителей товаров-заменителей

Воздействие на конкуренцию товаров-субститутов:

· Наличие доступных по цене субститутов заставит компании также снизить и свои цены

· Появляется возможность сравнения качества и характеристик продукции

· Цена перехода потребителя от одной марки на заменитель

4. Поставщики.Являются существенной конкурентной силой, могут влиять на цены, качество, условия поставки.

Сила поставщиков влияет, когда предложение продукции поставщиков ограничено, а потребители испытывают острую необходимость в ней.

Конкурентная сила поставщиков снижается, если появляются товары-заменители.

Если основным потребителем является какая-либо одна отрасль, то поставщики защищают свое положение путем разумных цен, конкурентная сила не столь велика. Если же продукция играет для какого-либо потребителя решающую роль и всего несколько поставщиков контролируют производство большей части продукции, то конкурентная сила поставщика велика. А также если поставщик может обеспечить поставки комплектующих по более низким ценам, чем сама фирма-потребитель.

5. Потребители. Являются существенной силой, если: Они достаточно крупные и приобретают значительную долю продукта,Они покупают большой объем по всему рынку,Могут уйти,Производимый продукт стандартизирован,Издержки потребителей при переходе на др марки низки,Могут приобретать товары у различных продавцов,Приобретенный продукт не сохраняет деньги потребителя,Потребители хорошо информированы и организованны

Идеальная конкурентная среда – в которой поставщики и покупатели имеют слабую позицию, когда нет хороших заменителей, входные барьеры относительно высоки и внутриотраслевая конкуренция умеренная.

 

 
 

Достоинства

Ø Расширенное представление отраслевой конкуренции вместо обычного рассмотрения соперничества только среди прямых конкурентов;

Ø Универсальность применения: природа конкуренции одинакова во всех отраслях и определяется действием пяти сил конкуренции.

Недостатки

Ø Не дает количественных оценок;

Ø Статичность модели, т.е. позволяет оценить конкурентную ситуацию на текущий момент времени.


Дата: 2016-10-02, просмотров: 244.