Оценка уровня экономической безопасности организации: подходы, показатели.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономическая безопасность складывается из:1. стабильность состояния. 2. стабильность условий функционирования

 

Неизменность состояния нарушается при снижении адаптивности при изменяющихся условиях внешней среды, снижении конкурентоспособности (уменьшение объема продаж), дестабилизации связей с партнерами.

Требования к показателям состояния:достоверность, высокая информативность, минимальное, но достаточное количество

Группировка показателей:

- внешние: рейтинг (в динамике), - внутренние: финансовое состояние, производственная деятельность, ценовая политика, кадровая политика и т.д.

 

Отбор наиболее значимых показателей:

1) Сформулировать критерии отбора с учетом требований, 2) Выбрать метод оценки, 3) Разработать системы оценки (да/нет, баллы)

 

Процедура анализа:

1) Исследование понятия (выбор ключевых слов)

2) Работа с ключевыми словами (элементами понятия): наполнение содержанием

3) Формирование поля показателей:

o формулирование требований к ним

o определение направления группировки

o формирование показателей

o выбор показателей (наиболее важных):

- формирование набора критериев

- выбор методов отбора

- оценка показателей по значимости

- формирование поля отобранных показателей

Аспекты оценки ЭБО

1) Экономический аспект – оыенка с фин., хоз, прооизв. Стороны д-ти организации.

Финансовая устоячивость – возможность распоряжаться фин ресурсами.

Хоз аспект – роль подразделений

Произв – объемы производства, поставки

Собстви заемные средства

2) Организационный – с-ма управления

3) Информационный

4) Правовой – нормы и нормативы, з-ны, НК, ГК. Устав, учетная политика.

 

УЭБО

Нормативная база

Нормативно-правовая база – это прежде всего законодательство и нормативные акты.

Под законодательством мы понимаем как законодательство внешнее (то есть на уровне государства, региона, местное законодательство), так и внутреннее (это все приказы, подписанные директором).

Пример иерархии законодательства: на уровне государства установлена ставка налога на имущества в 2,2%. Регионы могут сами регулировать эту ставку, но только на понижение (повысить не могут).

На основе законодательных актов и правовых норм разрабатываются методики обеспечения ЭБО для удовлетворения ЭБО, побуждаемые стимулами и мотивами организации.

Стратегия обеспечения ЭБО в России строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются:

· Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993), закон РФ «О безопасности», Концепция национальной безопасности РФ, Государственная стратегия ЭБ РФ, ФЗ «О коммерческой тайне», Закон РФ «О государственной тайне» , Указ об утверждении перечня сведений конфиденциального характера, Закон РФ об информации, информатизации и защите информации и т.д.

·

Механизм управления ЭБО

Механизм управления ЭБ предприятия представляет собой объективно обусловленную последовательность действий по обеспечению ЭБО.

Механизм управления ЭБО включает элементы, взаимосвязи и взаимозависимости между ними.

Элементы: законодательные и нормативные акты, правовые нормы, комплекс побудительных мотивов и стимулов, комплекс методов, методик, приёмов по реализации функций отслеживания, обеспечения, оценки уровня ЭБО, силы и средства, обеспечивающие функционирование и развитие системы ЭБО

Все эти элементы и их взаимодействия подчинены одной цели – безопасности организации при нормальном функционировании и снижении (минимизации) риска потерь.

Основным назначение формирования механизма обеспечения ЭБО является создание и реализация условий, обеспечивающих ЭБО с учётом критерия её ЭБ.

Действия механизма ЭБО призвано обеспечивать безопасность определённого уровня (связь с показателями). Этот уровень зависит от особенностей деятельности организации, взаимодействий с внешней средой, организационно-правовой формой деятельности, масштабами производства (выполняемых работ, услуг), доли рынка.

Главная роль в обеспечении ЭБО принадлежит персоналу.

Прогнозирование факторов, обеспечивающих ЭБО

Минимизировать возможные.

Дать нормативную базу

Обеспечение: статистика, экспертные оценки, расчетно-аналитический

Мат.ожидание, вероятность потери ЭБО (снижение уровня ЭБО), ожидаемые потери от ЭБО – величина затрат

Соизмерение затрат на предотвращение ситуации.

Определение коэффициента потерь:

Если >1, то необходимо провести анализ

Если <1, то операция приемлема по нормативу

 

Если ситуация угрожает будущему организации, то применяем меры.

Необходимо декомпозировать проблемы по важности.

Мониторинг обеспечения ЭБО

1. сбор информации, необходимой для оценки состояния защищённости орг-ции и потери ею стабильности функционирования

2. оценка уровня защищённости орг-ции от различного рода угроз

3. установление причин, источников, характера и интенсивности воздействия угроз на потенциал орг-ции (кадры, технологии, система управления, финансовое состояние)

4. выявление деструктивных тенденций формирования угроз потенциалу орг-ции

5. прогнозирование последствий действий угроз на потенциал орг-ции, на сферы его деятельности, на обеспечение и обслуживание потенциала орг-ции (материального, финансового, информационного, технологич.)

6. системно-аналитическое изучение сложившихся ситуаций, тенденций развития угроз, характера их воздействия для разработки превентивных мер по смягчению или ликвидации угроз на ЭБО.

Комплекс этих работ представляет собой одно из направлений деятельности по ЭБО- мониторинг.

УЭБО может реализовываться при след. организац. обеспечении:

Ø наличие необходимого методич. и организац. обеспечения (состава оценочных показателей уровня ЭБО, методик расчёта этих показателей, положений о подразделениях, должностных инструкций и т.д.)

Ø наличие разработанной (расчётно-обоснованной) нормативной базы: границы уровня ЭБО, допустимый уровень отклонений

Ø установленный каналы связи, т.е. системы коммуникации

Ø технические средства (матер-технич. база) и др.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ РИСКАМИ


Дата: 2016-10-02, просмотров: 407.