Главной операционной функцией может быть любая из стадий бизнеса, например, академические исследования (НИИ), конструкторские и проектные работы (КБ, проектные институты), добыча сырья, снабжение и закупки, производство и сборка, сбыт, распределение или оказание услуг.
Ресурсы à бизнес-процессы à продукт или услуга
Цель главной операционной функции – предоставление клиенту продукта или услуги, удовлетворяющей его потребностям. Именно главная операционная функция определяет уровень компетентности и уровень конкурентоспособности на рынке. Как правило, организация выбирает ту главную операционную функцию, которую она может выполнять лучше других.
Бизнес-процесс – устойчивая целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая преобразует «входы» в «выходы», представляющие ценность для конечного потребителя.
Реализация главной операционной функции требует обеспечения материальными, информационными и трудовыми ресурсами, а также управляющим воздействием. Таким образом, элементами бизнес-процесса являются следующие:
1) ресурсы на входе (материальные, информационные, финансовые)
2) обеспечивающие ресурсы (материальные, информационные, финансовые, трудовые)
3) результат на выходе
4) управляющее воздействие
Как правило, бизнес-процессы классифицируются на основные, обеспечивающие, вспомогательные.
Операционная система - полная система деятельности организации, которая состоит из трёх подсистем:
1) подсистема планирования и контроля
2) подсистема обеспечения
3) перерабатывающая подсистема
В перерабатывающей подсистеме выполняются операции, которые непосредственно связаны с трансформацией ресурса в продукт или услугу.
Подсистема обеспечения связана с производством товаров и услуг и выполняет следующие обеспечивающие операции: поставка, транспортировка, складирование, ремонт.
В зависимости от вида деятельности, даже в масштабе одной организации, одни и те же элементы могут относиться к разным подсистемам
Подсистема планирования и контроля получает и обрабатывает информацию и выдаёт решения, направленные на управление перерабатывающей и обеспечивающей подсистем.
Классификация ОС: При классификации операционных систем по характеру движения потоков материалов от поставщика к покупателю выделяют две категории систем:
1) системы, охватывающие производство продукции, поставки и транспортировку. Конечным получателем в этом случае является покупатель;
2) системы, охватывающие производство услуги. Здесь покупатель (клиент) участвует в процессе.
В зависимости от модели движения потоки материалов системы первой категории делятся на четыре подкатегории:
1) С запасом на входе и выходе: поставщик - запас – обработка – запас - покупатель (характерна для крупного производства и т.д.);
2) С запасом на выходе: поставщик - обработка - запас - покупатель (характерна для производства, где исходное сырье нельзя долго хранить);
3) С запасом на входе: поставщик - запас - обработка - покупатель (характерна для позаказного производства);
4) Без запасов: поставщик - обработка - покупатель (характерна для позаказного производства, гражданского строительства).
Системы второй категории имеют две отличительные характеристики: во-первых, покупатель сам участвует в процессе, во-вторых, услуги нельзя хранить. Чтобы преодолеть колебания спроса, необходимо иметь либо избыточные мощности, либо запас клиентов. Системы второй категории в зависимости от типа деятельности делятся на три подкатегории:
1) ресурс «избыток» — услуга (для качественного и недешевого обслуживания);
2) ресурс «минимум» — услуга (для достаточно дешевого обслуживания);
3) ресурс «ограничение» — услуга (для достаточно дешевого обслуживания с пиковыми нагрузками).
ВИДЫ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПОДСИСТЕМ:
В зависимости от характера процесса переработки ресурса выделяют четыре типа перерабатывающей подсистемы:
1) проектная (единичная) подсистема. Данная перерабатывающая подсистема имеет следующие характеристики:
ü конечная продукция уникальна,
ü процесс производства носит единичный характер,
ü процесс производства может иметь большую продолжительность,
ü все ресурсы перерабатывающей подсистемы в данный момент времени направлены на реализацию одного или нескольких проектов;
2) серийная подсистема. Данная перерабатывающая подсистема имеет следующие характеристики:
ü отдельные цеха или участки специализируются на выполнении различных операций,
ü обрабатываемые изделия (обслуживаемые клиенты) проходят единицами или небольшими группами, их технологические маршруты могут быть разными;
3) подсистема массово-поточного производства. Характеристики данной перерабатывающей подсистемы:
ü большие объемы достаточно однообразной продукции,
ü время прохождения через подсистему незначительно,
ü производственные ресурсы упорядочены в определенной последовательности и образуют технологическую линию-поток, проходящую через всю систему;
4) подсистема с непрерывным процессом производства. Характеристики данной перерабатывающей подсистемы:
ü значительные объемы однородной продукции,
ü поступающие на вход подсистемы непрерывным потоком ресурсы проходят через нее непрерывным потоком.
ИНТЕГРАЦИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
В организации, как правило, существуют процессы интеграции. Интеграция обладает следующими достоинствами:
· централизованный контроль
· возможность повышения надёжности системы
· снижение затрат на привлечение субподрядчиков и контрагентов
В то же время интеграция может привести к созданию громоздких структур.
4 уровня интеграции: операционный, функциональный, межфункциональный, межорганизационный уровни. Эти уровни друг с другом взаимосвязаны.
Операционный уровень интеграции – первоначально интеграция ведётся по отдельным операциям и функциям, не связанным в единый процесс.
У каждого подразделения имеются свои показатели эффективности работы. Основой работы в данном случае являются пооперационные карты, описание отдельных бизнес-процессов и графики Гантта.
Функциональный уровень интеграции – в этом случае объединяются смежные операции и функции. Операции складирования, управления сбытом, грузопереработка и т.д.
Эта интеграция приводит к формированию основных функций и функциональных областей (которые вывел ещё Тейлор).
У каждого подразделения имеются свои локальные цели, но они более укрупнённые, потому что объединяют уже целые направления деятельности.
Пример: объединение закупок и складирования. Сокращение совокупных затрат, сокращение запасов, сокращение площади складских помещений, сокращение арендной платы, сокращение численности персонала.
Недостатки: отсутствие стимула на достижение конечного результата, усложнение процесса обмена информации, отсутствие гибкости, адаптивности, структурной мотивации и пр.
В качестве инструмента управления координацией используется бюджет. Следовательно, основной функцией управления компании становится использование ресурсов, при этом может не учитываться межфункциональные связи и межфункциональные запасы.
Межфункциональная интеграция – появляется мотивация к конечному результату.
Препятствия:
· Орг-структура (подразделения могут находиться на разных уровнях управления, например)
· Система оценки результатов
· Традиционный подход к управлению запасами
· Конфигурация информационной системы
· Отсутствие системы накопления знаний
Межорганизационный уровень интеграции – выходит за рамки предприятия. Объединяются усилия организаций, связанных друг с другом в рамках единого бизнес-процесса или совместных бизнес-процессов.
Даная интеграция в первую очередь реализуется за счёт развития информационных процессов.
MRP (МРП), DRP, ERP и много других иностранных букв.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 257.