Управление рисками.. Этапы. Страхование. Концепция приемлемого риска.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Алгоритм управления рисками промышленного предприятия представляет собой непрерывный замкнутый цикл, состоящий из восьми этапов и включающий комплекс организационно-экономических и управленческих мероприятий на трех стадиях: подготовки, принятия решения и реализации.

1. Стадия подготовки включает в себя процедуры выявления и классификации рисков в различных сферах повышенного риска предприятия.1 этап:

1.1. Анализ ситуации (Определение типа информационной ситуации в исследуемой отрасли, выбор методов анализа и оценки, анализ рисков и их классификация).

1.2. Идентификация проблемы (определение степени рисков и их синергичности).

1.3. Определение критериев выбора (определение сфер повышенного риска, выбор риска для последующего управления)

2. Стадия приняти решения представляет собой идентификацию проблемы и заключается в определении основных параметров рисков: силы, вероятности возникновения, си-нергичности, степени опасности.

2.1. Разработка альтернатив (определение возможных методов управления рисками)

2.2. Выбор наилучшей альтернативы (выбор метода управления рисками)

2.3. Согласование решения (утверждение антирисковой программы по критериям целесообразности и реальности)

3. Стадия реализации включает использование методов управления рисками, мо-ниторинг уровня рисков, контроль и оценку результатов проведенных мероприятий, переход к анализу ситуации.

3.1. Реализация методов уклонения, локализации, компенсации и т.д.

3.2. Контроль и оценка результатов

 

Концепция приемлемого риска: Учет затрат на разработку и проведение подстраховочных мероприятий, с одной стороны, и оценки возможного ущерба в случае неудачи, с другой, может привести к существенному изменению отношения руководителя к «степени рискованности» рассматриваемого решения.

Концепция основывается на двух подтвержденных практикой постулатах: во-первых, невозможно полностью устранить риск, во-вторых, всегда существует возможность найти такие меры по снижению последствий наступления рисков, которые обеспечили бы приемлемый для данного предприятия уровень риска.

Концепция приемлемого риска ориентирует руководителя на рациональное отношение к риску, предполагает разработку важных для деловой активности методических рекомендаций. Обоснованность таких рекомендаций предопределяется тем, что:

· риск – это не статическая характеристика, а управляемый параметр, на его уровень можно и, самое главное, необходимо оказывать воздействие;

· такое воздействие можно оказать только на «познанный» риск, то есть необходимо собирать и анализировать связанную с его проявлениями информацию, выявлять и идентифицировать факторы риска, оценивать последствия их проявления и т.д.;

· необходима оценить, как повлияли мероприятия по снижению отклонения заданных критериев деятельности предприятия на экономическую эффективность, то есть насколько соизмерима стоимость проведенных мероприятий с убытком, который мог нанести риск в случае реализации.

С учетом вышесказанного можно отметить, что разработка комплексной стратегии предприятия направлена, в частности, именно на обретение предприятием экономической безопасности.

 

Методы СНИЖЕНИЯ риска: диверсификация, самострахование – методы поглощения. Страхование, хэджирование – ы передачи риска

1.Диверсификация. Данный метод нашел широкое применение в стратегическом управлении: распределение риска между различными объектами вложения капитала, что помогает избежать части риска. Диверсификация – инвестирование финансовых средств в более, чем один, вид активов, т.е. процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов.

2.Страхованиепредставляет собой отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан в случае наступления определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых взносов. Сущность заключается в распределении ущерба между всеми участниками страховании. Страхование очень многообразно, отмечу лишь три функции: рисковая (возмещение риска), предупредительная и сберегательная (строгий контроль за страховым фондом).

3.Самострахование (лимитирование) выражается в создании в создании страхового фонда непосредственно самим хозяйствующим субъектом либо в обязательном, либо в добровольном порядке. Лимитирование – это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующим субъектом он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

4.Хеджирование представляет собой процесс страхования риска от возможных потерь путем переноса риска изменения цены с одного лица на другое. Контракт – хедж:

1) Форвардный контакт – соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается вне биржи и обязательно для исполнения.

2) Фьючерсный контракт – соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается на бирже и исполнение которого гарантируется расчетной палатой биржи.

3) Опционный контракт – соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается как на бирже, так и вне биржи и представляет право одной из сторон исполнить контракт либо отказаться от его исполнения.

Существует 2 операции: на повышение и понижение.

Хеджирование на повышение – покупкой – биржевая операция по покупке срочных контрактов. В этом случае страхуются от возможного повышения курса валют и позволяет установить покупную цену раньше, чем будет приобретена валюта.

Хеджирование на понижение – продажа – биржевая операция с продажей срочных контрактов. В этом случае происходит страхование от возможного снижения цен в будущем.

 

Передача (трансфер) риска представляет собой основной способ передачи предпринимательского риска через заключение контракта. Контракты бывают строительные, контракты аренды, контракты на хранение и перевозку грузов, контракты продажи, обслуживания, снабжения, контракты поручительства, биржевые сделки и договоры факторинга. Причины появления: потери, которые велики для стороны, передающей риск (трансфер), могут быть незначительными для стороны, принимающей на себя этот риск (трансфери); трансфери может знать лучшие способы и иметь возможности для сокращения потерь.

УПРАВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ РИСКАМИ

Анализ и оценка риска

Анализ рисков - процедуры выявления факторов рисков и оценки их значимости, по сути, анализ вероятности того, что произойдут определенные нежелательные события и отрицательно повлияют на достижение целей проекта. Анализ рисков включает оценку рисков и методы снижения рисков или уменьшения связанных с ним неблагоприятных последствий.

Качественный анализ рисков позволяет выявить и идентифицировать возможные виды рисков, свойственных проекту, также определяются и описываются причины и факторы, влияющий на уровень данного вида риска. Кроме того, необходимо описать и дать стоимостную оценку всех возможных последствий гипотетической реализации выявленных рисков и предложить мероприятия по минимизации и/или компенсации этих последствий, рассчитав стоимостную оценку этих мероприятий.

Основными результатами качественного анализа рисков являются: выявление конкретных рисков инвестиционного проекта и порождающих их причин, анализ и стоимостной эквивалент гипотетических последствий возможной реализации отмеченных рисков, предложение мероприятий по минимизации ущерба и их стоимостная оценка. К дополнительным, но также весьма значимым результатам качественного анализа, следует отнести определение пограничных значений возможного изменения всех факторов (переменных) проекта, проверяемых на риск.

Количественный анализ рисков предполагает численное определение величин отдельных рисков и риска проекта в целом. Количественный анализ базируется на теории вероятностей, математической статистике, теории исследований операций.

Задача количественного состоит в численном измерении влияния изменений рискованных факторов проекта на поведение критериев эффективности проекта.

 

Оценка рисков - это определение количественным или качественным способом величины (степени) рисков.

Американский эксперт Б. Берлимер предложил при анализе использовать некоторые допущения:

· Потери от риска независимы друг от друга.

· Потеря по одному направлению деятельности не обязательно увеличивает вероятность потери по другому (за исключением форс-мажорных обстоятельств).

· максимально возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.

Анализ рисков можно подразделить на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный. Качественный анализ имеет целью определить (идентифицировать) факторы, области и виды рисков. Количественный анализ рисков должен дать возможность численно определить размеры отдельных рисков и риска предприятия в целом.

Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа.

Однако осуществление количественной оценки встречает и наибольшие трудности, связанные с тем, что для количественной оценки рисков нужна соответствующая исходная информация.

Экспертный способ, известный под названием метода экспертных оценок, применительно к предпринимательскому риску может быть реализован путем обработки мнений опытных предпринимателей или специалистов. Можно использовать среднее значение экспертных оценок для построения кривой распределения вероятностей. Или, достаточно, ограничиться получением экспертных оценок, вероятностей возникновения определенного уровня потерь в четырех характерных точках (установить показатели наиболее вероятных, допустимых, критических и катастрофических потерь), имея в виду как их уровни, так и вероятности. По этим характерным точкам несложно воспроизвести ориентировочно всю кривую распределения вероятностей потерь.

Расчетно-аналитические методы построения кривой распределения вероятностей потерь и оценки на этой основе показателей предпринимательского риска базируются на теоретических представлениях. К сожалению, прикладная теория риска хорошо разработана только применительно к страховому и игровому риску. Элементы теории игр в принципе применимы ко всем видам предпринимательского риска, но прикладные математические методы оценочных расчетов производственного, коммерческого, финансового риска на основе теории игр пока не созданы.

В ряде случаев для определения степени риска и выбора оптимальных решений применяется методика "дерево решений" или "дерево событий". Она предполагает графическое построение различных вариантов, которые могут быть приняты. По "ветвям дерева" соотносят субъективные и объективные оценки данных событий. Следуя вдоль построенных "ветвей дерева", используя специальные методики расчета вероятностей, оценивают каждый вариант пути. Это позволяет достаточно обоснованно подойти к определению степени риска и выбору оптимального решения.

УПРАВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ РИСКАМИ

Зоны риска

Область (или зона) риска представляет собой некие границы всегда существующей опасности для деятельности руководителя, а как следствие для эффективного функционирования организации. Знание возможных зон риска дает возможность руководителю определить рамки работы организации и эффективно управлять риском.

Зоны риска по соотношению финансовых результатов.

Результаты организации предлагается поделить на две категории (зоны): гарантированный финансовый результат и возможные финансовые потери. В свою очередь каждая из них оценивается размерами полученной прибыли.

Гарантированный финансовый результат исчисляется размерами расчетной суммы прибыли и представляет собой безрисковую зону.

Возможные финансовые потери могут быть соотнесены по трем степеням опасности (рис.4):

· Зона допустимого риска - в размере расчетной прибыли до точки безубыточности;

· Зона критического риска – в размере расчетной суммы валового дохода до точки бездоходности

· Зона катастрофического риска – в размере суммы собственного капитала до точки банкротства с потерей всего собственного капитала.

Коэффициент риска в этой В границах область критического риска возможны потери, величина которых превышает размеры расчетной прибыли, но не превышает общей величины валовой прибыли. Коэффициент риска в этой области находится в пределах 50-75%. Такой риск нежелателен, поскольку фирма подвергается опасности потерять всю свою выручку от данной операции.

В границах области недопустимого риска возможны потери, близкие к размеру собственных средств, то есть наступление полного банкротства предприятия. области находится в пределах 75-100%.

 


УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ


Дата: 2016-10-02, просмотров: 218.