Выталкивающая система – это система организации производства, в которой детали, компоненты и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жёстким производственным графиком. Т.е. материальные ресурсы и полуфабрикаты как бы выталкиваются с одного звена производственной системы в другое. Иногда создаются сверхнормативные запасы.
|
|
MRP I (микрологистическое управление потребностями и ресурсами)
MRP II – компьютеризированный вариант – автоматизированное управление запасами
Проблемы, возникающие в процессе внедрения MRP I, относятся к разработке информационного и программно-математического обеспечения расчётов (ПМО) и выбора комплекса вычислительной и оргтехники.
Вытягивающее производство – такой метод организации производства, в котором детали, компоненты и полуфабрикаты как бы вытягиваются последующим звеном из предыдущего. Появилась такая система в Японии (Toyota).
Lean Production (раньше TPS) – предлагает широчайший набор инструментов и подсистем, с помощью которых можно успешно повышать эффективность производства за счёт того, что создаётся единая система непрерывного совершенствования и улучшения бизнес-процессов компании. Это обеспечивает постоянный рост эффективности.
Основополагающие идеи Lean:
Суть Lean Production заключается в особенной трактовке понятий «ценности» и «потерь». В соответствии с этой трактовки, каждое действие с материалом, деталью, документом рассматривается с 2 сторон: во-первых, какую ценность это создаёт для потребителя, а во-вторых – как минимизировать то, что не создаёт ценности для потребителя, т.е. потери.
7 основных видов скрытых потерь производства:
Правила Канбан:
Планирование производственной мощности:
Производственная мощность – максимально возможная загрузка производственных подразделений или способность производства к максимальному выпуску продукции при имеющихся ресурсах.
Виды ПМ:
Исходной базой для планирования производственной мощности является ассортимент (номенклатура), имеющегося оборудования (пропускная способность), человеческие ресурсы (состав и качество человеческих ресурсов), материальные и энергетические ресурсы (могут быть потом скорректированы).
Планируемая величина производственной мощности корректируется в зависимости от ряда факторов:
· Стабильность спроса
· Темпы технологических изменений и оборудования
· Уровень использования ИТ в технологических процессах
· Условия конкуренции
· Требования снижения производственного цикла
Следует учитывать и краткосрочные факторы:
· Возможные изменения в требованиях по мощности, связанные с колебаниями спроса (сезонность и случайные колебания)
Порядок определения производственной мощности:
Используется принцип «ведущего звена». Т.е. мощность участка определяется по максимальной мощности по ведущему оборудованию. Мощность цеха – по участку. Предприятия – по ведущему цеху. В качестве ведущего звена выступает подразделение, участок, группа оборудования, в котором сосредоточено наибольшее количество производственных фондов и трудозатрат.
СПОСОБЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПМ:
Следование производства за спросом – данная стратегия требует постоянного изменения величины ПМ, т.е. если спрос снижается, то ПМ снижаем и наоборот. Данная стратегия эффективна в короткие промежутки времени при низких издержках, когда при снижении ПМ снижаются затраты на содержание оборудования и помещений. В этом случае максимальная нагрузка приходится на персонал.
Основные методы: сверхурочные работы, неполный рабочий день, гибкий рабочий график (чаще всего в сфере услуг), приём персонала на временную работу, использование аутсорсинга или кооперации.
Фиксация объёма производства – при этой стратегии устанавливается фиксированный объём производства на уровне ожидаемого среднего спроса. В следствие колебаний образуются запасы готовой продукции. Это не невостребованная продукция!Эта стратегия обеспечивает равномерную загрузку производства. Данная стратегия работает в том случае, если у организации есть возможность складирования, и содержание запасов обходится достаточно дёшево.
ТЕОРИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ
Теория ограничений была разработана Голдрагом. Организация рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных процессов, и целью её деятельности является получение прибыли. Снабжение, производство и сбыт представляются как звенья одной цепи и в любой точки цепи может появиться ограничений.
Выделяют внешние и внутренние ограничения.
Внутренние ограничения связаны с недостатком производственных ресурсов (непроизводительное оборудование, отсутствие инструмента, персонала…)
Внешние ограничения связаны со спросом на продукцию, перебои в доставке материалов, а также методы управления организацией.
При внедрении данной системы необходимо учитывать причинно-следственные связи, поэтому для оценки эффективности устанавливают несколько критериев и устанавливают показатели оценки функционирования операционной системы. Критерии: выработка (с точки зрения скорости), запасы (деньги, которые в эти запасы вложены), операционные расходы (денежные средства, которые организация тратит на то, чтобы запасы превратить в выработку).
Все ресурсы делятся на 3 вида:
1. Ресурсы недостаточной мощности (узкое место)
2. Ресурс избыточной мощности (этот ресурс не должен работать непрерывно, заниматься устранением простоев в уже сложившейся системе не имеет смысла, или это надо делать в последнюю очередь)
3. Ресурс ограниченной мощности (пропускная способность соответствует потребностям)
РЦ – рабочие центры
Узкое место называется барабаном – именно этот участок выдаёт ту «дробь», которая используется для управления всей системы. для исключения перебоев в работе узкого места необходимо создать резервные запасы продукции – амортизатор. Во избежание накопления излишних запасов должна быть установлена информация связь с предыдущим звеном (с верёвкой).
Идея данной системы управления заключается в том, что управление носят цикличный, непрерывный характер (процесс непрерывного совершенствования).
Данный процесс состоит из следующих этапов:
1. Выявление узких мест
2. Определение способов наиболее эффективной эксплуатацией узких мест
3. Подчинение всех процессов в системе принятому решению, при этом узкое место используется как средство контроля за потоком продукции
4. Увеличение пропускной способности узкого места
5. Возврат к первому этапу – поиск нового узкого места
По мнению Голдрага нужно уравнивать спросу поток, а не мощности (т.е. управлять потоками); для всех ресурсов, не являющихся узким местом, уровень активности определяется индивидуальными особенностями этого ресурса, а также сторонним ограничением (порождаемого узким местом). Час, потерянный в узком месте = час потери во всей системе. Передаточная (транспортная) партия не обязательно должна быть равна объёму заказа. Приоритеты в управлении необходимо назначать только после исследования ограничений системы.
УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЯМИ
Особенности операционного процесса при производстве услуги.
По определению Американской маркетинговой ассоциации, услуга — это деятельность, выгоды или удовлетворение, которые продаются отдельно или предлагаются вместе с продаваемой продукцией. Основное отличие услуги от продукции заключается в том, что производство и потребление большинства услуг неразделимы, они могут потребляться только в ходе изготовления.
Это обстоятельство определяет необходимость непосредственного участия покупателя в процессе производства услуги. При организации услуги необходимо учитывать потребности и способности клиентов. Необходимость присутствия покупателя обусловливает основные особенности услуги.
Качество услуги невозможно проверить заранее, так как человек, оказывающий одну и ту же услугу, может варьировать свои действия при каждом ее исполнении. Вместе с тем качество услуги зависит от восприятия покупателя, который может быть неподготовленным, непредсказуемым и т.д. Таким образом, услуге свойственно непостоянство качества.
Услуга неосязаема, нематериальна, ее трудно специфицировать, у разных клиентов могут быть разные понятия о характере услуги. Услуга может использовать материальные предметы или воплощаться в них, но сама по себе не является таковыми. Большинство услуг представляют собой действия. У таких услуг нет осязаемого выходного продукта. Следствием неосязаемости услуги является то, что в результате приобретения большинства услуг не возникает права собственности. Исключение составляет вложение услуги в материальный продукт. Услугу нельзя хранить. В силу того, что большинство услуг производятся и потребляются одновременно, они являются несохраняемыми.
Спрос на услуги изменчив, подвержен быстрым колебаниям (например, спрос на транспортные услуги резко возрастает в часы пик, а на услуги ресторана — в обеденное время). Услуга, как правило, уникальна, так как для каждого конкретного покупателя одна и та же услуга будет различной. Услугу трудно оценить, в качестве основного показателя, как правило, принимается время ожидания покупателя. Процесс оказания услуги (операционный процесс) в ряде случаев можно представить в виде последовательности контактов клиентов с сервисной организацией (личных, по телефону и т.д.).
Таким образом, особенности операционного процесса при производстве услуги определяются особенностями услуги. Можно выделить два направления деятельности в сфере услуг:
1) сервисный бизнес — сфера деятельности, основной целью которой является предоставление клиентам сервисной услуги или пакета услуг. Здесь выделяют два типа услуг: обслуживание в среде предприятия и обслуживание в среде клиента;
2) внутреннее обслуживание — процесс оказания услуг внутри самой организации, необходимых для поддержания ее жизнедеятельности (обработка данных, бухгалтерский учет, техническое обслуживание и т.д.). В некоторых случаях подразделения организации выполняют функции за ее пределами и таким образом становятся автономными сервисными предприятиями.
В основу классификации услуг положен признак «степень контакта с потребителем услуги» — процентное отношение времени, которое клиент должен находиться в сервисной системе, к общему времени процесса его обслуживания. К сервисным системам первого типа относят системы с высокой степенью контакта; к сервисным системам второго типа относят системы с низкой степенью контакта.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 216.