Системы управления операционными запасами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выталкивающая система – это система организации производства, в которой детали, компоненты и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жёстким производственным графиком. Т.е. материальные ресурсы и полуфабрикаты как бы выталкиваются с одного звена производственной системы в другое. Иногда создаются сверхнормативные запасы.

 

Потребитель

Рентабельность
Основной недостаток – более дорогое и менее организованное производство.

 

MRP I (микрологистическое управление потребностями и ресурсами)

MRP II – компьютеризированный вариант – автоматизированное управление запасами

 

Проблемы, возникающие в процессе внедрения MRP I, относятся к разработке информационного и программно-математического обеспечения расчётов (ПМО) и выбора комплекса вычислительной и оргтехники.

 

Вытягивающее производство – такой метод организации производства, в котором детали, компоненты и полуфабрикаты как бы вытягиваются последующим звеном из предыдущего. Появилась такая система в Японии (Toyota).

Lean Production (раньше TPS) – предлагает широчайший набор инструментов и подсистем, с помощью которых можно успешно повышать эффективность производства за счёт того, что создаётся единая система непрерывного совершенствования и улучшения бизнес-процессов компании. Это обеспечивает постоянный рост эффективности.

Основополагающие идеи Lean:

  1. Рассмотрение всех действий на производстве с точки зрения создания ценности для потребителя и боьба с действиями, не создающими такую ценность.
  2. Сокращение времени от размещения заказа до поставки продукции потребителю.
  3. Ликвидация скрытых потерь производства.
  4. Непрерывное улучшения производства и создание самообучающейся организации.

 

Суть Lean Production заключается в особенной трактовке понятий «ценности» и «потерь». В соответствии с этой трактовки, каждое действие с материалом, деталью, документом рассматривается с 2 сторон: во-первых, какую ценность это создаёт для потребителя, а во-вторых – как минимизировать то, что не создаёт ценности для потребителя, т.е. потери.

7 основных видов скрытых потерь производства:

  1. Перепроизводство (см. схему выше – накопления) – либо производство с опережением, либо производство в больших количествах, чем это требуется на следующей производственной стадии производства (или больше потребности клиента)
  2. Ожидание – простои во время работы, связанные с ожиданием материалов, инструментов, информации; непредвиденные сбои в работе оборудования и т.д.
  3. Транспортировка – передвижение детали и продукта без необходимости. Например, передача заготовки или готовой продукции на склад.
  4. Лишние этапы обработки – неправильная или ненужная обработка, которая может быть связана с плохим качеством инструментов, непродуманной технологией или несовершенной конструкцией изделия.
  5. Дефекты и исправление дефектов – потери, связанные с браком, инспекцией и выявлением дефектной продукции, а также с повторными переделками.
  6. Перемещение – связано с совершением рабочими операторами, которые выходят за рамки производительной работы.
  7. Запасы – хранение сырья и полуфабрикатов в больших объёмах, чем это действительно необходимо для запланированной работы.
  8. Потеря творческого потенциала сотрудников

Правила Канбан:

  1. Для последующих процессов детали поставляются предыдущими процессами
  2. На предыдущих процессах производится только то, что будет изъято последующим процессом
  3. На последующие процессы поступают только бездефектные детали
  4. Производство должно быть выровненным
  5. Все детали сопровождаются канбанами
  6. Со временем количество канбанов должно быть уменьшаться

 

Планирование производственной мощности:

Производственная мощность – максимально возможная загрузка производственных подразделений или способность производства к максимальному выпуску продукции при имеющихся ресурсах.

Виды ПМ:

  1. Планируемая мощность– определяет максимально возможный объём выпуска продукции в идеальных условиях работы предприятия.
  2. Эффективная мощность – максимально возможный выпуск продукции при данных условиях функционирования. Определяется как коэффициент использования производственных мощностей, а коэффициент рассчитывается как отношение фактически используемых производственных мощностей к прогнозируемым.
  3. Действительный выход – определяется как коэффициент эффективности (отношение действительного выхода к фактически используемым производственным мощностям (?) )

 

Исходной базой для планирования производственной мощности является ассортимент (номенклатура), имеющегося оборудования (пропускная способность), человеческие ресурсы (состав и качество человеческих ресурсов), материальные и энергетические ресурсы (могут быть потом скорректированы).

Планируемая величина производственной мощности корректируется в зависимости от ряда факторов:

· Стабильность спроса

· Темпы технологических изменений и оборудования

· Уровень использования ИТ в технологических процессах

· Условия конкуренции

· Требования снижения производственного цикла

Следует учитывать и краткосрочные факторы:

· Возможные изменения в требованиях по мощности, связанные с колебаниями спроса (сезонность и случайные колебания)

Порядок определения производственной мощности:

Используется принцип «ведущего звена». Т.е. мощность участка определяется по максимальной мощности по ведущему оборудованию. Мощность цеха – по участку. Предприятия – по ведущему цеху. В качестве ведущего звена выступает подразделение, участок, группа оборудования, в котором сосредоточено наибольшее количество производственных фондов и трудозатрат.

СПОСОБЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПМ:

Следование производства за спросом – данная стратегия требует постоянного изменения величины ПМ, т.е. если спрос снижается, то ПМ снижаем и наоборот. Данная стратегия эффективна в короткие промежутки времени при низких издержках, когда при снижении ПМ снижаются затраты на содержание оборудования и помещений. В этом случае максимальная нагрузка приходится на персонал.

Основные методы: сверхурочные работы, неполный рабочий день, гибкий рабочий график (чаще всего в сфере услуг), приём персонала на временную работу, использование аутсорсинга или кооперации.

Фиксация объёма производства – при этой стратегии устанавливается фиксированный объём производства на уровне ожидаемого среднего спроса. В следствие колебаний образуются запасы готовой продукции. Это не невостребованная продукция!Эта стратегия обеспечивает равномерную загрузку производства. Данная стратегия работает в том случае, если у организации есть возможность складирования, и содержание запасов обходится достаточно дёшево.

ТЕОРИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ

Теория ограничений была разработана Голдрагом. Организация рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных процессов, и целью её деятельности является получение прибыли. Снабжение, производство и сбыт представляются как звенья одной цепи и в любой точки цепи может появиться ограничений.

Выделяют внешние и внутренние ограничения.

Внутренние ограничения связаны с недостатком производственных ресурсов (непроизводительное оборудование, отсутствие инструмента, персонала…)

Внешние ограничения связаны со спросом на продукцию, перебои в доставке материалов, а также методы управления организацией.

При внедрении данной системы необходимо учитывать причинно-следственные связи, поэтому для оценки эффективности устанавливают несколько критериев и устанавливают показатели оценки функционирования операционной системы. Критерии: выработка (с точки зрения скорости), запасы (деньги, которые в эти запасы вложены), операционные расходы (денежные средства, которые организация тратит на то, чтобы запасы превратить в выработку).

Все ресурсы делятся на 3 вида:

1. Ресурсы недостаточной мощности (узкое место)

2. Ресурс избыточной мощности (этот ресурс не должен работать непрерывно, заниматься устранением простоев в уже сложившейся системе не имеет смысла, или это надо делать в последнюю очередь)

3. Ресурс ограниченной мощности (пропускная способность соответствует потребностям)

 

РЦ – рабочие центры

Узкое место называется барабаном – именно этот участок выдаёт ту «дробь», которая используется для управления всей системы. для исключения перебоев в работе узкого места необходимо создать резервные запасы продукции – амортизатор. Во избежание накопления излишних запасов должна быть установлена информация связь с предыдущим звеном (с верёвкой).

Идея данной системы управления заключается в том, что управление носят цикличный, непрерывный характер (процесс непрерывного совершенствования).

Данный процесс состоит из следующих этапов:

1. Выявление узких мест

2. Определение способов наиболее эффективной эксплуатацией узких мест

3. Подчинение всех процессов в системе принятому решению, при этом узкое место используется как средство контроля за потоком продукции

4. Увеличение пропускной способности узкого места

5. Возврат к первому этапу – поиск нового узкого места

 

По мнению Голдрага нужно уравнивать спросу поток, а не мощности (т.е. управлять потоками); для всех ресурсов, не являющихся узким местом, уровень активности определяется индивидуальными особенностями этого ресурса, а также сторонним ограничением (порождаемого узким местом). Час, потерянный в узком месте = час потери во всей системе. Передаточная (транспортная) партия не обязательно должна быть равна объёму заказа. Приоритеты в управлении необходимо назначать только после исследования ограничений системы.


УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЯМИ

Особенности операционного процесса при производстве услуги.

По определению Американской маркетинговой ассоциации, услуга — это деятельность, выгоды или удовлетворение, которые продаются отдельно или предлагаются вместе с продаваемой продукцией. Основное отличие услуги от продукции заключается в том, что производство и потребление большинства услуг неразделимы, они могут потребляться только в ходе изготовления.

Это обстоятельство определяет необходимость непосредственного участия покупателя в процессе производства услуги. При организации услуги необходимо учитывать потребности и способности клиентов. Необходимость присутствия покупателя обусловливает основные особенности услуги.

Качество услуги невозможно проверить заранее, так как человек, оказывающий одну и ту же услугу, может варьировать свои действия при каждом ее исполнении. Вместе с тем качество услуги зависит от восприятия покупателя, который может быть неподготовленным, непредсказуемым и т.д. Таким образом, услуге свойственно непостоянство качества.

Услуга неосязаема, нематериальна, ее трудно специфицировать, у разных клиентов могут быть разные понятия о характере услуги. Услуга может использовать материальные предметы или воплощаться в них, но сама по себе не является таковыми. Большинство услуг представляют собой действия. У таких услуг нет осязаемого выходного продукта. Следствием неосязаемости услуги является то, что в результате приобретения большинства услуг не возникает права собственности. Исключение составляет вложение услуги в материальный продукт. Услугу нельзя хранить. В силу того, что большинство услуг производятся и потребляются одновременно, они являются несохраняемыми.

Спрос на услуги изменчив, подвержен быстрым колебаниям (например, спрос на транспортные услуги резко возрастает в часы пик, а на услуги ресторана — в обеденное время). Услуга, как правило, уникальна, так как для каждого конкретного покупателя одна и та же услуга будет различной. Услугу трудно оценить, в качестве основного показателя, как правило, принимается время ожидания покупателя. Процесс оказания услуги (операционный процесс) в ряде случаев можно представить в виде последовательности контактов клиентов с сервисной организацией (личных, по телефону и т.д.).

Таким образом, особенности операционного процесса при производстве услуги определяются особенностями услуги. Можно выделить два направления деятельности в сфере услуг:

1) сервисный бизнес — сфера деятельности, основной целью которой является предоставление клиентам сервисной услуги или пакета услуг. Здесь выделяют два типа услуг: обслуживание в среде предприятия и обслуживание в среде клиента;

2) внутреннее обслуживание — процесс оказания услуг внутри самой организации, необходимых для поддержания ее жизнедеятельности (обработка данных, бухгалтерский учет, техническое обслуживание и т.д.). В некоторых случаях подразделения организации выполняют функции за ее пределами и таким образом становятся автономными сервисными предприятиями.

В основу классификации услуг положен признак «степень контакта с потребителем услуги» — процентное отношение времени, которое клиент должен находиться в сервисной системе, к общему времени процесса его обслуживания. К сервисным системам первого типа относят системы с высокой степенью контакта; к сервисным системам второго типа относят системы с низкой степенью контакта.


Дата: 2016-10-02, просмотров: 216.