Особенности производственного обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С развитием производства возникают глубокие качественные изменения не только в материально-технической сфере, но и в психологии главной производительной силы общества — рабочих. Ускорение научно-технического прогресса, разделение и кооперация труда требуют повышения интеллектуального потенциала общества и каждого его члена отдельности. Существенную помощь в этом может оказать производственная педагогика.

Производственная педагогика — это специальное направление общей педагогики, изучающее различные аспекты межличностных отношений в трудовом коллективе и разрабатывающее методы, формы и средства обучения и воспитания.

Обучением называется процесс, направленный на развитие личности формирование у нее более полного познания жизни. Профессиональное обучение — планомерно организованная деятельность педагогов и обучаемых, направленная на овладение учащимися профессиональными знаниями, умениями и навыками, соответствующими современному научно-техническому уровню.

Обучение — это деятельность, в которой принимают участие двое: обучающий (учитель) и обучаемый (ученик). У каждого из них своя сфера приложения сил, но одна основа успеха — мотивация, под которой понимается стремление личности к обучению.

На всех этапах обучения присутствует множество факторов, определяющих его эффективность. На начальном этапе, когда только приступают к накоплению знаний, в качестве принципов эффективного обучения должны выступать основы дидактических требований: посильность, доступность, наглядность, последовательность, систематичность, переход от части к целому, от простого к сложному, от знакомого к неизвестному, от легкого к трудному.

На последующем этапе обучения главным должно быть появление убежденности, необходимости, потребности в получении знаний. Из этого вытекают следующие принципы эффективного обучения: обеспечение активной, самостоятельной деятельности, предоставление ученику возможности личного поиска и отбора информации, самостоятельной оценки полученных результатов.

Завершающий этап обучения характеризуется убежденностью ученика в сущности и необходимости обучения. На данном этапе принципы эффективности обучения должны сводиться к пробуждению у ученика устойчивой любознательности, развитию его исследовательских интересов, выработке научно-практической интуиции.

Степень усвоения знаний учеником можно определить давно известными критериями: 1) насколько обстоятельно он может передать содержание изученного; 2) сумеет ли ученик объяснить суть вопроса; 3) сможет ли применить на практике то, что было им изучено.

Усвоению знаний способствуют:

• Сознательное отношение ученика к обучению, что проявляется обычно в его живом интересе к делу, во внимании к сообщаемым ему сведениям.

• Широкое использование наглядного материала. Наглядность обучения служит средством организации разнообразной деятельности учащихся и используется преподавателем для того, чтобы обучение было более целенаправленным, результативным, а излагаемый материал — доступным для усвоения и понимания.

Важное значение в закреплении умений и навыков имеет систематическое применение тренировок, т.е. многократных повторений трудовых действий. Тренировка является приемом, направленным на совершенствование двигательных навыков человека и обеспечение его высокой работоспособности. Развитая систематическими тренировками высокая работоспособность человека получила название тренированности организма.

Профессиональные способности и задатки.Под способностью следует понимать индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ей успешное осуществление определенной деятельности. Наличие способности при выборе профессии имеет большое, хотя и не всегда решающее значение. При формировании способности следует считаться с развитием конкретных физиологических функций организма, которые принято называть задатками, из которых при надлежащих условиях и правильно организованном профессиональном обучении могут быть хорошо развиты профессиональные способности.

Различают общую и специальную способности. Общая способность — это способность человека к обучению, рассматриваемая как совокупность потенциальных возможностей личности к овладению профессией. Специальная способность — проявление отдельных сторон общей способности человека.

Высшая степень способностей получила название таланта. Он характеризуется совокупностью способностей, позволяющих его носителю получать такие результаты деятельности, которые отличаются новизной, высоким совершенством исполнения и общественной значимостью.

Основным признаком в оценке способностей следует считать успешность профессиональной деятельности. Понятие успешности складывается из многих факторов: надежности, гибкости, разносторонности и эффективности. Надежность выражается через стабильность оптимального уровня работоспособности в сложных условиях трудовой деятельности; гибкость отражает способность исполнителя своевременно менять стратегию действий в соответствии с изменением трудовой деятельности; в проявлении разносторонности видят умение исполнителя пользоваться большим арсеналом средств. Причем каждый из указанных факторов способствует достижению исполнителем поставленной цели.

Профессиональная пригодность.Квалифицированная профессиональная деятельность окажется успешной, а пригодность — высокой только при соответствии психофизиологических качеств организма и возможностей личности требованиям избранной профессии. К таким требованиям относятся уровень знаний, умений и навыков; физические и умственные возможности личности; характерные проявления мотивации, обучаемости, заинтересованности.

Показатель пригодностичеловека к данной профессии определяется совокупностью следующих элементов:

• скоростью работы, т.е. временем, в течение которого выполняется данное задание;

• точностью (качеством) выполнения задания;

• выносливостью человека по отношению к затратам труда на выполнение данного задания при сохранении здоровья исполнителя и соблюдении всех требований к изделию;

• отсутствием вредных влияний на организм.

Профессиональная пригодность связана с индивидуальными вариантами психофизиологических особенностей, по-разному соотносимых с требованиями профессии. Различают следующие три фактора индивидуальной профессиональной пригодности:

отношение человека к данному виду трудовой деятельности, его интерес к ней, специфичность направленности в избранной области, сила, глубина и обоснованность привязанности к ней;

• способности человека к данному виду деятельности (как существующие, так и потенциальные);

динамика обучаемости, т.е. успехи в овладении знаниями, умениями, навыками.

Основными свойствами непригодности следует считать:

• неспособность к выполнению задания в требуемое время (по качеству и количеству);

• сохранение напряженности труда, рано приводящей к появлению утомления;

• невозможность точного следования за изменением заданных ритма и темпа работы;

• неумение соотносить точность изготовляемого изделия с его реальными параметрами;

• трудность формирования и упрочения рабочего динамического стереотипа.

Основными формами обучения являются индивидуальная, бригадная (групповая) и курсовая.

При индивидуальной форме обучающийся прикрепляется к квалифицированному рабочему или инструктору, знания и опыт которого служат базой для подготовки рабочего. Сущность бригадного обучения состоит в объединении обучающихся одной и той же профессии в группы.

Характерными особенностями курсовой формы обучения являются сравнительно глубокая теоретическая подготовка и строгая последовательность овладения знаниями данной профессии. Курсы могут быть как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Используются также различные способы и приемы производственного обучения, среди них:

• рабочие инструкции – для работ, не требующих специального или длительного обучения;

• переходное обучение – на курсах с использованием тренажеров;

• имитация – аналогия или воспроизведение реальной системы, если обучение сопряжено с опасностью или отличается большой сложностью (например, подготовка летчиков);

• ролевые игры;

• обучение чувствительности – обучение принципам взаимодействия;

• обучение претендентов для расширения кругозора и улучшения мыслительного процесса;

• фильмы и телепередачи;

• лекции;

• дискуссии;

• ротация – временное использование кадров на других постах (важна для обучения менеджеров);

• обучение по собственной программе;

• использование персонала, особенно менеджеров, для работы в других отраслях промышленности.

Переподготовка кадров – это обучение новым профессиям или специальностям работников, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом.

Сущность повышения квалификации состоит в расширении и углублении теоретических и практических знаний по той же профессии или специальности.

Основными формами повышения квалификации являются производственно-технические курсы; школы по изучению передовых методов труда; курсы по овладению вторыми и совмещаемыми профессиями и специальностями; курсы целевого назначения на предприятиях; институты и факультеты повышения квалификации инженерно-технических работников и др.

Присвоение рабочим разрядов, повышение в должности специалистов осуществляются с учетом их подготовки, которая становится необходимой составной частью подготовки и повышения квалификации кадров.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какова структура профессионального отбора?

2. Охарактеризуйте основные элементы системы профессионального отбора.

3. Какие методы профессионального отбора применяются на предприятиях?

4. Раскройте сущность профессиональной подготовки рабочих.

5. Дайте характеристику основным формам обучения рабочих.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 187.