В основе комплектования коллектива лежит научно обоснованная система методов и приемов, направленных на рациональный отбор желающих путем объективной оценки индивидуальных особенностей человека (его здоровья, склонностей, возможностей и др., несоответствия их объективным потребностям общества). Эта система, получившая название профессионального отбора, состоит из четырех элементов: профессиональной ориентации, профессиональной консультации, собственно профессионального отбора и профессиональной адаптации.
1. Профессиональной ориентацией называется элемент системы профессионального отбора, способствующий ознакомлению заинтересованных лиц с существующими профессиями.
Путь к профессии человека, ведущий через профессиональную ориентацию, состоит из трех этапов: знакомства с профессией, позволяющего иметь о ней полное и правильное представление; приближенного осознания своих интересов и способностей к данной профессии; принятия решения (т.е. выбора или отказа).
Критериями оценки и выбора профессии являются ее интеллектуальный и образовательный уровень; условия труда и его оплата; социальный престиж, перспектива совершенствования и продвижения специалиста; условия и возможности для творческого труда; варианты выбора и смены рабочего места.
Пути и методы осуществления профессиональной ориентации могут быть различными.
а) целесообразно проведение лекций и бесед специалистами, хорошо знающими данную профессию;
б) информацию о профессии можно почерпнуть в процессе чтения специальной литературы.
2. Профессиональная консультация. Она проводится на предприятии (а иногда – на рабочем месте) наиболее опытными специалистами и способствует появлению у избирающего профессию более определенного решения – выбора или отказа от нее.
3. Из числа пожелавших получить данную профессию производится профессиональный отбор. Его главная задача сводится к выявлению профессионально значимых качеств у избирающего данную профессию.
Методы профессионального отбора.
А. Беседы с кандидатами, во время которых заполняются определенные формы документации. Для этой цели разрабатываются специальные стандартизованные интервью и бланки.
Б. Профессиограммы, на основе которых в специальных центрах (лабораториях) проводятся профориентация и профотбор – это описания социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей отдельных профессий.
В. Тесты, с помощью которых наиболее точно можно определить пригодность человека к работе.
Г. Определение требований, предъявляемых к человеку в силу специфики профессии или рабочего места, мастером и бригадиром на основе собственного опыта, а о соответствии того или иного работника этим требованиям они судят, наблюдая за его работой.
Вопросы профотбора входят в компетенцию отделов труда и заработной платы, в штатах которых имеются специалисты — психологи, физиологи, социологи, обязанные давать заключения о пригодности конкретной личности к выполнению данного вида работ.
4. Профессиональная адаптация к перестройке физиологических функций вследствие реакции организма на изменившиеся условия среды. При этом усложняются процессы, обеспечивающие трудовую деятельность человека.
Следующий, наиболее важный этап работы с людьми — профессиональная подготовка и повышение профессионального мастерства. Он включает приобретение навыков, знаний и умений. Одновременно развиваются склонности личности.
8.2. Профессиональная подготовка рабочих
Профессиональная подготовка осуществляется в системе, позволяющей специалисту прежде всего приобрести знания, необходимые для предстоящего выполнения требуемого производственного задания. Приобретенные знания используются для формирования умения. Умение рассматривается как процесс эффективной организации временных связей на основе ранее полученных знаний. Никакие умения, тем более квалифицированные, без знаний не существуют. Умение позволяет выработать у исполнителя важные производственные качества: организованность, способность правильного выбора приемов и методов, а также оценки результатов своей деятельности.
Умение может быть приобретено многими средствами, в том числе инструктажем, подражанием лучшим образцам трудовой деятельности, личным поиском. Соответственно разнообразны и умения. Различают познавательные, общетрудовые, конструктивно-технические, организационно-технологические, операционно-контрольные умения. Умения отличаются от знаний тем, что всегда связаны с практикой. Умение преследует цель подготовить исполнителя к приобретению навыков.
Профессиональное умение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, представленных в таблице 8.
Закрепление умений в качестве навыка — сложный процесс, требующий времени и условий. Навык — это закрепленное упражнением умение квалифицированно выполнять определенное профессиональное действие в установленную единицу времени. Навыки различают: а) по степени общности — родственные умения переходят в навыки раньше, чем отдаленные; б) по прочности — чем прочнее усвоен навык, тем легче воспринимаются движения, сходные с ним, и труднее — отдаленные; в) по сложности— чем больший комплекс раздражителей участвует в формировании навыка, тем он сложнее.
Таблица 8
Этапы формирования умений
Этапы | Психологическая структура |
1. Первоначальное умение | Осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки. Деятельность методом проб и ошибок |
2. Недостаточно умелая деятельность | Наличие знаний о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, неспецифических для данной деятельности навыков |
3. Отдельные общие умения | Ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности, например умение планировать свою деятельность, организаторские умения и т.п. |
4. Высокоразвитое умение | Творческое использование знаний и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора, способов ее достижения |
5. Мастерство | Творческое использование различных умений |
В психологическом отношении производственные навыки делятся на следующие группы: а) сенсорные, обеспечивающие острую чувствительность и точность восприятия, например навыки определения температуры по цвету пламени, сортности муки по внешнему виду); б) двигательные — движения рук (как одной, так и двух), синхронность их действий; в) ориентировочные, формирующиеся при хорошо развитой наблюдательности исполнителя (навыки совершенствования и рационализации приемов труда, станков и приспособлений и др.).
Производственные навыки как сложные формы, приобретенные в процессе трудовой деятельности, формируются поэтапно.
Различают четыре этапаформирования производственного навыка.
Первый этап называется предварительным. В его границах происходят накопление знаний и создание программ навыка, осмысливаются цели и значение предстоящей деятельности, дифференцируются движения на основные и вспомогательные.
Второй этап — аналитический. Он характеризуется завершением формирования и закрепления полученных знаний и умений, заметным улучшением качества отдельных профессиональных движений, развитием умений выбора наиболее рациональных действий, анализа их и установления между ними связей.
Третий этап получил название синтетического, или стадии мастерства. Элементы действия обобщаются в комплексы, устанавливается прочная пространственная и временная связь. Мастерство исполнителя проявляется в высоком качестве изделия, легкости выполнения задания в требуемой норме, большой уверенности исполнителя в выборе приемов и пользовании ими.
Четвертый этап назван этапом автоматизации движений. В автоматическом совершении движений можно заметить два вида реакций: первичные — по механизму безусловных рефлексов (например, изменение вегетативных функций — дыхания, деятельности сердца и др.), и вторичные, когда ответные реакции первоначально происходят осознанно и только впоследствии автоматически.
При формировании производственного навыка частичная автоматизация действий всегда сопровождается перестройкой их структуры, которая сводится к следующему:
● к изменению приемов исполнения движений — ранее изолированно совершавшиеся движения сливаются в одно сложное, где уже не бывает пауз.
● к устранению лишних и ненужных движений, обеспечивающему явление совмещений, т.е. участие в этом акте только необходимых в данный момент органов и систем.
● ускорению темпа движений, приближению его к оптимальному для данного вида деятельности.
При формировании нового производственного навыка трудности обычно возникают из-за интерференции, т.е. из-за отрицательного влияния имевшегося навыка на выработку нового навыка.
Многочисленные исследования специфики профессионального обучения позволили установить условия успешности процесса формирования навыков и умений. Назовем наиболее важные из них:
· наличие достаточной учебной мотивации;
· активный характер деятельности обучающихся;
· наличие у обучающихся необходимых знаний;
· определенность задачи, понимание цели и способов ее достижения;
· обучение общим принципам формирования навыков;
· соответствие методов обучения особенностям умений и навыков;
· эффективность инструктажа;
· постепенность усложнения задачи;
· достаточное количество упражнений;
· разнообразие условий обучения;
· своевременность и объективность оценок деятельности обучающихся и знание ими результатов упражнений;
· применение специальных технических средств в обучении.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 199.