Одним из элементов организации труда, наряду с организацией рабочих мест, является организация их обслуживания.
Подфункцией обслуживания понимается конкретный вид трудовой деятельности по обслуживанию основного производства, выполняемый соответствующими работниками вспомогательных подразделений и служб предприятия.
Но следует иметь в виду, что обслуживание рабочих мест – это задача техническая. К организации труда относится не обслуживание рабочих мест, а организация их обслуживания. Организация обслуживания рабочего места близка по характеру кооперации труда. И в том и другом случае происходит взаимодействие между рабочими местами, но при кооперации взаимодействуют работники, технологически связанные выполнением одной работы. При обслуживании вспомогательные рабочие помогают основным выполнять их производственные функции.
Для того чтобы уяснить особенности этого взаимодействия следует рассмотреть структуру, виды и функции обслуживания рабочего места.
Структура обслуживания образуется из обслуживания средств труда, предметов труда и работников (рис. 9).
Содержание основных функций обслуживания:
1. Производственно-подготовительная — комплектование материалов, заготовок, деталей и распределение работ с обеспечением технической и экономической документацией (рабочие чертежи, схемы, инструкции, наряды на выполнение сдельных работ и т.п.).
2. Инструментальная — обеспечение рабочих мест инструментом, приспособлениями и поддержание их в исправном состоянии.
3. Наладочная — наладка, регулировка и подналадка технологического оборудования, приспособлений и сложного инструмента.
4. Энергетическая — обеспечение основного производства и всех других подразделений и служб предприятия различными видами энергии (электрической, сжатым воздухом, водой, топливом), а также межремонтное обслуживание всех энергетических установок, сетей и измерительных приборов.
5. Ремонтная — текущий ремонт и межремонтное профилактическое обслуживание технологического оборудования, изготовление или восстановление неполучаемых от поставщиков запасных частей и деталей и содержание ремонтно-механических цехов и участков.
6. Контрольная — контроль качества продукции или работ, анализ и приемка сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, получаемых от поставщиков, а также обслуживание и регулирование контрольно-измерительных приборов, учет, анализ причин и предупреждение брака продукции или работ.
7. Транспортная — перемещение сырья, материалов, заготовок и других предметов труда внутри, а иногда и вне предприятия, а также вывоз готовой продукции и производственных отходов. Для выполнения этой функции на большинстве предприятий создаются транспортные цехи, укомплектованные необходимыми видами транспортной техники.
8. Складская — приемка, взвешивание, сортировка, маркировка, складирование, учет, хранение и выдача всех видов вещественных материальных ценностей.
Критерии рабочих мест, участков, цехов | ||
Технико-технологические | Экономические | Социальные |
|
|
|
| ||||
Рис. 8. Возможная схема разработки и использования типовых
проектов организации труда
|
Рис.9. Структура функций обслуживания
9. Ремонтно-строительная — текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений предприятия и всех коммуникаций на его территории.
10. Хозяйственно-бытовая — поддержание чистоты и порядка в производственных и бытовых помещениях на предприятиях, а также обеспечение всех работающих спецодеждой с ее стиркой и ремонтом, питьевой водой, в надлежащих случаях — спецпитанием.
Та или иная функция обслуживания осуществляется в определенной системе. Подсистемой обслуживания рабочих мест и работников понимается научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации сроков, объемов и методов выполнения тех или иных функций обслуживания.
Основные принципы организации системы обслуживания:
• разграничение функций обслуживания и функций основного производственного процесса с целью перехода от самообслуживания и децентрализованного обслуживания к специализированному централизованному или хотя бы к смешанному обслуживанию, когда централизованно выполняются только наиболее сложные и важные функции обслуживания;
• обеспечение плановости всех или большинства систем обслуживания, их согласование друг с другом и с оперативно-производственным планированием, подчинение регламента и сроков обслуживания задачам и регламенту работы основного производства;
• разработка графиков планово-предупредительного, профилактического обслуживания и внедрение таких графиков для предупреждения аварийных ситуаций и перебоев в работе основного производства;
• организация комплексного обслуживания с выполнением работ по всем важнейшим функциям в соответствии с технологической последовательностью;
• рациональная организация труда вспомогательных рабочих с обеспечением их всем необходимым для высокопроизводительной работы (материалами, инструментом, комплектующими изделиями, запасными частями, транспортными средствами и т.п.);
• обеспечение высокого качества обслуживания, надежности ремонта, устойчивости наладки, точности регулировок и своевременности выполнения всех работ по обслуживанию;
• регулярная и надежная связь рабочих мест и рабочих основного производства с обслуживающим персоналом.
К формам обслуживанияотносятся дежурная, планово-предупредительная и стандартная.
Дежурная форма обслуживания предполагает, что вспомогательные, обслуживающие рабочие вызываются на основные рабочие места по мере надобности.
Планово-предупредительная форма обслуживания применяется в условиях серийного и крупносерийного производства при достаточно больших объемах работ. Сущность этой формы заключается в том, что все или большинство функций обслуживания осуществляются по заранее разработанным и технически обоснованным планам-графикам. Работы ведутся по календарному графику независимо от того, исправно оборудование или нет.
Стандартная форма обслуживания состоит в том, что обслуживание по всем или большинству важнейших функций производится по жестким временным графикам или так называемым «стандарт - планам». Стандартная форма обслуживания применяется в условиях массового производства, а также на особо ответственных участках других типов производства, например при обслуживании мощных силовых установок.
Важное значение для организации обслуживания рабочих мест и оборудования имеет выбор наиболее эффективного и экономичного способа обслуживания, т.е. условий его организации. Известны три способа организации обслуживания: централизованный, децентрализованный и смешанный.
При централизованном способе обслуживания, применяемом в основном на крупных предприятиях с массовым или крупносерийным типом производства, функции обслуживания осуществляются соответствующими функциональными службами предприятия по всем его подразделениям.
При децентрализованном способе обслуживания, применяемом на средних и мелких предприятиях или в условиях территориальной разобщенности подразделений предприятий, функции обслуживания осуществляются непосредственно в этих подразделениях.
При организации обслуживания применяется смешанный способ организации труда обслуживающих рабочих, при котором часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а часть — децентрализованно.
Требования к организации всей системы обслуживания:
1. Обязательное согласование системы обслуживания с системой оперативно-производственного планирования. Особенно важно согласовать их во времени и по возможности сократить простои машин и оборудования при их обслуживании, а также предусмотреть проведение работ по обслуживанию в периоды междусменных перерывов в работе, внутрисменных (например, обеденных) перерывов и в общие выходные дни. Работа основного производства должна планироваться с учетом времени и регламента обслуживания по всем его функциям.
2. Любая система обслуживания должна быть предупредительной, т.е. гарантирующей основное производство от простоев и потерь рабочего времени по каким бы то ни было причинам (поломки, аварии, несвоевременная доставка предметов труда, перебои в обеспечении инструментом и т.д.).
3. Заблаговременная подготовка производства по всем важнейшим функциям его обслуживания: предварительное плановое комплектование материалов, заготовок, деталей; полуфабрикатов, инструмента, оснастки и технической документации.
4. Система обслуживания в целом должна иметь комплексный характер, т.е. предусматривать планомерное и взаимосвязанное выполнение различных работ по обслуживанию рабочих мест и оборудования разными службами и работниками по заранее разработанным графикам.
5. Высокое качество и надежность обслуживания, что особенно важно при выполнении ремонтов, регулировке и наладке оборудования, а также при изготовлении и ремонте инструмента.
6. Экономичность системы — выполнение всех функций обслуживания с минимальными затратами труда и средств.
Первым этапом работы по внедрению научной организации труда вспомогательного персонала, и в первую очередь рабочих, непосредственно обслуживающих основное производство, является изучение и анализ существующих форм и систем обслуживания. Основные направлениятакого анализа следующие:
1. Сбор материалов, характеризующих организацию рабочих мест и их обслуживание на предприятии и в его подразделениях.
2. Тщательное изучение организации труда рабочих, осуществляющих производственно-подготовительную функцию обслуживания.
3. Анализ организации наладки и подналадки оборудования: планово-предупредительная или вызывная системы; величина простоев оборудования и основных рабочих во время наладки или профилактических осмотров оборудования; межремонтное обслуживание и организация труда рабочих-наладчиков.
4. Анализ транспортного обслуживания рабочих мест основных рабочих.
5. Анализ организации труда в области технического контроля: изучение существующей системы централизованного контроля.
6. Проверка наличия и надежности средств связи и сигнализации на рабочих местах основных и обслуживающих рабочих, а в случаях отсутствия или неисправности средств связи — определение потерь рабочего времени по этим причинам.
7. Анализ эффективности действующих на предприятии форм обслуживания (дежурная, планово-предупредительная, стандартная) и внесение на основании сделанных наблюдений предложений по изменению этих форм.
В результате анализа организации обслуживания рабочих мест рассчитываются следующие обобщающие показатели:
1.Коэффициент эффективности обслуживания рабочих мест.Он рассчитывается по формуле
(8)
где КЭ.обс — коэффициент эффективности обслуживания; Тпрв- время потерь по причинам ненадлежащего обслуживания рабочих мест или участков, мин. или ч.; ТСМ — сменное время или суммарное время наблюдения, мин. или ч.
2.Коэффициент качества обслуживания.Этот показатель исчисляется по формуле
(9)
где РМСО и РМобщ— число своевременно и качественно обслуживаемых рабочих мест и общее число рабочих мест в производственном подразделении или на предприятии.
3. Процент снижения производительности труда основных рабочих из-за недостатков в обслуживании рабочих мест.Он рассчитывается как отношение суммарного времени потерь, связанного с недостатками в обслуживании (Тпрв), к суммарному рабочему времени основных рабочих, за которыми велось наблюдение
(10)
где Тф.отр — фактически отработанное время.
(11)
Совершенствование организации обслуживания рабочих мест позволяет значительно повысить производительность труда, улучшить качество выпускаемой продукции, упорядочить работу различных служб и вспомогательных рабочих.
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под рабочим местом?
2. Какова классификация рабочих мест?
3. Что входит в понятие «организация рабочих мест»?
4. Перечислите основные требования, предъявляемые к оснащению рабочих мест и к их планировке.
5. Назовите функции и принципы обслуживания рабочих мест.
6. Дайте характеристику системам и формам обслуживания рабочих мест.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 214.