Для того чтобы усилить образность, глубину и качество восприятия необходима систематическая тренировка.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Можно предложить, например, следующие несложные упражнения:

Упражнение 10

Попытайтесь воссоздать в памяти недавний разговор с кем-либо из ваших знакомых. Сначала — общий смысл, затем детали: лицо собеседника, его жесты, мимику.

 

Упражнение 11

Сидя в метро, закройте глаза и попытайтесь на «внутреннем экране» увидеть сидящего напротив вас пассажира. Хотя бы в общих чертах — выражение лица, цвет и вид одежды. Важно именно увидеть, а не придумать.

 

Упражнение 12

Идя по улице, попытайтесь представить витрину магазина, мимо который вы только что прошли — вещи, их цвет, взаимное расположение.

 

Упражнение 13

Вечером, перед сном «прокрутите» в обратном порядке основные события уходящего дня. Попробуйте вспомнить детали.

 

После некоторой практики, когда ваши зрительные образы станут более яркими и дифференцированными, можно подключить другие каналы приема информации — слух, обоняние, осязание, вкус, т.е. сделать прошедшие события более объемными. Например, попробуйте вспомнить сопутствующие этим событиям, звуки, запахи, телесные ощущения, тембр голоса ваших собеседников.

Нередко при самостоятельной работе у студентов возникают трудности, связанные с низким уровнем устойчивости и концентрации внимания. Здесь может помочь регулярное выполнение следующего упражнения:

 

Упражнение 14

1. На белом листе бумаги нарисуйте тушью кружок диаметром 1-1,5 см, и повесьте его на стену. Сядьте напротив, на расстоянии 1,5 м. и постарайтесь сконцентрировать на нем внимание. При усталости — моргнуть несколько раз и продолжить концентрацию.

2. Наблюдая кружок, одновременно нужно следить, чтобы не только взгляд, но и мысли не «растекались» в разные стороны. Попробуйте мысленно «ощупать» кружок, почувствовать его границы, насыщенность цвета.

3. Продолжительность выполнения упражнения постепенно нарастает от 1 до 5 минут.

 

Приводимые ниже упражнения способствуют выработке начальных навыков в визуализации — качества, необходимого при активном запоминании и творческом мышлении.

 

Упражнение 15

1. Возьмите простой предмет (карандаш, монету, коробок спичек) и внимательно наблюдайте его в течение 2-3 минут. Затем попытайтесь представить его с закрытыми, глазами. Откройте глаза и сравните свое представление с оригиналом. Повторите 2 - 3 раза. Постарайтесь добиться возможно более четкого воспроизведения.

1. Вырежьте из цветной бумаги приятного для вас цвета круг диаметром 20-25 см. Повесьте его на расстоянии 1,5 м и наблюдайте в течение 2-3-х минут. Затем, закрыв глаза, попытайтесь воспроизвести его в воображении. Повторите 2-3 раза. Задача – добиться четкого воспроизведения цвета.

2. Рассматривайте в течение 2-3-х минут открытку или фотографию с достаточно простой композицией и малым количеством деталей. Закрыв глаза, попытайтесь воспроизвести наиболее близко к оригиналу. Повторить 2-3 раза.

 

Упражнение 16

Закройте глаза и попробуйте создать на внутреннем экране ряд последовательных образов. Между образами – пауза 20-30сек.

1. Представьте свежий, нежный бутон розы с мелкими капельками росы.

2. Медленно, подрагивая лепестками, бутон начинает раскрываться.

3. Перед вами распустившийся цветок. Почувствуйте его тонкий аромат. Попробуйте увидеть его сбоку, сверху. Плавно измените его размер.

4. Медленно закройте лепестки и превратите розу в бутон

 

В тридцатых годах прошлого века многие психологи считали, что память можно сравнить с сосудом, имеющим ограниченный объем и, следовательно, любые попытки ее улучшения бессмысленны. Но уже тогда появляются работы А.Н.Леонтьева и Л.С.Выготского, в которых говорится о различных способах запоминания. Какие же ключевые моменты в них используются?

Экспериментально установлено, что в кратковременной памяти может находиться только 7 ± 2 элемента. Следовательно, запоминаемую информацию можно разделять на блоки. Необходимо лишь чтобы их количество не превышало 4-5. Это же относится и к содержимому самих блоков. Мы часто интуитивно используем это правило. Например, телефонный номер 9452361 обычно представляют, как 945-23-61.

Если же речь идет о запоминании информации большого объема, то очень важно, чтобы она была осмысленна, представляла собой не совокупность разрозненных фактов, а обладала логической связностью.

Например, есть люди, которые, играя в шахматы, вполне грамотно оценивают позицию, но затем делают слабый ход, отвергнутый в начале анализа. К ним принадлежал замечательный французский математик А.Пуанкаре. Эта особенность не мешало ему, однако, проводить сложные, изобилующие тонкими нюансами математические доказательства. Дело в том, что порядок следования элементов в доказательстве теоремы имел, по словам А.Пуанкаре, гораздо большее значение, чем сами элементы. Ученый всегда мог одним взглядом охватить все рассуждение в целом.

Логическое структурирование информации является частным случаем ее упорядочивания. Здесь любое звено цепочки является одновременно следствием из предыдущего и причиной для следующего. Именно логика является красной нитью, связывающей элементы в одну цепочку. А можно ли в ее отсутствие запомнить большой — существенно превышающий возможности кратковременной памяти — объем информации?

Да, если мы сможем представить запоминаемые элементы в виде последовательности образов, событийно связанных друг с другом, образующих последовательный видеоряд. И здесь важны полимодальность образа и его ассоциативность — разнообразные связи с другими объектами.

Образ должен быть ярким, а ассоциации — необычными, доходящими до гротеска. Полезно использовать движение, как дополнительный фактор упорядочивания.

Допустим, вам необходимо запомнить последовательность из десяти случайных слов: фонарь, лес, футбол, скамейка, крокодил, грабли, мороженое, ананас, вертолет, медведь.

Можно на их основе попробовать выстроить некоторую взаимосвязанную цепочку динамичных образов, например: «Мы видим фонарь, освещающий тропинку в лес. Шагаем по тропинке и попадаем на поляну, где дети играют в футбол. На краю поляны мы видим скамейку, на которой сидит Крокодил Гена. Перед ним — большой ящик, из которого он граблями вытаскивает мороженое и раздает окружающим. Гена опускает грабли в ящик и к общему удивлению вытаскивает ананас. Слышен рев мотора. Все смотрят вверх. Медленно садится вертолет, из которого, переваливаясь, выходит медведь.

Можно придумать ряд ключевых слов, которые впоследствии будут использоваться вами для запоминания. Именно к ним мы будем «привязывать» запоминаемое. Мы используем эти слова как крючки вешалки, причем одежда-информация, размещаемая на ней, может постоянно меняться. Для того чтобы сохранялось не только содержание информации, но и последовательность ее предъявления, опорные слова необходимо однозначно связать с числами 1,2,3,…,10. В частности, критерием для выбора может служить внешнее сходство цифры и образа, стоящего за словом.

Например, для первых десяти цифр можно предложить такие слова:

1 – карандаш; 2 – лебедь; 3 – сердце; 4 – стул; 5 – доллар; 6 – улитка; 7 – кочерга; 8 – снеговик; 9 – запятая; 10 – бита с мячом.

Легко видеть, что образы выбранных слов похожи на соответствующие цифры.

Далее, создав образные ассоциации, вы можете без труда запомнить последовательность из любых десяти слов, связывая каждое из них с ключевым.

Например, если на первом месте стоит лес, а на третьем — книга, можно представить себе, соответственно, лес из деревьев-карандашей и книгу в форме сердца. Можно придумать ключевые слова, связанные с соответствующими цифрами не по форме, а по рифме, например: 1 – жасмин; 2 – трава; 3 – пари; 4 – гири; 5 – мать; и т.д.

Итак, общая схема большинства мнемонических приемов такова: либо образуется ряд последовательных, событийно связанных образов, в которых присутствуют запоминаемые объекты, либо осуществляется их привязка — с помощью зрительной ассоциации — к заранее выбранным и упорядоченным ключевым словам.

Причем, во втором случае, объем запоминаемой информации легко может быть расширен до 100 или даже 1000 объектов [6].

Процессы достижения понимания (мышления) и памяти существенно различны и вы будете утомляться гораздо меньше, чередуя их. Например, разбив общее время работы с книгой на интервалы по 1-1,5 часа и вкратце повторяя пройденное в начале и конце каждого из них. Заканчивая занятие, неплохо подытожить сделанное, изобразив графически основные элементы прочитанного и взаимосвязи между ними.

Следует заметить, что, совершенствуя свою память, мы делаем шаг к овладению навыками продуктивного мышления. Мы уже говорили, что нередко новая идея приходит к исследователю в символическом виде, выражается неожиданной комбинацией образов, т.е. требует активизации правополушарной деятельности. Но ведь именно эта деятельность лежит в основе мнемонических техник! Таким образом, развивая возможности нашей памяти, мы одновременно повышаем свою креативность.

Теперь еще об одном параметре, от которого непосредственно зависит темп и качество работы с информацией — о скорости чтения.

Обычно мы читаем со скоростью около 200 слов в минуту. Опыт показывает, что систематическая тренировка позволяет увеличить ее в 2-3 раза.

Дело в том, что традиционные навыки чтения, которым мы обучались в школе, лишь в незначительной степени используют фантастические возможности нашего восприятия. Прежде всего, определим составляющие процесса чтения. Это распознавание зрительных образов (слов), интеграция с ранее известным, запоминание и — на конечном этапе — извлечение прочитанного из памяти. Мы видим, что, как и в большинстве случаев, мы имеем дело с синтезом восприятия, мышления, памяти.

Эксперименты показывают, что увеличение скорости чтения не ухудшает понимание, а нередко способствуют ему! Если мы читаем медленно, то медленно и усваиваем, поскольку мышление не может опережать восприятие.

Нашему мозгу оказывается комфортнее работать на скорости в 400 слов в минуту, чем в 200. Дополнительным преимуществом его активизации является сведение к минимуму возможности засыпания во время чтения.

Какие же именно резервы необходимо использовать для повышения скорости?

При чтении точка фиксации внимания перемещается не непрерывно, а скачками слева направо. Таким образом, движение глаз состоит из чередующихся прыжков и пауз, во время которых и происходит обработка информации. Длительность паузы в среднем колеблется в диапазоне между 0,25-1,5сек. Кроме того, неподготовленный читатель нередко возвращается на 2-3 позиции назад, перечитывая слово. Тренируясь, можно уменьшить длительность и количество пауз, а также научиться в течение паузы обрабатывать не одно, а 3-5 слов, по возможности образующих осмысленное целое. Следующее упражнение, повторяемое неоднократно, поможет вам в этом.

 

Упражнение 17

1. Выпишите в столбик 50 трехзначных чисел. Закройте их карточкой. Откройте (на полсекунды) и сразу же закройте первое число. Запишите его. Проделайте это последовательно со всеми числами. Сравните столбики. При успешном выполнении задания, следует перейти к столбикам из четырех, пяти и шестизначных чисел, постепенно совершенствуя навык.

 

Другая возможность вытекает из того факта, что только 20% фоторецепторов ответственны за центральное зрение, остальные же 80% обеспечивают зрение периферическое, практически не используемое при чтении. Попробуйте определить границы своего восприятия при чтении.

 

Упражнение 18

1. Откройте книгу и зафиксируйте с помощью указки (карандаша) слово в середине страницы.

2. Определите, сколько слов вы можете видеть слева и справа от центрального слова.

3. Определите, сколько слов вы отчетливо видите выше и ниже центрального слова.

4. Если на странице есть схема или рисунок, способны ли вы их увидеть хотя бы в общих чертах?

 

Теперь вы видите, как велики резервы периферического зрения. А сейчас снова откроем книгу, расслабим глазные мышцы и проделаем несколько базовых упражнений в порядке нарастания трудности. Книгу при этом следует держать чуть дальше, чем обычно, глаза слегка расфокусированы.

 

Упражнение 19

1. Попробуем прочитать страницу текста, ведя указку не под строкой, как при обычном чтении, но охватывая вниманием сразу две строки. Здесь нам придется воспользоваться не только горизонтальным, но и вертикальным видением.

2. Если предыдущее упражнение получилось, можно попробовать удержать в поле внимания 3-4 строки одновременно.

 

Упражнение 20

1. Читаем текст, проходя страницу сверху вниз.

Указка находится на середине страницы и по мере чтения плавно скользит вниз. Взгляд следует за ней, слегка отклоняясь, по необходимости, то влево, то вправо. Скорость движения указки будет расти по мере тренировки.

Следующее упражнение позволяет при небольшом навыке практически удвоить скорость за счет так называемого “обратного чтения”.

 

Упражнение 21

1. Прочитайте строку обычным образом.

2. Перейдите к концу следующей строки и медленно перейдите к ее началу.

3. Если информация усваивается успешно, можно увеличить скорость при обратном проходе.

 

После прочтения текущей строки мы не просто переходим к началу следующей, а прочитываем ее от конца к началу. На самом деле мы читаем обычным образом, просто зафиксированные в сознании группы слов располагаются в правильном порядке лишь при возврате к началу строки.

Регулярно упражняясь, можно заметить, что по мере практики увеличивается не только быстрота чтения, но и скорость мышления и запоминания.

 

И в заключение, немного о творчестве. Сегодня широко используются методы активизации творческого процесса при решений инженерных задач – ТРИЗ, мозговой штурм, синектика и, разумеется, аутогенная тренировка. Мы уже говорили, что с ее помощью возможно изменение психофизиологического состояния в широких пределах. Каким же образом это может способствовать продуктивному мышлению?

При стандартном проведении сеанса, после достижения фазы АТ-погружения, ведущий выдерживает паузу в течение несколько минут, после чего следует выход из АТ. АТ-погружение позволяет снять излишнее эмоциональное напряжение, имеет выраженный терапевтический эффект. Но при этом используется лишь часть его потенциальных возможностей.

Дело в том, что оно представляет собой слабогипнотическое состояние, с присущей обычному гипнозу способностью к концентрированному и некритическому восприятию словесного внушения.

Если вы присутствовали на гипнотических сеансах, то, видимо, обратили внимание на то, с какой необыкновенной доверчивостью воспринимают слова гипнотизера его “жертвы”.

И это свойство АТ можно с успехом использовать, в частности, для мобилизации энергетических ресурсов и повышения собственной креативности.

Московский психотерапевт В.Райков проводил следующие эксперименты: приглашал к себе на прием художника и, внушив ему в состоянии гипноза, что он — Пикассо, предлагал сделать какой-либо рисунок. Затем возвращал его в исходное состояние и демонстрировал нарисованное. Как правило, следовало изумление, поскольку художник был уверен, что не владеет этой техникой. Пианисту среднего уровня внушалось, соответственно, что он — Рахманинов — и уровень его игры резко повышался. Почему это происходит?

Мы обычно реализуем лишь незначительную часть своего физического и интеллектуального потенциала. Одной из причин этого является неверие в свои силы. Каждый из нас легко может пройти по положенной на землю доске шириной 20 см., и лишь немногие отважатся на это, если ту же доску поднять на десятиметровую высоту. Хотя задача, по существу, не изменилась, страх перед возможным падением ограничивает наши возможности. В спортивном поединке обычно побеждает тот, кто не допускает и мысли о поражении. Человек, в момент смертельной опасности способен совершить чудеса — перемахнуть через двухметровый забор, мгновенно, подобно кошке, взобраться на дерево. Так что в словах принца Гамлета: «Так трусами нас делает раздумье» отражено верное наблюдение.

Вернемся к состоянию АТ-погружения, в котором, как мы уже знаем, возможно, ставить перед собой достаточно сложные — в том числе и творческие — задачи, не опасаясь критики со стороны нашего разума, ограничивающего влияния прежних установок. Здесь мы, по сути, программируем наше бессознательное на достижение желаемых результатов, например, на поиск решения задачи.

Существует и еще один аспект, связующий способность управлять своим состоянием и продуктивное мышление. Известно, что в творческом процессе большую роль играет метод аналогий. Прямые аналогии используют известные решения сходных проблем в других предметных областях. Техника, например, многим обязана фактам, известным из морфологии растений и насекомых, наблюдения за поведением животных. Кроме прямых, часто применяются фантастические и абстрактные (символические) аналогии, но наиболее интересно с точки зрения психологии использование собственного телесного опыта, т.н. субъективные аналогии.

Этот метод, известный в индийской традиции «как познание путем отождествления», был заимствован из нее Ф.Перлсом и часто используется в психосинтезе. Например, необходимо представить структуру силовых воздействий на элемент строительной конструкции или деталь прибора. В этом случае на фоне глубокой релаксации следует представить себя этой деталью, отождествиться с ней и отследить возникшие при этом ощущения. Несмотря на внешнюю непривычность и даже парадоксальность этой процедуры она эффективно применяется в синектике. Кстати, похожий феномен описывает и М.Цветаева, говоря, что для нее поэтическое описание какого-либо объекта, например, моста, возможно лишь при телесном отождествлении с этим мостом, восприятии всей гаммы его «ощущений». Таким образом, методы саморегуляции могут быть полезны не только для снятия психоэмоционального напряжения, но и для стимуляции креативности.

 

Задания для проверки знаний:

1. Назовите оптимальные условия для успешной умственной деятельности.

2. Расскажите о значении мотивации, воли и осознании цели в учебном процессе.

3. Какие меры следует предпринять для ускорения процесса «врабатывания»?

4. Какова на Ваш взгляд связь концентрации на задаче и мышечного расслабления?

5. Расскажите, каким образом с помощью аутогенной тренировки можно произвольно изменять свое состояние? В каких ситуациях Вашей учебной и общественной жизни это является желательным?

6. В чем смысл выполняемых в ходе занятий разгрузочных упражнений?

7. Изложите основные этапы работы с блоком новой для Вас информации.

8. В чем смысл и преимущество графического изображения изучаемого материала перед обычным линейным конспектированием?

9. Назовите основные принципы и приемы, способствующие эффективному запоминанию.

10. Использование каких резервов восприятия позволяет повысить скорость чтения?

11. Почему аутогенная тренировка позволяет активизировать процесс творчества?

 

Литература:

1. Беляев Г. С. и др. Психогигиеническая саморегуляция. – Л.: Медицина, 1977.

2. Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции – СПб.: Лань, 2003.

3. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. – СПб.: Питер, 1997.

4. Бьюзен Т.,.Бьюзен Б. Супермышление – Минск.: Попурри, 2003.

5. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти – М.: изд. МГУ, 1968.

6. Бьюзен Т. Суперпамять – Минск.: Попурри, 2003.

 


ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Транспортная психология уже оформилась как подразделение прикладной психологии и уже сама членится на составные части (железнодорожная, авиационная, морского транспорта). Проведено много полезных исследований, от использования которых получены важные практические результаты.

В настоящее время средства массовой коммуникации играют столь важную роль, что их разрушение привело бы к распаду современной цивилизации. Но среди них транспорт выделяется особо. Потребитель транспортных услуг получает не только «результат» работы системы (как газ, свет, тепло в доме, письмо в почтовом ящике, послание на мониторе компьютера), но и участвует в «процессе» - в работе транспортного средства, перемещается. И тем самым попадает в иное пространство и время. Работа транспорта непосредственно переживается – и транспортником, и пассажиром. И это происходит в массовом порядке. Известно, что европеец середины XX века «покрывал» за год в среднем расстояние, которое в XIX веке его предок проезжал и проходил за всю жизнь. Изменились и широта охвата личного пространства, и скорость передвижения по нему. Значит, человек должен адаптироваться к непривычным пространственно-временным координатам.

Именно пространственно-временные координаты пребывания личности в «транспортной ситуации» определяют специфику психологического подхода к человеческому фактору на транспорте.

Увеличение скорости перемещения, объема грузов и численности перевезенных людей демонстрирует растущую мощь транспорта. Но в условиях усиленного технического обеспечения возникает и повышенная опасность сбоев в работе транспортной системы. Внутри ее неполадки оборачиваются дезорганизацией, приводящей к экономическим потерям, а вне – к катастрофам разного типа, имеющим тяжелые социальные или экологические последствия. На уровне эксплуатации транспортных средств на долю «человеческого фактора» по разным оценкам приходится от 70% до 90% причин технических отказов. Если же учесть «вклад» в эти отказы проектировщиков машин и приборов, то на долю принципиально непредвиденных природных воздействий (смерчей, проливных дождей и т.п.) придется всего лишь несколько процентов.

Важность психологии в обеспечении существования транспортных систем была ясна. Но на первых этапах транспортная психология решала статические задачи, приспособляя к их решению методы, имеющиеся в академической науке. Так, для создания удобных пультов управления (с опорой на инженерную психологию) изучались виды шкал, их форма, расположение индикаторов и их количество. Работа эта важна и потому продолжается сейчас в широком диапазоне. Ею занят в настоящее время, например, ВНИИ железнодорожной гигиены в Москве. Разумеется, серьезные исследования проводят в военном и космическом ведомствах. Но со временем ведомственные открытия становятся частью общепсихологической культуры. К ним можно отнести, скажем, анализ семантического поля пространственно оформленной информации. Если разбить квадрат по вертикали и горизонтали на четыре части, то частота взгляда при равной значимости показателей так распределится по зонам: верхний левый угол – 46%, верхний правый – 29%, нижний правый – 14%, нижний левый -11% (по исследованиям Уайта).

Одновременно психологи стали исследовать и проблему особенных условий труда на транспорте, занимаясь прежде всего конкретными и бьющими в глаза неудобствами (стрессорами). Вот как в первом приближении описывается специфика жизни на корабле.

«В условиях плавания моряки подвергаются воздействию целого ряда психогенных (стрессовых) факторов. Это:

- длительная оторванность членов экипажа от Родины, семьи, близких;

- условия групповой изоляции, т.е. ограниченность общения, замкнутость судового экипажа в период рейса, ограничение жизнедеятельности моряков размерами судна, совмещенность зоны труда и отдыха и т. д.;

- монотонность существования, ограничение поступающей информации, отсутствие воздействия обычных сенсорных раздражителей и т.д.;

условия десинхроза, т.е. нарушение биологических и физиологических ритмов жизни организма (из-за смены часовых поясов, ночных вахт и т.д.);

- смена климатических зон, работа в непривычных, климатически неблагоприятных условиях;

- качка, вибрация, электромагнитные поля, влияющие на нервную систему человека и вызывающие различные физиологические и поведенческие реакции и др.»[23].

Я курсивом выделил термины, отражающие временной параметр, а жирным шрифтом – пространственные термины. В совокупности они описывают непривычный для человека пространственно – временной континуум, к которому приходиться адаптироваться. Шок невесомости в космосе и развитие клаустрофобии в подводной лодке – это следствие явно пространственного перемещения в инородную среду.

Пространство и время соединяются в понятии «скорость». Вот в какие информационные условия поставлен машинист локомотива:

«Подсчет сигнальных раздражителей, действующих на машиниста, в течение рейса протяженностью 600 км, показал, что общая сумма их составляет 8-10 тысяч, из которых лишь 10% оказываются призводственно важными (светофоры, переезды, ограничители скорости, указатели профиля пути и т.д.). Остальные, как правило, не являясь производственно важными, в любой момент могут стать ими. Это означает, что даже при «умеренных» для современного железнодорожного транспорта скоростях (80-100 км/ч), машинист в течение каждой минуты в среднем воспринимает 22 сигнальных раздражителя». [24]

Необходимость принимать решения и совершать действия при недостатке или переизбытке информации в неудобных условиях погружает работников транспорта в постоянную напряженность. А ведь он должен работать надежно, что связано с проблемой безопасности.

Категория надежности по-разному трактуется в психологии, но можно обозначить направление, в котором происходит уточнение и обогащение этого понятия. Одни исследователи трактуют надежность как вероятность регулировать рабочий процесс в рамках заданных параметров точности и устойчивости (Г.А. Сергеев, А.Ф. Романенко)[25]. А.И. Губинский, Г.В. Суходольский и Б.Ф. Ломов прибавляют еще параметр длительности выполнения работы.[26] В.Д. Небылицын и Е.А. Милерян надежность связывают еще и со способностью успешно работать в экстремальных условиях[27]. Как видим, надежность из сохраняющегося шаблона действий превращается в устойчивость по отношению к длительности (давлению времени) и к экстремальности ситуации (давлению пространства – опасного положения вещей).

Тогда встал вопрос об отборе профессионалов - стрессоустойчивых и способных к надежному выполнению своих функций. Даже не очень отработанное психологическое тестирование при приеме в военные и железнодорожные училища дало серьезные результаты. При зачислении в летные училища в СССР противопоказания к деятельности летчика уже в 1960-е годы подтверждались на 75%-80%[28]. Профотбор имеет явный экономический смысл. «Один из руководителей авиационной и космической медицины ВВС ФРГ отмечал, что своевременный отсев одного кандидата, не отвечавшего требованиям, дает экономию не менее 150 тыс. долларов. Введение тестового отбора в США во время второй мировой войны дало экономический эффект почти в 4 млн. долларов»[29].

Но практика психодиагностики при профотборе отнюдь не стала основой для беспрепятственного развития научной психологической теории. Профотбор неслучайно оказался первоначально связанным с обучением, которое осуществляет тысячелетиями созданный институт – школа. Пока речь шла о редких профессиях, можно было безжалостно отсортировывать многих для выделения единиц. Иным оказывается положение, когда речь идет о массовых профессиях, каковыми являются машинисты локомотивов, железнодорожные диспетчеры и члены судовых команд. А если учесть, что в работе транспортников возрастает роль именно интеллектуальной составляющей, то станет ясно: следует придерживаться фундаментального педагогического принципа преодоления дефекта ученика через компенсацию в процессе обучения.

Особенное внимание психологов привлекала деятельность оператора, и именно она стала той базой, на которой проверялась на состоятельность восходящая к трудам И.П. Павлова теория типов нервной системы. Первоначальные исследования, казалось бы, подтверждали идею, что успешные операторы должны обладать сильным типом, что обеспечивало бы выносливость, устойчивость к информационным помехам, выдержку в экстремальной ситуации. Но уже работы В. М. Теплова показали, что тип нервной системы и влияние других индивидуальных особенностей оказывает опосредствованное влияние на надежность деятельности.[30] А В. Д. Небылицын привел доказательства, что взаимодействие между силой нервной системы и ее возбудимостью происходит не односторонне, что «известный функциональный дефект может заключаться в том, что обычно принято считать положительным, в то же время недостатки одного рода могут в какой-то мере сглаживаться или даже компенсироваться достоинствами другого»[31]. Поэтому говорить о врожденной способности или неспособности работника выполнять определенные функции представлялось уже проблематичным. Время простых решений ушло, и психология стала подходить к вопросам диагностики с большей осторожностью. Теоретические исследования последних лет показывают, что психика обладает огромными возможностями и что ограничения на тот или иной вид деятельности связаны не с физиологическими причинами, а с логикой работы сознания и потому могут быть преодолены[32]. Именно поэтому психология должна сотрудничать с педагогикой.

Так возникла идея использовать в обучении тренажеры, с помощью которых можно отрабатывать те или иные сложные навыки, опираясь на достижения психологии. Эффект применения тренажеров проявился отчетливо при подготовке военных летчиков и офицеров флота. «В США … применение тренажеров дает возможность сократить общую продолжительность обучения на 50% и значительно повысить уровень процесса обучения и его итоги»[33]. Поэтому практика использования тренажеров является важным и очень перспективным направлением деятельности психологов на транспорте, особенно если учесть доступность применения компьютерных программ.[34] Например, при выработке у машинистов локомотивов точности в оценке расстояния. Как известно, при движении короткие дистанции (до 350 м) переоцениваются, а длинные недооцениваются.

Реальная сложность психодиагностики и профотбора проявилась в процессе осознания, что психология не ограничивается работой с одним человеком – люди взаимодействуют. И это особенно заметно в экстремальных ситуациях, когда спасение чаще всего возможно при согласованности действий команды. На границе социальной и дифференциальной психологии определилась зона, обозначенная терминами «совместимость» и «срабатываемость». Первая категория характеризует межличностные контакты как удовлетворяющие их участников; вторая – как обеспечивающие хороший практический результат. В прикладных исследованиях часто используется термин «психологическая совместимость» как обозначение обоих аспектов успешного межличностного взаимодействия.

Отсутствие хорошо разработанной единой психологической теории личности невольно располагает психологов-практиков встать на путь поиска психологической совместимости в направлении эмпиризма. Частная теория личности выступает как эвристическое начало, побуждающее искать метод, соответствующий установкам выбранной концепции. А их насчитывается несколько десятков[35]. В результате возникают затруднения при соотнесении экспериментальных данных по совместимости, ибо исследователи опирались на разные теоретические постулаты. Но можно выделить ряд позитивных подходов, характерных для разнонаправленных поисков показателей совместимости при комплектовании, например, локомотивных бригад. На уровне темпо-ритмическом желательно отбирать пару схожих людей, чтобы один не «тормозил» другого. В сфере личных интересов лучше иметь разнообразие. В сфере высших ценностей предпочтительнее отсутствие острого мировоззренческого конфликта. Как видим, находится место и принципу сходства, и принципу дополнительности. Важную роль играет и система ожиданий, направленных друг на друга участниками контакта.

На практике используется психологическая диагностика как «мнений», так и «дел». В первом случае методом опроса определяются самооценка работника, его ценности, представление об идеальном партнере, отношение к реальным коллегам - потенциальным напарникам. Во втором случае применяют метод экспериментального исследования взаимодействия работников при выполнении совместных действий. В 1960-е годы Ф. Д. Горбовым и В. И. Лебедевым стала разрабатываться гомеостатическая процедура[36]. Двум участникам дается задача, которую можно выполнить только физическими совместными действиями, причем время ограничено (например, перемещать точку пересечения подвижной вертикали и горизонтали для «открывания» квадратиков на расчерченной одноцветной плоскости с целью определить, какую букву образуют «открывшиеся» черные квадратики; каждый участник может сдвигать только одну линию). Кроме времени, можно определить степень конфликтности-сотрудничества, доминантности - подчиненности, разумности- импульсивности, терпеливости- несдержанности партнеров и т.д. В настоящее время при формировании локомотивных бригад используется компьютерная программа «Гомеостат», разработанная Л. С. Нерсесяном[37]. Отходя от представлений об жесткой прдопределенности совместимости однозначным набором положительных качеств личности, психологи все большее внимание уделяют успешной сочетаемости психических характеристик субъектов межличностного взаимодействия. К тому же в настоящее время расширяются возможности коррекции поведения с использованием психологических тренингов.

Транспортная наука в России со времен Бетанкура была нацелена на решение перспективных задач и на расширение своих возможностей путем освоения смежных дисциплин. Поэтому не является случайностью, что среди технических вузов первая в стране кафедра психологии была в 1982 году открыта в ЛИИЖТе, равно как и первая лаборатория психологических тренингов и первая психологическая служба вуза.

Следующий уровень объектов психологического изучения на транспорте связан с внутригрупповыми процессами. Большое количество результатов социально-психологических исследований может быть учтено в транспортной психологии без поправок на специфику отрасли и прямо использовано в решении практических вопросов. Это и типология руководства и лидерства, и классификация групп, и набор ролей и статусов, и характер внутригрупповых информационных процессов, и многое другое. Но особое место занимают конфликты и их влияние на безопасность на транспорте.

Особенно характерно этот элемент проявляется на морских судах. На ограниченном пространстве, в течение длительного времени, вдали от родных и близких, в условиях качки и вибрации при воздействии электрического, магнитного поля и шума работающих механизмов трудится ограниченное число людей, составляющих экипаж судна. Установлено, что через 3 месяца пребывания в море психологическое состояние членов экипажа резко обостряется. И в обыденной жизни на берегу при тесном длительном контакте двух людей неминуемы конфликты. В условиях же судна, рефрижераторного поезда, самолета в длительном полете, т.е. при наличии нескольких операторов, вероятность конфликтных ситуаций чрезвычайно велика. Любой конфликт неминуемо приводит к стрессовой ситуации, повышенной нервозности, потере контроля за своими действиями, что в условиях управления транспортным средством может привести к потере безопасности.

Однако сама возросшая мощь технических систем поставила под вопрос этот утопический взгляд на природу конфликта. Техногенная экологическая катастрофа перестала быть темой интересующей только фантастов. Слишком рискованно каждую новую техническую беду воспринимать как последнюю досадную случайность. И пришлось признать, что конфликт — это неустранимый конспект бытия. Цель состоит не в уничтожении конфликта, а в его регулировании, частным случаем чего является его избежание.

Конфликт подразумевает наличие двух и более субъектов, т.е. сторон, сознаю

Дата: 2016-10-02, просмотров: 165.