Врожденное и приобретенное в психике человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человека всегда волновала проблема соотношения врожденного и приобретенного, наследственного и социально воспитанного в психике человека. И древнегреческие философы, и французские энциклопедисты, и педагоги всех времен и народов задавались вопросами: действительно ли «человек по природе добр?». Верно ли, что «любовь и голод правят миром», или «нравственный закон внутри нас» в большей степени руководит нашей жизнью? Какая любовь – настоящая: определяемая потребностью в размножении и сохранении потомства, или, может быть, основанная на гуманистических или религиозных идеалах. Некоторые ученые полагают, что ставить вопрос о соотношении биологического и социального в природе и личности столь же бессмысленно, как задаваться вопросом, от чего больше зависит форма прямоугольника: от его высоты или от его основания. Понятно, что и природа, и социум формируют человеческое существо и определяют, каким в конечном итоге оно станет как представитель вида Homo sapiens и член общества. Тем не менее, многих чрезвычайно занимает вопрос о степени и соотношении влияния врожденного и приобретенного на человеческое поведение, на личность.

Принципиально важными кажутся вопросы об истоках агрессивности, уровне развития интеллекта, о происхождении различных нарушений психики, извращений в поведении, социального неравенства, различия половых ролей и т.д. Очень многие решения в большом количестве областей человеческой жизни зависят от ответов на вопросы о биологической обусловленности психических явлений и социальных институтов. Если это – суть человеческой природы, то бороться с ней противоестественно, наивно и бессмысленно – природа все равно «влезет в окно».

Биология, физиология тела человека, его гормональная регуляция, функционирование нервной системы, реагирование на внешние и внутренние природные стимулы и воздействие этих факторов на психические особенности — это очень важные проблемы, составляющие одно из направлений изучения биологической обусловленности психики человека, его поведения. Каждый день мы сталкиваемся с массой доказательств того, что с этими явлениями связана причинная обусловленность актуального поведения человека. Например, всем опытным женам хорошо известно, что нельзя решать насущные семейные проблемы с голодным мужем. Женщины, постоянно контролирующие свой вес, донимающие себя диетами, становятся эмоционально задерганными, нетерпимыми и требовательными к окружающим. Одно из первых обстоятельств, которое следователи выясняют о подозреваемом в жестоком преступлении в отношении женщины – есть ли у него жена или «подружка». Существует целое направление в науке на стыке медицины и психологии, которое занимается деформацией психики вследствие соматических, телесных заболеваний. Например, для гипертоников характерны раздражительность и вспыльчивость, люди с дефектом слуха отличаются подозрительностью и т.д. Ни для кого не секрет, что каждому возрасту человека соответствуют определенные особенности психического склада и поведения. Ряд этих свидетельств зависимости психики от биологии можно продолжать и продолжать.

Другое направление исследований связано с генетическими, наследуемыми особенностями человека и их влиянием на человеческую личность и ее функционирование. Может ли воспитание скорректировать неблагоприятную наследственность? Можно ли усыновлять младенца, которого бросила мать, тем более, что «папаша» в очередной раз отбывает срок? Является ли фатальным сочетание: низкий лоб, квадратная челюсть и глубоко посаженные глаза? Чего можно ожидать от человека с теми или иными особенностями строения тела, цвета кожи, высоты голоса? Кто будет более верной супругой: маленькая пухленькая брюнетка или высокая худая блондинка?

Люди издавна замечали такие аспекты влияния биологических, физиологических факторов на психику, как зависимость темперамента, характера, особенностей поведения человека от его внешности. Эти представления были выражены в разных концепциях, таких, как хиромантия, т.е. чтение особенностей личности и даже предсказания судьбы по линиям ладони. Еще одним видом подобных представлений, распространенных как среди простых людей, так и в научных кругах, было увлечение физиогномикой, определением особенностей личности и способностей человека по строению его лица.

Большое распространение получила френология аля, который полагал, что по форме черепа, расположению выпуклостей и впадин на нем можно говорить о способностях, характере, нравственности и эмоциональной сфере человека в связи с тем, что строение черепа соответствует форме мозговых структур. Если у человека, например, увеличены родительские шишки, которые, по аля, находились на затылке, это говорит о том, что эти мозговые структуры тоже более активны и предполагает усиление родительского инстинкта.

Надо сказать, что многие из этих теорий и концепций не находят строгого научного подтверждения, но в какой-то степени отмечают те связи, которые действительно мы можем наблюдать. Стереотипы образуются не на пустом месте, они отражают часто встречающиеся соотношения. Тем не менее, чрезвычайно часто они оказываются ошибочны. Например, по стереотипным представлениям высокий крутой лоб соответствует высоким интеллектуальным способностям и философскому складу ума, а на самом деле это совсем не обязательно так. Френология аля тоже не выдержала научной проверки, хотя, несомненно, она дала толчок к значительным достижениям в исследовании мозга.

Наиболее обоснованными с научной точки зрения явились теории, затрагивающие влияние конституции, т.е. строения тела человека на его психологические черты. Теории Кречмера и Шелдона о связи конституции человека, его гормональных особенностей и его характера базируются на строгих исследованиях, задействовавших тысячи человек. Их результаты подвергались строгой математической обработке и действительно отражают тесные вероятностные связи, существующие между конституцией и особенностями характера человека. Народное представление о том, как выглядит черт, или как выглядит Санта-Клаус в общих чертах соответствует особенностям характера, описываемым Кречмером и Шелдоном.

Важную информацию о влиянии такого аспекта биологии, как наследственность, генетические закономерности дает изучении близнецов, прежде всего, однояйцевых, монозиготных, имеющих идентичные генетические коды. Прослеживание особенностей развития и судьбы монозиготных близнецов, живущих в разных странах или в разных местах, показало, что очень многие особенности характеров, заболеваний, в том числе и психических, совпадают, даже если близнецы воспитываются разными родителями практически с самого рождения. Например, если один из близнецов заболевает болезнью Альцгеймера, то у второго существует 60% риск приобрести то же самое заболевание. Многие другие психические или физиологические заболевания имеют высокую вероятность обнаружиться у обоих однояйцевых близнецов. Это можно, например, отнести к депрессии и многим другим заболеваниям. Часто близнецам нравятся похожие представители другого пола.

Еще одним важным направлением изучения происхождения и развития человеческих форм поведения является прослеживание истории развития человека и сопоставление закономерностей его эмоций, интеллекта, форм общения с особенностями психики и поведения животных. Является ли любовь к детям просто видовым инстинктом? Являются ли войны и убийства неизбежным следствием инстинктивной внутривидовой агрессии и борьбы за выживание? Можно ли считать общество стадом, беспомощным без руководства наиболее сильных вожаков?

Зоопсихология и сравнительная психология приводят множество фактов о несомненном сходстве поведения человека и животных, но, в то же время, выявляют и многочисленные принципиальные различия между ними. Найдены соответствия и несоответствия в электрической активности мозга в ответ на различные воздействия и других особенностей функционирования нервной системы. Например, Павлов выявил среди собак и лошадей те же типы темперамента, которые были описаны Гиппократом и уточнены Галеном у человека. Судить же о том, насколько похожи эмоции и мысли человека и животных, мы не можем напрямую.

Данные о соотношении биологического и социального в человеке во многом противоречивы. Начиная с древних времен философы, а вслед за ними ученые, специализирующиеся на изучении нервной системы и психологии человека, отмечали, что психику человека невозможно свести к его биологии, физиологии, строению мозга и т.д. Ученые пришли к выводу, что нет непосредственной связи на уровне человека, например, между размерами мозга, выраженностью его отдельных частей и спецификой, уровнем способностей человека. Например, самый большой мозг из известных измеренных образцов принадлежал несомненно выдающемуся человеку, русскому писателю Тургеневу, но, в то же время, французский писатель Анатоль Франс — блестящий и знаменитый писатель – был микроцефалом. Вес его мозга не доходил до уровня, нормального для мозга человека. Более того, нередко очень большой размер мозга обнаруживается у умственно отсталых людей. Вопреки популярному мнению о признаках интеллекта, например, у младенцев слишком большая голова с выраженным лбом может быть признаком водянки мозга или карликовости.

Если на межвидовом уровне у животных мы более уверенно (хотя и не абсолютно) прослеживаем связи между величиной мозга, а говоря точнее, соотношением веса мозга и веса туловища и уровнем развития психики, то в отношении человека такая упрощенная связь не работает. Согласно более поздним исследованиям, в противовес расхожим стереотипным представлениям, уровень интеллекта определяется не размерами мозга человека, а количеством образовавшихся в этом мозгу ассоциативных связей между клетками и структурами мозга. Их количество неизмеримо возрастает по мере развития человека, в том числе вследствие воспитания и обучения.

Природа и жизнь поставили немало жестоких экспериментов, которые приводят факты в пользу фатального влияния социальной среды и воспитания на становление человека как такового. Известны многочисленные случаи нахождения детей, воспитанных животными или находившихся в социальной изоляции. Опыт воспитания волками знаменитых сестер Амалы и Камалы в Индии, французского мальчика Виктора, найденного в лесу, юноши Каспара Хаузера, обнаруженного на чердаке, и многие другие, показывают, что ребенок является зеркалом условий его ранней жизни. Найденный ребенок в гораздо большей степени напоминает своим поведением и образом жизни тех животных, с которыми вырос, чем человека. Так, например, эти дети передвигались на четвереньках и только после долгого обучения могли ходить в прямом положении, но как только им, например, требовалось бежать или передвигаться быстрее они снова опускались на четвереньки. В отличие от героя Киплинга, многих из этих детей оказывалось невозможным научить хорошо говорить, писать, вести истинно человеческий образ жизни.

Было обнаружено, что чем младше найденные дети, тем дальше они могут продвинуться в своем обучении. Таким образом, оказалось, что если пропущены некоторые возрастные периоды, предназначенные для развития определенных способностей, начиная от прямохождения и кончая речью, то восстановить их впоследствии оказывается практически невозможным. Так, например, Виктор, найденный во Франции 12 лет, после некоторого прогресса в развитии остановился, и ему так и не удалось преодолеть уровень глубокой умственной и социальной отсталости.

К сожалению, современная российская практика дает множество подтверждений этих же закономерностей, хотя и не столь экзотических. Например, очень часто дети, находящиеся в доме ребенка, не научаются говорить вплоть до пятилетнего возраста, многие из них не умеют сидеть в год-полтора вместо шести месяцев в норме. Нянечки просто не имеют достаточно времени и душевных сил, чтобы не только накормить, вымыть и уложить детей спать, но и поиграть, поговорить, позаниматься с ними. В педагогике есть специальный термин «педагогическая запущенность», которая диагностируется не столь редко, увы, не только у детдомовских детей. Иногда ее последствия оказываются невосполнимы, так же, как у найденных «Маугли».

Насколько особенности полового поведения и различия между мужчиной и женщиной обусловлены биологически, определить непросто. Многочисленные исследования дают весьма неоднородные и противоречивые результаты. Несомненно, и те и другие аспекты играют здесь существенную роль. Находясь в современном обществе, чрезвычайно сложно вычленить, что же именно в поведении и взаимоотношениях представителей различных полов является социальным вкладом. Так, например, игра в куклы, которая часто приписывается врожденной направленности девочек, проявлению их материнского инстинкта, совсем не обязательно является их привилегией. В некоторых исследованиях Маргарет Мид было показано, что на тех островах, где племена имеют матриархальную структуру, домашним хозяйством занимаются мужчины, игры с куклами являются излюбленным занятием не девочек, а мальчиков.

Интересные выводы были получены в исследовании отношения мужчин и женщин к разным видам супружеской измены. Было показано, что мужчины более остро реагируют на факт именно физической измены, а женщины более болезненно воспринимают душевную привязанность мужа к посторонней женщине. Эти данные были получены неоднократно на разных выборках. Было выдвинуто предположение, что подобные отношения отражают биологические закономерности половых различий. Поскольку мужская функция состоит в том, чтобы как можно шире распространить свои гены, то для самца, в данном случае, мужчины принципиально важным вопросом является, своего ли детеныша, ребенка он воспитывает, передавая ему свой статус и имущество. В связи с этим именно факт физической измены приобретает особое значение. Для самки и, соответственно, женщины такой вопрос до сих пор практически не стоит, она может быть уверена в собственном материнстве, но для нее биологически важным оказывается поддержка и помощь самца-супруга в воспитании обеспечении потомства. Именно поэтому для нее важнее постоянное и надежное эмоциональное отношение к ней, тем более, что в человеческом виде до достижения зрелости ребенком проходит как минимум 18 лет.

Согласно теории Геодакяна, мужской и женский пол имеют различную биологическую значимость в эволюции. Мужской пол является носителем материала для изменчивости и отбора, а в представителях женского пола закрепляются наиболее удачные отобранные образцы. Женский пол более стабилен, устойчив, вынослив, консервативен, мужской пол дает больше разнообразия, гибкости, способности к приспособлению к меняющимся условиям и т.д.

Говоря о биологической, физиологической обусловленности психики, невозможно обойти вниманием проблему неоднозначности наших реакций на биологические и химические воздействия и, с другой стороны, наличия обратного влияния психики на физиологию. Индивидуальные различия перекрывают все остальные.

Так, например, ни для кого не секрет, что такие вещества, как алкоголь или наркотики, оказывают существенное влияние на эмоции, умственные способности, определяют на некоторое время поведение человека, не говоря уже о формировании привыкания к этим веществам. Тем не менее, этот вопрос тоже далеко не однозначен. Например, человек, находящийся в состоянии глубокого алкогольного опьянения при сообщении ему какого-то ошеломляющего, трагического известия мгновенно трезвеет, несмотря на невообразимое количество промилле алкоголя в крови. Представление о том, что принятие алкоголя приводит к острому наслаждению, и именно поиск этого наслаждения является целью приема подобных веществ тоже оказывается не бесспорным. Чисто химическое воздействие подобных веществ не несет определенной эмоциональной нагрузки, более того, нередко первые приемы сопровождаются чрезвычайно неприятными ощущениями, подобно первому опыту курения. Чисто физиологическое воздействие алкоголя приводит лишь к угнетению процесса торможения и, соответственно облегчению возникновения эмоций того или другого вида. Исследования показывают, что позитивный эффект, например, алкоголя зависит именно от установки, от настроенности на то, что после выпивки станет веселее, лучше. Общеизвестно, например, что реакция разных людей на алкоголь весьма различна. Одни люди становятся раскованными и веселыми, другие — агрессивными и драчливыми, третьи — угнетенными и плаксивыми. В хорошей компании, среди друзей, которым человек доверяет, человек захмелеет от гораздо меньшей дозы и с гораздо большим удовольствием, чем среди недругов.

Каковы истоки наркоманической или другой химической зависимости у человека? Насколько это похоже на так называемое нерегуляторное поведение животных, когда, например, крыса начинает неограниченно потреблять воду в результате искажения пищевого поведения? Играют ли биологические факторы столь же роковую роль в формировании зависимости от наркотиков? Всем хорошо известно, что в наркотической зависимости существуют разные стадии привыкания и после психологической стадии зависимости наступает химическая. Современные наркологические методы, позволяют избавить пациента от химической зависимости с помощью различных кровезаместительных и других процедур, и часто за большие деньги. Однако, к сожалению, большинство клиентов через два-три дня, а то и в первый же день после выхода из клиники выходят на новый круг потребления наркотика вследствие сохранившейся психологической зависимости.

Многочисленные факты говорят об относительной независимости психических проявлений и поведения человека от объективных воздействий. Человек может не чувствовать боли, находясь в крайнем возбуждении. Человек может не ощущать холода, голода, усталости, если он чрезвычайно заинтересован или взволнован, или, напротив, он может ощущать себя совершенно разбитым, чувствовать сильнейшие боли, хотя для этого нет никаких объективных причин. Наверное, никто не будет спорить, что для нормального развития и функционирования человеческой психики необходима здоровая нервная система, в частности, здоровый головной мозг. Об этом свидетельствуют многочисленные нарушения психики и поведения, наступающие вследствие травм головного мозга или его недоразвития из-за каких-либо внутриутробных вредностей и т.д. С другой стороны, есть многочисленные случаи, показывающие сложность связей между мозгом и психикой. Например, ранение, вследствие которого Кутузов лишился глаза и получил серьезное повреждение мозга еще до войны с Наполеоном, по мнению врачей, должно было привести если не к смерти, то к глубокой инвалидности. Более того, позднее Кутузов был повторно ранен, и опять в ту же область головы. Тем не менее, мы все знаем, насколько выдающиеся способности он проявил во время Отечественной войны.

 

Вопросы по теме:

Какова структура нервной системы?

Каково строение человеческого мозга?

Каково соотношение врожденного и приобретенного в поведении человека?

 

Литература:

Психология. Учебник под ред.А.А. Крылова. М,. 2004 С. 48-66

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., С. 295-336

Глейтман Г. и др. Основы психологииСПб.,2001. С. 26-85



Дата: 2016-10-02, просмотров: 164.