Каковы основные направления психологической науки?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каковы основные отрасли психологии?

Каковы методы психологических исследований?

 

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б, Введение в общую психологию.— М., 1988.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т.— М.: Мир, 1992.

3. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. С.29.

4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 1996.


БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ

Нервная система человека

 

Нервная система человека так же, как и нервная система животных, состоит из отдельных составных частей — из нервных клеток, или нейронов. В свою очередь, нейрон состоит из тела клетки и нервных волокон, одного или нескольких. Эти нервные волокна могут быть двух типов: дендриты и аксоны. Дендриты — это те волокна, которые получают информацию, а аксоны — те, что передают ее к другим нервным клеткам, мышцам или железам. Дендриты относительно коротки, а аксоны могут иметь различную длину в зависимости от выполняемой ими функции и той дистанции, на которую они передают полученную информацию. Пучок аксонов составляет нерв. Нервы образуют целую проводящую систему, соединяющую различные органы с центром нервной системы.

Нервную система человека состоит из нескольких подсистем. Их можно классифицировать, выделив: центральную нервную систему, которая состоит из головного и спинного мозга, и периферическую нервную систему, представленную различными нервами. Периферическая нервная система, в свою очередь, делится на скелетную, или соматическую и автономную, вегетативную. Соматическая нервная система контролирует мышцы тела, и, соответственно, управляет движениями рук, ног, глаз и всех остальных произвольно действующих органов.

Автономная, или вегетативная нервная система управляет деятельностью внутренних органов. В свою очередь, она делится на две подсистемы: симпатическую и парасимпатическую. Первая заведует усилением, интенсификацией функционирования, например, повышением тонуса мышц, усилением секреции желудочного сока и так далее. Вторая дает противоположные указания — на расслабление, замедление и т.п. Вегетативная нервная система называется автономной, поскольку большую часть времени осуществляемое ею управление происходит вне сознательного контроля человека. Например, мы не диктуем частоту сокращений нашему сердцу, мы не программируем сознательно количество и состав желудочного сока, желчи и т. д., с этим вполне справляется наша автономная нервная система.

В то же время каждый внутренний орган имеет дублированное управление. Помимо вегетативной нервной системы, каждым органом занимается также и центральная нервная система с помощью соматической. Так, например, частота сердечных сокращений может увеличиться не только вследствие бега (автономная нервная система), но и вследствие волнения, радости, страха и т.д. т.е. вследствие осознанных переживаний, что является уже функцией центральной нервной системы. Это дает нам возможность с помощью специальных тренировок поставить работу всех органов под сознательный контроль, наладить их функционирование в случае необходимости, например, снимать негативные последствия стресса.

Исследования животных, данные травм, ранений, каких-то нарушений, требующих хирургического вмешательства дали человечеству большое количество знаний о строении мозга. Головной мозг человека имеет чрезвычайно сложное строение, он разделен на две половины, которые называются правым и левым полушариями. Между ними имеется так называемое мозолистое тело, состоящее из пучка аксонов, которые передают информацию от одного полушария к другому. Головной мозг по виду напоминает грецкий орех, поскольку его покрывает кора головного мозга, сложенная в складки. Именно извилины головного мозга позволяют увеличить общую поверхность коры головного мозга и повысить его потенциал. Человеческих мозг обладает наибольшим количеством извилин в сравнении с другими животными. Латинское название коры головного мозга – сortex и, поскольку она серого цвета, то ее еще называют серым веществом, это наружный слой головного мозга. Кора головного мозга имеет отдельные участки, в которых представлены определенные функции.

Существуют проекционные зоны различных органов чувств или двигательной зоны, которые заведуют управлением движением. Так называемый сенсорный гомункулус (человечек) и моторный гомункулус (человечек Пенфильда) показывают, насколько неравномерно представлены различные части человеческого тела в коре головного мозга. Например, проекционная зона большого пальца и языка гораздо больше проекционной зоны ноги. Это говорит о том, что сложность и значимость и вариативность тех функций, которыми наделен язык или большой палец руки, гораздо больше, чем функциональные задачи ноги. Из этих рисунков видно, что, например, зрение имеет проекционную зону в затылочной области, в височной области представлен слух, область от виска до мозолистого тела является двигательной зоной.

Проекционные зоны занимают в коре головного мозга лишь одну четверть ее поверхности, три четверти ее поверхности занимают ассоциативные, в которых обобщается и анализируется информация, полученная от органов чувств. В коре головного мозга есть зоны трех видов: моторная, управляющая движениями; сенсорная, получающая сведения от различных органов чувств; ассоциативная.

Ассоциативные зоны, находящиеся в лобных долях, заняты анализом и планированием будущей деятельности. Если у человека повреждены лобные доли, это может значительно изменить его поведение, сделать его грубым, несдержанным, неразборчивым и т.д. Примером, подобной метаморфозы может служить история рабочего Финеаса Гейджа, который после получения повреждения головы металлической трамбовкой драматическим образом изменился и из добросовестного, вежливого рабочего превратился в капризного, грубого человека, который бросил работу и на оставшуюся жизнь зарабатывал тем, что демонстрировал свою искалеченную голову и трамбовку, послужившую причиной этой травмы.

Ассоциативные зоны не являются высоко специализированными и поэтому нельзя сказать, в какой области мозга сосредоточены такие способности, как память, способность обучаться. Подобные сложно организованные функции являются результатом деятельности мозга в целом.

Мы уже отмечали, что значительные зоны мозга заняты функциями губ, языка, гортани, т.е. человеческой способности к речи. Оказалось, что речевые способности человека не однородны, например, нарушение определенных участков височной коры может привести к неспособности человека говорить при сохранении способности читать и писать и напротив, потере этих способностей при сохранении речи. Возможно, такое нарушение, как наличие способности произнесения слов, но не сохранения их смыслового значения либо способности к пониманию. Чтение вслух включает значительные участки ассоциативной коры.

Вопрос о локализации функций в коре головного мозга совсем не прост. Во-первых, каждая функция представлена не только в одной проекционной зоне. Медицинская практика и другие источники показывают поразительные компенсаторные возможности головного мозга. При поражении или нарушении функционирования огромных областей головного мозга через некоторое время оставшаяся неповрежденной часть берет на себя значительную долю функций выпавшей из деятельности коры. Даже удаление или выход из строя целого полушария не лишает человека возможности осуществления многих функций. Тем не менее, даже небольшие повреждения головного мозга могут приводить к необратимым последствиям, от параличей до эпилептических судорог.

В глубине головного мозга под корой расположены более древние его отделы, которые связаны, прежде всего, с мотивацией, эмоциями и их регуляцией. К этим структурам относятся таламус, гипоталамус и другие образования. Одной из важных функций гипоталамуса является управление внутренним физиологическим состоянием, например, содержанием воды в теле, температурой, гормональным статусом и т.д. и организацией соответствующих действий, направленных на сохранение гомеостаза, постоянства внутренней среды организма, сбалансированности внутренних связей. Поражение этих областей мозга может привести к нарушению пищевого поведения, например, к перееданию или, наоборот, отказу от пищи.

Самым древним и глубинным участком мозга является ствол. Он функционирует и сегодня почти также как и у наших далеких предков. В месте входа в череп находится так называемый продолговатый мозг, где находятся контрольные центры, регулирующие серцебиение и дыхание, поэтому при поражении верхних отделов позвоночника возможны нарушения дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, даже приводящие к смерти. Именно в стволе мозга встречаются большинство нервов, которые идут к каждому полушарию.

В середине ствола мозга находится ретикулярная формация, т.е. сетчатое образование. Ретикулярная формация фильтрует входные сигналы и передает их другим участкам мозга, она регулирует уровень активации мозга. Ретикулярную формацию можно заряжать, например, физическая активность приводит к ее энергетизации, и, соответственно к повышению уровня бодрости. На этом, в частности, построен эффект утренней зарядки и основаны рекомендации по ее проведению. Ретикулярная формация тесно связана с уровнем внимания, при ее низкой активации наше внимание является очень рассеянным.

Над стволом мозга располагается таламус, это своего рода сенсорный пульт управления мозга, он получает информацию от чувствительных нейронов и направляет ее в высшие отделы мозга, регулирующие зрение, слух, вкус, осязание и т.д.

Позади ствола мозга располагается мозжечок. Его латинское название звучит очень красиво – cerebellum. Это маленький мозг, который оказывает мощное влияние на научение и память, но наиболее сильно он влияет на мышцы. Нарушение мозжечка приводит к нарушению двигательной активности, разлаживанию ходьбы, к проблемам с сохранением равновесия и т.д. Больные с нарушениями в области мозжечка имеют специфическую прерывистую и плохо координированную походку.

Мы все знаем, что вышеописанные функции, осуществляемые глубинными отделами мозга, могут осуществляться без какого бы то ни было сознательного контроля. В самом деле, мы не думаем в обычной ситуации, каким образом мы дышим, ходим и т.д. Осознание наступает только в случае целенаправленного внимания к результату деятельности или при необходимости осуществлять какие-то необычные действия, например, разучивать новый танец, гимнастическое упражнение или перебираться по кочкам через болото.

На границе ствола головного мозга и полушарий находится система, состоящая из гипоталамуса, гипофиза, гиппокампа и миндалин, которые носят название лимбической системы. Деятельность гиппокампа связана с возможностью запоминания. Лимбическая система в целом тесно связана с эмоциями (страх, гнев и другие), с базовыми потребностями, такими, например, как пищевой и сексуальный голод. Лимбическая система управляет многими функциями человеческого тела, в частности, с помощью гормональной системы.

Миндалины являются существенной частью системы, ответственной за ярость страх. Например, электрическое раздражение этих областей может либо довести животное до жесточайшего приступа ярости, либо вызвать у него панический ужас перед совершенно не заслуживающей такой реакции объектом.

Расположенная как раз под таламусом маленькая структура, получившая название «гипоталамус» связана с возникновением чувства голода, жажды, регулирует температуру тела и сексуальное поведение. Эксперименты на животных показали, что гипоталамус содержит так называемый центр удовольствия. Например, получившая электрическое раздражение этого участка мозга крыса была готова с необыкновенной настойчивостью получать дополнительное раздражение. Если у нее была возможность осуществлять это, нажимая на рычаг, она отказывалась от еды и питья, чтобы не отрываться от своего занятия. Крыса стремилась к рычагу, даже в том случае, если для его достижения ей необходимо было пробежать по металлической сетке с пропущенным по ней электрическим током. Аналогичные центры были найдены и у других животных. Раздражение гипоталамических структур у человека также приводило к ощущению удовольствия, однако, не приводило к такому сумасшествию.

Согласно одной из теорий, подверженность людей к наркотической, алкогольной и другой зависимости может быть обусловлена недостаточностью естественной выработки чувства удовольствия соответствующими структурами мозга. Человек словно бы пытается компенсировать этот недостаток, принимая искусственные стимуляторы удовольствия.

В отличие от симметричного мозга животных полушария головного мозга у человека обладают разными функциями. Эти данные были получены в течение ХХ столетия в результате изучения больных с обширными поражениями головного мозга, локализованными в одном полушарии, или за больными, у которых производилось хирургическое расщепление полушарий, перерезка мозолистого тела для предотвращения массированных эпилептических припадков или по другим причинам.

Многочисленные эксперименты показали, что каждое из полушарий имеет свою специализацию, она достаточно сложна и неоднозначна. При некотором упрощении можно сформулировать различия полушарий так: левое полушарие специализируется в значительной степени на реализации логических функций, связанных с речью, т.е. наиболее поздней эволюционной способностью человека, а правое полушарие в большей степени отвечает за неречевые способности, больше связанные с образной обработкой информации, с интуитивным знанием, с выявлением пространственных отношений, художественным творчеством и т.д. Левое полушарие оказывается более формальным, рациональным, предсказуемым, а правое — более творческим, образным и нелогичным.

Например, при приеме алкоголя нередко мы наблюдаем, что люди обретают более выраженные музыкальные способности (до определенной дозы), у них появляется желание и способность петь, танцевать и т.д., т.е. это говорит об активизации функций правого полушария. Угнетение функций левого полушария также подтверждается снижением разумности и логичности человека, находящегося под воздействием психоактивных веществ (в том числе алкоголя).

Неоднозначным является вопрос о связи полушарий с эмоциями, одно время считалось, что эмоции — это прерогатива правого полушария. Однако, более поздние исследования выявили неоднозначную реакция полушарий и связали левое полушарие в большей степени с положительными эмоциями, а правое полушарие обнаружило более тесные связи с более мощными и глубокими отрицательными эмоциями.

Большой интерес у ученых также вызывал вопрос о межполовых различиях в специализации полушарий. Пресловутая «женская логика», казалось бы, наводит на мысль о меньшем развитии левого, рационального, логичного полушария у женщин, однако, эксперименты этого не подтверждают. Не подтвердились также и данные об однозначно лучшем развитии одного из полушарий у мужчин, в частности, левого. Более того, обнаружилось, что у мужчин более активно действует правое полушарие, что в частности, обнаруживается в лучших пространственных способностях, возможности запоминания маршрутов, ориентации на местности, которая действительно явно во многих случаях лучше получается у мужчин. С другой стороны, очевидными являются факты о более развитых речевых способностях у женщин. Девочки раньше начинают говорить, женщины лучше умеют выразить словами свои мысли и более склонны к такого рода деятельности, т.е. эти данные свидетельствуют, казалось бы, о лучшем развития левого полушария у женщин и правого у мужчин.

Эти различия заметны даже у детей, и школьное обучение ориентированное прежде всего на работу левого полушария плюс засилье женских педагогических кадров в школе нередко приводит к тому, что мальчики с другим полушарным разделением функций оказываются в очень невыгодной ситуации и теряют желание учиться. Наиболее современные исследования показали, что трудно говорить о преимущественном развитии того или иного полушария у женщин, но явно наблюдаются половые различия в интенсивности работы и выраженности мозолистого тела. Таким образом, у женщин менее резко выражены полушарные различия за счет того, что взаимосвязь между полушариями осуществляется более активно. Мужчины же более склонны к крайностям, и у них может быть домининирующим либо левое, либо правое полушарие и координация их деятельности осуществляется менее успешно. Это имеет как положительный, так и отрицательный эффекты.

Межполушарная специализация в повседневной жизни выражается в наличии право-леворукости. То разделение функций, о котором шла речь выше, характерна для большинства населения популяции населения Земли, т.е. для праворуких. Количество истинных левшей составляет примерно 1, 5 %, реально мы встречаемся с гораздо большим количеством левшей. Это является результатом невротического нарушения деятельности мозга и координирования действий рук. Предпочтение той или другой руки, и, соответственно, специализация полушарий является наследственным, но изменяется в течение жизни. В развитии ребенка существует несколько периодов, когда он предпочитает то одну, то другую руку и окончательно более или менее стабильно доминирование одной из рук устанавливается к шестилетнему возрасту. Только с этого возраста мы можем более-менее уверенно говорить о наличии той или иной доминантности.

Правое полушарие управляет преимущественно левой рукой и левым глазом, а левое связано с правой, той, которой мы пишем и выполняем наиболее человеческие формы действий. В отличие от рук и глаз, которые соединены с полушариями перекрестно, уши связаны с полушариями напрямую, 98% их проводящих нервных волокон связаны с одноименными полушариями. Ноги также связаны с мозговыми полушариями аналогичным образом, это можно наблюдать в школе, например, по тому, какая нога является толчковой. Об этом свидетельствует, например, то, с какой ноги вы будете прыгать после разбега.

Доминирование руки не является абсолютным, и многие люди, являющиеся выраженными правшами, имеют скрытые признаки левшества, которые определяются простыми тестами. Поскольку наша культура ориентирована в основном на правшей, для левшей она менее благоприятна. Как уже было сказано, левшество может являться результатом невротического развития, но кроме того, по многим данным исследований, левши испытывают большие затруднения, количество невротиков среди них выше. Но с другой стороны, среди леворуких в процентном отношении выше количество людей с нестандартным мышлением и одаренностью. Одна из гипотез, объясняющих такое положения дел, состоит в том, что левши постоянно вынуждены осуществлять какое-то творчество, что бы приспособиться к чуждой им праворукой цивилизации, и тем самым постоянно тренируют свой мозг.


Дата: 2016-10-02, просмотров: 189.