Предмет социальной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучением психической жизни человека в связи с его групповой принадлежностью занимается социальная психология. Ее основной предмет исследования определяется тремя проблемами. Во-первых, как человек строит свое поведение в условиях межличностного (интерперсонального) взаимодействия (соперничество, лидерство, любовь или вражда, совместимость). Во-вторых, как внешняя деятельность в группе влияет на становление внутреннего мира личности (социализация, понимание себя, самооценка, защитные механизмы, личностный рост). В-третьих, как строится межгрупповое взаимодействие (разделение на «мы» и «они», социальные стереотипы, межгрупповая коммуникация, участие личности в социальных конфликтах). «Специфика социальной психологии как науки в отличие от социологии и психологии личности состоит в использовании интерперсонального уровня анализа».[13]

Чтобы это почувствовать, разберем достаточно простую ситуацию. Идет футбольный матч. «Наш» нападающий получил мяч. Казалось бы, он просто действует по своему усмотрению и ни от чего не зависит. Но почему тогда расслабился «наш» вратарь, а «наши» нападающие ринулись вперед? Да и команда соперника поспешила к своим воротам. Как то ни странно, но один игрок строит свое поведение с учетом ожиданий двадцати одного футболиста. Ожиданий! То есть того, что не демонстрируется, а подразумевается. Особенно это проявляется в том, что мяч он пошлет не в ноги коллеге, а в наиболее удобное для того место для паса. И тем самым предъявит уже коллеге свои ожидания.

Исходной в социальной психологии является категория «группа». Группа – это объединение людей, вступивших во взаимодействие. Чаще всего у группы есть общая цель и структура взаимодействия на основе разделения функций. Группы могут различаться по размеру, устойчивости во времени, по степени формализации взаимоотношений и другим параметрам.

Выполнение различных групповых функций приводит к формированию набора социальных ролей, обычно взаимодополняющих (учитель – ученик, продавец – покупатель, муж – жена). И вот роль исполняет уже личность. Роль подразумевает репертуар поведения в ситуациях определенного совместного группового действия, возможного лишь при наличии групповых норм – правил скоординированного социального взаимодействия.

Как утверждает А.Л. Свенцицкий, «в настоящее время имеется много определений понятия "социальная роль", и в его интерпретации существуют заметные расхождения между исследователями. Мы будем понимать роль как нормативную систему действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальной по­зицией (положением). Отсюда следует, что роль обусловлена конкрет­ным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так, выполнение роли преподавателя вуза должно подчиняться одним офици­альным предписаниям, а выполнение роли студента - другим. Эти пред­писания безличны, они никак не ориентированы на особенности харак­теров тех или иных преподавателей и студентов.

Существует ряд классификаций социальных ролей. Так, все их мно­гообразие можно подразделить на роли приписанные и роли достигну­тые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные диффе­ренциацией людей в обществе по полу. Такие роли называются гендер­ными. Обычно родители понимают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать неодинаковым образом, прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными инструментами, а девочек - готовить пищу и шить. Очевидно, что даже в современных странах с развитой демократией, несмотря на социаль­ное равенство полов, существуют ожидаемые наборы образцов поведе­ния, присущего мужчинам и женщинам. И эти наборы имеют сущест­венные различия. Так, наша общественная мораль терпимо относится к поведению юноши, если он на улице пытается познакомиться с понра­вившейся ему девушкой. Однако если бы подобную активность прояви­ла девушка, это было бы расценено (во всяком случае, многими пред­ставителями старшего поколения) как отклонение от ожидаемых в об­ществе правил поведения. Гендерные роли предписывают также опреде­ленные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. В странах Востока различие между тендерными ролями еще более замет­но.

К достигнутым ролям относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области (например, роли директора предпри­ятия, доктора философии, тренера футбольной команды).

В соответствии с другим логическим основанием можно выделить специфические роли и диффузные роли. В ролях специфических взаи­моотношения строятся на основе особых четко ограниченных целей. Например, кассир, продающий билеты в кинотеатре, гардеробщик, при­нимающий верхнюю одежду, парикмахер, подстригающий своих клиен­тов. Активность лиц, выполняющих диффузные роли, наоборот, не име­ет подобной специальной направленности. Такова роль матери, которую интересует буквально все, что касается ее ребенка: его здоровье, на­строение, стремления, желания, вкусы, привычки и т.д. Этот интерес очевидным образом проявляется в отношении матери к ребенку. Все семейные взаимоотношения вообще (если, конечно, говорить о норме) строятся на основе диффузных ролей. В форме таких ролей могут про­являться и отношения между близкими друзьями, влюбленными. При этом ролевые взаимосвязи осуществляются на почве широкого круга взаимных интересов»[14].

Следующей важной категорией является «статус». Если роль определяет поведение человека с содержательной стороны (что и как делать), то статус связан со степенью влияния носителя роли на внутригрупповые процессы (по линии прав и обязанностей).

«Во всех обществах существует своего рода дифферен­циация участников по рангу. Хотя понятие «социальный статус» по-разному применяется в различных случаях, здесь оно может быть использовано, чтобы обозначить положение личности в сообществе, устанавливаемое в тер­минах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она - получает благодаря своему положению. Статус — это социальный процесс; человек может иметь статус только в отношении к другим, которые признают его место и обращаются с ним определенным образом. Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо без него человек не имеет прав в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения стороны других людей.

Даже в демократических обществах люди занимают относительно более высокие или низкие позиции. Сущест­вует много критериев оценки — род занятий главы семей­ства, размер дохода, происхождение, этническая принадлежность, уровень интеллектуальных достижений и т. д. В Соединенных Штатах людей различают главным обра­зом с точки зрения профессии и дохода; в других местах могут преобладать другие критерии. Следует отметить, что отношение к человеку часто определяется положени­ем, которое он занимает, совершенно независимо от его личных качеств; ко многим армейским офицерам обра­щаются с уважением даже те рядовые, которые имеют все основания их презирать»[15].

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 206.