Методы статистической обработки экспериментальных данных, используемые в психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Психология стала научной, когда строгое наблюдение, базирующееся на измерении, заменило произвольную оценку. Чтобы быть полезными, методы должны обеспечивать точность и надежность информации. Точность научной информации зависит от следующего:

Достоверность. Процесс измерения является тем более достоверным, чем слабее влияние случайных факторов и чем более постоянные результаты он дает. Под стабильностью подразумевается постоянство полученных результатов при различных условиях применения одного и того же инструмента. Один из способов проверки достоверности называется «fifty-fifty»: который состоит в расчете корреляции между зарегистрированными измерениями в каждой из двух половин одного и того же теста.

Валидность — одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества.

Валидность указывает, что именно тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

Только проверенные с помощью математических методов на валидность тесты могут использоваться в профессиональной ориентации, профессиональном отборе, в научных исследованиях. Валидность инструмента измерений оценивается в зависимости от степени соответствия результатов другим фактам, например, успешности выполнения соответствующей деятельности или результатам использования другого, заведомо валидного, инструмента измерений.

Содержательная валидность. Предмет определенного психологического исследования может складываться из нескольких элементов. Тест, используемый в исследовании, должен содержать задания для оценки максимально возможного числа этих элементов. Степень соответствия теста данному требованию называется содержательной валидностью. Например, объектом психологического исследования могут быть вербальные способности. Для их диагностики применяется вербальный тест. Для того чтобы быть валидным по содержанию, этот тест должен включать в себя задания, дающие возможность оценить характер и степень использования системы языка на всех уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом (в т.ч. словообразовательном) и синтаксическом. Содержательная валидность оценивается с помощью метода экспертных оценок.

Эмпирическая валидность. То же, что критериальная валидность: степень соответствия теста определенному критерию (например, критерию для оценки эффективности деятельности). Оценивается величиной связи теста с независимым от него критерием. Чем значительнее связь, тем выше эмпирическая валидность. Для оценки вида и степени связи используются средства математической статистики.

Надежность теста — воспроизводимость результатов теста. Способность теста при идентичных условиях давать одни и те же результаты. Надежность теста оценивается корреляцией между повторными применениями одного и того же теста, корреляцией между данным и эквивалентным тестом, корреляцией между частями одного и того же теста.

Измерения в психологии. Процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов называются психометрией. В этих процедурах используются разнообразные шкалы, представляющие собой множество позиций, которые поставлены в соответствие с психологическими элементами. Выделяют четыре типа шкал: отношений, интервальная, порядковая и номинальная.

1. Номинальная шкала — неколичественная шкала измерения номинальных переменных величин, по существу, перечень. Каждая ее категория отличается от других, но нет возможности осуществить количественное сравнение с другими категориями.

2. Ординальная шкала. Эта шкала измерения представляет собой ранги значений ординальной переменной величины. Значения, измеряемые по ординальной шкале, содержат информацию об их отношениях к другим значениям только в смысле того, являются ли они «больше, чем» или «меньше, чем» другие значения, но не в смысле того «насколько больше» или «насколько меньше».

3. Интервальная шкала позволяет не только ранжировать порядок измеряемых значений, но также представлять их в количественной форме и сравнивать их между собой.

4. Шкала отношений имеет в качестве начала отсчета абсолютную нулевую точку. Позволяет представлять значения измеряемой переменной величины в количественной форме и сравнивать величины этих значений.

В психологических исследованиях широко используется аппарат математической статистики.

Выборочный метод — метод исследования, позволяющий делать заключения о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения некоторой ее репрезентативной части — случайной выборки, называемой выборочной совокупностью или просто — выборкой. Исследователь на основании законов статистики экстраполирует результаты и выводы на генеральную совокупность.

Генеральная совокупность — множество элементов, имеющих какие-либо общие характеристики.

Репрезентативность данных — соответствие характеристик, полученных в результате выборочного обследования, показателям, характеризующим всю генеральную совокупность.

Корреляционный анализ — совокупность методов обнаружения корреляционной зависимости между случайными величинами. С помощью корреляционного анализа можно статистически оценить формы (линейная-нелинейная) знака (положительная-отрицательная) и тесноты связи (значимая-незначимая) исследуемых признаков или факторов.

Дисперсия — мера рассеивания (отклонения от среднего). В статистике дисперсия показатель разброса данных, соответствующий среднему квадрату отклонения этих данных от средней арифметической

Дисперсионный анализ — это анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых переменных факторов.

Многомерный статистический анализ. Раздел математической статистики, объединяющий ряд методов изучения статистических данных, которые являются значениями многомерных случайных величин (многомерных качественных или количественных признаков). Кластерный анализ применяется для отыскания однородных группировок внутри выборки значений исследуемой переменной. Дискриминантный анализ применяется с целью получения выводов о том, может ли быть отдельное значение переменной отнесено к конкретному классу. Факторный анализ используется для выявления непосредственно не измеряемых закономерностей посредством уменьшения числа учитываемых переменных (факторов), выделением тех, что в наибольшей степени влияют на изменчивость выборочных значений.

 

Вопросы по теме:

Дата: 2016-10-02, просмотров: 227.