МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

 

Достаточно простого наблюдения за собственным поведением, чтобы убедиться, до какой степени велика роль, стереотипов и привычек в нашей жизни. Мы годами следуем одним и тем же шаблонам во всем, что делаем — в общении, отдыхе и, конечно же, в учебе. Мы подозреваем, что наши методы малоэффективны, но предпочитаем тратить лишнее время — нередко львиную его долю — чем пытаться их усовершенствовать. Поневоле вспоминается известный принцип Парето, гласящий, что на получение 80% результатов тратятся всего 20% усилий.

В проблеме оптимизации умственной деятельности можно отчетливо различить две важных задачи. Одна из них — это создание и поддержание психофизиологического состояния, обеспечивающего необходимую концентрацию, мобилизацию энергии и эмоциональный комфорт. Другая — касается грамотного использования закономерностей психических процессов, лежащих в основе этой деятельности. Последнее обстоятельство становится особенно важным в тех случаях, когда речь идет о решении нестандартных задач, требующих нетривиального подхода.

Хотя все познавательные процессы тесно взаимосвязаны и их дифференциация весьма условна, их обычно рассматривают раздельно. Это дает возможность выделить и использовать на практике характерные особенности каждого из них. Именно учет этих особенностей делает столь эффективными существующие приемы восприятия, запоминания и обработки информации. Нет особой нужды говорить насколько усвоение этих приемов актуально в учебном процессе, в частности, при организации самостоятельной работы студента.

Но, прежде всего, заметим, что для успеха в любой деятельности необходим определенный уровень ее мотивации. Именно ее недостаточность, а не умственные способности чаще всего является причиной плохой успеваемости.

Исследования Е.А.Климова, проведенные на группе школьников, доказывают, что среди двоечников, как и среди отличников, практически не встречаются лица с низким интеллектуальным уровнем. Они, в основном, входят в группу троечников. Неуспевающий студент может с успехом заниматься решением сложных задач, не имеющих отношения к учебе. Говорят, что у него слабая воля. Но что же тогда позволяет ему, добиваться успеха в другой деятельности, требующей тех же способностей? Очевидно цель, которая является значимой, ясно осознаваемой и эмоционально окрашенной, представляющей личностный интерес.

Только цель, постоянно присутствуя на периферии сознания, позволяет преодолевать усталость, монотонию, физический дискомфорт. Именно ее наличие позволяет успешно справляться с трудностями, одновременно тренируя волю. Нередко в нашем сознании возникает конфликт, как следствие борьбы двух мотивов, характеризуемых словами «хочется» и «надо». Но очевидно, что при ярко выраженном ощущении цели вопрос о воле является второстепенным, поскольку выбор автоматически осуществляется в пользу «надо».

Воля становится значимым фактором, лишь, когда сила противоборствующих мотивов примерно одинакова (как в случае с буридановым ослом). И, разумеется, в экстремальных ситуациях, когда под влиянием усталости и чрезмерных физических перегрузок ощущение цели притупляется. В этих случаях воля играет определяющую роль, что замечательно иллюстрируется поведением героев Джека Лондона. Существует много различных методик для развития силы воли. Как правило, в их основе лежит систематическое преодоление «хочу» в пользу «надо».

Американский психолог У.Джеймс, например, рекомендует ежедневно совершать некоторое бесполезное упражнение, затрачивая на это не менее 5 минут. Например: взять коробку спичек, положить перед собой, открыть, вынуть по одной все спички, закрыть и снова, открыв коробку, положить спички обратно. Повторять до истечения времени.

И все-таки, первостепенным фактором является четкое осознание цели. Наряду с этим существенно и правильное представление о самой цели. Например, студент хочет окончить Университет, получить диплом, проявляя при этом низкую мотивацию к обучению. Причина — в недостаточном понимании того факта, что истинная ценность образования непосредственно определяется качеством полученных знаний. На следующем этапе важно наряду с дальними целями намечать более близкие, которые, в свою очередь, являются завершением ряда мелких, текущих этапов, т.е. построить дерево целей. Оно дает возможность наглядно увидеть взаимосвязи между целями разного уровня, отсечь несущественное, сконцентрироваться на главном. Одновременно появляется возможность своевременной коррекции возможных ошибок. Динамика достижения целей становится наблюдаемой, что способствует росту уверенности в своих силах и созданию позитивного эмоционального фона.

У многих студентов существует затруднение, связанное с процессом «врабатывания» — настройки на предстоящую работу с книгой или конспектом. Особенно, если предыдущая деятельность носила активно двигательный характер или требовала значительного внимания. В этом случае переключение существенно замедляется, в сознании периодически всплывают посторонние мысли и образы. При определенных навыках в саморегуляции, эта проблема снимается с помощью применения аутогенной тренировки или соответствующего комплекса упражнений [1; 2]. Если же этих навыков пока нет, то можно попробовать, закрыв глаза сосредоточиться на дыхании, непрерывно отслеживая в течение 3-5минут процессы вдоха и выдоха.

Альтернативным здесь может служить любое упражнение на концентрацию внимания, приводящее к снижению частоты дыхания и сердечных сокращений. Например, наблюдение за движением секундной стрелки наручных часов (2-3 мин.). Или можно взять небольшой (10-15 строк) текст, и дважды подсчитав, сколько раз в нем встречается определенная буква, сравнить результаты.

Выше отмечалось, что интеллектуальная деятельность протекает наиболее эффективно на фоне соответствующего психофизиологического состояния. Что же это за состояние и почему оно так важно? Когда человек долгое время обдумывает трудную задачу, мы говорим, что он сконцентрирован на ней. Но концентрация на определенной мысли отнюдь не предполагает напряжения мышц. Напротив, она возможна, только если удастся в достаточной мере их расслабить. И это тем более справедливо, кода речь идет об импровизации, продуктивном мышлении, вдохновении. Даже стандартные мыслительные процедуры при мышечном напряжении осуществляются с трудом.

К.С.Станиславский наглядно демонстрировал это во время репетиции следующим образом: он предлагал актеру подойти к роялю и приподнять его за ножку. Актер с трудом выполнял его просьбу и в этот момент великий режиссер просил его решить простую задачу, например, перемножить два однозначных числа. На это очень часто следовал неверный ответ, что не свидетельствовало, разумеется, о незнании таблицы умножения.

Все известные системы психофизической тренировки используют мышечное расслабление (релаксацию) как стартовую площадку для достижения желаемых состояний. Зажатость, характеризуемая долговременным напряжением мышечных групп, не только дисгармонична, но и, по утверждению В.Райха, является безошибочным указанием на невроз. Основная идея психотерапии по В.Райху состоит в ликвидации, «распускании» мышечного «панциря», что сопровождается возвращением ранее утерянного чувства искренности, естественности в общении, доверия к миру и будущему. Эти качества, кстати, обычно присущи творческим людям. Более того, выдающийся американский психолог А.Маслоу считал, что степень их развития указывает на уровень самоактуализации личности, реализации ее потенциала.

Существует множество систем психофизического тренинга, позволяющих добиться состояния релаксации. Например, метод аутогенной тренировки (АТ), предложенный в начале 19 века немецким психотерапевтом И.Шульцем [1; 2]. Но само по себе мышечное расслабление необходимая, но лишь первоначальная задача. На его фоне можно не только снимать психоэмоциональное напряжение, но и быстро входить в любое другое состояние по собственному произволу. Таким образом, можно успешно настраиваться на предстоящую работу, повышать работоспособность и уверенность в своих силах, бороться с депрессией и простейшими недомоганиями.

Как правило, суть таких экспресс-методов заключается в образовании условного рефлекса, позволяющего в нужный момент «включить» желаемое состояние [3]. Для их применения необходимо иметь навыки в общей релаксации, что достигается обычно к 15-20 сеансу обучения АТ. Проиллюстрируем сказанное.

Допустим, студенту предстоит в течение короткого времени усвоить большое количество новой информации для сдачи экзамена. Необходима мобилизация всех физических и интеллектуальных возможностей организма и твердая вера в свои силы. Другими словами желательно сформировать у себя, условно говоря, состояние «победителя».

Общая схема применения подобных методов такова:

а) с помощью АТ (классической или любой из ее модификаций) реализуется фаза глубокой релаксации;

б) на ее фоне нужно вспомнить эпизод из прошлого, характеризующийся присутствием духа, верой в себя, избытком сил и заново пережить это состояние;

в) после паузы, необходимой для полноценного «вновь-переживания», следует мысленно несколько раз повторить: «Каждый раз, когда я делаю (описание движения-триггера, запускающего механизм условного рефлекса), я мгновенно погружаюсь в это состояние». При этом одновременно медленно выполняется само движение.

г) выход из АТ-погружения.

После проведения нескольких сеансов следует проверить, насколько рефлекс сформирован. Для этого нужно отследить свои ощущения до и после выполнения запускающего движения и обратить внимание на различие в состояниях. В качестве движения-триггера используется какой-либо раздражитель, например, поглаживание указательным пальцем ногтя большого. Могут быть использованы раздражители не только тактильные, но и другой модальности, а также их комбинация. Важно лишь закрепить четкую ассоциативную связь между раздражителем и состоянием, т.е. создать условный рефлекс. Таким же образом можно после достижения релаксации формировать уже не состояние, а желаемую модель поведения (на экзамене, соревнованиях, при публичном выступлении). Практика показывает, что после нескольких занятий, созданные и неоднократно закрепленные поведенческие паттерны, приобретают качества психологических установок.

Каждый студент по своему опыту знает, что умственная работа может быть весьма утомительной, особенно если она связана с усвоением большого объема информации. Строго говоря, утомление — пока не слишком выраженное — наступает уже через час после начала работы. Но в силу разных причин, в частности, низкой чувствительности, связанной с отсутствием практики отслеживания своих ощущений, оно не замечается. Обычно мы обращаем внимание на усталость, когда она становится весьма значительной. В то же время, если взять за правило через каждые 1-1,5 часа делать разгрузочные упражнения, то в конце занятий уровень утомления будет значительно ниже.

Предлагаемые упражнения основаны как на использовании хорошо проверенных дыхательных техник и мануальных воздействий, так и на активизации творческого воображения.

 

Упражнение 1

Выполняется при необходимости снять излишнее нервное возбуждение.

1. Положение сидя. Глаза полуприкрыты, мышцы расслаблены.

2. Диафрагмальное дыхание. Вдох на 4 секунды, при этом передняя стенка живота выпячивается вперед. Выдох на 4 секунды с втягиванием передней стенки живота. Затем задержка дыхания на 8 секунд. Повторить 8 раз.

 

Упражнение 2

Действует освежающе на весь организм, повышает работоспособность. Предупреждает и лечит заболевание носоглотки.

Сидя в удобной позе сделать 10 быстрых и сильных вдохов и выдохов. Выдохи осуществляются за счет работы диафрагмы. После выполнения упражнения сделать полный вдох и задержку дыхания на 7-10 секунд во избежание гипервентиляции. Повторить 3-4 раза весь цикл.

 

Упражнение 3

Рекомендуется при упадке сил, умственном переутомлении.

После очередного выдоха закрыть левую ноздрю средним пальцем правой руки и сделать вдох через правую ноздрю;

- задержать дыхание на вдохе, затем большим пальцем правой руки закрыть правую ноздрю и, открыв левую, сделать выдох;

- после задержки дыхания на выдохе сделать вдох через левую ноздрю;

- после задержки дыхания на вдохе закрыть средним пальцем правой руки левую ноздрю и, освободив правую ноздрю, сделать выдох;

- выполнить задержку дыхания на выдохе.

Повторить описанный дыхательный цикл 5 раз. Длительность вдоха, выдоха и задержек дыхания на вдохе и выдохе - 8 секунд.

 

Следует помнить, что вдох связан с возбуждением симпатической нервной системы, а выдох — с ее торможением. Поэтому при увеличении продолжительности вдоха и сокращении времени выдоха происходит мобилизация нервной системы. Этой же цели способствует увеличение задержки дыхания на вдохе. Если же, напротив, необходимо добиться успокоения, снять излишнее возбуждение, то следует уменьшить продолжительность вдоха, одновременно увеличив время выдоха и задержку после него.

 

Упражнение 4

Способствует повышению общего тонуса организма.

1. Потереть ладони друг о друга до ощущения тепла. Интенсивно растереть пальцы левой руки, поочередно зажимая их между указательным и средним пальцами правой. Повторить для другой руки.

2. Большим и указательным пальцами правой руки поочередно нажимаем 3-4 раза на ногтевые фаланги пальцев правой. Повторить для другой руки.

3. Обхватив правой рукой запястье левой, энергично растереть его. Повторить для другой руки.

 

Упражнение 5

Рекомендуется выполнять при утомлении глаз. Положение сидя, мышцы расслаблены

1. На вдохе, не поворачивая головы, скосить глаза до предела вправо, на выдохе – вернуть в исходное положение. Повторить то же влево. Прикрыть глаза на 4-5 секунд, расслабиться.

2. То же до предела вверх и до предела вниз. То же в направлении левый верхний угол – правый нижний.

3. То же в направлении правый верхний угол – левый нижний.

4. Скосить глаза до предела вправо и медленно описать ими круг максимально возможного радиуса против часовой стрелки.5.

5. То же по часовой стрелке.

6. Прикрыть глаза, расслабиться (30 секунд).

 

Упражнение 6

Представляет собой хорошо тонизирующий блиц-массаж (в течение одной минуты). Рекомендуется при чувстве усталости.

Энергично растереть ладони. 5 секунд.

Быстро потереть пальцами щеки вверх-вниз. 5 секунд.

Постучать расслабленными пальцами по макушке головы ("барабанная дробь") 5 секунд.

Кулаком правой руки интенсивно растереть плечо и предплечье левой руки. 8 секунд. То же для правой руки.

Осторожно надавить 4 раза на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами правой руки.

Поочередно нажимать с одной и с другой стороны на пульсирующие участки сонной артерии на шее, считая до пяти.

Нащупать большим пальцем впадину в основании черепа, нажать, сосчитать до трех, отпустить. Повторить 3 раза.

Плотно захватить большим и указательным пальцами руки "ахиллово" сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторить по 3 раза для каждой ноги.

Энергично потереть гребнем кулака (или пяткой ноги) подъемы стоп обеих ног.

 

Упражнение 7

Рекомендуется при умственном утомлении, снижении работоспособности.

1. Положение стоя. Глаза расфокусированы, полуприкрыты, мышцы расслаблены.

2. Активно потереть ладони, тыльные стороны кистей до ощущения тепла.

3. Пальцами погладить голову в направлении роста волос - от лба к затылку.

4. Концевыми фалангами пальцев мягко погладить лоб, щеки, подбородок, ушные раковины. Повторить 3-4 раза.

5. Расслабив мышцы шеи, сделать по 3 полных, медленных оборота головой в каждую сторону.

6. Положив подбородок на грудь, напрячь мышцы шеи в течение 4-6-ти секунд.

7. Выполнить 5 круговых махов прямыми руками вперед и столько же назад.

8. Левой кистью, энергично разминая, промассировать плечо и предплечье правой руки. Повторить то же для левой руки.

9. В течение 5-ти секунд максимально напрягать грудные мышцы, а затем резко расслабить их.

10. Соединив за спиной прямые руки "в замок", максимально поднять их, вызвав тем самым сильное напряжение между лопатками. Время напряжения 5-7 секунд.

11. Гребнями сжатых в кулаки рук энергично растереть спину от боков к позвоночнику, последовательно перемещая кулаки вниз, от лопаток до талии. Время выполнения 8-10 секунд.

12. Положив левую ладонь поверх правой, круговыми движениями растереть область живота. Время выполнения 8-10 секунд.

13. Наклониться назад с напряжением в области поясницы. Время напряжения 5-7 секунд.

14. Полностью расслабив верхнюю половину тела, выполнить 4-5 медленных приседаний.

15. На вдохе медленно поднять руки через стороны вверх и, привстав на цыпочки, задержать дыхание на 3-4 секунды. Также медленно через стороны опустить руки с одновременным выдохом. Повторить 2-3 раза.

Примечание: при выполнении комплекса необходимо четко концентрировать внимание на напрягаемых группах мышц.

 

Упражнение 8

Быстро и эффективно, восстанавливает эмоциональное равновесие.

1. Стоя, с закрытыми глазами. Представим на расстоянии 1м над головой источник исцеляющего золотистого света, маленькое солнышко. Ощущаем приятное тепло кожей головы. На вдохе мысленно опускаем поток света вниз. Постараться – на это потребуется несколько вдохов – довести поток до ступней. Чувствуем в них легкое тепло.

2. Непрерывно отслеживая поток, последовательно наполняем золотистой энергией икры, бедра, таз, живот и грудь. Чувствуем, как тепло струится по рукам. Если поток «не поднимается», попробуйте представить контуры своего тела и медленно, снизу вверх, «закрасить» его золотистым цветом.

3. Представим себя, стоящим в конусе искрящегося света, почувствуем его очищающее, нежное прикосновение к коже.

4. Упражнение можно усилить, представляя, что границы тела постепенно тела исчезают, и оно растворяется в свете. Но этот вариант лучше выполнять сидя (во избежание потери равновесия).

 

Упражнение 9

Рекомендуется выполнять периодически при длительной работе за письменным столом. Снимает излишнее напряжение, восстанавливает работоспособность.

1. Предварительно вырезать из цветной бумаги 15-20 кругов, диаметром 20-25см. Набор должен включать наряду с основными цветами спектра достаточное количество полутонов.

2. При ощущении легкого утомления следует выбрать круг, цвет которого наиболее комфортен в данный момент для занимающегося. Далее расслабить мышцы лица и блуждающим взглядом сканировать поверхность круга в течение 1,5-2 минут.

Наряду с поддержанием необходимого уровня работоспособности важны технологи деятельности, непосредственно использующие особенности психики. Существует ряд принципов – структурирование информации, алгоритмизация ее обработки, образность восприятия (его полимодальность), активное использование ассоциаций – использование которых значительно повышает качество и скорость работы с информацией, т.е. эффективность познавательных процессов.

Готовясь к экзаменам, студент обычно пытается прочитать конспект или учебник весь подряд, без какого-либо плана. При этом запоминаемый материал: определения, термины, факты – образует существенно разнородный информационный массив. Он напоминает библиотеку, в которой книги не расставлены в соответствии с каталогом, а брошены в одну кучу. Следствием неупорядоченности являются фрагментарное запоминание материала и, что еще хуже, отсутствие целостности, связи между элементами изучаемого.

Пример. Возьмите текст, излагающий какую либо тему — лекцию, параграф учебника. Бегло просмотрите, чтобы уяснить его общую направленность. Затем выделите содержательное ядро — из чего исходит автор (мысль, факты), общую схему рассуждений и их главные итоги. Это особенно существенно, если материал является новым и представляется трудным для усвоения.

Далее следует учесть, что любой текст избыточен, поскольку, наряду с наиболее существенными элементами, включает второстепенные детали, играющие роль связок, поясняющих мысль автора, отвлечения, повторы, и т.д. Возможно, они необходимы для целостного восприятия текста, но могут быть пропущены на первоначальном этапе.

Заметим, что большинство текстов состоит из абзацев – фрагментов обладающих некоторой смысловой целостностью, но неравноценных по насыщенности информацией. Приучив себя воспринимать текст абзацами, можно очень быстро приобрести навык отличать «пустые» абзацы от содержательных.

На следующем шаге, когда вам ясна главная идея, попытайтесь понять ход рассуждений, выписывая неясные места и уточняя незнакомые термины. После этого прочитайте материал еще раз, стараясь уже не оставлять в понимании «белых» пятен.

И, наконец, графически изобразите логику текста в виде блок-схемы, показывая стрелками взаимосвязи наиболее существенных фактов, понятий и идей. В дальнейшем, чтобы освежить в памяти этот материал вам будет достаточно взглянуть на этот рисунок (а еще лучше, попытаться воссоздать его заново).

При решении задачи, конспектировании литературы, подготовке к экзамену возникает необходимость упорядочить и осмыслить воспринимаемую информацию, относящуюся к какому-либо вопросу.

Как же возникает понимание прочитанного? 1.Знакомясь с каким-либо фактом, мы извлекаем из памяти все то, что с ним связано по ассоциации.

2. Далее, после анализа взаимосвязей и преодоления логических противоречий возникает целостная картина изучаемого.

Очень важно, чтобы сознание не отвлекалось при этом на восприятие лишней информации. В его поле должны присутствовать только ключевые понятия и факты, относящиеся к решаемой задаче. Обычное конспектирование предполагает повествовательный стиль, либо – в лучшем случае – осуществляется в виде списка пунктов, каждый из которых описывает один из аспектов вопроса. Такая линейная форма представления информации имеет ряд существенных недостатков. Перечислим основные из них:

1. Пытаясь связно и точно выразить мысль, мы вынуждены соблюдать грамматические и стилистические правила. В итоге фразы становятся громоздкими, и время их осмысления увеличивается.

2. Взаимосвязи между пунктами неочевидны, и обнаружить их становится сложной задачей, поскольку внимание концентрируется на отдельных пунктах по очереди.

3. Образуется масса ненужной информации, в которой теряются ключевые слова – основные элементы мышления.

4. Из-за того, что основная часть текста не содержит значимой информации, возникает монотония и усталость, теряется интерес к процессу работы.

При этом представлении сам способ подачи информации резко замедляет ее обработку. Т.Бьюзен предлагает использовать графическое представление в виде т.н. интеллект-карты [4]. Она представляет собой вариант блок-схемы, в которой обсуждаемый вопрос, занимая центральное место, соединяется радиальными лучами с объектами, связанными с ним по ассоциации. Эти объекты, в свою очередь, могут образовывать свои собственные ассоциативные связи и т.д. вплоть до необходимого для данной задачи уровня.

Выигрышными особенностями интеллект-карт является образность, отсутствие лишней, замедляющей процесс мышления информации и естественность образования ассоциативных связей. В качестве простого примера рассмотрим интеллект-карту, составленную по поводу возможных мероприятий по борьбе с транспортным шумом.

 

Обозначения:

1 – Мероприятия, связанные с источником шума

a– конструкция автомобиля; b – качество топлива; c – дорога;

 

2 – Мероприятия на месте проявления шума

d – индивидуальная шумозащита; e – подавление шума в зданиях

 

3 – Мероприятия на пути распространения шума

f – насаждения; g – расположение зданий

 

4 – Мероприятия, относящиеся ко всей системе транспортных средств

h – объезды; I – ограничения движения; k – планирование транспорта;

 

Образное восприятие не только облегчает запоминание и активизирует мышление, оно позволяет обнаружить неочевидное, т.е. стимулирует креативность. С помощью тренировки чувствительности к слабым раздражителям различной природы достигается полимодальное восприятие, подразумевающее эффективную работу всех пяти анализаторов.

В некоторых случаях удается достигнуть даже синестетического восприятия. Под синестезией понимается способность одного анализатора проявлять свойства, характерные для другого.

Это происходит, например, когда восприятие звука сопровождается представлением определенного цвета или аромата. Синестезия характерна для художников, музыкантов (А.Скрябин), несомненна ее роль в поэзии вообще, и у символистов в особенности (А.Белый, В.Иванов, А.Блок). Например, А.Блок, стремясь к точности поэтического образа, по-разному писал слово желтый – через е или через о – в зависимости от контекста. Синестетическое восприятие отличает многих людей с феноменальной памятью, в частности, знаменитого Шерешевского, описанного в книге А.Р. Лурии [5].

Разумеется, образное восприятие – не привилегия только лишь художественного творчества. В равной степени оно важно для математика, физика, инженера. Чем глубже связь термина или понятия с чувственными образами, тем более целостно и объемно он представлен в сознании.

Образные представления играют значительную роль в продуктивном мышлении. Причем не только наяву, но и во сне, зачастую принимая символическую форму. Немецкий химик В.Ф. Кекуле, размышляя о структурных связях атомов в формуле бензола, вдруг увидел во сне змею, кусающую себя за хвост – указание на то, что цепочка атомов углерода должна быть замкнута в кольцо. Известный физик-теоретик А.Б. Мигдал рассказывал, что после бесплодных попыток найти решение трудного уравнения ему приснилась цирковая арена. Ученого осенило – необходимо использовать цилиндрическую систему координат, что и привело к успеху.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 165.