Психологическая диагностика — область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Метод — понятие, определяющее универсальную категорию, методика — частную, конкретную. Психологической методикой называется воплощение метода в виде частной его реализации при решении конкретной научной или практической задачи. Примеры: методика исследования кратковременной памяти, методика экспертных оценок.
Интроспекция — метод самонаблюдения или изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики. При зарождении научной психологии метод интроспекции был признан единственным и уникальным для науки. Предметом психологии тогда считались факты сознания. Эти факты непосредственно открыты лишь человеку, в сознании которого они происходят. Отсюда делался вывод — изучать факты сознания можно лишь методом интроспекции. Метод имеет два больших недостатка. 1) Крайняя субъективность — каждый испытуемый описывает собственные впечатления и переживания, но они редко совпадают с впечатлениями другого испытуемого. 2) Ощущения и все впечатления испытуемого меняются день ото дня и час от часа. Но подчеркнем, элементы этого метода лежат в основе почти любого психологического исследования. Нередко благодаря именно рефлексии (самоанализу, самопознанию) психологи выдвигают интересные гипотезы, которые, конечно же, нуждаются в проверке объективными экспериментальными методами.
Наблюдение — один из основных методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психологических явлений для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Результаты хорошо организованного наблюдения поддаются статистическому анализу (шкалирование, факторный анализ и пр.) Важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки — невмешательство в наблюдаемый процесс. Основное достоинство — объект наблюдения, как правило, не знает о проводимом исследовании и ведет себя естественно. Недостатки метода связаны с субъективностью позиции наблюдателя, который невольно видит то, что хочет видеть и бессознательно игнорирует факты, которые противоречат его гипотезе. Многократность наблюдения, использование нескольких независимых наблюдателей, составление специальных шкал оценки поведения объекта, контроль другими методами позволяют увеличить объективность наблюдения. Как правило, психологическое наблюдение выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.
Беседа — распространенный вспомогательный метод получения информации. Применяется на разных стадиях психологического исследования как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно путем наблюдения. В качестве основного метода используется психологами-практиками при оказании психологической помощи клиенту.
Интервью — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различаю следующие его виды: a) глубинное — исследователь определяет круг проблем, сохраняя полную свободу в способе ведения интервью, а респондент (интервьюируемый) свободен в выборе формы ответов. b) свободное — гипотеза формулируется до начала опроса, психолог-интервьюер свободен в постановке, порядке, количестве и способе выражения вопросов, но должен собрать именно ту информацию, которая намечена темой беседы и планом исследования. с) стандартизованное интервью, которое проводится на основе опросного листа, строго определяющего порядок и формулировку вопросов. Вопросы могут иметь открытый или закрытый характер. В первом случае предполагаются любые возможные ответы, во втором — лишь те, которые указаны в опросном листе.
Личностный опросник. Стандартизованная анкета, состоящая из набора специально сформулированных высказываний (утверждений или вопросов). Предполагается, что при предъявлении опросника испытуемому он выразит свое отношение к каждому высказыванию и его ответы будут характеризовать отдельные элементы его личности. Существуют опросники для оценки одной особенности личности — одномерные, и для оценки нескольких особенностей — многомерные. При соблюдении нормативных стандартных предписаний применение опросников позволяет высказать вероятностные суждения об измеряемых психических свойствах личности. Основной их недостаток в том, что испытуемые более или менее понимая показательную ценность ответов, иногда могут отвечать на вопросы с учетом ситуации, давать так называемые «социально желательные» ответы, вольно или невольно искажать сообщаемые сведения.
Тест — (от англ. test - испытание, исследование) — стандартизированная процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения на основе межиндивидуальных различий. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Выделяют тесты интеллекта, способностей, личностные, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах. Разработка тестов предполагает его статистическую проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности. Примеры психологических тестов: тест оценки интересов, тест для оценки специальных способностей, тест достижений, тест на запоминание цифр, тест на нахождение аналогий, тест на понимание речи, тест для оценки профессиональной пригодности, тест для оценки профессиональных качеств, тест на установление сходства, тест для оценки общего интеллекта, тест для оценки общей осведомленности, тест оценки практического интеллекта, тест оценки словарного запаса, тест способностей к учению многие другие.
Тесты интеллекта — тесты, служащие для определения уровня и особенностей интеллектуального развития индивида. При помощи подобных тестов могут диагностироваться как общий уровень интеллекта, выраженный количественно (Шкала Станфорд - Бине, Тест Р.Кеттела, Тест прогрессивных матриц Дж.Равена), так и особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы (Шкала Д.Векслера, Тест Р.Амтхауэра).
Вербальный тест. Тест, выполнение которого, по преимуществу, основано на использовании способностей речи и осуществлении речевой деятельности обследуемого. Может содержать задания на проверку понимания читаемого, нахождение аналогий, завершение предложений, отыскание антонимов, проверку навыков письма и т.д.
Невербальный тест. Выполнение невербальных тестов основано, по преимуществу, на неречевых (перцептивных, двигательных и т.д.) способностях обследуемого и осуществлении неречевой деятельности, которая, между тем, может включать в себя целенаправленные речевые действия. Пример невербального теста — цветовой тест отношений.
Тесты креативности — (лат. creatio — сотворение, создание) — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности. Креативностью называют способность продуцировать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблемных задач.
Тесты способностей — тесты, служащие для определения уровня развития общих и специальных способностей, которые определяют успешность учебной и профессиональной деятельности. Выделяют тесты интеллекта, креативности, тесты специальных способностей (математических, художественных, музыкальных, спортивных). Тесты специальных способностей часто объединяются в батареи.
Проективные тесты — (от лат. projectio - бросание вперед) - тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации. В качестве наиболее яркого примера из многих проективных тестов можно привести тест швейцарского психоаналитика Германа Роршаха (1884-1922). В тесте Роршаха испытуемому предлагается описать, что он видит в серии симметричных чернильных пятен. Ответы являются основанием для оценки опытным психологом психического статуса обследуемого. В качестве неопределенной ситуации могут выступать сюжетные картинки, которые надо проинтерпретировать, незаконченные предложения. Ответы на задания проективных тестов допускают очень широкий диапазон значений, поэтому очень большую роль при интерпретации играют качественные заключения психолога, который рассматривает эти ответы как проекции на неопределенные ситуации устойчивых особенностей личности.
Тесты достижений — служат для выявления учебных или профессиональных знаний, умений и навыков, включают в себя задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. Их использование обосновано при отборе, аттестации, экзамене.
Батарея тестов. Набор, комплект специально подобранных, однородных согласованных тестов, каждый из которых предназначен для оценки отдельных частей (признаков) единого психического целого.
Эксперимент — исследовательская стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. Экспериментальный метод обладает особенностями, которые делают возможным установление отношений причинности между событиями. Принято выделять два вида эксперимента — естественный и лабораторный. Результаты, зафиксированные в ходе эксперимента, подлежат статистическому анализу, например, сравнению с данными исследования так называемой «контрольной группы», члены которой во всем подобны участникам эксперимента, за исключением одного исследуемого фактора.
Лабораторный эксперимент — методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений. Вместе с тем лабораторный эксперимент связан и с некоторыми ограничениями: в искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь отдельные их фрагменты.
Естественный эксперимент — методическая стратегия, разработанная российским психологом А.Ф.Лазурским (1874-1917). Такой эксперимент проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который при этом не знает, что участвует в исследовании. Вариантами естественного эксперимента являются производственный эксперимент, осуществляющийся в обычных для испытуемого условиях его труда, психолого-педагогический эксперимент, где изучение психических особенностей, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.
Моделирование в психологии — построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности.
Анализ содержания документов. (Контент-анализ). Подробный разбор, анализ качественных и количественных характеристик (единиц анализа) документов. Контент-анализ осуществляется по жестко предписанным правилам, изложенным в специальной инструкции. Применяется в психологии как метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в которых соответственно целям исследования выделяются смысловые единицы содержания и формы информации: психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений и т.п.
Социометрия. Один из методов диагностики межличностных отношений в малой группе (семье, трудовом, учебном, воинском и пр. коллективах). В простейшей модификации методики каждому обследуемому группы предлагается, отвечая на специальные вопросы, осуществить выбор наиболее предпочитаемых членов группы для различных сфер совместной деятельности. На основе совокупности ответов всех членов группы исследователь оценивает социометрический статус каждого члена группы, структуру эмоциональных межличностных отношений в группе, сплоченность группы и другие показатели. Результаты социометрии могут быть представлены в виде таблицы (социоматрица) или схемы (социограмма).
Метод семантического дифференциала — (от греч. semanticos - обозначающий и лат. differentia — разность) — предложен американским психологом Ч.Осгудом в 1952 г. для изучения восприятия, социальных установок и личностных смыслов, массовых коммуникаций и рекламы. Представляет собой шкалирование (по трем-, пяти-, семи уровням интенсивности) тех или иных предметов, причем полюса шкал образованы антонимами, в качестве которых выступают прилагательные (сильный-слабый, активный-пассивный и т.п.).
Метод экспертных оценок. Метод оценки, состоящий в выборе квалифицированным специалистом показателей качеств оцениваемого объекта.
Групповая оценка личности. (Экспертная оценка личности). Метод, основанный на оценках личностных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми. Процедура оценки включает: 1. Выбор объектов оценки (оцениваемых лиц). 2. Выбор субъектов оценки (компетентных и непредвзятых экспертов) 3. Разработка показателей оценки. 4. Разработка толкового словаря, в котором четко и однозначно трактуются все показатели. 5. Разработка шкалы оценки каждого качества с соблюдением требования стандартности. 6.Оформление вопросника. 7. Испытание разработанной методики на референтной группе. 8. Опрос экспертов с помощью вопросника с соблюдением условия анонимности. 9. Статистическая обработка данных, полученных от экспертов и при самооценке. 10. Интерпретация результатов, завершающаяся составлением заключения. 11. Ознакомление обследуемых с оценками экспертов. При всем этом психологу необходимо соблюдать этические нормы поведения с учетом возможных реакций обследуемых.
Биографический метод — совокупность способов исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Метод направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды. Его использование предполагает получение информации из различных источников: 1) автобиографических методик (опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии); 2) свидетельств очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников); 3) изучения продуктов деятельности (контент-анализ дневников и писем, построение кривых продуктивности и т.п.).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 215.