Основные направления психологической науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Психофизическая проблема. Отношение научного мира к вопросу о соотношении между физическими и психическими процессами в организме можно ориентировочно разделить на два крайних направления. Для материализма, опирающегося на результаты нейрофизиологических исследований, характерна редукция психического к физическому. Ученые, стоящие на таких позициях, считают, что все психические процессы являются производными физических процессов, происходящих в нервной системе. Представители противоположного направления не исключают того, что нервная система с ее физическими процессами является лишь исполнительным механизмом еще не познанных наукой процессов более высокого уровня.

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — направление, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула и ответной реакции. Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.

Бихевиоризм внес в изучение человеческой деятельности научную строгость, ввел в психологию объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, и показал как можно управлять поведением. Благодаря идеям бихевиоризма получили развитие инструментальные приемы исследования психических процессов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев и пр. В работах бихевиористов были значительно продвинуты такие разделы психологии как проблемы научения, образования навыков и др. Необихевиористы Э. Ч. Толмен (1886-1959) и К.Л. Халл (1884-1952), пытаясь преодолеть ограниченность основной схемы бихевиоризма «стимул — реакция», ввели в нее опосредствующее звено — «промежуточные переменные» (различные познавательные и побудительные факторы).

Функциональная психология — психологическое направление, для которого характерна преимущественная ориентация на исследование приспособительных функций психики, адаптивной роли сознания в поведении.

Структурная психология — направление в психологии, развивавшееся в противовес функциональной психологии. Задачей психологии, по мнению его сторонников, является не анализ роли, выполняемой сознанием в поведении, а обнаружение элементарных структур сознания, не поддающихся дальнейшему расчленению, выяснение законов объединения этих частей, а также раскрытие связи психологических элементов с физиологическими процессами.

Целостная психология — ряд направлений в психологии, методология которых ориентирована на исследование целостности структур психики и сознания. К целостной психологии относятся гештальт-психология и так называемая школа Курта Левина.

Гештальт-психология — направление, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Основная идея — психический образ целостнен, его свойства несводимы к сумме своих элементов. Это направление способствовало становлению системного подхода не только в психологии, но и в науке в целом. Важнейшие в гештальт-психологии понятия — фигура и фон. В гештальт-психологии показано, что любое плоскостное изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон. Если долго смотреть на что-либо, фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад. Фигура всегда богаче фона содержанием, ярче фона. При этом человек мыслит о фигуре, а не о фоне. У человека выделение фигуры из фона и удержание фигуры как объекта восприятия конечно же включает психофизиологические механизмы, но определяется, прежде всего личностными, социальными факторами.

По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальт-психологии понимается как динамическое целое — поле, в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой и стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности — стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и экономной конфигурации.

В области психологии мышления гештальт-психологи разработали метод экспериментального исследования мышления — метод рассуждения вслух — и внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт. В 20-х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальт-психологии путем введения личностного измерения. Гештальт-психология оказала существенное влияние на необихевиоризм и когнитивную психологию.(Подробнее см. ниже)

Топологическая психология — гештальт-психологическая концепция личности, разработанная К.Левином (1890-1947). Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой был использован язык топологии — раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями, выступающими движущей силой поведения. Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, происходит замещение. Целостная структура психики человека предстает как личность, взятая с ее психологическим окружением, на границе между которыми находятся перцептивные и моторные системы.

Когнитивная психология — направление в психологии, возникшее в начале 60-х годов XX в. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных (познавательных) операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Глубинная психология — ряд направлений в психологии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Включает: гормическую психологию, психоанализ, неофрейдизм, аналитическую психологию и индивидуальную психологию.

Гормическая психология — (от греч. horme — возбуждение, влечение, побуждение, стремление) — направление в психологии, основанное англо-американским психологом У.Мак-Дугаллом (1871- 1938). По его представлeниям, основой любых психических явлений служит особая нематериальная сила (горме), которая проявляется в виде инстинктов.

Психоанализ — психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом (1856-1939) в конце ХIХ в. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни — мотивы, влечения, смыслы. Была разработана структурная схема психики, в которой были выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосредствования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов. (Подробнее см. ниже).

Неофрейдизм — направление в психологии, в котором ключевые понятия психоанализа З.Фрейда были переработаны на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Наиболее влиятельными представителями неофрейдизма являются американские психологи К.Хорни (1885-1952), Г.С.Салливен (1892-1949), и Э.Фромм (1900-1980).

Теория личности Г.С.Салливена — система представлений, в которых решающая роль в возникновении особенностей личности и психологических расстройств приписывается межличностным отношениям. Типичные межличностные ситуации выступают некими матрицами для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. Признается, что при изменении социальных (межличностных) отношений может быть достигнута гармонизация личности, что и ставится целью психотерапии.

Теория личности К.Хорни — система представлений, которые развивались в дискуссии со многими положениями З.Фрейда. Были отвергнутыми пан-сексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство базальной тревожности, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а, в конечном счете, и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого или отчужденного от общества).

Теория личности Э.Фромма — система представлений, в которых постулируется ведущая роль в человеческом поведении бессознательных побуждений, но, в отличие от теории З.Фрейда, здесь они рассматриваются как социально обусловленные (не биологически). Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов. . (Подробнее см. ниже).

Аналитическая психология создана швейцарским психиатром и психологом К.Г.Юнгом (1875-1961) и разрабатывается его многочисленными последователями. Как и в других теориях глубинной психологии, главное внимание в ней уделяется бессознательным психическим процессам. В психоанализе и аналитической психологии есть общие категории и объяснительные принципы. Динамический аспект функционирования психики в обоих направлениях представлен понятием либидо. Однако у Юнга либидо понимается не как сексуальная энергия, а как гипотетическая категория, описывающая различные виды психической активности. Либидо существует в потенциальной форме (желание) и форме активных действий. На основе анализа обширного материала клинических и экспериментальных исследований, древних мифов, сказок, обычаев, ритуалов примитивных народов, религиозных учений, древних наук, таких как алхимия, астрология, Юнг доказал существование коллективного бессознательного, возникшего в результате эволюции биологического вида «человек» и представляющего собой накапливающийся опыт человечества в форме архетипов. Архетипы являются формами восприятия и осмысления действительности. Они повторяют, разрабатывают сходный опыт переживаний в разных поколениях. Человек, не реализующий архетипы, не дающий им выхода через сознание, создает напряжение, которое может разрушить Эго. На основе идей Юнга возникла школа психологической мысли. Она оказала влияние на формирование гуманистической, экзистенциальной и др. направлений психологической науки. (Подробнее см. ниже).

Индивидуальная психология — направление глубинной психологии, основанное А.Адлером (1870-1937). В названии этого направления, производного от латинского individuum, что означает неделимый, выражается его кредо — исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное. Реализация жизненной цели или смысла жизни, которая начинается у ребенка уже в первые 3-5 лет и в которой складывается особый жизненный стиль, является ведущим качеством личности. Как цель, так и стиль жизни личности тесно связаны с условиями семейного воспитания. На ранних этапах формирования этого психологического направления в качестве движущих сил развития личности рассматривалось стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности за счет достижения атрибутов власти и могущества. В дальнейшем движущей силой развития стал рассматриваться социальный интерес как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений. (Подробнее см. ниже).

Экзистенциальная психология — психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Здесь выделяется следующий ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества: смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, который не может быть сведен к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия, направленная на восстановление аутентичности личности — соответствия ее существования подлинной внутренней природе, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии (размышления, самонаблюдения, самопознания).

Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение личности как уникальной целостной системы и смысловых структур человека. В качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, возможность творческой самоактуализации личности, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К этому направлению могут быть отнесены А.Маслоу (1908-70), К.Роджерс (1902 - 1987) В.Франкл (р.1905), Р.Мэй, и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках: 1. Человек целостен. 2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи. 3. Главной психологической реальностью являются переживания человека. 4. Человеческая жизнь — единый процесс. 5. Человек открыт к самореализации. 5. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Символический интеракционизм — направление в современной социальной психологии, основанное на концепциях американского социолога и психолога Дж.Г.Мида (1863-1931). Формирование человеческого «Я», по Миду, отражает структуру взаимодействия индивида в различных группах и состоит в усвоении значения символов и собственной роли. Развитие личности с точки зрения интеракционизма происходит в ходе взаимодействия с другими людьми в обществе и трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением соответственно социальным нормам, ролям и социальным установкам партнеров по взаимодействию. В интеракционизме изучены структура личности, процессы социализации, ролевое поведение, функции референтной группы и пр.

 

Основные отрасли психологии

 

Общая психология человека — дисциплина, пытающаяся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности. Данные общей психологии используются в различных областях частной и прикладной психологии.

Зоопсихология (или сравнительная психология) — раздел психологии, посвященный проявлениям и закономерностям эволюции психики животных, предпосылкам появления человеческого сознания. Основной методологической основой зоопсихологии является ориентация на строго объективный анализ структуры деятельности животных, основанный на экологических и физиологических особенностях того или иного вида. Рассматривает проблемы развития психики в филогенезе, изучает формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождение психики и ее развитие в процессе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания.

Психофизика — раздел психологии, основанный Г.Фехнером (1801-1887), посвященный измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей. Выделяют два раздела психофизики: измерение сенсорной чувствительности и исследование психофизических функций.

Физиологическая психология — раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов высших психических функций. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию.

Психофизиология — раздел психологии, посвященный изучению роли биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности. В зависимости от исследовательской области выделяют психофизиологию ощущений и восприятий, речи и мышления, эмоций, внимания, произвольных действий, дифференциальную психофизиологию.

Нейропсихология — раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за ранеными с локальными поражениями головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р.Лурия (1902-1977), который разработал теорию системной динамической локализации психических процессов. В качестве ведущего исследовательского метода в нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, в котором дается качественная квалификация этих нарушений в связи с конкретным пораженным отделом головного мозга.

Психогенетика — раздел психологии, использующий данные генетики и генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальных различий психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики в значительной степени определяются наследственностью.

Психофармакология — раздел психологии, изучающий влияние психотропных средств на психические состояния и деятельность с помощью психологических тестов и психофизиологических методик. Основной задачей психофармакологии является достижение более эффективного применения психотропных средств.

Дифференциальная психология — раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально-психологических различий. В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими факторами.

Медицинская психология — раздел психологии, посвященный психологическим отклонениям и психологическим особенностям людей, включенных в лечебный процесс. Основными задачами медицинской (или клинической) психологии являются: диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекция отклоняющихся от нормы форм поведения, психопрофилактика, психотерапия и социальная реабилитация пациентов, имеющих психопатические, психосоматические или пограничные расстройства (состояния организма, находящиеся в интервале —"на границе" — между состоянием нормальным и патологическим), а также исследование психических больных. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

Патопсихология. Раздел медицинской психологии, изучающий закономерности нарушений психических функций при психических или соматических заболеваниях болезни на основе сопоставления актуальных показателей с психологическими показателями нормы.

Специальная психология — раздел психологии, посвященный изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе. Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

Сурдопсихология — (от лат. surdus - глухой) — отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности индивида с недостатками слуха, в частности в условиях специального обучения. При нарушении слуха не только существенно затруднено формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности.

Тифлопсихология — (от греч. typhlos - слепой) — отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности индивида с полностью или частично нарушенным зрением. При таких нарушениях страдает не только ориентировка в пространстве, но и, в силу замедленности и неполноты формирования сенсорного опыта, нарушается развитие наглядно-образного мышления. Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет интенсификации работы других анализаторов (слуха, осязания), а также формирование чувства препятствия. Для построения адекватных образов предметов могут подключаться процессы воображения, при этом формирование логической памяти обычно опережает развитие образной памяти.

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности онтогенетического развития психики и формирования личности в связи с возрастом — от рождения до старости.

Детская психология — раздел возрастной психологии, посвященный исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических процессов, в том числе формирования различных типов деятельности ребенка. Основными экспериментальными стратегиями являются поперечные исследования (метод поперечных срезов), когда анализируется динамика развития одного и того же психического процесса одновременно у детей разных возрастных групп, и продольные (лонгитюдинальный метод), когда анализируются психологические особенности одних и тех же детей на протяжении длительного времени. В развитии ребенка выделяют возрастные периоды: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст.

Инженерная психология — область психологии, изучающая деятельность человека в системах управления «человек-машина», его информационное взаимодействие с техническими устройствами этих систем. Целью такого изучения является совершенствование технических устройств, подготовка людей для управления ими, обеспечения эффективной работы этих систем.

Психология труда — отрасль психологии, изучающая психологические закономерности, лежащие в основе конкретных форм трудовой деятельности. Объект психологии труда — трудовая деятельность индивида. Имеет множество разделов. Например, космическая психология — раздел, посвященный исследованию психологических особенностей труда космонавта, зависимость психической деятельности от невесомости, гиподинамии, относительной сенсорной депривации и социальной изоляции. Военная психология изучает психику человека, занятого военным трудом, и т.п.

Психология спорта — область психологической науки, изучающая закономерности проявления и формирования психологических механизмов в спортивной деятельности. Основными задачами психология спорта являются следующие: 1. Повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений, развитие специализированных видов восприятия (чувства времени, дистанции). 2. Подготовка к соревнованиям. 3. Произвольная психическая регуляция. 4. Формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с тренером.

Педагогическая психология. Область психологии, изучающая психические процессы, лежащие в основе обучения с целью последующего использования полученных знаний для организации наилучшего обучения, воспитания и формирования личности.

Психология обучения — раздел педагогической психологии, занимающийся изучением формирования познавательной деятельности. Основой психологии обучения является мысль, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен осуществляться с ориентировкой на тот уровень, который может быть ими достигнут завтра. При этом обучение представляет собой не просто передачу знаний, а формирование мотивации и личности.

Социальная психология. Отрасль психологии, изучающая, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы и существованием в них, а также психологические характеристики самих этих групп. Основные направления исследований в социальной психологии: 1. Закономерности общения и взаимодействия людей (перцептивная, коммуникационная, информационная стороны общения, способы воздействия в процессе общения. 2. Психология групп (значение группы для развития личности; виды групп, характеристики групп, процессы в больших и малых группах; лидерство, конформизм, сплоченность; развитие группы, образование коллектива). 3. Закономерности проявления психики индивида в социальной среде (социальная детерминация деятельности личности, социализация личности, социальные установки и ценностные ориентации личности).

Юридическая психология — общий раздел психологии, изучающий психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности. Включает в себя отрасли: криминальную психологию, судебную и исправительную.

Криминальная психология — раздел юридической психологии, изучающий психологию правонарушителей, проблемы возникновения, структуры, функционирования и распада преступных групп.

Судебная психология — раздел юридической психологии, изучающий закономерности деятельности расследования, судебного рассмотрения и предупреждения преступлений. Основной задачей судебной психологии является выяснение того, какие свойства личности обусловливают успешную профессиональную деятельность судебно-следственных работников, и как они могут быть целенаправленно сформированы. В ее рамках рассматриваются вопросы оптимальных приемов взаимодействия юристов с другими участвующими в уголовном деле лицами, осуществления следственных и судебных действий (допроса, осмотра, очной ставки, обыска, опознания).

Исправительная психология — раздел юридической психологии, изучающий особенности психической деятельности в условиях применения уголовного наказания и перевоспитывающих мероприятий.

Политическая психология — область психологии, изучающая психологические компоненты — настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и пр., а также их особенности — в политической жизни общества, формируемые и проявляемые на уровне политического сознания и самосознания наций, классов, социальных групп, правительств, частных лиц и реализуемые в политических действиях.

Психология искусства — отрасль психологии, изучающей процесс восприятия и создания произведений искусства.

Психология творчества — раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

Психолингвистика — раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведения. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельности в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности.

Парапсихология — (от греч. para - возле, около) — так называют гипотезы и представления, которые относятся к психическим явлениям, не имеющим строгого научного обоснования. Выделяется два основных направления парапсихологических исследований: 1. Исследование чувствительности организма, не основанной на работе известных органов чувств (экстрасенсорное восприятие); 2. Исследование воздействия организма на внешние явления без посредства физических действий (психокинез). В современной парапсихологии выделяются следующие формы экстрасенсорной чувствительности: телепатия, ясновидение, предвещание, лозоискательство, парадиагностика (постановка медицинского диагноза без контакта с больным, на основании экстрасенсорного восприятия).

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 193.