Политические партии и партийная система во Франции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают по­литические партии. Во Франции действует несколько десятков полити­ческих партий (на выборах в парламент участвует обычно более 40). Они постоянно изменя­ются: сливаются, разделяются, меняют политическую линию и названия. Наиболее крупными из них являются: на левом фланге — Французская социалистическая партия, Французская ком­мунистическая партия, которая в настоящее время во многом пересмотрела прежние догмы; Объединенная социалис­тическая партия; Движение левых радикалов, Движение реформаторов.

Ближе к правому центру находится Объедине­ние в поддержку республики, основанное сторонниками генера­ла де Голля, отстаивающее самостоятельность Франции на международной арене, а во внутренней политике — «ассо­циацию труда и капитала».Ее сторонниками являться буржуазия и гос. чиновники. На правом фланге находится Республикан­ская партия, Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов, партия Центр социальных демократов. Крайне правые позиции занимает Национальный фронт, выступающий с расистских позиций, в частности за изгнание из страны иммигрантов из бывших колоний (в последн. время очень активна – создала свою фракцию в парлменте). На выборах партии обычно выступают в блоках, дробное деление на партии все чаще заменяется делением на левых и правых.

Основы статуса партий в конституционном праве Франции впервые определены конституцией 1958 г. Она устанавливает: 1) принципы со­здания и деятельности партий (создаются и действуют свободно); 2) на­правление деятельности партий (содействуют выражению мнения на­рода путем голосования); 3) ограничения, связанные с их структурой и деятельностью (должны уважать принципы национального суверени­тета и демократии — это означает, что внутренняя структура партии, ее деятельность должны соответствовать демократическим принципам). Все эти положения содержатся в одной довольно краткой статье конс­титуции.

Специального закона о политических партиях во Франции в отличие, например, от Германии нет; их создание и деятельность регулируются более общим законом об ассоциациях 1901 г. Партии, как и другие ассо­циации, создаются без какого-либо разрешения, путем подачи деклара­ции (заявления) в органы министерства внутренних дел. Для получения прав юридического лица они должны быть зарегистрированы в этих же органах.

Законы, принятые в 90-х годах, регулируют финансирование полити­ческих партий со стороны граждан и государства. Для частных лиц уста­новлен определенный предел финансовых пожертвований партиям. Го­сударство поддерживает политические партии по двум основаниям: под­держивает партии и политические группировки, выдвигающие не менее 75 кандидатов в нижнюю палату парламента; осуществляет финансиро­вание партий и политических группировок в зависимости от численности их фракций в парламенте. Партии должны ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они лишаются государственной поддержки. Контроль осуществляет Национальная комиссия за контро­лем счетов по избирательным кампаниям и выборам.

Президент Франции

Президент избирается прямыми выборами. Для выдвижения кандидатуры требуется 500 подписей лиц, занимающих определенные должнос­ти: членов парламента, советов департаментов, совета Парижа, террито­риальных собраний, мэров. Причем эти подписи под заявлением о выдви­жении кандидатуры должны представлять по меньшей мере 30 департа­ментов и заморских территорий из приблизительно 100. Избрание осу­ществляется по мажоритарной системе абсолютного большинства, во втором туре баллотируются два кандидата, набравшие наибольшее коли­чество голосов в первом туре.

Президент замещает председателя Сената.

Президент республики занимает главное место в системе органов государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органа и государства, начинаются не с законодательной власти, а с президента. Президент следит за соблюдением конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдена международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

Президент обладает большими полномочиями, которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно и требующие контрассигнатуры премьер-министра. К первой группе полномочий относятся: 1) право роспуска Национального собрания по своему усмотрению; 2) право ввести в стране чрезвычайное положение, во время которого может быть установлена, по существу, президентская диктатура; 3) право назначать премьер-министра, мини­стров, высших гражданских и военных должностных лиц и смещать их (по заявлениям об отставке). Назначение правительства президентом требует последующего одобрения правительственной программы ниж­ней палатой парламента; 4) право передавать на референдум законопро­екты; 5) право обращаться с послания­ми к палатам на их раздельных заседаниях; 6) право председательствовать в Совете министров по свое­му усмотрению; 7) право обращаться в Конституционный совет с запро­сами и назначать треть его членов; 8) президент — глава вооруженных сил, он председательствует в различных советах и комитетах обороны; 9) президент ратифицирует международные договоры (обычно это дела­ет сенат, но если ратификацию осуществляет президент, то требуется контрассигнатура правительства); 10) президенту принадлежит право помилования.

Полномочия президента, требующие контрассигнатуры членов правительства, немногочисленны: созыв парламента на чрезвычайную сессию; подписание декретов и ордонансов, принятых Советом мини­стров; назначение на гражданские и военные должности; назначение дипломатических представителей.

В осуществлении полномо­чий президенту помогает его собственный аппарат — несколько сот лич­ных сотрудников. Все они назначаются президентом. Он использует также огромный аппарат правительства.

Президент несет ответственность перед особым судом.


Правительство Франции

Правительство Франции — Совет министров со­стоит из премьер-министра и министров. Их назначает президент (министров — по представ­лению премьера). Вице-премьера во Франции нет.

Президент может на­значать министров по своему усмотрению, но правительство должно пользоваться доверием парламент. Доверие не обязательно должно быть получено после формирования правительства: само правительство может поставить вопрос о доверии в любое время, точно так же как в любое время может быть внесена депутатами нижней палаты резолюция порицания. Но по традиции после формирования правительства обычно голосуется вопрос о доверии ему. Должность члена правительства несо­вместима с парламентским мандатом, государственной службой, про­фессиональной оплачиваемой деятельностью. Но ее можно совмещать с членством в местном совете и даже с постом председателя местного совета на любом уровне.

Во Франции существует различие между правительством и кабинетом министров. Совет министров — это заседание правительства под председательством президента, на котором президент осуществляет полномочия, принадле­жащие правительству. Акты, принятые на таком заседании, подписыва­ются президентом. Кабинет министров созывается премьер-министром по специальному поручению президента и по указанным им вопросам. Председательствует на таких заседаниях премьер-министр.

Полномочия правительства делятся на две группы. Наиболее важные из них правительство осуществляет коллегиально. Другие полномочия осущест­вляются на заседаниях кабинета правительства. На практике они реализуются от имени правительства премьер-министром. Он координирует работу минис­терств, контролирует их, председательствует в различных межминистер­ских комитетах, объединяющих группы министерств, сходных по профи­лю работы, несет личную ответственность за оборону страны (хотя на­значениями на высшие военные должности ведает президент), «обеспе­чивает исполнение законов» (по конституции это его личная обязан­ность), осуществляет регламентарную власть и вправе издавать декре­ты без рассмотрения в Совете министров (правда, это акты более низкого уровня по сравнению с актами, принятыми коллегиально, и они подлежат контрассигнатуре министров). Премьер-министр вправе создавать сме­шанную паритетную комиссию при разногласиях палат парламента (чле­нов в нее назначают палаты, но в требовании создать комиссию премьеру не может быть отказано); он может по своему усмотрению ставить вопрос в центральном городе судебного округа или кантоне.


Парламент Франции

Парламент состоит из двух палат:

Нацио­нального собрания (избираеться на 5 лет, миним. возраст для избарния 23 года). Депутаты избираются по мажоритарной системе абсолютн. большинства. Существует загородот. барьер – 5%.

Сената (избираеться на 9 лет, кажд. 3 года обновл на 1/3, миним. возраст 35 лет). ВП образуется косвенным путем – избираться коллегией (депутаты НП + представит. териитоорий)

Депутаты и сенаторы обладают депу­татским индемнитетом (также включаеться обя­занность гос-ва обеспечивать депутатам их материальные потребности для вып-я ими своих обязанностей). Довольствие, состоит из двух частей: основно­го жалованья и дополнительного. Депутат после избрания и при окончании мандата обязан представить в бюро палаты парламента декларацию об имущественном положении. Члены парламента имеют ограничен­ный депутатский иммунитет: арест и другие формы лишения свободы в случае совершения ими уголовного преступ­ления, они м.б. задержаны на месте преступления. В других слу­чаях требуется разрешение бюро палаты.

Французский парламентарий имеет свободный мандат. Совмещение депутатского мандата с государствен­ными должностями невозможно. Имеются заместители депутатов.

Каждая палата имеет бюро: председатель палаты (он является представ-м наиболее крупной фрак­ции в палате), вице-председатели, секретари и квесторы (под­держивает порядок и занимаются АХЧ).

Как и в других парламентах, в палатах французского парламента существуют постоянные комиссии (предварительно обсужда­ют законопроекты и контролируют деятельность правительства). Каждый парламентарий обязан входить в постоянную комиссию, но в каждой палате комиссий не более 6.

Наряду с постоянными образуются специальные комиссии. Бывают временные объединенные специальные комиссии палат, создаваемые по требованию правительства для изучения конкретного проекта закона. Чаще создаются другие, согласительные комиссии палат на паритетной основе.

Повестка дня заседаний палаты определяется совещанием председа­телей (бюро палаты и председатели фракций).

Депутатские объединения образуются в том случае, если в них входят в нижней палате не менее 20 парламентариев, в верхней — не менее 14. На основе пропорционального представительства фракций формируются бюро палаты и постоянные комиссии.

Французский парламент обладает законодательными, контрольными, судебными, внешнеполитическими (ратификации международных договоров). и иными полномочиями. Парламент формир. органы (Палата правосудия, Констит. совет, утверждает правит. и премьера). Осуществляя законодательную деятельность, парламент принимает обыкновенные, органические и конституционные (изменяющие консти­туцию) законы.

Парламент Франции с ограниченной компетенцией (это относится прежде всего к обыкновенным законам). В конституции содержится перечень вопросов, по которым парла­мент может принимать законы. По некоторым вопросам он издает зако­ны-рамки, по указанным в консти­туции вопросам парламент издает исчерпывающие законы.

Парламент проводит одну ежегодную сессию (не более 120 заседаний для кажд. палаты).

82. Местные органы государства во Франции

Франция делится на регионы, департаменты и коммуны, которые счи­таются территориальными коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления. Наряду с этим существуют административные округа, где выборных органов самоуправления нет и управляет назначен­ный сверху супрефект. Есть историко-географические единицы — канто­ны, которые не имеют собственных органов самоуправления и управле­ния, а используются как избирательные округа для выборов в советы департаментов, иногда в них создаются судебные органы — трибуналы малой инстанции.

Низовой административно-территориальной единицей является ком­муна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями. В общине избирается совет сроком на 6 лет (9—69 человек). Он избирает на 6 лет мэра и его заместителей. Мэр одновременно по должности является представителем госу­дарственной власти в коммуне. Каждая коммуна имеет свой устав. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки, муниципальные биб­лиотеки и музеи, кладбища и др.

Муниципальный совет может быть досрочно распущен декретом президента, принятым на заседании Совета министров, но если он не способен управлять коммуной.

В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента) избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет. Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире. Как отмечалось, совет обновляется по частям (на 1/2 через 3 года). Исполнительным органом совета является председатель совета.

В регионах, объединяющих 3—5 департаментов, также избирается региональный совет. Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые вы­полняют консультативные функции. В состав комитетов входят представители предпринимателей, профсоюзов, обще­ственных организаций, лица, назначенные правительством. Исполни­тельным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты метропо­лии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внут­ригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.

Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-тер­риториальных единицах имеются назначенные сверху чиновники — представители государства. В регионе это комиссар республики, в департаменте — также комиссар республики (префект), в округе, не являющемся «территориальным кол­лективом» и не имеющем своего совета, есть супрефект.

Комиссар республики (префект, супрефект) теперь не осуществляет административную опеку над органами местного самоуправления, но имеет право контроля за ними с точки зрения соблюдения законности.

 

84. Президент ФРГ

Федеральный президент избирается на 5 лет косвенными выбора­ми — Федеральным собранием, которое состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избранных представительными органами земель (ландтагами) пропорционально числу их депутатов в бундестаге. Прези­дентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока.

Он пользуется иммунитетом, который прекращается в случаях, установлен­ных конституцией для ответственности президента.

По конституции федеральный президент обладает значительными полномочиями. Он представляет государство, заключает международ­ные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. Однако для действительности таких актов необходима их контрассигнатура канцлером или соответствующим министром (получение контрассигнатуры — подписи). Контрассигнатура не нужна для актов об увольнении федерального канцлера (при конструктивном вотуме недове­рия), при подаче им заявления об отставке, для роспуска нижней палаты, если она не избрала нового канцлера в установленный срок, для назначе­ния в этих условиях даты выборов в бундестаг, для предложения канди­датуры нового канцлера. Но все это делается, по существу, в условиях вакантности поста канцлера: прежнему выражено недоверие либо он ушел в отставку, а новый не избран.

Ответственность президента заключается в лишении его данной должности. Это возможно в случае обвинения в умышленном нарушении конституции или закона. Такое обвинение могут выдвинуть только бун­дестаг или бундесрат. Предложение может быть внесено 1/4 состава любого из этих органов, принятие решения (т.е. предъявление обвине­ния) требует большинства в 2/3. Обвинение вносится в Федеральный конституционный суд, который и принимает окончательное решение. Отрешенный от должности президент в дальнейшем может быть подверг­нут обычному уголовному преследованию. Федеральный конституцион­ный суд вправе также временно отстранить президента от должности при предъявлении парламентом обвинения — до решения дела по существу.

Полномочия федерального президента в случае каких-либо препятст­вий для исполнения им своих обязанностей осуществляет председатель бундестага.

84 Правительство ФРГ

Правительство состоит из канцлера (председатель правительства) и министров. Они не могут занимать дру­гие оплачиваемые должности, осуществлять профессиональную дея­тельность, входить в состав руководства предприятий, занимающихся извлечением прибыли. Особую роль в правительстве играет канцлер, в связи с чем ФРГ нередко называют канцлерской рес­публикой.

Положение канцлера, обязанности министров, порядок работы пра­вительства и другие вопросы регулируются специальным регламентом, который утверждается президентом.

Федеральный канцлер избирается бундестагом по предложению президента. Избранным считается лицо, которое получит абсолютное большинство голосов в бундестаге, т.е. федеральный президент прак­тически может предложить, а бундестаг избрать канцлером лидера пар­тии (коалиции партий), которая располагает большинством мест в пар­ламенте. На практике в последние десятилетия правительство форми­руется одной из двух крупнейших партий — ХДС или СДПГ, высту­пающей в блоке со СвДП. Бывали случаи формирования правительства одной из этих партий, когда она получала абсолютное большинство мест в бундестаге.

Если предложенное президентом лицо не получает большинства го­лосов, бундестаг сам может выдвинуть кандидатуру канцлера. Если из­брание канцлера в течение 14 дней не состоялось абсолютным большин­ством голосов, проводится второй тур, в котором для избрания достаточ­но относительного большинства. Если и такая процедура не дала резуль­татов, президент в течение 7 дней сам назначает канцлера и одновременно распускает парламент с назначением даты новых выборов. Это положение в ФРГ ни разу не применялось.

В назначении федеральных министров парламент не участвует: он определяет только канцлера. Министры назначаются президентом по предложению канцлера, а увольняются канцлером (юридически — это делается актом президента по требованию канцлера).

Основные направления федеральной политики определяет канцлер. Федеральные министры, которых он назначает и смещает (с помощью указов президента), действуют в рамках установленных направлений политики самостоятельно, но несут за это ответственность перед кан­цлером, который вправе уволить министра, и перед нижней палатой парламента, которая может выразить вотум недоверия министру. При расхождении мнений федеральных министров решение принимает пра­вительство.

Ответственность за деятельность правительства несет канцлер. С его сменой уходят в отставку и министры.

Парламент ФРГ

В ФРГ есть два органа, участвующих в законодательстве: бундестаг и бундесрат (Союзное заседание и Союзный совет). Участвует и президент, который подписывает зако­ны и вправе возвратить их на втор-е рассмотрение.

Бундестаг избирается на 4 года путем всеоб­щих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Его депутаты имеют свободный мандат. Действует принцип несовместимости. Депутаты обладают иммунитетом, но могут быть задержаны без разрешения парламента на месте совершения пре­ступления и в течение следующего за этим дня. Индемнитет депутата также несколько ограничен: он может нести ответственность за клевет­нические высказывания в парламенте. Денежное вознаграждение депу­тата составляет 16 тыс. марок в месяц.

Председатель («президент бундестага») осуществляет распорядительную дея­тельность в здании бундестага. Палатой избирается также замес­титель. Секретари бундестага ведают организационными вопросами, связанными с делопро­изводством.

Партийные фракции. Их руководство участвует в формировании органов бундестага, в том числе в создании специализированных постоянных комиссий и определении их предсе­дателей. Председатель палаты, его заместитель, а также 23 представите­ля фракций пропорционально их численности образуют совет старей­шин. В необходимых случаях создаются различные временные комиссии — следственные, ре­визионные и др. Не существует понятия «сессия парламента». Бундестаг находится в постоянной сессии и созывается его председателем на пленарные заседания по мере надобнос­ти.

Бундесрат является представительством земель, его члены назначаются правительствами земель и отзываются ими. Срока полномочий для этого органа конституция не устанавлива­ет. Число представителей земель в нем зависит от численности населения каждой земли. Председатель бундесрата переизбирается ежегодно. Заседания созыва­ются председателем по мере надобности.

Полномочия:

1. Законодательные. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты бундестага (только коллективно) и члены бун­десрата. Законопроекты в бундестаге рассматриваются в трех, чтениях по классической схеме. Принятый бундестагом законопроект передается в бундесрат. По некоторым вопросам согласие бундесрата обязательно. Однако в определенных условиях бундесрат, напротив, может при­нимать законы самостоятельно, без участия бундестага. Бундестаг, вправе делегировать правительству полномочия по изданию актов (иногда треб. согласие бундесрата).

2. Контроль за деятельностью исп. власти, правительство несет как коллективную, так и индиви­дуальную ответст­венность только перед бундестагом. Конструктивный вотум недоверия.

3. Ратифицирует м/д, объявляет состояние обороны, фор­мирует некоторые другие высшие органы государства (бундестаг участ­вует в выборах президента республики, бундестаг и бундесрат форм. Федеральный конституционный суд, избирают председателя и вицепредседателя Счетной палаты).

Если парламент не может собраться, то решения (сила закона), в период состояния обороны принимаются совместным, коми­тетом, состоящим из 33 членов, 2/3 из которых — депутаты бундестага и 1 /З — члены бундесрата.



Дата: 2016-10-02, просмотров: 230.