Формы деятельности парламента:
1) сессии
2) работа постоянных и специальных комиссий
3) работа депутатов
сессии
Очередные внеочередные (чрезвычайные)
Заседания могут быть открытыми или закрытыми.
В некоторых странах порядок проведения сессий установлен законом. В этом случае для созыва сессии акта главы государства не требуется. Во Франции сессия проходит один раз в год с октября по июнь. В Великобритании и Бельгии установлено, что сессия должна длиться 160 – 190 дней в году.
В других странах сессия созывается актом главы государства.
Кто имеет право инициировать созыв чрезвычайной сессии:
1) спикер любой палаты
2) группа депутатов
3) глава государства
4) в федерациях – одна из республик.
Внутренние органы палат Парламента
Первая сессия Парламента – организационная. На ней создаются все органы: внутренние и другие гос. органы (например, Правительство).
внутренние органы палат Парламента
внутренние
руководящие
органы
внутренние вспомогательные
органы палат (постоянные комиссии)
партийные
фракции
Внутренние органы в обеих палатах:
1) внутренние руководящие органы
На первой (организационной) сессии палаты выбирают председателя.
В большинстве стран избирается спикер.
Исключения: верхнюю палату Парламента США возглавляет вице-спикер, в Великобритании приказом королевы назначается лорд-канцлер.
Спикер является фактически третьим лицом в государстве (после Президента и председателя Правительства).
Спикер является должностным лицом государства.
внутренние руководящие органы (спикер)
Единоличные
Это спикер (его называют также председатель палаты, в Польше – маршал)
Коллегиальные
Во Франции – бюро,
в Польше – президиум.
В состав бюро и президиума входят:
- спикер
- его заместители
- (иногда) руководители крупнейших постоянных комиссий
- (иногда) руководитель самой крупной партийной фракции.
52.1. Внесение законопроекта (законодательная инициатива)
Сначала законопроект вносится в нижнюю палату Парламента. Рассмотрение законопроекта всегда начинается с нижней палаты.
Субъекты законодательной инициативы:
1) депутаты (это так называемая «групповая инициатива»)
2) глава государства (кроме президентских республик)
3) народная инициатива
Для неё предусмотрено огромное количество подписей (50 тыс., 100 тыс.). поэтому её сложно воплотить в жизнь.
4) Правительство
5) субъекты федерации
6) автономии (в ряде стран. Если вопрос касается их статуса.)
Субъекты законодательной инициативы
В ряде стран (например, Канада) финансовые законопроекты депутаты подавать не могут, это приоритет Правительства.
В Индии и Греции депутаты имеют право подавать финансовые законопроекты, но только с заключением Совета министров.
Во Франции депутаты не могут вносить законопроекты, которые ведут к сокращению или увеличению финансовых расходов. Это приоритет Правительства.
В США единственным субъектом законодательной инициативы являются депутаты. США – это президентская республика. Президент в законотворчестве участвует через послания и через депутатов своей политической или парламентской фракции.
В ряде стран законопроекты должны вноситься с обоснованием возможных экономических последствий (расходы и т.п.).
Порядок внесения законопроектов
По общему правилу, законопроекты вносятся в нижнюю палату.
Обсуждение законопроекта начинается всегда в нижней палате.
В ряде стран (США, Бельгия, Бразилия, Швейцария) законопроекты можно вносить в обе палаты.
В ряде стран (Австрия, Испания, Нидерланды) в верхнюю палату законопроекты вносить нельзя.
В Великобритании все проекты вносятся в палату общин (нижнюю палату), проекты по судоустройству и судебному процессу вносятся в палату лордов, т.к. прежде чем начать их рассмотрение они должны быть проверены Судебным комитетом.
В ФРГ верхняя палата состоит из представителей правительств земель => все правительственные проекты сначала передаются в верхнюю палату, т.к. нужно согласовать федеральный правительственный проект с правительствами земель; потом проект передаётся в нижнюю палату, где начинается его рассмотрение в обычном порядке.
Если возникают разногласия между нижней и верхней палатами (нижняя палата приняла закон, а верхняя не согласна):
1. В ряде стран (США, Мексика, Бразилия, Белоруссия) если верхняя палата не согласна, проект не пройдёт, не будет принят. В этих странах верхняя палата сильная, её нельзя обойти.
2. В ряде стран предусмотрены ограничения прав верхней палаты:
1) в Индии, Австрии верхняя палата может отклонить только финансовые проекты, остальные – не имеет права
2) в Великобритании, ФРГ, Японии, Франции решение нижней палаты имеет решающую силу. Верхние палаты этих стран слабы, их можно обойти.
В Великобритании проект, одобренный палатой общин, может вопреки мнению палаты лордов вступить в силу, если повторно будет рассмотрен через 1 год.
В ФРГ правительственные проекты подаются в верхнюю палату, депутатские проекты – в нижнюю (если для начала работы с законопроектом не требуется специального разрешения верхней палаты). Решение нижней палаты о принятии законопроекта будет окончательным, если за его принятие проголосует абсолютное большинство.
Законопроекты подаются в письменной форме. В Великобритании и США установлены специальные ящики. Некоторые законопроекты нельзя просто опустить в ящик, они требуют выступления (пояснения) на заседании, в котором говорилось бы о необходимости рассмотрения этого проекта, рассказывалось бы о его содержании.
53. Стадии законодат. процесса в ЗС
1. Законодат. инициатива: Президент (В США президент не облад. правом закон. инициативы, а осуществл. эту функцию через посланника). Самый активн. субъект закон. инициативы – Правительство, возможна народная инициатива, но она применяеться крайне редко. В соцмал. странах закон. инициатива может принадлежать обществ. организациям.
2. Обсуждение на пленарных заседаниях (2 или 3 чтений). После 1-го или 2-го чтения проект передается в соотв. комиссию.
Заседания комиссии проходят в 2 этапа:
- приглашаться эксперты-консультанты, кот. дают заключение как профессионалы
обсуждение самими членами комиссий – вправе внести изменения, доработать, отклонить, т.е. обладает огромными полномочиями.. Комиссия выносит заключение, затем проект рассматривается депутатами.
2- е чтение (в странах где их два) – выступает председатель с заключением. Дебаты, обсуждения депутатами.
Депутаты могут отклонить проект, вернуть на доработку, вносят поправки в письм. виде затем принимается закон.
1. Принятие После принятия нижн. палат он переходит в верхнюю, в ней происходят те же стадии. Простые законы принимаются простым большинством. Ограниченные законы – квалифицированным большинством.
2. Подписание главой государства
3. Опубликование (промульгация), т.е глава гос-ва подписывает и передает на опубликование. Проект вступает в силу с момента опубликования, но есть исключения. В Италии через 15 дн., Греция – 1 мес., Франция на след. день после опубликования, Дания – 7 дней.
Гильотина – устанавливается время для обсуждения закона.
Метод «кенгуру» - если много поправок, то спикер перепрыгивает как кенгуру некоторые. Выбирает их по своему усмотрению для дальнейшего голосования по ним.
Если верх. палата не соглашается с принятой нижней законом, то создается согласительная комиссия. Елси же она не придет к консенсусу, то существует процедура обхождения несогласия верхней палаты, повторное голосование нижней за проект преодалевает это несогласие.
Законопроект вносится лишь с экономич. обоснованием . Правит-во вносит законопроект по бюджету.
Испания, Австрия – проект вноситься лишь в нижнюю палату. В Германии все законопроекты подаются через верхнюю палату. В Великобритании все, связанное с судоустройством в палату лордов, а потом в палату общин. В скандинавских странах д/подачи проектов устанавливается для депутатов – 15 дней, для правительства 90 дней.
Отклоненный законопроект не м.б. внесет на той же сессии повторно.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 216.