Решающее значение в политической жизни США имеют в основном две политические партии: Республиканская и Демократическая, созданные еще в XIX в. При их возникновении между ними были принципиальные разногласия: «демократы» южных штатов выступали за сохранение рабства, республиканцы Севера требовали отмены рабства негров и их равноправия с белыми гражданами. После Гражданской войны существенные различия между этими партиями постепенно стерлись. Республиканцы, которые с 1994 г. имеют большинство с обеих палатах конгресса, выступают во внутренней" политике за сокращение финансовых социальных программ (ассигнования на образование, здравоохранение, жилье, помощь безработным), а во внешней политике требуют решительно сократить финансовую помощь зарубежным странам.
Систему, при которой пост президента находится в руках одной партии, а в конгрессе большинство принадлежит другой, называют в США «разделенным правлением».
Обе главные партии не имеют постоянных программ — они принимают лишь предвыборные манифеста, и то главным образом в год выборов президента, не имеют постоянного членства, у них нет обязательных членских взносов, хотя в некоторых штатах у республиканцев бывают членские билеты. Национальные съезды партий созываются раз в четыре года для выдвижения кандидатуры президента, между съездами функционируют национальные партийные комитеты, избираемые съездами.
Деятельность партии обеспечивается постоянным профессиональным партийным аппаратом, структура которого приспособлена к выборам. Глава низшего партийного органа («капитан»), действующего на избирательном участке, назначается вышестоящим партийным органом. Партийные комитеты есть в районах крупных городов, в городах, графствах (административно-территориальных единицах), штатах. Национальный комитет, возглавляющий эту систему, большой роли не играет, политику партии определяет ее лидер. Главная цель этого органа — обеспечить победу лидера партии на президентских выборах.
Заявку на лидерство в партии делает обычно сенатор или губернатор штата, но само лидерство является переменным, оно определяется тем, сколько штатов и какие из них поддержат его канд-у на первичных выборах (голосование членов партии по выдвижению «кандидата в кандидаты»).
Обе партии пользуются определенными привилегиями в избирательной борьбе. Выдвинутые ими кандидаты регистрируются автоматически, тогда как кандидаты других партий, для того чтобы баллотироваться, должны получить на первичных выборах определенное число голосов или собрать под своим заявлением определенное число подписей избирателей (в разных штатах от 3 до 5%). Вся партийная деятельность, равно как и порядок выборов, приспособлена в США к двухпартийной системе.
Общефедеральными партиями считаются Коммунистическая партия, не имеющая социальной поддержки в американском обществе, Международная партия зеленых (экологическая партия), Социал-демократическая партия, Социалистическая партия труда, Американская независимая партия, Прохибиционистская партия. Эти партии функционируют не во всех штатах.
Конституция США, включая поправки, о партиях не упоминает. Приняты ФЗ-ны, регулирующие некоторые стороны деятельности партий (главным образом финансовые вопросы, связанные с выборами), в штатах принято законодательство, также касающееся роли партий в выборах. Существуют решения Верховного суда США, которые касаются роли партий в проведении первичных выборов, некоторых других конкретных вопросов. Есть также множество решений верховных судов отдельных штатов, но они преимущественно связаны с финансированием партий и их ролью на выборах.
70. Американский федерализм и его особенности
Федерация США — относительно централизованная. Конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов. Со временем сфера компетенции федерации была расширена толкованиями Верховного суда США. Иногда штаты протестуют против этого, обращаясь в федеральные суды с исками о вторжении в компетенцию штатов. Федерация ежегодно предоставляет штатам значительные денежные субсидии, передает штатам многие полномочия по решению социальных вопросов
Субъектами федерации США являются 50 штатов. Территория США включает также острова Пуэрто-Рико и Гуама. Острова Микронезии являются «ассоциированными государствами» с США. Пуэрто-Рико считается «свободно присоединившимся государством» (там проводились референдумы по преобразованию острова в штат, но его избиратели голосовали против), этот остров — не член ООН. Население Пуэрто-Рико и Гуама избирает законодательные собрания и губернаторов (как и штаты). Законы США имеют здесь верховенство (как и в штатах), но все эти территории (несубъекты федерации) не имеют представительства в сенате (в палате представителей только по одному делегату (резиденту-комиссару) с правом совещательного голоса). Их жители не платят федеральных налогов.
В прямом управлении США находятся острова Восточное Самоа и Виргинские острова, имеющие статус территорий США. Там существует практически назначаемая администрация.
Особый статус имеет федеральный округ Колумбия. В отличие от других названных территорий жители округа избирают трех выборщиков для участия в выборах президента. Вашингтон — столица США, находящаяся на территории округа, пользуется самоуправлением, население избирает прямыми выборами городской совет и мэра.
Штаты — это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США. Однако они принимают свои конституции, которые должны соответствовать конституции США. Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, без согласия конгресса облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска.
Структура органов штатов сходна со структурой федеральных органов. Законодательные собрания (исключение один штат) двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: палата представителей и сенат. Срок их полномочий в разных штатах колеблется от двух до четырех лет, (ротация., как правило, не применяется).
Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, прямыми выборами (в одном из штатов — выборщиками) на 2—4 года. Законы передаются на подпись губернатору, который обладает правом отлагательного вето. Некоторые должностные лица — казначей, атторней и др. — могут избираться непосредственно гражданами (губернатор координирует их деятельность и в какой-то мере руководит ими.
Конгресс может принимать в союз новые штаты, но не вправе учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии конгресса и законодательных собраний штатов.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 248.