Правительство имеет очень широкий состав (предельная численность его по закону — 95 человек). Ранг министров имеют генеральный прокурор и генеральный атторней — юридический советник правительства, его представитель в суде.
Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров, в их числе всегда государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др. Он созывается на заседания и принимает решения хотя и редко. Обычно этот кабинет заседает в личной резиденции, где живет премьер-министр. Но чаще собирается «внутренний кабинет» — несколько ведущих лиц, пользующихся особым доверием премьер-министра. «Внутренний кабинет» принимает решения от имени кабинета.
Правительство назначается главой государства, но это лишь формальный акт. На деле оно формируется партией большинства в палате общин, представляет ей программу, которая утверждается голосованием. В состав правительства входят, во-первых, главы министерств и ведомств, являющиеся членами кабинета. Во-вторых, членами правительства являются министры и государственные министры, т.е. заместители ведущих министров, а также все младшие министры — заместители других министров, входящие в состав кабинета. Есть территориальные министерства: по делам Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. В-третьих, членами правительства являются некоторые лица, занимающие традиционные еще со времен феодализма должности (например, лорд — хранитель печати). В-четвертых это министры без портфеля, которые оказывают помощь премьер-министру по его указаниям. В пятых: особая категория младших министров - парламентские секретари, представляющие министра в парламенте.
При премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных органов — комитеты, комиссии, секретариаты, службы.
Для исполнения законов парламента, как считается, правительстве принимает нормативные акты, но эти акты принимаются от имени отдельных министров. Кроме того, парламент может делегировать правительству право принимать акты, имеющие силу закона (делегированное законодательство). За этими актами установлен парламентский контроль: они должны быть представлены в парламент, на деле же сдаются в библиотеку и в комитет парламента по подчиненному законодательству. Решения кабинета оформляются актами Тайного совета.
В Великобритании министерства имеют отделения на местах, с которыми местные органы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальных чиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др.).
Парламент Великобритании
По британской конституции парламент — триединое учреждение. В обычном словоупотреблении под парламентом поним-ся нижняя палата, которая осуществляет законодательные функции. Король подписывает все законы (на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет вето). Палата лордов возражения против законопроектов, принятых палатой общин, тоже выдвигает очень редко.
Палата общин избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Депутаты обладают индемнитетом и ограниченным иммунитетом (только во время сессии + 40 дней до начала и после сессии). Они имеют трех оплачиваемых государством помощников. Им возмещаются транспортные, канцелярские, почтовые расходы. Жалованье считается чуть ли не самым низким в мире.
Спикер, имеет трех заместителей. Избирается на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии. Не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выст-я членов палаты и выступать сам.
Постоянные и временные комитеты.
1. Неспециализированные комитеты (до 50 человек). Их персональный состав определяется пропорционально численности партийных фракций. Спикер передает им законопроекты по своему усмотрению. 2. Специализированные комитеты. Эти комитеты также предварительно обсуждают законопроекты, занимаются парламентскими расследованиями, но их основная деятельность связана с контролем за управлением, за работой министерств.
Партийные фракции (возглавляет лидер). Строгая партийная дисциплина (возможны санкции). Организацией работы парламента, удостоверением его актов ведают клерки палаты, имеющие подчиненный им небольшой аппарат. Кворум – 40 депутатов.
Палата лордов, состав и численность которой изменяется, формируется в основном по наследственному признаку. Около 2/3 палаты составляют пэры, около 1/3 — пожизненные пэры. Кроме того духовные лорды англиканской церкви, 20 «лордов по апелляции» и др. В палате лордов председательствует лорд-канцлер. Кворум в палате — 3 лорда.
Полномочия.
1. Законодательные. Закон. инициатива – монарх, правительство. 3 чтения. Если проект принят, он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.
2. Финансовые полномочия. Закон о бюджете всегда принимается сначала нижней палатой (его вносит только правительство).
3. Контрольные. Палата общин может потребовать отставки министра (премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр). Вопрос о вотуме недоверия бывает только связанным т.е. он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им законопроектом. Используеться резолюция порицания, вопросы к премьер-министру и к министрам, дебаты по общим вопросам политики, контроль также парламентских спец. комитетов. Парламентский уполномоченный (омбудсман) по делам администрации. Помимо него существуют уполномоченные по здравоохранению, местному самоуправлению и т.д.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 202.