Президент, избранный народом, обладает большим количеством полномочий.
Замещения поста президента:
· вице-президент (США, Индия, КНР)
· председатель верх. палаты парламента (Франция, Италия, Польша)
· глава правительства (Австрия, Украина, Финляндия)
Срок полномочий: во Франции самый большой – 7 лет, в основном 4-5 лет (США), не более 2-х сроков подряд, Литва – 4 года.
Президент является самым высокопоставленным из всех должностных лиц.
Общие полномочия главы гос-ва:
1. Связанные с парламентом (законодат. властью):
2. В области гос. управления, т.е. об участии президента в деят-ти правительства. Во всех презид. республиках правит. форм-ся из своей партии. В США, Венесуэле президент явл. премьер-министром (глава прав-ва). В парл. республиках президент назначает и предлагает кандидатуру премьера, которую ему предлагает парламент.
3. Глава гос-ва имеет функции в суд. сфере. Во многих странах глава назначает судей (США с согласия сената). Верх. суд форм-ся с участием президента – Белоруссия (презид. назначает судей всех рангов, назначает прокурора). В Польше презид. по назначен. прав-ва президент назначает судей и прокурора. В Великобританиипалата лордов – высш. суд. органа – королева назнач. 10 судей.
Право главы гос-ва осуществлять помилование, в части государств – амнистия, может смягчить наказание, заменить наказание, снять судимость.
4. Ведает вопросами гражданства, присваевает почетные звания и титулы. В ряде стран награждает орденами.
5. Чрезвычайные полномочия главы гос-ва: вводить черезвычайные положение на всей территории или части территории страны, вводить президентское правление, м. принимать военное положение.
6. Внешнеполитические полномочия: представл. страну во внешн. отношениях; назначает глав дипл., конс. учереждений; подпис. междунар. договоры; объявляет войну, мир (д.б. согласовано с парламентом), все главы государств (кроме КНР) являться главнокомандующими (назнач. высш. долн. лица в армии, решает вопросы об использов. вооруж. сил на территории страны и за ее пределами, присваетвает ордена, звания).
59. Порядок образования и структура правительства в ЗС
Правит-во – это исп.-распор. орган.
Порядок формир-я завис. от формы правления:
1. През. респ-ка: през-т формирует правит-во из партии, победившей на през. выборах.
*В США: с согласия сената (кот. всегда согласен). Правит-во несет отв-ть п\д през-м.
2. Парлам. респ-ка: правит-во формир-ся парл-том с согл. през-та. По сути партией, имеющей бол-во в нижн. палате парл-та; она предлаг. премьер-министра главе, а премьер предлаг. весь состав правит-ва.
Глава г-ва сам не м. предлагать, т.к. связ. парлам. бол-вом (50% деп. мест).
Если ни одна партия не имеет парлам. бол-ва, то неск. партий объед-ся для получ-я 50%+1. Премьера назнач. та партия, у кот. бол-во деп-в.
Если парлам. бол-во не м. назначить, то през-т м. предложить кандидатуру.
Парламент д. утвердить (дать доверие) правит-во, после чего оно нач. работать.
3. Смешан. респ-ка: как в парлам., но глава имеет больше полномочий.
*Укр., Белорусь: Пр-т м. поставить вопрос об отставке прав-ва, о замещении министра.
Правит-во несет отв-ть п\д Пр-том и Пар-том.
4. Монархия:
а) абс. и дуал. монархии: формир. монархом.
б) парлам.: парлам. формирует, монарх подписывает.
Состав правит-ва:
Классич. состав: премьер; его замы; министры.
Численность: »50-60, в Англ. – 100 ч-к.
Рук-ли комит. и ведомств в состав не входят.
*Велик., Инд., Австрия: в состав прав-ва вкл. рук-ли комит. и ведомств (100чел). Создан кабинет (20чел.), в кот. вход. премьер, замы, мин-ры.
*США: Пр-т – глава правит-ва (т.к. США - през. респ-ка) Þ Исп.вл. принадлеж. Пр-ту.(США). Он назнач.\ увольняет 12 советников (мин-ров)
В ряде стран мин-ры м.б. или д.б. деп-ми (Велик., Белорус., Австр., Польша).
После избрания прав-ва, в нем формир. внут. орг-ы – комиссии (»3,4). Они возглавл. мин-рами (для подготовки ?? на засед. прав-ва). Комиссии м.б. постоян. и врем.
Глава правит-ва в през. респ-ках – Пр-т., в парлам. респ-ках – лидер партии, кот. в парл-те в бол-ве.
Глава правит-ва:
-предлаг. состав прав-ва, м. самост. назнач. и смещать членов прав-ва;
-при принятии реш-й его мнение обязат-но;
-гл. лицо при подготовке программ прав-ва;
-единол. принимает реш-я;
-опред. число минист. постов;
-отмен. акты мин-ров;
-издает акты.
Порядок д-ти.
Заседания. Строг. очередности нет.
Реш-я приним. коллегиально Þ прав-во – это коллег. орган с учетом мнения премьера.
Повестка дня опред-ся премьером, ?? м.б. проработаны в комиссиях.
Партийный состав правительства в ЗС
Виды прав-в
1) Однопартийн. (если в нижн. палате бол-во).
2) Коалиционные (если неск. партий)
3) Др. виды (в кризис. условиях):
а) Прав-во нац. ед-ва. Цель – вывод страны из конфликта. Нет парлам. бол-ва.
б) Прав-во парлам. меньшинства. Прецедент: Болгария: прав-во само не м. сформир. прав-во из-за недачи доверияÞ дали право формир-я прав-ва партии, кот. имело меньшинство).
в) Служебн. прав-во: созд-ся когда коалиция не м. договориться. Созд. не из партий, а из специалистов.
г) Врем. прав-во – образ. внепарлам. путем в рез-те переворотов в г-ве.
Глава правит-ва
В през. респ-ках – Пр-т.
В парлам. респ-ках – лидер партии, кот. в парл-те в бол-ве.
Компетенция прав-ва в ЗС
1. В сфере полит. рук-ва:
а) Полномочия в обл. управления: исполнять К. и з-ны; в проц-се исп-я управлять всеми сферами общ. жизни.
б) Обеспеч-е безоп-ти г-ва (ВС в руках прав-ва, оно отвеч. за их сост-е).
в) Отвечает за правопорядок в стране.
г) Разраб-ка и исп-е бюджета.
2. В зак. обл.:
а) Право зак. инициативы.
б) Контроль за соотв-ем проектов з-нов К-ции.
в) Изд. собств. акты (пост. и распоряж-я) – это подзак. акты, принятые во исп-е з-нов.
г) Возм-но делегированное зак-во (Велик., Исп.) – это право прав-ва принимать акты, имеющие силу з-на с разреш-я парл-та: делается запрос парл-ту о принятии акта для оператив. реш-я ?? без законодат. проц-са. Деп-ы зак. собрания приним. з-н в кот. гов-ся о делегировании своего права.
3. Внеш. политика:
а) комплектование дипл. предст-в и консультств.
б) опред. контингенты ВС.
в) переговоры с прав-вами др. г-в.
г) в рамках св. комп-ции подпис. м\н дог-ы, соглаш-я (Пр.: об обмене студентами). М. даже некот. ратифицировать.
д) Реш-е ?? войны и мира, т.к. МинОбороны – это ед-ца прав-ва.
4. Чрезв. полномочия:
При наличии внеш. и внут. угроз
а) М. обращ. к Пр-ту о введ-ии ЧП.
б) М. самост. приостанавл. раб-у прав-в суб-тов
Отв-ть прав-ва
В завис. от соблюд-я з-нов и исп-я обяз-тей:
1) Полит. отв-ть:
*Выраж-е недоверия прав-ву парл-том (за невып. работу). Прав-во д. уйти в отставку.
В нек. странах прав-во м. обратиться к Пр-ту Þ Пр-т м. распустить нижн. палату.
В США полит. отв-ть прав-ва п\д парл-том отсутствует.
*В през. и смешан. респ-ках през-т м. выразить недоверие прав-ву. Прав-во д. уйти в отставку.
2) Угол. отв-ть.
Наступ. за прест-я в связи с исп-ем обяз-тей. Обычно – простые суды.
В некот. странах созд. спец. органы (Пр.: Фр. – высокая палата правосудия; ГДР – фед. конст. суд).
3) Гражд. отв-ть.
За причиненный ущерб физ. или юр. лицу. М. применяться: к прав-ву или мин-ру.
4) Дисципл. отв-ть.
Назнач-ся от прав-ва или мин-ра.
Срок полномочий прав-ва:
а) в През. респ-ках: соотв. сроку полномочий Пр-та;
б) в Парл. респ-ках:
-на срок пока пользуется поддержкой парл-та
-до правит. кризиса.
Пост премьера м. занимать не более 2-х сроков подряд.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 270.